Что читать маленьким трусишкам
Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественныя литература. И, как у любого явления, у этого есть две стороны: произведение может и облагородить, просветлить человека,и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности.
Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа "Синей бороды" и "Карлика Носа" или грустные вроде "Русалочки", "Стойкого оловянного солдатика" и "Девочки со спичками" Г-Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны и именно для детей, поскольку в "непричесанном", варианте слишком много архаической жестокости.
Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам. Их лучше оставить лет до 9-11, а в дошкольном возрасте читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы. "Буратино", "Чиполлино", "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", книги Волкова,Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова, "Баранкин, будь человеком!", "Старик Хоттабыч" и многие другие не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в "Приключениях желтого чемоданчика" С. Прокофьевой тема обретения смелости вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, ожно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти- или даже семилетним трусишкам повесть В.Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих "братьев наших меньших", но вполне вероятно, что в детскую память западет, к примеру, такая картина: "Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника." Или вот такая: "Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно."
Очень взвешенно надо подходить и к чтению детских книг приключенческого или исторического жанра. Допустим, развитому семилетнему ребенку вполне по плечу "Приключения Тома Сойера", но если он мучается страхами темноты, одиночества, смерти и бандитов, его ночные кошмары обогатятся еще и образом индейца Джо. И уж тем более следует отсрочить знакомство с "Принцем и нищим". Взрослые обычно помнят лишь забавную интригу с переодеванием и нелепыми ситуациями, в которые попадает не знающий придворного этикета Том Кенти, но напрочь забывают тягостные и страшные подробности жизни бедняков, а также пыток и казней, которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге Марк Твен.
Переход к еще более серьезной, более взрослой литературе тоже может оказаться болезненным. Повзрослев, классе в четвертом, пятом и даже в седьмом, робкие дети нередко отказываются читать книги, "которые плохо кончаются". А ведь это львиная доля мировой литературной классики! Родителям лучше осуществлять этот переход мягко, учитывая природные склонности и интересы ребенка. Дочь любит помечтать, ее не оторвать от телевизора, когда там показывают сентиментальные латиноамериканские сериалы? Предложите ей романтические произведения типа "Джейн Эйр", "Алых парусов" и т.п. Это уже и не сказки, но еще и не "суровая правда", которая, будучи узнанной раньше времени, может породить в душе девочки страх перед взрослой жизнью, в которой столько несчастья. Сын проявляет интерес к миру животных (например, пристает к вам, чтобы вы купили ему собаку)? Вот теперь настало время для реалистичных рассказов и повестей Сетона-Томпсона, где далеко не все всегда кончается благополучно, романов Дж. Лондона и проч. А заинтересовавшийся историей ребенок в 11-12 лет уже без ущерба для психики прочтет и "Принца и нищего", и "Легенду о Тиле Уленшпигеле", и "Спартака".
Важно учитывать еще и то, что многие дети уже в младшем школьном возрасте начинают примерять к себе образы героев любимых книг. И, увидев непроходимую пропасть, могут отреагировать болезненно. Заботливые, любящие родители постараются учесть и это обстоятельство. Конечно, очень может статься, что ваш ребенок "псевдотрусишка", и страх был у него признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорви-головой он, вероятнее всего, не станет. И, ориентируя такого ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а в конце концов сформируете комплекс неудачника. Как же быть?
У каждого человека есть свой круг возможностей. Они не беспредельны, но в рамках этого круга можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку органически присуще, а что - нет. Мы с И. Я. Медведевой считаем, что практически любой недостаток человека можно повысить до уровня достоинства. Трусишкой быть, конечно, плохо, но если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет просто осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет, а будет только польза. Тем более, что от природы робкий ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера - интеллектуальная: наука, искусство, литература. Поэтому давайте ему читать побольше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него самого есть склонности). В них он найдет образец для подражания, созвучный с особенностями своей натуры. А приключений и подвигов, которых так жаждет подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит!
Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена мужественными, дерзновенными поисками, только это будут поиски научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.
Кстати о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильной криминализована, и человек с тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно и уверенно, а следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческим личностям - а я в начале книги уже говорила, что у робких детей как правило большой творческий потенциал - разумнее поискать более интересную область приложения своих талантов.
Короче, не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru