Что читать маленьким трусишкам

Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественныя литература. И, как у любого явления, у этого  есть две стороны: произведение может и облагородить,  просветлить человека,и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности.

Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и  спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка.  Ему не стоит рано читать страшные сказки типа "Синей  бороды" и "Карлика Носа" или грустные  вроде "Русалочки", "Стойкого оловянного солдатика" и "Девочки со спичками" Г-Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть  литературно обработаны и именно для детей, поскольку в "непричесанном", варианте слишком много архаической  жестокости.

Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам. Их лучше оставить лет до 9-11, а в дошкольном возрасте читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы. "Буратино", "Чиполлино", "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", книги Волкова,Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова, "Баранкин, будь  человеком!", "Старик Хоттабыч" и многие другие не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в "Приключениях желтого  чемоданчика" С. Прокофьевой тема обретения смелости вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по  душе, ожно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует беспощадный естественный  отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо  опускать кровавые подробности, либо временно  воздержаться  от чтения некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать  пяти- или даже  семилетним  трусишкам  повесть В.Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих "братьев наших меньших", но вполне вероятно, что в  детскую память западет, к примеру, такая картина: "Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На  колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была  воздушная кладовая разбойника." Или вот такая: "Пик посмотрел, на  чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все  они закоченели: видно, лежали здесь давно."

Очень взвешенно надо подходить и к чтению детских книг приключенческого или исторического жанра. Допустим, развитому семилетнему ребенку вполне по плечу "Приключения Тома Сойера", но если он мучается страхами темноты,  одиночества, смерти и бандитов, его ночные кошмары обогатятся еще и образом индейца Джо. И уж тем более  следует  отсрочить  знакомство с "Принцем и нищим". Взрослые обычно помнят лишь забавную интригу с переодеванием и нелепыми ситуациями,  в  которые попадает не знающий придворного этикета Том Кенти,  но напрочь забывают тягостные и страшные подробности жизни бедняков, а также пыток и казней, которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге Марк Твен.

Переход к еще более серьезной, более взрослой литературе тоже может оказаться болезненным. Повзрослев, классе в четвертом, пятом и даже в седьмом, робкие дети нередко отказываются читать книги, "которые плохо кончаются". А ведь это львиная доля мировой литературной классики! Родителям лучше осуществлять этот переход мягко, учитывая  природные  склонности и интересы ребенка. Дочь любит помечтать, ее не  оторвать от телевизора, когда там показывают сентиментальные латиноамериканские сериалы? Предложите ей романтические произведения типа "Джейн Эйр", "Алых парусов" и т.п. Это уже и не сказки, но еще и не "суровая правда", которая, будучи узнанной раньше времени, может породить в душе девочки страх  перед взрослой жизнью, в которой столько несчастья. Сын проявляет интерес к миру животных (например, пристает к вам, чтобы вы купили ему собаку)? Вот теперь настало время для  реалистичных рассказов и повестей Сетона-Томпсона, где  далеко не все всегда кончается благополучно, романов Дж. Лондона  и проч. А заинтересовавшийся историей ребенок в 11-12 лет  уже без ущерба для психики прочтет и "Принца и нищего", и "Легенду о Тиле Уленшпигеле", и "Спартака".

Важно учитывать еще и то, что многие дети уже в младшем школьном возрасте начинают примерять к себе образы героев любимых книг. И, увидев непроходимую пропасть, могут отреагировать болезненно. Заботливые, любящие родители  постараются учесть и это обстоятельство. Конечно, очень может статься, что ваш ребенок "псевдотрусишка", и страх был у него признаком какого-то другого душевного  конфликта:  неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания  из-за  ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы  робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорви-головой он, вероятнее всего, не станет. И, ориентируя такого  ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите  его  самооценку, а в конце концов сформируете комплекс неудачника. Как же быть?

У каждого человека есть свой круг возможностей. Они не беспредельны, но в рамках этого круга можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку  органически присуще, а что - нет. Мы с И. Я. Медведевой считаем, что практически любой недостаток человека можно повысить  до уровня достоинства. Трусишкой быть, конечно, плохо, но если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет просто осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет, а  будет только польза. Тем более, что от природы робкий  ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том  поле битвы, на котором побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера - интеллектуальная: наука,  искусство, литература. Поэтому давайте ему читать побольше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него  самого есть склонности). В них он найдет образец для  подражания, созвучный с особенностями своей натуры. А приключений и подвигов, которых так жаждет подросток, в этих  книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит!

Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося  нападки  врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена мужественными,  дерзновенными поисками, только это будут поиски научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.

Кстати о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильной криминализована, и человек с тонкой  душевной  организацией  не сможет чувствовать себя в ней спокойно и уверенно, а  следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы  все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческим личностям - а я в начале книги уже говорила, что у робких  детей как  правило большой творческий потенциал - разумнее поискать более интересную область приложения своих талантов.

Короче, не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно  превратился  в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.

                                       


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру