Всему учит море

Море всегда влекло  к себе величественной безбрежностью просторов, мощью то ласковых, то яростных  волн, таинственностью жизни в синих глубинах...  Но наблюдать за его обитателями даже с маской удавалось далеко не каждому. Тем более опуститься на морское дно с аквалангом. А дети? Для большинства из нас слова “ребенок” и “акваланг” даже во сне не могут соединиться в словосочетание “ребенок на дне моря с аквалангом”. И тем более трудно представить, что во время летних каникул, проведенных на море, ребенок может не только отдохнуть, но и познакомиться с жизнью моря и не по рассказам или телепередачам, а самостоятельно погрузившись в подводные сады, зоопарки, пустыни, горы... - в мир, который наблюдал через иллюминаторы своего корабля и капитан Немо.

Именно такой активный отдых мы рискнули предложить нашим в большинстве своем “вождям краснокожих” в рамках разработанной нами  морской экологической программы “Всему учить море”.

Как все началось

Ни для кого не секрет, что во время школьных и студенческих каникул родители и дети сталкиваются с трудноразрешимой для многих задачей – как провести эти столь долгожданные свободные дни, недели, месяцы, куда отправить ребят, например, на  лето, чтобы они отдохнули, окрепли, повзрослели, да и чему-то научились или, по крайней мере, не набрались ничего дурного.

Эту проблему, хотя и отчасти, достаточно давно начали решать с помощью летних лагерей. Если вести отсчет от первых летних лагерей для потешных полков Петра Первого, то российским лагерям сегодня уже более 300 лет. В петровских лагерях дети приобретали в основном опыт физической и военной подготовки и становились взрослее. В наши дни, конечно же, акцент стал другим, хотя и физической  подготовке уделяется немалое внимание. Во многих лагерях детский отдых организуется на основе лучших педагогических традиций, что, однако, не мешает использовать и современные подходы к решению этой очень важной задачи. Поэтому и сегодня летний лагерь – это одно из тех мест, где можно решить проблему досуга в период школьных и студенчески каникул.

Как это ни парадоксально, но интерес к проблеме детского отдыха и летних лагерей в России возник у одного из авторов статьи во время его пребывания в США. В 1994 г. Александр Камнев  работал и учился по правительственной программе SABIT в Ассоциации Seacamp (Seacamp Assosiation), в структуре которой в зимнее время работает институт (Newfaund Harbor Marine Institute), а в летнее время на базе института - морской экологический лагерь (Seacamp), куда приезжают ученые и дети  со всего мира, в том числе и из России. Эта уникальная ассоциация была создана более 30 лет тому назад совместными усилиями родителей, ученых, бизнесменов, работников лагерей – всех, кто заинтересован в том, чтобы пробудить в молодом поколении любовь к Океану. А возглавляет этот коллектив до сих пор вдохновитель ее создания – удивительная женщина, замечательный педагог Айрин Хупер. Приезжающим отдохнуть в лагерь ребятам предоставляется возможность выбрать  себе занятия на все время пребывания в этом морском центре из более чем 30 различных программ. Это программы, связанные с изучением растительного и животного мира коралловых рифов, изучением акул, мангров, различных типов морских сообществ. Ребята знакомятся с основами рыболовства, плавают в водоеме с акулами, (что доставляет им большое удовольствие), учатся строить парусные  лодки  и превращать мусор в произведения искусства. Одними из очень популярных программ в лагере являются виндсерфинг и парусный спорт. В этом лагере существует уникальная для США, а возможно и для других стран, программа, в которой подростки обучаются плаванию с аквалангами. Seacamp ставит своей целью не просто научить ребят плавать с аквалангами, а использовать полученные навыки для ведения различных глубоководных работ, в том числе и научных исследований. На все занятия ребята выезжают с масками, трубками и ластами на флэттопах – специальных лодках с плоскими палубами. Перед спуском  в воду проводится небольшое объяснение. А потом – погружение в мир тишины, неописуемого разнообразия кораллов, рыб – от крошечных, не более 1 см, до величественных скатов, достигающих иногда 1,5 м, губок самых необычных расцветок, форм и размеров, омаров, моллюсков, водорослей, дельфинов, акул… Вечером ребят ждут костры, дискотеки, лекции о животных с показом слайдов и фильмов, изучение звездного неба, морские вечерние прогулки.

Вернувшись домой, А.Камнев неожиданно получил предложение разработать аналогичную программу для наших российских детей от директора крупнейшего в Анапе детского оздоровительного лагеря “Кавказ” Людмилы Савельевны Ледневой. И вот с 1995 года программа “Всему учит море” стала неотъемлемой частью лагерной жизни “Кавказа”. Так, неожиданно для себя, морской биолог, сотрудник биологического факультета МГУ и Института океанологии стал работать с подростками, “Кавказ”  превратился в юношеский морской научный центр и базовый лагерь для проведения первого в России эксперимента такого рода, а общественная организация “Новый культурный и экономический опыт” – в кузницу кадров и распространителя программы.

Воплощение

Программа “Всему учит море” стала реальностью для наших ребят благодаря неподдельному интересу и активной помощи администрации лагеря “Кавказ”, замечательному расположению последнего и хорошей команде. Лагерь находится на самом берегу Черного моря.  Его пляж, окруженный дюнами, удовлетворит желание любителей и активного и пассивного отдыха - с одной стороны, это  отличная спортивная площадка, а с другой - замечательный “солярий” самой Природы. Недалеко видны горы, около которых песчаное дно сменяется каменистым - настоящим раем для моллюсков, крабов, рыб...

Осваивая море и  эти зоны – пляж  и горы – ребята и становятся участниками программы, погружаясь полностью в учебную среду – окружающую их природу. А помогают этому процессу обучения опытные и знающие наставники (инструкторы и преподаватели), строящие свою работу на основе методов деятельного образования, смысл которых в том, чтобы процесс приобретения знаний стал для ребенка потребностью, потому что без этого конкретного знания он не сможет сделать то, что ему так хочется именно сейчас, в эти летние дни в этом лагере на море, например, погрузиться под воду.

Вода, морское дно, песок, деревья и травы, отвесные скалы и звездное небо – все это учит ребят новому для них восприятию мира, входит в их сознание и сердце, становится  частью их жизни, их жизненного опыта. Так происходит “воплощение” программы в самое главное – в наших детей, в наше будущее. Физическая нагрузка, хорошая усталость, эмоциональная разрядка, масса новых впечатлений и знаний, которыми можно будет поделиться со сверстниками, элементы почти всегда присутствующего в занятиях и так недостающего детям (особенно в переходный период) экстрема – и многие дети меняются на глазах, становятся совершенно другими. Для кого-то пробудившееся увлечение станет профессией и смыслом его жизни, кто-то сможет передать свое знание (а с ним и кусочек программы) дальше, воплощая его в новые и новые ребячьи умы и сердца.

Вот так началось воплощение программы, так оно происходит сейчас, одновременно воспитывая и обучая  новые поколения ребят.

Несколько слов о педагогических принципах, которые мы выбрали.

Так как наша программа непосредственно связана с обучением и воспитанием, хотя и не за школьной партой, а “наука о воспитании и обучении детей и молодежи”, согласно толковому словарю В.И.Даля, есть педагогика, то мы хотели бы сказать несколько слов об используемых нами педагогических принципах.

Чтобы лучше понять образовательные принципы, на которых построена программа, вероятно, важно немного рассказать о самом образовании, которое называется деятельным. Деятельным (опыто- и практико-ориентированным) образованием, в том числе экологическим, мы назвали образование, которое  сочетает в себе принципы как классического дидактического, так и эмпирического образования. Оно направлено не только на получение знаний, но и на процесс активного приобретения собственного жизненного опыта, что и является одним из элементов воспитания. С психолого-педагогической точки зрения, особенностью  деятельного образования является то, что образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Сами методы деятельного образования предполагают обучение практической деятельности, которая определяется естественными взаимоотношениями Человека и Природы.

Чрезвычайно важной отличительной чертой деятельного образования является внутренняя мотивация обучения, не требующая никаких искусственных  стимулов. Этому есть очень простое объяснение: в начале цепи обучения стоит не постулат или формула, требующие заучивания, а необходимость совершения действия, для чего крайне важно получить целый набор знаний (в том числе и постулатов, и формул). Т.е. чтобы  правильно совершить действие, учащийся должен изучить необходимую информацию. Подобное обучение  приводит  к  более глубокому усвоению информации, так как все выученное ассоциируется с конкретными действиями и событиями, а не с абстрактными  символами и общими принципами. Таким образом, деятельное образование  строится  не  на  простом  повторении  информации из книг, учебников и лекций, а на целом мире  новых  индивидуальных открытий.  Оно дает радость познания и даже, иногда, непосредственное веселье в процессе обучения на  некоторых  курсах, т.е. связано с положительными эмоциями, что способствует успеху в обучении.

В России деятельное образование, в том числе экологическое, имеет глубокие корни. Одним из первых отечественных педагогов, пытавшихся соединить в образовательной практике различные педагогические подходы (т.е. методы традиционно дидактического и эмпирического образования), был Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871). Он считал, что именно сочетание учения, труда, игры и школьной жизни являются основой творческого процесса. Правда, в области деятельности он основное внимание уделял труду, считая его главным фактором, увеличивающим воспитательное влияние (Ушинский, 1939). “Не должно бы быть ни одной школы, в которой учитель или учительница не учили бы по возможности разнообразным мастерствам и рукоделиям или при которой не было бы сада, огорода, куска поля, на котором бы могли работать дети”. Большой вклад в развитие деятельного образования в России внесли отечественные педагоги В.П.Вахтеров, Л.Е. и И.С. Тихомировы, М.П.Щетинин.

В зарубежной практике элементы деятельного образования во многих странах были положены в основу подготовки военных моряков и летчиков; используются они и при подготовке спортсменов, летчиков гражданской авиации и, конечно, космонавтов. На современном этапе методы эмпирического образования применяются в основном для формирования характера молодого человека, воспитания в нем гражданской  и моральной  ответственности, а не для получения профессиональных знаний; хотя и здесь оно  могло  бы  оказаться очень полезным.

Мы решили использовать методы деятельного образования для реализации программ экологического образования  в детских летних лагерях, где дети и подростки, отдыхая, но участвуя в ряде программ,  в непринужденной обстановке могут не только получить теоретические знания и практические навыки по многим дисциплинам, в том числе,  классической экологии и биологии, но и обучаться “экологическими”  методами.

Чему же учит программа

Ребят программа учит:
умению работать в коллективе и чувству ответственности. “Море встает за волной волна, а за спиной – спина” - это не пустые слова для тех ребят, которые столкнулись со всеми трудностями работы в море, будь то погружение с аквалангом (которое, на самом деле, нельзя отнести к разряду развлечений), вязание морских узлов или плавание под парусом;

другому взгляду на окружающую нас жизнь. Ведь порой из-за наших малых знаний, неграмотности мы, не глядя, разрушаем целые миры;

физической силе и выносливости – без этого не поднять акваланг, не забраться на отвесную скалу и не помочь товарищу;

преодолению – трудностей, которые так часто возникают на нашем пути;  своих собственных комплексов,  неумений, нелюбви к кому-либо или чему-либо (например, к физике, но без нее не справишься, не поймешь работу акваланга);

изменению отношения к знаниям – они становятся нужными не для отметки в дневнике и золотой медали, а для того, чтобы увидеть то, что раньше было от тебя скрыто, узнать то, чему до этого не было места в твоей жизни,  сделать то, что казалось недоступным. И все это – с радостью, потому что без принуждения, а по  с о б с т в е н н о м у    желанию, по глубокой внутренней потребности;

истории края, хотя это и  может показаться на первый взгляд странным. Ведь изучая природу и сталкиваясь с остатками навсегда исчезнувших растений или животных,  невольно задумываешься, что привело к их гибели, как избежать аналогичных потерь в будущем. А это вопросы и политики, и экономики, в том числе и социальной;

и, наконец, учит быть  ч е л о в е к о м   -  защитником, заботливым хозяином и добрым другом окружающего нас мира природы, а не вандалом.

Студентам - инструкторам и преподавателям, которые зачастую всего лишь на 3-4 года старше своих подопечных, - программа дает возможность:

приобрести в течение года (а многим в течение ряда лет)  новые знания и навыки в самых разных областях: плавания, работы с аквалангом, альпинизма и туризма;

серьезно улучшить свою физическую подготовку;

стать более опытными и мудрыми специалистами, день за днем в течение всего летнего периода работы с детьми оттачивая свое мастерство;

превратиться из «зеленого» безответственного студента во взрослого человека, полностью осознающего ответственность за жизнь своих подопечных;

оценить правильность своего выбора профессии:  действительно ли педагогика – это их путь в жизни.

 

 

 

В целом программа позволяет

решить проблему занятости свободного времени у молодежи;

активно заниматься популяризацией различных современных научных и технических направлений и дисциплин (часто дети даже не представляют, что такие дисциплины существуют, например, биотехнология. генная и фотонная инженерия и и др.);

готовить ребят к будущей жизни, подсказывая им направление при выборе вуза и профессии;

прививать важные жизненно необходимые навыки ( из области туризма, альпинизма, плавания, работы с аквалангом, спасения утопающих, выживания в экстремальных условиях), которые им больше негде получить;

распространять чисто академические знания, которые дети не могут получить в школе;

решить социальные проблемы. Руки и труд студента становятся востребованными. Он начинает зарабатывать благодаря своим знаниям, опыту и умению, т.е. тому, чему его учили, а не занимаясь банальной торговлей в магазинах, супермаркетах и даже на рынках. Т.е. развитие деятельного лагерного движения создает реальные рабочие места именно для студентов.

Самое главное - команда

Да, от знаний и умений команды зависит многое. Поэтому профессиональной подготовке инструкторов и преподавателей для работы с детьми уделяется очень большое внимание на протяжении всего года. Занимается же этой подготовкой общественная организация “Новый культурный и экономический опыт”. Под руководством опытных инструкторов студенты Московского городского психолого-педагогического института, МГУ им. М.В.Ломоносова и других вузов осваивают работу с аквалангом, альпинизм, туризм, серьезно изучают основы выживания в экстремальных ситуациях. Кроме того, ребята получают основательную психологическую и медицинскую подготовку.  Весной и летом практически вся команда участвует в ряде серьезных походов, где полученные на занятиях знания закрепляются уже в реальных полевых условиях. Это походы и на Волгу, и под Тарусу, и по горам Кавказа, и работа на побережьях Черного и Белого морей, на Дальнем Востоке. Обычно в течение года тренинг проходят более 200 студентов, которые летом передают  свои знания детям. Многие студенты выезжают на работу из года в год.  Это инструкторы-биологи Александр Вершинин, Кирилл  и Наталья Ефремовы, Филипп Сапожников, Александр и Екатерина Николаевы, инструкторы по экстремальным видам деятельности Константин Воронцов, Сергей Чабыкин, Григорий Аникин, инструкторы-психологи Тарас Кононец, Елена Ефремова,  Елена Демидова, Наталья Алтунина, Анна Камень, Ольга Нуриманова, Елизавета Зеленер, Ольга Першина, Татьяна Полякова и многие другие.

Развитие

Вслед за “Кавказом” площадкой для демонстрации и внедрения программы и ее отдельных фрагментов стали лагеря “Лесная сказка” (Йошкар Ола), “Степные росы” (Керчь), полевой лагерь на Большом Утрише, “Орленок”. К нашей радости, программа прижилась и, более того, получила развитие: департаментом молодежной политики в “Орленке” в дружине “Штормовая” для нее официально выделена отдельная смена.

В 2000 г. программу удалось продемонстрировать на Камчатке и в Приморье во всероссийском детском центре “Океан”. Это стало возможным благодаря двум грантам, полученным “Новым опытом” на распространение опыта программы в России: первый - от департамента по молодежной политике и второй (международный) - от Института устойчивых сообществ ( ROLL, США). В 2001 г. контакты с Дальним Востоком были продолжены. На этот раз нашу программу удалось продемонстрировать в уникальном лагере в Лазовском заповеднике. В этом же году мы познакомились и наладили деловые отношения с уникальной школой в Текосе, созданной  М.П.Щетининым, где дети не только учатся, но и трудятся. Они все делают сами - преподают, работают, проектируют и строят свои жилища-терема, готовят, убираются…

Таким образом, в течение нескольких лет практически на всем российском черноморском побережье образовалась целая сеть юношеских научных станций, где подростки совместно со взрослыми могут участвовать в круглогодичной работе, например мониторинге окружающей среды, по единой программе. И вот на базе этих центров в августе – сентябре 2001 г. уже состоялся первый международный научный сбор проб.

Кроме того, в рамках программы каждый год наши ребята выезжают во Флориду в  “Seacamp”. Здесь они и учатся, и обмениваются опытом, и, конечно, отдыхают на коралловых рифах. В августе 1998г. нами был организован телемост между экипажем еще существовавшей тогда орбитальной станцией “Мир” и лагерем Сикемп как раз в то время, когда в лагере была группа российских детей. В текущем году состоялся интернет-мост между “Орленком” и Сикемпом.

В рамках программы с образовательной целью мы периодически публикуем в журналах материалы на биологические темы, в которых пытаемся по возможности в занимательной форме рассказывать о жизни морских обитателей, максимально иллюстрируя текст подводными фотографиями. Наряду с такими научно-популярными изданиями подготовлен и издан экологический англо-русский, русско-английский словарь-справочник, который не только переведет, но и расшифрует встретившийся новый термин.

Вот так постепенно развивается наша программа “Всему учит море”.

Пожелания

Проблема экологического образования и воспитания детей и подростков многогранна, и ее решение должно осуществляться комплексно, т.е. с различных позиций и с использованием самых разнообразных подходов, во всех учебно-воспитательных заведениях, начиная с детских садов и кончая вузами. С нашей точки зрения, для этого необходимо:

изменить методику работы (в самых различных видах образовательных сред) за счет использования в учебном процессе принципов деятельного образования;

создать образовательную среду, позволяющую формировать и развивать сознание ребенка через  обогащение его личностного жизненного опыта, который он приобретает, получая одновременно теоретические знания и практические навыки; формирование такой среды предполагается на базе экологических практик, включающих жизненно-ориентированные, эколого-биологические и культурно-исторические практики, которые и составляют базу экологического воспитания;

подготовить квалифицированных педагогов-экологов и биологов, владеющих основами психологии;

разработать экологам, биологам и психологам новых педагогических подходов для работы с разными категориями детей, подростков и взрослых;

вовлечь  в образовательный процесс не только детей, но и родителей, т.е. целые семьи.


 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру