Изучение краеведческого пространства - средство формирования «здорового поколения»

Краеведческие походы по родному краю в исчезающие и исчезнувшие деревни. Поиски родников. Интересные находки и открытия. Возможности воспитания и развития.

Важное место в воспитании любви к родному краю занимают краеведческие походы по родному краю. В эту работу я включаю посещение умирающих и уже исчезнувших или недавно ставших не жилыми деревень. Подростки должны видеть "движение времени". Это видение рождает вопрос, на который, если не сейчас, то в будущем став взрослыми, они будут искать ответы. Мы бываем в таких деревнях, как: Сивково, Починки, Угорново, Самылово - все они нежилые. А также бываем в отживающих свой век деревнях:  Козлове, Овсяникове, Кондратове, Высокове. Мы фотографируем, что осталось, собираем краеведческие раритеты для школьного музея. Как известно, многое в сознании человека формируется под влиянием впечатлений, поэтому надо заботиться, чтобы впечатления были не только удручающие упадком и развалом всего, созданного руками предшествующих поколений. Такой подход к изучению прошлого и настоящего может лишь навредить и сформировать образ своеобразных "критиканов", неспособных разглядеть под давлением негативного проблески положительного и достойного примера и подражания. Сильное впечатление произвел на "Смотрящих" краеведческий поход в д. Угорново, в 4 км. от Нежитина. Летом и осенью 2004 года деревня прекратила своё существование, так как в ней произошли два пожара и сгорели дома, в которых жили последние жители. Вот некоторые выдержки из "Отчета о краеведческой экспедиции в д. Угорново" Софоновой М. ученицы 11 класса: "Третьего октября мы отправились в краеведческую экспедицию в д. Угорново, что лежит в 4 км. от нашего села. По дороге мы о многом говорили и многое наблюдали. Для меня очень важной и интересной была тема экология, которую мы затронули в ходе нашей экскурсии. Мы говорили о бесчеловечном отношении многих людей к природе, о неумении видеть красоту природы, обезображивая ее выбрасыванием где попало бытового мусора, хотя для этого отведено место свалки. Как жителя села меня это очень волнует. А по прибытию в саму деревню Угорново, меня очень тронула проблема вымирания деревень нашего края. Мне очень жаль, что такие уютные, красивые деревеньки умирают. Угорново поразило меня своим удобным расположением: деревня стоит на угоре, вокруг и вдали – чудесная природа. Тут и река Немда и леса, и поля, и дорога, и тропинки к реке – всё-всё, что и есть вцелом наша матушка-Родина. Но жаль, что все это теперь омрачено бедой, огонь унес половину деревни, пострадали люди, природа. Страшными стали обуглившиеся старые дубы-великаны. Вход в деревню теперь наводит на людей страх и жалость. Из одиннадцати домов осталось лишь пять. Но что меня вдохновило и порадовало, а также  и удивило, так это то, что местные жители, бывшие угорновцы, до сих пор приходят сюда , а некоторые продолжают жить в летнее время , хотя здесь уже нет ни электричества , ни радио, ни водопровода, ни колодца. Это Волков Василий Викторович, который живет в деревне весной и летом, рассказал нам, что живет в доме матери , что Волковых здесь была чуть ли не половина деревни. Им принадлежало в деревне четыре дома, два из которых сгорели во время пожара. В одном из домов в деревне сгорел человек- Доринов Сергей, молодой мужчина. На месте этого пепелища поставлен деревянный крест. По дороге в Угорново мы  встретили в лесу двух женщин, они приходили навестить свою родную деревню… Мне очень жаль людей, которые потеряли свой кров, жаль все деревни, которые, можно сказать, страдают в нынешнем веке от не очень известных нам причин. Многие деревни люди покидают в поисках лучшей жизни в городе, многие деревушки, как вот эта, сгорают, но мне хотелось бы, чтобы такого не было, чтобы люди не бросали свои деревни и свои дома, а жили счастливо в этих красивых и удобных, богатых природой местах и любили свою малую родину. Но как прийти к этому- вот вопрос? Сидя у костра, рассуждая об увиденном и услышанном, мы сочинили коллективное стихотворение, посвящённое Угорнову.

Была деревня на Угоре,
Она Угорновом звалась,
Но прошлый год случилось горе:
Беда в деревню ворвалась.

Пожар схватил дома деревни,
Осталось только пять домов
Да старый вяз, хранитель древний,
Свидетель нескольких веков.

Сгорели старые деревья:
Дубы, березы, тополя…
Осиротела вдруг деревня,
И опустели здесь поля.

А как красивы здесь просторы,
Над речкой Нёмдою – леса,
И предков славные угоры,
Родная русская краса.

И вот сюда, на пепелища,
Приходят люди иногда,
С умершим прошлым встречи ищут,
Что не вернётся никогда.

Вот такое стихотворение сочинили Софонова Марина, Ловыгина Мария и Лебедева Катя.

Во время походов стараемся замечать природные богатства: лекарственные растения, целебные глины, места произрастания можжевельника. Учимся составлять карту похода, на которую наносим замеченное. Во время похода в нежилую уже давно деревню Сивково, а интересовал нас там красивый двухэтажный дом бывшего лесопромышленника Флягина, построенный знаменитым мастером – плотником Иваном Федотовым в 1893 г. Пошли не дорогой, а "на прямушки", и наткнулись на плантацию лекарственного кустарника чабровника. Помогает он при лечении суставов, переломов. Наш географ Поспелова Л.Г. нанесла этот ареал на карту  похода. Заодно сосчитали муравейники на лесной дороге, их оказалось более 20 на двух километрах.

Бывая в отдалённых деревнях, попутно точкуем места бывших колодцев, отмечаем действующие и заброшенные, а также расспрашиваем жителей о родниках. Выяснили, что на территории имеется шесть родников, четыре из которых – действующие, один – лесной родник – вдали от населённых пунктов, он служил людям, когда в том мест был покос, он принадлежал постоянно одной семье и назывался "тамарин покос", соответственно и о роднике говорили: "Родник на "Тамарином покосе". Три действующих родника находятся в деревнях: Козлове, Высокове, Кондратове. Козловский и Высоковский родники очень известные, их возраст уходит в начало 20-го века , а, возможно, и дальше . Оба берут начало из глубоких оврагов, спускающихся к реке Унже. Их никогда не бросали. Они не замерзают зимой, в этом их ценность, да и вода в них очень чистая, и никогда не иссякает. К каждому роднику приспособлены устройства для полоскания белья. Это делают местные жители, передавая заботу о родниках из поколения к поколению. Сейчас эти деревни постепенно вымирают, живут в них старики, и грустно думать, что приближается время, когда родники будут невостребованы, как давно уже не нужны стали "Тамарин покос", и родник на бывшем покосе. Кондратовский родник был на десятки лет забыт, сруб не обновлялся, воду брали в других колодцах, но два года назад было засушливое лето, колодцы обезводели, и люди вспомнили о колодце на роднике. Сын местной жительницы, старожила деревни Кондратово Фоминой Александры Дмитриевны, Александр Фомин, приехав в отпуск, подобрал помощников из своих родны и из односельчан, и все вместе они восстановили колодец. Русский писатель Валентин Николаев, житель Нижнего Новгорода, корни которого в Кондратове, пригласил священника из Нижнего Новгорода, колодец, собравши жителей, освятили, и теперь в этой деревне нет проблем с водой. Правда, родник не в центре деревни, подальше, чем деревенские колодцы, но он всегда дает людям свою благодатную воду.

Самыловский родник, находится на берегу реки Немды, примерно метрах в 400 от деревни Самылово, теперь  тоже нежилой/ последние 10 лет, до 2000 года в деревне  жила одна семья, двое пожилых людей . И хотя жителей в деревне давно нет, а родник продолжает  служить людям. Летом к роднику приходят грибники, ягодники, рыбаки. А ещё – приглянулись Самыловские  красоты и удобства " Собранию радуги", и люди, можно сказать со всего света, дважды собирались здесь за последние 4 года. Тысячи людей размещались  на берегах немды в окрестностях Самылова летом 2003 и2005 годов. И все они припадали именно к тому роднику, огороженному в небольшой  треугольничек несколькими досками, но всегда  был он  полон воды,  она не убывала, сколько бы её не брали! А вот родник у деревни Хмельничное, как выяснили мы с ребятами, побывав у бывшей  жительницы этой деревни Никешиной Александры Васильевны и записав её рассказ на магнитофон, был зарушен в годы  атеизма. Это, примерно, в конце 40-ых, начале 50-ых годов 20-го века. Это был непростой родник, назывался он "Прозрение", и стояла около сруба икона на столбике с образом Божией Матери с младенцом Христом на руках. Водичка родника была лечебной. Как вспоминала Александра Васильевна, их многочисленную семью ребятишек мать приводила на родник лечить от болячек на коже, от "золотухи", от ран и порезов, а также от заболеываний. "Прозрение", так неслучайно назвали родник-вода излечивала глазные болезни. На родник приезжали люди из дальних мест,  из других областей, за водой для лечения от язв на теле, для лечения зрения. И хотя Александры Васильевны сейчас уже нет в живых, но запись с её рассказом о роднике мы  храним и не только как память, но источник такой информации, которая может послужить и к возрождению родника. Место родника мы заточковали, нам показал его местный житель деревни Хмельничное Артемьев Аркадий Яковлевич, немного порассказывал. Он тяжело болел уже тогда (сейчас его уже нет), но фотографию на память мы сделали. Хорошо помню его слова: "Девочка, иди ко мне, на память у родника нашего сфотографируемся, вот вам и будет память. Меня скоро не будет, а вам  жить да жить!" Ира Титова тогда встала рядом с ним около колышка, вбитого стариком, чтобы заметить место родника. Это и был тогда его последний труд. Труд бывшего замечательного труженика, шофера совхоза "Нежитинский". Сейчас эта девочка учится на первом курсе Костромского педагогического университета. Чтобы возродить родник "Прозрение", нужны средства и силы а больше того –энтузиасты. Школьникам это дело не под силу: слишком давно место заросло дерном, заметало все землей. К тому же , как мы выяснили, заваливали колодец над родником чем попало, чтобы ямы тут не было, так как место превратили в пастбище, заботились, чтобы скот не провалился в яму. Уходят люди, уходит память о прошлом. Но меня всегда и удивляет, и радует, как много вокруг людей, которые хранят память о своих корнях, и как интересно слушать их простые бесхитростные воспоминания о людях, с которыми они жили, о местах, где прошло их детство. Несколько лет назад начали мы составлять словарь топонимов нашего края, и тут краеведческие походы нам пригодились. В прошлом году захотелось нам разыскать место деревни Содомово. В полукилометре от Починок, тоже теперь нежилой деревни. И поиски увенчались успехом. Место, конечно, заросло огромными березами, но по ямам от домов удалось найти. Даже обнаружили огромный чугун с датой на нем –1914 год. Экспонат принесли в школьный музей, хотя и тяжело было его тащить 4 км., на багажнике велосипеда, но он найдет свое место в новой экспозиции, которую подготовим в музее и назовем: "Находки и открытия краеведов школы".

Дорога от школы до населенного пункта предоставляет огромные возможности педагогического воздействия. За время пути, а это бывает от 2 км. До 6 км., можно и нужно расположить сердце подростках к тому, что мы собираемся делать, когда придем на место. Без этого расположения намеченные цели никогда не будут достигнуты, а поход превратится в хождение туда и обратно, в лучшем случае – обед  у костра. А ведь можно достичь лучшего. И сделать это можно различными способами. Подростки любят походы подальше, так как сама дорога до места открывает большие возможности для общения и подростков друг с другом, и руководителей похода с подростками. Быть вожаком подростков, ненавязчивым и ненудным спутником – дело не такое и простое. Если не найти общих точек общения, то может случиться так, что подростки будут шагать к месту назначения своей группой, а руководители – своей, то есть отдельно друг от друга. Однако, при этом, надо помнить о том, что побыть без надзора педагогов для подростков – настоящая роскошь. И такие моменты должны быть, но, тем не менее, руководители, пусть это будет незаметно для ребят, должны постоянно держать всех в поле своего зрения. А часть пути надо заранее продумать и выстроить так, чтобы осуществлялось задуманное педагогическое воздействие. Надо постараться сделать, чтобы в душу юного человека вошло как можно больше доброго, нравственно – здорового, волнующегося и запоминающегося надолго, чтобы он получить возможность проявить себя в общих делах и как индивидуальность с самой хорошей стороны. Вот, к примеру, идем в Угорново, недавно выгоревшую и обезлюдевшую деревню. Неизбежен разговор об экологии, о будущем малой родины, об истории деревни. За время пути, а расстояние – 4 км. В один конец провожу экологическую экскурсию по принципу "наоборот" на отрезке от села Нежитина до леса, где путь лежит мимо отведенной  свалки, но уже у самого села творится масса нарушений, свалка, фактически, начинается в 100 метрах от села. Пример,но так можно начать: "Посмотрите, как удобно расположиться вон тот красивый поржавевший холодильник посередине дороги! Как он ее украшает, как тренирует водителей делать крутые повороты, объезжая его! Или "Какой чудесный вид у падающего на дорогу столба! Она уже года три нависает здесь". И правильно: ведь этот столб деревянный и весь гнилой.

Электрик его давно обесточил, а гнилушки имеют свойство по ночам, в темноте светится. Вот электрик и оставил его вместо ночного фонаря. Мудрый специалист, ничего не скажешь! И так далее, по мере увиденного битого стекла  на дороге, повисших на кустарнике брюкахили рваной куртке. Ребята быстро начинают сами включатся в эту "игру" и замечать, кстати, больше чем взрослые. Потом, в краеведческих дневниках, увидим, что экскурсия не прошла даром/См. "Дневник Софоновой  М."/Дальше дорога идет лесом. Беседуем о тех временах, когда по этой дороге  в школу в Нежитино ходили ребятишки  с 1-го класса, а в деревне в 70-е годы детей было очень много до 20-25 человек. Подходим к деревне, видим водонапорную башню, значит, деревне, был водопровод. Рассказываю, что было две фермы, конюшня, даже в одно время стадо гусей разводили. Вошли в деревню, вернее в то место, где была деревня… Видим пепелища да пять оставшихся домов .Фотографируем, рассматриваем. Рассуждаем о случившемся.

Отклик об этом походе потом появится в дневниках. Выше один из них приведен в пример. Другой краеведческий поход – в деревню Овсяниково.

Цель -  встретиться  со старожилами села, узнать о жизни деревни до пуска Горьковской плотины. Мартовский ясный день. Дорогу используем для развития умения выразить свои наблюдения.

Вот фрагменты выискиваем образы и рифмы, у всех поднимается настроение. Потом была встреча со старожилами в деревне, беседа в одном из домов, потом отдых у костра.

Вот фрагменты из дневника Симоновой Ирины (8 класс).

"Осенним ранним утром мы вышли в поход в д. Овсяниково. Погода была пасмурная, дул холодный ветер. Дорога была нелегкая. Но у нас было хорошее настроение, мы пели хором разные песни, смеялись, рассказывали смешные истории. Постепенно и природа вокруг просыпалась. Казалось, что всё пело вместе с нами. Мы сочиняли стихи о природе, о деревьях, которые были в это утро с розовым оттенком. До деревни мы дошли так быстро, что не заметили. В деревне нас встретили жители, которые рассказали о прошлом деревни. И было заметно, что при виде нас у жителей поднималось настроение, а деревня словно оживала. На обратном пути мы остановились на привал в понравившемся нам местечке… Пока пеклась картошка в костре, мы играли в прятки, рассматривали кузницу дятла… Солнце разогрелось, казалось, всё вокруг играло с нами… Несколько ребят начали сочинять стихотворение.

Биолог нашёл нам местечко,
Здесь сухо, красиво, светло.
И вот запылал словно свечка,
Костёр наш морозцу назло.

Шеф-повар варил нам картошку,
И щедро он всех угощал.
Из рук он свою поварёшку
Почти что не выпускал.

Ребятам здесь было не скучно,
Костёр не ленился гореть…
Поели и бегали дружно
На кузницу дятла смотреть.

В лесу куковала кукушка,
На ёлке сидела она.
"Кукушкой" был Боричев Вова,
А рядом стояла сосна.

Сидел под сосною "болтушка",
Алешкой "болтушку" зовут.
Он ножичком делал две кружки,
Пусть чаю туристы попьют,

И Пальма носилась за нами,
И хлеба просила она…
"Ах,Пальма, мы съели всё сами!"
И тявкнула Пальма: "Шпана!"

Авторы: Поспелов А., Киселёва Л., Павлова И., Симанова Л.

Вот и пора идти домой. Собрав вещи, повесив пустые рюкзаки за спину, двинулись мы нехотя домой. Вот на горизонте появились дома нашего села. Поход  закончился. И у каждого, кто ходил со мной в этот поход, наверное, надолго останутся воспоминания о нём.

Другие формы работы по изучению жизни края участниками проекта "Смотрящие" и учащимися средних классов.

Кроме встреч в населённых пунктах со старшим поколением края, "Смотрящие" проводят встречи на базе школы, школьного музея, на базе сельской библиотеки, В 2005 году на базе сельской библиотеки проведены встречи с супругами Алениными, лесничим и учительницей. Встреча посвящена их юбилею – 70-летию, а также теме "наше военное детство и юность". Вторая встреча – с участником Великой Отечественной войны Гладковым В.И.

Проведено несколько встреч с тружениками тыла на базе школы. Активную работу проводят по краеведческому направлению все учителя-предметники, классные руководители, учителя начальных классов, приглашая в школу тружеников тыла, выходя к ним на дом.

В школьном музее накапливается информационный и фотографический материал, который оформляется в альбомы и раскладушки. Не забываем и местных мастеров-умельцев. В этом году учащиеся 7 класса приступили к сбору материала об отходническом промысле – жгонке. Встретились со жгонами на дому, в мастерской-бане, своими глазами увидели моменты этого труда. Промысел исчезает. Осталось в крае всего 6 жгонов, все уже немолоды. Собираем словарик жгонов, особый их жгонский таинственный и загадочный язык.

Есть в нашем крае талантливые люди: резчики по дереву, художники-самоучки и приезжающие летом художники-профессионалы, мастерицы-вязальщицы, вышивальщицы, мастерицы лоскутного шитья, мастера игры на музыкальных инструментах. С ними устраиваем встречи на базе школы, музея, организуем такие мероприятия как: "Наш край глазами художников и мастеров", "Музыкальные инструменты в жизни наших предков и родителей".

В заключение можно сказать, что вся работа школы по воспитанию подрастающего поколения на нашей территории пронизана краеведческими подходами. Этой работой охвачены все учащиеся через участие в работе краеведческого кружка, в работе проекта "Смотрящие", в деятельности школьного музея. Помощь в этой  работе оказывают родители школьников, работники дома культуры, сельской библиотекарь, администрация поселения, пенсионеры села.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру