Преодоление заикания в процессе учебной деятельности

Советы логопеда

Организация индивидуальной помощи

К сожалению, отдельные учителя общеобразовательной школы в своей повседневной работе мало учитывают особенности речевой деятельности заикающихся школьников. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что именно неправильный подход, выражающийся у некоторых учителей, незнакомых с сущностью дефекта, в отсутствии необходимого такта по отношению к  заикающимся детям, является иногда причиной, усугубляющей заикание.

Из бесед с детьми выясняется, что порой их травмирует и непонимание учителя. Так, из беседы с Ирой К. выяснилось, что в новой школе (девочка перешла в середине учебного года в другую школу в связи с переездом на новую квартиру) ее редко спрашивали, хотя она старательно готовила каждый урок и поднимала руку. Ира К. очень болезненно переживала такое отношение к себе, объясняя его исключительно своей неполноценностью. Нередко учитель спрашивает заикающихся учеников только письменно. Такая форма опроса также травмирует заикающихся, отрицательно сказывается на их речи. Могут привести к усилению заикания и случаи, когда учитель сбивает заикающегося ребенка с взятого им темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя его без особой надобности.

Недостаточное внимание учителя особенно отрицательно сказывается в тех случаях, когда заикание сопровождается отклонениями в речевом развитии детей. Полагая, что причиной неуспеваемости такого ученика является заикание, учитель, "щадя" его, старается как можно реже спрашивать и невольно уделяет ему меньше внимания. Постепенно у заикающегося образуются пробелы в знаниях программного материала, он попадает в число второгодников, а иногда такого ребенка даже переводят во вспомогательную школу.

Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся. И здесь большую роль играет система вопросов, четкость и логичность речи учителя. Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся. Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи такого ученика в присутствии всего класса.

Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление дефекта заикания зависят от очень многих, иногда неприметных факторов. На речь влияет и эмоциональное состояние ученика (заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т.д.), его отношение к учебному предмету, форма ответа (чтение, пересказ, обобщение, вывод и т.д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.

Каким же должен быть индивидуальный подход учителя к заикающимся детям?

Прежде всего, необходимо с первых же дней школьной жизни направить заикающегося ребенка в одно из логопедических учреждений, установить контакт с логопедом и постоянно выполнять его рекомендации. Однако эффективность преодоления заикания и в этом случае окажется низкой, если учитель сам не будет активно осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие на такого ребенка.

Во-первых, следует организовать правильное отношение к заикающемуся коллектива класса. С этой целью нужно побеседовать с учащимися (лучше с небольшими группами детей и непременно — в отсутствие заикающегося ученика) о том, что их товарищ, страдающий заиканием, очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что они должны проявлять к нему чуткость, терпимость. В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно товарищи по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи и чувствовать себя полноценным членом коллектива. Полезно также предложить нескольким школьникам взять шефство над ним. Важно, чтобы участие детей в судьбе их товарища было добровольным. Естественно, что "шефы" должны обладать определенными чертами характера (спокойствием, отзывчивостью, доброжелательностью, пользоваться авторитетом среди сверстников). Дружба с такими детьми важна для заикающихся не только для утверждения их позиции и социальной адаптации в классе, но и для преодоления определенных особенностей поведения: неорганизованности, импульсивности и т.д.

Ни в коей мере заикание не должно стать помехой для выполнения ребенком общественных нагрузок. Учитывая индивидуальные возможности и способности ученика, обязательно следует давать ему посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности.

Очень важно с первых дней обучения заикающегося ребенка установить контакт с его родителями. Знание обстановки в семье, поведения ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильное отношение к нему и в классе. Соответствующую беседу о тактичном отношении к заикающемуся ребенку следует провести и с родителями других учеников, чтобы те (дома) внушали детям то же самое и пресекали недоброжелательные замечания о товарище.

Чтобы знать, как именно организовать конкретную помощь заикающимся детям в классе, учителю необходимо составить четкое представление о каждом из них. С этой целью нужно провести полное обследование их речи. При этом особое внимание должно быть обращено на уровень сформированности языковых средств и на особенности развернутых высказываний учащихся в различных ситуациях общения.

Наблюдая в классе за выполнением учеником различных заданий (устных и письменных), учитель должен составить представление о степени сформированности его учебной деятельности (устойчивости, организованности, рациональных приемах работы, умении преодолевать встречающиеся трудности и т.д.). Ему также необходимо знать характер каждого учащегося, его интересы и увлечения. Периодически учитель должен находить время для индивидуальных бесед с такими заикающимися школьниками, тактично напоминать им, что преодоление заикания зависит от них самих, от их воли и активности.

Приемы нормализации учебной деятельности

В системе методов по устранению заикания большая роль принадлежит специальному коррекционно-воспитательному воздействию на личность и деятельность заикающегося. Учителю, в классе которого есть заикающиеся, следует постоянно руководить их учебной работой, организовывать и направлять ее, с тем, чтобы облегчить включение таких детей в активное общение в процессе обучения.

Особое внимание следует обращать на формирование у заикающихся учащихся навыков организованного поведения, умения преодолевать явления повышенной тревожности, тормозящей эффективность любой деятельности, а также проявлять волевые усилия для преодоления возникающих трудностей при выполнении учебных заданий. Причем эта работа обязательно должна сочетаться с упорядочением устных высказываний детей.

Так, в ходе выполнения того или иного задания, чтобы предупредить проявление небрежности и ошибок, учителю следует предварительно определить последовательность выполнения всех этапов работы с помощью наводящих вопросов и тщательно продуманных указаний и в дальнейшем регулировать степень трудности выполняемых заданий, применять, если потребуется, дополнительную стимуляцию и помощь. Для этого учитель должен предварительно планировать индивидуальный подход к заикающимся в процессе проведения уроков. В свою очередь, выполнение таких индивидуальных требований учителя развивает у заикающихся детей умение управлять собой, своим вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в учебнике.

Одной из задач коррекционно-воспитательной работы является формирование устойчивости учебной деятельности заикающихся. Большое значение в этом имеет организация внешних действий ребенка. Одним из таких действий являются общепринятые приемы правильного оформления письменных заданий. Обычно эти навыки формируются и закрепляются у детей в течение первых лет обучения. У части заикающихся учащихся несоблюдение их фиксируется очень длительное время. Поэтому учитель, работая с такими детьми, должен с самого начала приучать их точно выполнять все требования в оформлении письменных заданий, развивать у них понимание того, что правильное оформление так же важно, как и содержание работы.

Воспитание этого навыка реализуется в процессе выполнения упражнений на списывание. Так как заикающиеся дети задания, требующие длительного времени, выполняют, как правило, небрежно, то первоначально им следует предлагать задания на списывание нескольких отдельных слов (для учащихся I класса) или двух-трех простых распространенных предложений (для учащихся II - III классов). Материалом для списывания могут служить различные упражнения из учебников, а также предложения, записанные на доске в процессе прохождения той или иной грамматической темы.

На первых порах учитель выдвигает лишь некоторые требования: соблюдение правил оформления работы (начинать новое упражнение, отступив 3 строчки от отметки, строчку от даты, с красной строки); четкое соблюдение правил чистописания, знаков препинания. При этом в ходе списывания полезно напоминать детям: "Для того чтобы выполнить работу без ошибок и красиво, надо писать не спеша, тщательно проговаривая про себя каждую букву записываемого слова". В начале коррекционной работы списывание лучше использовать на первых этапах урока, так как оно организует детей и помогает им быстрее включиться в работу, в нужный темп деятельности и речи. Позже такие задания можно вводить на любом этапе урока.

Задания на списывание следует постепенно усложнять в разных направлениях: увеличение объема текста, предназначенного для списывания; повышение требований (списывание без ошибок с правильным оформлением работы дополняется выполнением различных грамматических заданий); введение элементов творческой работы; запись деформированных предложений, деформированного текста и т.п.

Причем с усложнением заданий постепенно возрастают и требования к оформлению производимой работы. Так, в начале обучения учитель должен требовать от учащихся писать новое задание на определенном расстоянии от предыдущего; производить запись условий задачи, отсчитав пять клеток сверху, три справа и т.д. Позже наряду с этим от детей необходимо постоянно требовать соблюдения четкой сокращенной записи с использованием необходимых знаков препинания на уроках математики: например, точка при сокращенном написании именованных чисел (5 деревьев - 5 дер.) или отсутствие ее при употреблении общепринятых наименований (килограмм - кг); соблюдение определенных правил записи на уроках родного языка, например, выписывание слов со строчной буквы, в строку или столбиком с сохранением заданного интервала и т.д.

Для того чтобы преодолеть или предупредить трудности, возникающие при оформлении заданий, необходимо воспитывать у детей стойкую привычку выполнять запись в определенной форме, которая помогает автоматически выполнять простейшие, необходимые действия в установленном порядке. Чтобы выработать такой автоматизм, целесообразно рекомендовать учащимся повторять про себя форму записи и порядок ее воспроизведения.

Нельзя забывать, что навык сосредоточенной работы вырабатывается постепенно. На первых порах соблюдение при списывании названных выше требований нередко приводит к возрастанию числа ошибок в заданиях. И только благодаря систематическим упражнениям, у заикающихся развивается умение сочетать доброкачественное выполнение задания с правильным его оформлением. Этому способствует также постоянное поощрение детей учителем. Во время выполнения различных заданий учитель не должен выпускать из-под контроля ни одного действия ученика и в случае затруднений оказывать помощь в форме наводящих вопросов и ободряющего побуждения к деятельности: "Ты, Коля, отлично выполнил часть задания, постарайся так же хорошо, не отвлекаясь, окончить его"; "Женя, ты очень красиво написал упражнение, будь внимательным, не забывай ставить точки".

Подробно описывая роль данного приема, мы хотим показать учителю, что определенные коррекционные возможности имеются даже в самых обычных, хорошо известных ему приемах учебной работы. Однако коррекционная направленность эффективна только при определенных условиях, при соблюдении определенных требований к выполнению задания и при обязательном тщательном контроле за качеством его выполнения. Таким образом, особый подход к заикающимся в данном случае и будет заключаться в создании определенных, строго индивидуализированных условий учебной работы. Как организовать индивидуальный подход к ребенку, знает каждый учитель. Хотим только отметить, что задания на развитие устойчивости учебной деятельности полезны всем учащимся класса, и поэтому на первых порах учитель может использовать описанные приемы во фронтальной работе. В дальнейшем же, в силу того, что навык организованной работы формируется у заикающихся учащихся длительное время, применять его следует строго индивидуально.

Использование подобных приемов на уроках математики отличается некоторым своеобразием. Дело в том, что основные трудности заикающихся учащихся при выполнении письменных заданий на уроках математики связаны с самостоятельной записью на доске или в тетрадях диктуемых учителем примеров. Учитывая это, на уроках математики нужно специально учить детей записи примеров (цифрового материала) и записи математических заданий и задач с именованными числами. Одним из приемов является обучение проговариванию записываемого. Коррекционная задача данного приема состоит в том, что учащимся предлагается не просто проговаривать каждую из цифр записываемого примера, а непременно устанавливать соответствие проговариваемого с записываемым. Подобная форма записи отнимает немало времени на уроке, однако дает большой положительный эффект.

Заикающиеся учащиеся часто затрудняются и в выполнении устных заданий (без зрительной опоры). Они с повышенным вниманием прислушиваются к словам учителя, чтобы запомнить (только с опорой на слуховое восприятие) все элементы задания, в короткий срок отобрать необходимый материал соответственно заданию и воспроизвести его в заданной последовательности.

Поэтому вначале учащимся следует предлагать несложные задания. Для учащихся I - II классов можно рекомендовать, например, такие:

в произносимой учителем паре слов (губы - зубы, дом - дым) определить, какие звуки разные;

подобрать 3 слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?;

из прочитанных учителем предложений запомнить и затем воспроизвести названия предметов, их признаков и действий.

Учащимся III класса — определить в прочитанных учителем предложениях либо имена существительные, либо прилагательные, либо глаголы.

Дальнейшее усложнение устных упражнений заключается в развернутости заданий:

учитель диктует текст и предлагает ученикам выбрать из него родственные слова и записать их по памяти;

учитель диктует ряд слов (поля, моря, слова, гора, стена, мячи) и предлагает ученикам записать данные, слова в два столбика, изменив их так, чтобы безударные гласные стали ударными, придумать предложение со вторым словом первого столбика.

Более сложными являются упражнения, в которых исходные данные нужно придумать самим учащимся. Например:

подобрать три слова, которые отвечают на вопрос кто?, составить с двумя из них предложения;

подобрать три слова с безударными гласными, подыскать к ним родственные слова, выбрать из них проверочное слово, составить с одним из слов предложение и т.п. Коррекционное действие подобных заданий возрастает, если после их выполнения проводится проверка.

Первоначально устные задания могут быть адресованы всему классу. Позже, по мере того как заикающиеся дети освоят этот вид работы, им систематически нужно предлагать такие задания индивидуально. Целесообразно давать устные задания заикающимся тогда, когда, например, весь класс выполняет самостоятельно какое-либо письменное упражнение из учебника (на данную тему) или во время опроса.

Осуществляя индивидуальный подход к заикающимся, следует как можно чаще использовать один из эффективных приемов развития слухового внимания и памяти - прием изменения формулировки задания, Например, во время опроса учащихся один и тот же вопрос нужно предлагать в нескольких формулировках: "Что такое имя существительное?"; "Что называется именем существительным?"; "Какая часть речи называется именем существительным?".

Можно усложнить описываемый прием, предлагая формулировки задания, выраженные предложениями сложных синтаксических конструкций. Например: "Придумайте примеры, которые подтверждают изменение имен прилагательных по числам"; "Подберите примеры так, чтобы они подтверждали изменяемость имен прилагательных по числам"; "Нужны примеры, подтверждающие изменение имен прилагательных по числам". В данном случае коррекционное воздействие возрастает, так как учащимся, чтобы понять суть предлагаемого задания и правильно выполнить его, необходимо проявить опреде¬ленную устойчивость внимания.

Большие коррекционные возможности заключаются также в таком хорошо известном учителю приеме работы, как устный счет, который широко используется учителем на уроках для развития внимания, памяти, овладения математической терминологией. При обучении заикающихся детей устный счет выделяется в качестве самостоятельного коррекционного приема и приобретает некоторую специфику, которая выражается прежде всего в постепенном нарастании количества компонентов (действий) в решаемых устно примерах.

Вначале учащиеся решают устно примеры, включающие 2-3 компонента. Затем, по мере развития у них навыка решать подобные примеры безошибочно и бегло, им предлагают задания, состоящие из 4-5 и более компонентов.

Эффективно также чередование разных видов устного счета: решение отдельных примеров типа (5+7):2 чередуется со счетом "по цепочке", например: "К 3 прибавить 4, полученный результат увеличить на 8 единиц". Это задание сменяется "равным счетом". Например, по аналогии с продиктованным учителем и решенным примером учащиеся составляют свои примеры с таким же ответом, но с другими числами.

Целесообразны такие задания: "Назовите подряд числа, начиная с числа 37 и кончая числом 76"; "Отсчитывайте по одному, начиная с числа 91 и кончая числом 79"; "Назовите число, предшествующее числу 20, следующее за числом 20"; "Какое число следует за числами 19, 29, 39?"; "Назовите числа в обратном порядке".

Подобные задания следует периодически включать в устный счет не только учащимся I - II, но и III классов. (Естественно, в III классе детям предлагается усложненный вариант заданий, например, отсчитывать от определенного числа по 2, по 3 или поочередно: то по 1, то по 2.)

Развитию устойчивости учебной деятельности способствуют также особые формы проверки полученного в процессе устного счета результата, Приведем примеры. Учащиеся решают устно следующий арифметический пример: 60:4x5 - 25+10=60. Затем один из учеников, вызванный учителем, произносит конечный результат (60). Дальнейшая проверка хода решения развертывается в виде диалога.

Для упорядочения учебной деятельности заикающихся детей большое значение имеет развитие у них способности к переключению. В практике школьного обучения известно немало приемов, которые этому содействуют. Однако в работе с нормально говорящими детьми учителя используют их лишь эпизодически. При обучении заикающихся детей возникает необходимость целенаправленного формирования данной способности, поэтому в ходе уроков нужно использовать такие упражнения систематически. Одним из приемов, способствующих развитию у учащихся способности к переключению, является списывание с последующим выполнением различных видов грамматических заданий. Эти задания следует постоянно усложнять. Например, вначале предложить списать текст, выбрать из него и выписать (соответственно изучаемой грамматической теме) слова с мягкими согласными, или слова с шипящими согласными, или родственные слова, или имена существительные и т.п. Затем можно предложить списать пары слов, отличающиеся одной буквой, при списывании подчеркнуть разные гласные одной чертой, разные согласные — двумя.

Или предложить списать текст, ставя, где нужно, точки, подчеркнуть в первом предложении слова, обозначающие предметы (одной чертой), во втором предложении — слова, обозначающие действие предметов (двумя чертами), в третьем - слова, обозначающие признаки предметов (волнистой линией); списать данные слова по алфавиту, подчеркивая названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, одной чертой, на вопрос что? — двумя.

Таким образом, при закреплении каждой из грамматических тем следует подбирать упражнения, в процессе выполнения которых учащимся приходилось бы переключаться с одной умственной операции на другую, с одного вида действия — на другой и т.д. Переключению способствует и форма записи. Учащимся предлагается:

из ряда слов выписать в первый столбик те из них, в которых три буквы, во второй — слова, в которых четыре буквы;

списать текст и выписать в первый столбик слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, во второй - слова, которые отвечают на вопрос что делают? и т.п.

Очень эффективны различные задания с деформированными текстами, где восстановлению подлежит как порядок слов в отдельных предложениях, так и последовательность предложений.

Для развития у заикающихся детей способности к переключению необходимо широко использовать и устные формы работы. С этой целью каждое задание (обычно включающее несколько элементов) составляется учителем таким образом, чтобы при выполнении его учащимся приходилось одновременно подбирать разнородный материал, например:

определить, сколько звуков и сколько букв в прочитанных учителем словах (коньки, пальто, учительница);
определить, сколько предложений, сколько слов в прочитанном тексте, состоящем из нескольких простых предложений;
подобрать два слова, в которых буква ь обозначает мягкость согласного, и два слова с разделительным ь;
подобрать имя существительное женского рода и имя существительное мужского рода;
подобрать имя существительное 1-го склонения и имя существительное 3-го склонения.

Постепенно упражнения усложняются. В них включаются уже два грамматических признака:

подобрать имя существительное женского рода единственного числа и имя существительное мужского рода множественного числа;
подобрать имя существительное 3-го склонения в дательном падеже и имя существительное 2-го склонения в предложном падежей т.п.
Для развития способности к переключению с одного вида деятельности на другой можно использовать и такой прием: в уже известные учащимся упражнения добавить новые задания. Так, если задание: "Подобрать имена существительные всех трех склонений" направлено на развитие устойчивости деятельности, способности удерживать в памяти определенный объем информации, то дополнение его требованием воспроизвести сначала имена существительные 1-го и 2-го склонения только мужского рода, а затем существительные 1-го и 3-го склонения женского рода будет способствовать переключению внимания.

Коррекционную направленность можно придать и такому хорошо известному учителю приему работы, как выборочный диктант. Например, при изучении склонения имен существительных заикающимся учащимся можно предложить записать слова из диктуемого учителем текста в 3 столбика, соответствующие 1-му, 2-му, 3-му склонению.

кажем еще один эффективный прием, который легко может быть использован учителем в ходе обычного ведения урока. Это различные графические диктанты. Перед их записью учитель предварительно знакомит учащихся с условными обозначениями. Например, слово с глухой согласной обозначается в виде треугольника, а со звонкой согласной - в виде четырехугольника и т.д. Затем учитель читает текст, состоящий из специально подобранных слов, а учащиеся воспроизводят в своих тетрадях графическую запись диктуемого. При проведении подобных упражнений, с одной стороны, достигается концентрация внимания на выполняемой работе, а с другой - развивается способность к переключению внимания.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру