Характер и порядок обучения грамоте. Период первый. Глава III

Из книги "История русской педагогии"

Со второй половины XVI века в некоторых училищах стали сообщать некоторые грамматические сведения, именно о частях речи; такого рода учебники "учат ученицы первоначалнии после азбуке, занеже то есть основание первое и подошва хитрости грамматичной, а грамматикия есть основание и подошва всем свободным хитростям". Главным источником грамматических знаний Древней Руси до конца XV века служил пролог (предисловие) Иоанна, экзарха болгарского, к его переводу "Богословия" Дамаскина, и сочинение "Книга философская о осмих частех слова". Дальнейшее развитие грамматики совершилось под влиянием трудов Максима Грека (умер в 1556 г.), писавшего много по грамматике и различавшего четыре части этой науки: орфографию, просодию, синтаксис и этимологию, 8 частей речи: имя, речь (глагол), причастие, различие (член, определяющий код), местоимение, предлог, наречие, союз. Максим говорил о падежах, склонениях, налогах, временах и т. д. В начале XVI века появляется в Новгороде перевод знаменитой средневековой латинской грамматики Доната (римского грамматика IV в.), переделывавшейся у нас много раз, так что имя Доната сделалось нарицательным, а переделки его грамматики назывались "Донатус". С половины XVII века вошли в употребление славянская грамматика Мелетия Смотрицкого, перепечатанная в Москве в 1648 году "в научение православным, паче же детем сущим". Грамматика Смотрицкого целое столетие оставалась главным источником филологических знаний московской Руси, вплоть до грамматики Ломоносова (1755). Любопытны статьи, приложенные в начале и в конце грамматики Смотрицкого и содержащие выяснение великого значения грамматики среди наук и в области разума вообще. Одна статья называется "Похвальныя слова сея блаженныя и святыя книги Грамматики", в ней олицетворенная грамматика так говорит о себе: "Все мною глаголется... все мною, грамматикою, снискает! Понеже на времена развожу, и на числа разочту, и на лица расскажу, и на падения (падежи) уклоню, и на супружества (спряжения) сведу, и вся в письменах прочая устроения удобно и разумно, со всеми просодиями и с точками и с запинками статно и внятно учиню... Такова есмь уставом и поставом и составом и всем естеством грамматика именуюся!"

Вместе с грамматикой стала изучаться и орфография, а также разные статьи, особенно исторические, помещавшиеся в азбуковниках. Во второй половине XVI и в начале XVII века незнакомство с грамматикой начинает считаться признаком невежества, а знание ее — необходимым для образованного человека. Печатник Иван Федоров в 1574 году называет своих московских врагов злонравными, неискусными в разуме, "ниже грамматическия хитрости навыкше". Царская грамота 1616 года велит заниматься исправлением требника лишь тем старцам Троицкой лавры, которые не только "подлинно и достохвально извычни книжному учению", но и "грамматику, и риторию умеют". Антоний Подольский, нападая на исправителей требника, "хвалится о грамматикии и о диалектике" и уверяет, что "против него" никто в России "совершенно грамматики и диалектики не знает". Исправители требника, в свою очередь, отражая нападение, обвиняют своих противников в том, что они совсем непричастны грамматической хитрости, "не знаю, кои в азбуке письмена гласныя и согласныя и двугласныя, а еже осьмочастия слово разумети и к сим пристоящая, сиречь роды и числа, и времена, и лица, звания же и залоги, то им ниже на разум всхаживало. Священная же философия и в руках не была" 7.

С половины XVII в. учебный курс значительно расширился, к этому времени распространились Азбуковники. Собственно "Азбуковник" в своем происхождении есть объяснительный словарь иностранных или славянских слов, в каковом виде Азбуковники появились рано, еще в XIII веке. Постепенно в Азбуковниках увеличивали и список объясняемых слов и сами объяснения, так что мало-помалу Азбуковники превращались в энциклопедии, употреблявшиеся в школе в виде учебного пособия и вне школы для самостоятельного чтения 8. Сначала объяснения Азбуковников составлялись на основании византийских и южнославянских авторитетов, а потом, с половины XVII века, на основании польских и западноевропейских. В них появляются рассуждения о предметах тривиума и квадриума, хотя, кроме грамматики, отчасти риторики и диалектики, о других науках говорится мало; появляются также статьи по истории, мифологии, географии, этнографии, естественной истории. Что из Азбуковников приходилось в школе и что читалось вне школы — разобрать трудно. Несомненно, в школах сообщались некоторые грамматические сведения, которые в Азбуковниках помещались довольно обширные и полные. В одном таком Азбуковнике по грамматике заключалось следующее: сначала шли фонетические объяснения славянской азбуки, объяснение назначения букв, письмен, буквы подразделены на гласные, согласные и полугласные, или, как в Азбуковниках: "звательство, полузвательство, возразительство, накончание". За фонетикой следует передача детям сведений касательно истории изобретения письмен (первобытная азбука изобретена Сифом, сыном Адама; римская — некоею царевною Арфаксадою, которая царствовала в "странах западных с своим братом, убившим отца"; греческая азбука изобретена 72 философами; славянская — святым Кириллом). В следующей главе речь идет о правописании, ударениях и пр. Особенно требовалось знание, как "ять, с естем различати", чтобы не путать их в письме. "Сие бо, прибавлено, вельми зазорно и укорно, еже ять вместо ести глаголати, также и есть вместо яти. От сего бывает велие несмысльство учению". Потом учитель учил, где и какие ставить ударения. Об ударениях объясняли весьма подробно, другие же части грамматики преподавались кратко, больше практически, чем теоретически. Падежи назывались падениями, исчисляются они в таком порядке: именовательное, родственное, дательное, виновное, звательное и отрицательное, употреблявшееся с предлогом "от" и "о". Средний род называется посредним, местоимения назывались проимениями, к ним причислялись, кажется, и прилагательные, спряжения названы супружествами. Склонения изложены в форме вопросов и ответов, и на каждый род приведены особые примеры.

В других Азбуковниках также помещались грамматические сведения, но системы в преподавании грамматики почти не было или очень мало. Правила излагались так, как казалось удобнее учителю, а потому объяснения значения и важности грамматики помещались после правил правописания. Склонения и падежи очень сбивчивы, прочие же части речи почти вовсе не принимались в соображение 9. Поэтому уменье писать грамотно и орфографически правильно было невысоко, да и не во всех школах учили этому искусству.

Бывший директор синодальной типографии и издатель грамматики Смотрицкого Поликарпов вошел в Святой синод (1723) с доношением, в котором указывал на полное отсутствие учителей славянской грамматики. "А училища на сию особую науку (грамматику) нигде не обретается, кроме школ греческих и латинских, малым чем славянской способствующей, ибо всякому языку своя грамматика учительница". Ростовский епископ Георгий Дашков доносил (1723) Синоду, что у него обучается букварям 203 человека, а грамматике учить некому. Грамматистов можно было достать тогда только в Новгороде, куда за ними и обращались при нужде. Так, в 1723 году в Синоде почувствовалась крайняя нужда в знающих орфографию канцеляристах и копиистах. Канцелярия Синода докладывала присутствию, что она имеет у себя только одну какую-то персону, отчасти понимающую орфографию, а больше не имеет ни одного такого ученого человека, и просила приискать какого-нибудь знающего "хотя бы одну часть орфографии, на первоизводство", по крайней мере "одного человека, от котораго некии копиисты могут предь правописанию обучены быть". Святой синод указал взять одного грамматиста из новгородской школы, да еще "в прибавок" другого человека, правописание знающего, из московской греческой школы 10.

Кроме рассуждений о науках, Азбуковники содержали в себе статьи и более простого и житейского характера, например образцовые послания в стихах и прозе и разные приветственные двустишия, которые должно было говорить наизусть и писать кому-либо. Большая часть приветствий суть комплименты и своеобразные остроты. Таковы комплименты на имена: "Данилу, не любящему весьма речь гнилу; Давиду, на неправых жестокому виду; Марку, разрушающему злобную драку". Знакомых светлого звания Азбуковники учили приветствовать рифмой на отечество, например Сидору Павловичу, "небеснаго и нерукотворного Иерусалима написанному гражданину". Рифмы не особенно богаты и довольно своеобразны, например "пастырь" постоянно рифмуется со словом "пластырь". Помещались образцы просительных писем педагогов к родителям учащихся о вспоможении. "Государю такому-то (имя рек) бьет челом и плачется работничишко твой такой-то: помяни благоутробие свое обо мне, работничишку, Господа ради и благоцветущия отрасли благонасажденнаго дерева, единороднаго своего и любезнейшаго сына и т. д., пожалуй мне, работничишку твоему, на школьное строение же с домашними на пропитание, благоутробне смилуйся!" Просьба о вине: "Прикажи, Государь, сосуд наполнити пития именитаго, званием второго и осмаго, и пятьдесят перваго", т. е. вина (славянские цифры в-2, и-8, н-50, а-1-вина) 11.

Сведения о преподавании арифметики в школах XVI и XVII веков крайне скудны. С конца XVI века некоторые училища могли знакомить учащихся с искусством счисления; по крайней мере, в некоторых рукописях этого времени находится таблица умножения (цифры славянские) с замечанием: "счет греческих купцов; учат младых деток считати" 12. В XVII веке обучение счету и началам арифметики вероятно, так как начали уже появляться арифметики. Но во многих ли училищах это преподавание велось и в каком объеме — неизвестно.

Вообще, учебный курс в XVII веке стал шире, чем в XV веке, начались речи о семи свободных искусствах, стали восхваляться грамматика, арифметика и другие предметы западного средневекового образования. На Москве появляется много киевских ученых, знакомых с древними языками и западными школами, а вместе с ними пришло на Русь сильное западное, школьное и всякое иное влияние. В высших кругах общества начинают учиться "по латыням". Боярин Матвеев учил своего сына латинскому и греческому языкам; старшие сыновья Алексея Михайловича обучались польскому и латинскому языкам, а царевич Федор был даже виршеплет (выучился этому искусству у своего учителя Симеона Полоцкого) и любитель математических наук. Царский синклит того времени, по свидетельству Лазаря Барановича, "польского языка не гнушался, но читал книги и истории ляцкия в сладость". Симеон Полоцкий в "Наставлении" царевичу уже воспевал и богословие, и грамматику, и диалектику, и риторику, и арифметику 13. Круг семи свободных искусств оказывался у него еще не полным — отсутствовали геометрия, астрономия и музыка, т. е. кроме арифметики, все предметы квадривиума, — но новые западные влияния и стремления сказывались ясно. Тщетны были попытки людей древнерусского благочестия остановить начавшееся новое движение. Монах афонского монастыря в 1608 году издал сочинение в Москве под заглавием "Христофор, инок русский, во святей Афонстей горе странствующий", в котором заповедует обучать детей в школе "правоверной", сперва грамматике греческой или славянской, потом Часослову, Псалтири, октоиху, далее богословию и толкованию книг Священного Писания, но отнюдь не философии и не диалектике, которыми гордятся латиняне и которые ведут к ересям. Но призывы благочестивого странника по Афону, конечно, находя сочувственный отзвук во многих, не могли остановить того движения, которого сильными представителями на Москве были Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий, люди различные по своим взглядам и идеям, но все новаторы. Приближалось новое время, прилетали новые птицы, певшие новые песни; юго-запад России все сильнее и сильнее влиял на характер образования русского северо-востока.

В XVII веке, несомненно, увеличилось число учащихся, прежние дьяковские школы, весьма немудрые по своей организации, превратились по местам в довольно большие и более или менее благоустроенные, по внешнему порядку, училища. Указанная перемена видна из наставлений учащимся в Азбуковниках. В последних годах XVII века была сочинена рукопись под заглавием "Школьное благочиние — всеспасительное учение", прекрасно характеризующая внутренний быт и строй школ XVII века.14 Вот как описывается в названной рукописи день школьника, вот какие обязанности на него возлагались:

В дому своем, от сна восстав, умыся,
Прилучившагося плата краем утрися,
В поклонении святым образом продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди;
В школу с молитвою входи,
Тако же и вон исходи.
В школу добрую речь вноси,
Из нея же словеснаго сору не износи.
В дом отходя не бежи,
Школьных бытностей не кажи.
Вси мене (учителя) блюдитеся,
Не леностно же вы учитеся;
Внимайте словам моим учительским,
Да не будете повинны ранам мучительским.
Места, указаннаго мною, не применяй,
И чужаго, тесня товарища, не занимай.
Книги ваши добре храните
И опасно на место свое кладите;
Книгу кладя, печатью вверх закрывай
И отнюдь в нее указательного древа влага
Старосте сдавать книги с молитвой несите
А заутра, приемля их, с поклоном относите.
Книги не очень разгибайте
И листов понапрасну не перебирайте;
Но на приготовленный стол добра поставляйте.
Кто книг не бережет,
Тот души своей не стережет.
Книжными наволоками (переплетами) не забавляйте,
Но написанных в них вразумляйтесь.
Сосуд, прилучающийся в школе, ставляйте и кладите
Да не небрежения ради, приключится ваше малое
Сосуд воды свежия в школу приносите,
Лахань же с настоялою водою вон износите
Столь и лавки чисто вами да мыются,
Да приходящим в школу не гнусно видятся.
Зри на образы Божии трижды поклонися.
Такжо и учителю одним поклоном смирися.

(В другом Азбуковнике прибавлено: "и дружили твоеи обычно да поклонишися").

Молитвы ваши (в школе) со умеренным гласом
купно да бывают — кричание же и верескание
пользы и умиления отнюдь не подавают.
Заповеди моя все соблюдайте
И с плода приношением вашим часто ко мне бывайте.
Ко учителю в день недельный на поклон приходите
И от снедных брашен и пития ему приносите.
Трех старост вам устрояю,
Коемуждо особое приказание уставляю.
Тии вся бывающая в вас да смотрют,
Виноватых, по вине смотря, без меня даже смиряют.
Тии должни суть: един — книги примати и отдавати,
Другой — недостатки воды усмотряти и пить отпускати,
Третий — нужды ради на двор отпускати
и зловоннаго духа должен есть ощущати
Тии должни суть быти беспристрастни,
Да, на них зря, другия будут страстни.
Хракания и иные волглости вон да исплюеши,
Пред ближним и среди школы да не повержеши;
Хрипения горляного и сопения носового не имейте,
Но ясноречно учимое и всякое речение имейте.
Когда мать дитя бьет,
Благословение свое на главу ему льет.
Вы теперь, как вас бью, плачете плачевно,
Но за то потом — не будете голодать душевно.
Шапки и одежды на грядку да полагаете.
И оттуда паки бережно взимаете.

Третий староста смотрел за чистотою школы.

Топить и мести школу надлежало каждодневно, для чего старостою назначались ученики поочередно; запрещалось без нужды отворять двери и окна, студить школу, взлезать на лавки. Каждое дело по уборке школы нужно было начинать молитвой.

В одном из Азбуковников встречаем описание обряда, который совершался при вступлении учителя в школу. Один из учеников становился пред учителем и говорил ему: "Аз мний (малейший) раб учителя моего, зрю тя, благодетеля своего, пришедша поучения ради в школу к нам. Сего ради простираю слово к вам: благоволие у нас, смиренных, сести и повеждь нам благия вести" и т. д. После речи все кланялись учителю и садились по местам. Приведены образцы подобных же речей при посещении школы кем-либо из духовных сановников и ответная речь сановника на речь ученика.

Лихуды или кто-либо из их учеников сочинил "Наставление малым детям", в котором говорится: "Подобает отроком, обучающимся купно, еже услышат глас звона, от сна восстати и помышляти архангельскую трубу, гласящую последнее телес восстание к суду и воздаянию. Восстав от сна, знаменует себя отрок знамением креста... Положив три великие и простертые поклоны пред иконою Владычицы, благоговейно идти к храму благочинным и честным ступанием; ни скоро текий, но имея шаг средний и царственнейший. Во училищи долженствуют любити молчание и воздержание, никиим шептанием и беседами невежливыми пресекати чтение... еже им учитель повесть, да не пропустят мимо ушес, и еже услышат, яко некое сокровище да хранят и в память себе вложат. Из училища в дом скоро да не спешат: не бегом потекут, не долженствуют вопльствовати, ниже мятеж некий творити, яко неистовствующие кони, егда взыгратися им; ниже паки бегати подобает яко скоту, семо и овамо... На трапезе ли велицей сел еси, не разверзи на ней гортани твоея. Яждь, яко человек, предложенное тебе, и не разгребай, да не возненавидищися, престани первый и не пресыщайся. В вечеру в спальной храмине глаголет отрок святыя молитвы. Како долженствует спать лечь отрок? Ни на нос, ниже навзничь; но первее на правый бок да возляжет, руце крестообразно сложив".
Встречаются даже указания на существование общежитий при школе: "Лягут где ученицы твоя когда спати, дивися, аще не на тех же местах имут востити".

Все приведенные черты указывают на довольно большие и с внешней стороны упорядоченные школы. Но где именно они были, чему в них учили, кто был в них учителем, на какие средства школы содержались и как управлялись — этого мы не знаем, нет о том известий. Одно только несомненно — юго-западное (малороссийское) влияние на такого склада училища. Нет оснований думать, чтобы подобные большие школы путем естественного развития, без внешнего толчка, возникли в восточной России — слишком слабо было просвещение, скудны училища в XVI и первой половине XVII века. Но юго-западные просветительные влияния постепенно усиливались в северо-восточной России, и в наставлениях Азбуковников школьникам-великороссам слышатся отзвуки наставлений школьникам-малороссам братских школ, например малопонятные наставления в великорусской школе: "из школы словесного сора не износи... школьных бытностей не кажи", но совершенно понятные и нужные в братских школах; назначение старост из учащихся и их обязанности — старосты с подобными обязанностями были в братских школах; "подобает отрокам, обучающимся купно, еже услышат глас звона, от сна восстати... благоговейно идти к храму", — напоминает общежитие при братских монастырях для бедных учащихся. Впрочем, в это время были школы и при великорусских монастырях.

Примечания:

1. Забелин А.Р. Домашний быт русских царей прежнего времени // Отечественные записки. 1854. №12.

2. Песковский М. Л. Барон Н. П. Корф, его жизнь и общественная деятельность.СПб., 1893. С. 35.
 
3. Ясная  Поляна.  Журнал  педагогический,  издаваемый  графом  Толстым Л. Н. 1862. Москва, февраль. Статья  "О свободном возникновении и развитии школ в народе". Эта статья не подписана и в Собрание сочинений Л. Н. Толстого не вошла, хотя по характерности и бойкости описания, по тону, она — толстовская.

4. Бобылев Д. М. Какая школа нужна деревне. Пермь, 1908. С.28-31.

5. Там же. С. 73-74

6. Соболевский А. И. Образованность Московской России XV-XVII веков. СПб.,1894. С. 21, 22.

7. Вот  образцы объяснений из Азбуковника, писанного в конце XVI века и пополненного из сказания о неудобно понимаемых речах половины XVII века (напечатан И. П. Сахаровым, в сочинении "Сказания русского народа". Т. II. СПб.,1849): архонти — князя; асомата — бесплотнии; архидиакон — начало диаконом; аргли — змии во Египте так наричутся, принесены от страны Аргус; грамматикия тонкое разумение книжных пословиц, тонкогласных, дебелогласных, противу осми-частия; синтаксис — соединительная книжная сила, соединяющая речи, прилучив-шиеся разделены быти на две строки: половина речения на конце строки, а другаяполовина в начале другая строки; математийские книги — отреченныя книги, их же есть четыре; арифметика, мусикия, геометрия, астрономия. Еже по-славянски ричутся: арифметикия суть планиты, в них же пишут яко планитным движением вся яжи на земли строятся; одонтотуранон — есть зверь вельми велик, яко слона цела поглощати может, живет на суше и на воде, в Рахманех, за Индийской страною; Сурамт — есть остров в Индии, а родятся в нем люди проказные, главы у них песий, а у иных — лошадиныя, а у иных — свиныя; цеца — рыба морская. Егда учнет играть, то кричит голосом аки лют зверь, а на носу у ней вверху, что две трубы дымныя, и как прыснет в те трубы и от того прыску корабли потопают. — Рассматриваемый Азбуковник содержит в большой своей части подбор слов по алфавиту с простым переводом с одного языка на другой; более пространные объяснения касаются грамматических терминов, исторических именований и удивительных естественных явлений, образцы которых выше и приведены. Объяснения часто фантастические, а иногда даже непонятные. — О древних славяно-русских словарях и древнерусских азбуковниках см.: Филолог, записки 1869 г. Вып. 1-2, ст. Ширского 1873 г. Вып. 3-5, ст. Баталина.

8. Мордовцев Д. П. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. С. 47-54, 100—101.

9. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808  Казань 1881 С. 128-129.

10. Мордовцев Д. П. Указ. соч. С. 25, 26, 68, 71.

11. Соболевский А. И. Указ. соч. С. 23.

12. См. о наставлении Полоцкого у Н. Смирнова. К вопросу о педагогии в Московской Руси в XVII в. Варшава, 1898.

13. Хмыров. Училища и образованность на Руси допетровской // Народная школа. 1869. №4-10

14. Архиепископ сибирский Нектарий (1667 г.) подробно рассказывает, что он вытерпел от старца, у которого был на послушании в Ниловой пустыни, до своего архиепископства. Старец систематически бил Нектария по два раза в день, так что в течение двухлетнего пребывания у старца, подсчитал Нектарий, боев было тысяча четыреста и тридцать. Сверх систематических побоев по два раза на день были причиняемы еще отдельные раны, даваемы случайные удары, но их Нектарий не считает. Старец избивал Нектария даже и в Светлое Христово Воскресение и тоже два раза на день. Старец бил всем, что случалось под рукой: учил клюкою, поленом, пестом, кочергой. "И не токмо древом всяким, но и железом и камением, и за власы драние, и кирпичом, и что прилучалося в руках его, чем рано дать, и что тогда глаза его узрят, тем душу мою спасал, а тело мое смирял. И в то время персты мои из составов выбиты, и ребра мои и кости переломаны, и ныне немощен и скорбен чаю себе скоро смерти" (из рукописи, хранящейся в вифанской духовной семинарии. № 2369. Цит. по: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев-Посад, 1909. Т. I. С. 122).

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру