Та самая гора

Уже с самого начала весны все знакомые и незнакомые донимали вопросами о наших планах на это лето. Детский Экстремальный Проект был громко заявлен в прошлый сезон, и для многих, это стало своеобразной "мыльной оперой", требующей логичного или нелогичного, но – продолжения. Однако лето подходило, а планов все не было.

В феврале в спортивном зале Ковалевского детского дома мы закончили строительство очень приличного скалодрома: девять метров в высоту и девять в ширину, по всем современным стандартам, и всерьез и надолго занялись скалолазанием. В марте, на школьных каникулах, мы отправились в Крым "утюжить" Парус. Скальная тема поглотила всех нас и смешала все предыдущие ориентиры. И вдруг, где-то посередине июня нашей бригаде предложили присоединиться к небольшой группе, идущей на Алтай. Целью экспедиции было восхождение на г. Белуха по восточному ребру, маршрутом 3Б к.с. Мы немедленно залезли в интернет и открыли все возможное на эту тему.

Реакция детей была двойственная: вид на Белуху со стороны Ак-Кемской стены завораживал, однако, было непонятно, где же здесь 3Б? – практически отвесная  полуторокилометровая стена. Страшно. Многочисленные отчеты утверждали о сотнях успешных восхождениях; фотографии мемориальных досок с Томских ночевок свидетельствовали об обратном.

18 июля мы вылетели в Барнаул. На восьмерых детей и девятерых взрослых приходится около полутонны груза, без продуктов! В аэропорту пришлось выложить немалые деньги за перегруз. От аэропорта еще 800 километров на автобусе до Тюнгура – отправной точки нашего треккинга до подножья горы.  Там мы сортируем свое барахло: основная часть продуктов,400 м веревки, кошки, ледобуры и прочее "железо" мы на  шести лошадях отправляем на Ак-Кемское озеро, а сами, покидав все необходимое в "похудевшие" рюкзаки выдвигаемся вслед. Через трое суток мы, слегка потрепаные, но полные оптимизма, встречаем на озере наш груз. От самого Тюнгура нас сопровождает собака – помесь лайки с дворнягой. Удивительный ум и такт этого пса покорили наши сердца: вся наша команда привязалась к нему и он становится живой эмблемой нашего путешествия. По названию фирмы одного из наших спонсоров, собака получает имя Кэмп.

Спасатели с большим недоверием встречают нашу процессию и заявляют, что подход к Горе детям до 16 лет запрещен (самому младшему участнику экспедиции – 12 лет). Как в кино – "дети до 16". "Интересно, чем же там занимаются взрослые дяди и тети?"- подумали наши мальчишки. Однако, дальнейшие переговоры расставляют все точки над "i": слух о нашем проекте, докатился до Ак-Кема. Мы получаем "зеленый свет" и двигаемся устанавливать базовый лагерь и разбирать барахло. На утро – трагическое известие: район закрыт. 20 июля сорвавшийся серак с перевала ТКТ на Белухе заживо погреб четверых восходителей из Минска, а пятеро получили тяжелейшие травмы. Начинаются масштабные спасательные и поисковые работы. Тем не менее, мы все же получаем разрешение продолжать маршрут, поскольку спасатали были уверены, что сил нам не хватит, и, в лучшем случае, нам удастся пройти до Томских стоянок на высоте 2700, прямо под Ак-Кемской стеной.

Мы берем запас газа и продовольствия на пять дней, пакуем веревки, "железо", а также все необходимое и выдвигаемся на морену. 13-ти километровый путь с набором высоты в 700 м мы одолеваем за 11 часов. Погода всю дорогу "работает" на нас.

Весь  следующий день при моросящем дожде проводим на "домашнем" леднике Арбуз для отработки техники передвижения по льду, страховке и ледолазанию.  Трое участников экспедиции после обеда с грузом веревок и "железа" выдвигаются на перевал Делоне, чтобы произвести разведку состояния перильных веревок и сделать заброску части тяжелого груза, таким образом, облегчив работу на завтра. Утро нас встретило солнцем и легким ветерком. Мы проходим вверх по Арбузу и подходим к бергшрунду, выше которого начинается крутая ледовая стена, ведущая на перевал.  Крутизна колеблется от 40 до 50-ти градусов.  Слава Богу, перила провешены. Собака скулит и лает, но по хлипкому снежному мосту через бергшрунд идти отказывается. Скребет когтями лед, будто опробывает кошки. По очереди мы пристегиваемся и через пять веревок выходим на перевал. На перевале меня встречает собака! Это высший класс. Отдыхаем, догружаемся веревками и "железом", заброшенным накануне и двигаем вниз на другую сторону, на ледник Менсу. Это такой микро-Кхумбу: передвигаться приходится со всей осторожностью в связках. Обидный сброс высоты метров в 300 и опять набор – на перевал Берельского. Собака идет впереди, уверенно обходя все трещины. К вечеру выходим на перевальное седло, где и ставим лагерь, зарываясь в снег и ставя ветрозащитные ограждения из снега. Погода портится.

Кроме нас на перевале две группы: из Минска и Барнаула. Удивительно, но дети полны жизни и оптимизма, несмотря на огромную работу, проделанную за сегодняшний день и мокрую обувь. Оперативно поставив лагерь, они тут же принялись искать воду и готовить ужин. На лицах взрослых – усталость и озабоченность. Очень плотный туман и моросящий мелкий дождь. Пытаемся загнать собаку под тент, но – безуспешно: она вырыла яму в снегу и устроилась там калачиком. Ночью нас "накрыло" мокрым снегом. Палатки провисли под тяжестью снега и воды. Однако, нет худа без добра: с поверхности палаточных тентов нам удается периодически набирать воду для приготовления пищи и питья. Газ и продукты катастрофически кончаются. Просушиться нам так и не удалось. Взрослые начинают продумывать пессимистические планы отхода, дети же обсуждают предстоящее восхождение!

На следующий день встаем в 4 утра: переменная облачнось, рваный туман, однако, идти можно, тем более – в связках. Все идут нормально, я, почему-то, через шаг проваливаюсь чуть ли не по пояс. Подъем меня изматывает, однако, через два часа мы выходим под восточное ребро. Осталось всего каких-то там 500 метров и провесить 8 веревок. К нашему "паровозу" пытаются прицепиться два "вагона" - группы из Минска (5 человек) и Барнаула (тоже 5 человек). Мы все стоим на обрыве над долиной Ак-Кема. Дух захватывает. Оборачиваюсь: "ребята, пойдете только после наших детей. И вверх и вниз. Поможете на обратном пути тащить веревки".  Всеобщее ликование и начало подъема.

Идем уверенно и к часу выходим на предвершинное плато. Осталось провесить еще две веревки и через час мы на вершине. Здесь, через разрывы в облаках мы наблюдаем удивительное явление – снежную радугу. Это доброе предзнаменование, мы фотографируемся и начинаем движение вниз. На сильном ветру веревки "дубеют" и частично покрываются льдом. Приходится идти дюльфером через карабин. Слава Богу, спуск детей и "пассажиров" закончен, начинаем снимать веревки. В этот день на вершине побывало 27 человек, из них – семеро детей, младшему из которых всего лишь 13 лет! А затем, все повторилось в обратном порядке. Через сутки, уже после захода солнца, последние наши товарищи спустились на Томские стоянки. Чарующий шум долгожданной воды! Поразили всех дети: они прошли точно такой же как и мы путь, однако сколько радости, доброты и счастья излучали их глаза! До полуночи они все суетились с кухнями, пытаясь накормить и отпоить взрослых. Глядя на них я вдруг понял: они стали другими.

Гора – образ той горы, что находится внутри нас, и на которую мы поднимаемся всю жизнь. Подъем вверх связан с опасностями, с риском, трудностями, с большим напряжением физических, духовных, психических сил. А вниз можно лететь, не напрягая никаких особенных усилий. И упасть в пропасть.