Всему учит море

В целом программа позволяет

решить проблему занятости свободного времени у молодежи;

активно заниматься популяризацией различных современных научных и технических направлений и дисциплин (часто дети даже не представляют, что такие дисциплины существуют, например, биотехнология. генная и фотонная инженерия и и др.);

готовить ребят к будущей жизни, подсказывая им направление при выборе вуза и профессии;

прививать важные жизненно необходимые навыки ( из области туризма, альпинизма, плавания, работы с аквалангом, спасения утопающих, выживания в экстремальных условиях), которые им больше негде получить;

распространять чисто академические знания, которые дети не могут получить в школе;

решить социальные проблемы. Руки и труд студента становятся востребованными. Он начинает зарабатывать благодаря своим знаниям, опыту и умению, т.е. тому, чему его учили, а не занимаясь банальной торговлей в магазинах, супермаркетах и даже на рынках. Т.е. развитие деятельного лагерного движения создает реальные рабочие места именно для студентов.

Самое главное - команда

Да, от знаний и умений команды зависит многое. Поэтому профессиональной подготовке инструкторов и преподавателей для работы с детьми уделяется очень большое внимание на протяжении всего года. Занимается же этой подготовкой общественная организация “Новый культурный и экономический опыт”. Под руководством опытных инструкторов студенты Московского городского психолого-педагогического института, МГУ им. М.В.Ломоносова и других вузов осваивают работу с аквалангом, альпинизм, туризм, серьезно изучают основы выживания в экстремальных ситуациях. Кроме того, ребята получают основательную психологическую и медицинскую подготовку.  Весной и летом практически вся команда участвует в ряде серьезных походов, где полученные на занятиях знания закрепляются уже в реальных полевых условиях. Это походы и на Волгу, и под Тарусу, и по горам Кавказа, и работа на побережьях Черного и Белого морей, на Дальнем Востоке. Обычно в течение года тренинг проходят более 200 студентов, которые летом передают  свои знания детям. Многие студенты выезжают на работу из года в год.  Это инструкторы-биологи Александр Вершинин, Кирилл  и Наталья Ефремовы, Филипп Сапожников, Александр и Екатерина Николаевы, инструкторы по экстремальным видам деятельности Константин Воронцов, Сергей Чабыкин, Григорий Аникин, инструкторы-психологи Тарас Кононец, Елена Ефремова,  Елена Демидова, Наталья Алтунина, Анна Камень, Ольга Нуриманова, Елизавета Зеленер, Ольга Першина, Татьяна Полякова и многие другие.

Развитие

Вслед за “Кавказом” площадкой для демонстрации и внедрения программы и ее отдельных фрагментов стали лагеря “Лесная сказка” (Йошкар Ола), “Степные росы” (Керчь), полевой лагерь на Большом Утрише, “Орленок”. К нашей радости, программа прижилась и, более того, получила развитие: департаментом молодежной политики в “Орленке” в дружине “Штормовая” для нее официально выделена отдельная смена.

В 2000 г. программу удалось продемонстрировать на Камчатке и в Приморье во всероссийском детском центре “Океан”. Это стало возможным благодаря двум грантам, полученным “Новым опытом” на распространение опыта программы в России: первый - от департамента по молодежной политике и второй (международный) - от Института устойчивых сообществ ( ROLL, США). В 2001 г. контакты с Дальним Востоком были продолжены. На этот раз нашу программу удалось продемонстрировать в уникальном лагере в Лазовском заповеднике. В этом же году мы познакомились и наладили деловые отношения с уникальной школой в Текосе, созданной  М.П.Щетининым, где дети не только учатся, но и трудятся. Они все делают сами - преподают, работают, проектируют и строят свои жилища-терема, готовят, убираются…

Таким образом, в течение нескольких лет практически на всем российском черноморском побережье образовалась целая сеть юношеских научных станций, где подростки совместно со взрослыми могут участвовать в круглогодичной работе, например мониторинге окружающей среды, по единой программе. И вот на базе этих центров в августе – сентябре 2001 г. уже состоялся первый международный научный сбор проб.

Кроме того, в рамках программы каждый год наши ребята выезжают во Флориду в  “Seacamp”. Здесь они и учатся, и обмениваются опытом, и, конечно, отдыхают на коралловых рифах. В августе 1998г. нами был организован телемост между экипажем еще существовавшей тогда орбитальной станцией “Мир” и лагерем Сикемп как раз в то время, когда в лагере была группа российских детей. В текущем году состоялся интернет-мост между “Орленком” и Сикемпом.

В рамках программы с образовательной целью мы периодически публикуем в журналах материалы на биологические темы, в которых пытаемся по возможности в занимательной форме рассказывать о жизни морских обитателей, максимально иллюстрируя текст подводными фотографиями. Наряду с такими научно-популярными изданиями подготовлен и издан экологический англо-русский, русско-английский словарь-справочник, который не только переведет, но и расшифрует встретившийся новый термин.

Вот так постепенно развивается наша программа “Всему учит море”.

Пожелания

Проблема экологического образования и воспитания детей и подростков многогранна, и ее решение должно осуществляться комплексно, т.е. с различных позиций и с использованием самых разнообразных подходов, во всех учебно-воспитательных заведениях, начиная с детских садов и кончая вузами. С нашей точки зрения, для этого необходимо:

изменить методику работы (в самых различных видах образовательных сред) за счет использования в учебном процессе принципов деятельного образования;

создать образовательную среду, позволяющую формировать и развивать сознание ребенка через  обогащение его личностного жизненного опыта, который он приобретает, получая одновременно теоретические знания и практические навыки; формирование такой среды предполагается на базе экологических практик, включающих жизненно-ориентированные, эколого-биологические и культурно-исторические практики, которые и составляют базу экологического воспитания;

подготовить квалифицированных педагогов-экологов и биологов, владеющих основами психологии;

разработать экологам, биологам и психологам новых педагогических подходов для работы с разными категориями детей, подростков и взрослых;

вовлечь  в образовательный процесс не только детей, но и родителей, т.е. целые семьи.


 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру