Уроки по культуре работы с книгой

Уроки по культуре работы с книгой

Письменность древних народов

Урок 3.Тема: "Клинопись"

Цель: Познакомить детей с письменностью древней страны Шумер.

Оборудование урока: для учащихся - пластилин и хорошо отточенный карандаш, для учителя: "Атлас древнего мира", "Календарь" ("Слово", 2001 г.), ксерокопии (клинописные знаки) для каждого ученика.

Методические рекомендации: на доске нарисовать несколько рисунков

птица (нарисовать контуры птицы)
ходить (нарисовать ножки идущие)
дом (нарисовать квадрат и треугольную крышу)
стоять (нарисовать ноги в состоянии покоя)

Раздать ксерокопии детям, чтобы они видели, что такое клинопись. Показать детям книгу "Атлас древнего мира" и рассказать о шумерах.

Информация для учителя. Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия). В древности это был цветущий край. Историк Геродот рассказывал, что видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами. Что хлеб родился большой, что колосья пшеницы были шириной в четыре пальца. А географ Страбон, побывавший в Месопотамии позже Геродота, писал: "Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы".

После этого покажите, пожалуйста, книгу "Календарь", в которой есть и шумерский вариант календаря.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины - вечная засуха. В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумер  составлять календари сельских работ. Около 10 тысяч лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели - шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены. Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой. Их язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.

Здесь я показываю снова "Атлас древнего мира", где указаны эти народы.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – "патеси", или "энси". Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды... Писали тоже на глиняных табличках.

А что делали из глины у нас на Руси? Из глины шумеры лепили лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце "писали". Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Клинопись - писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.

Теперь обратитесь к детям, чтобы они достали из пенала карандаш и пластилин. Дети разомнут пластилин, сделают круглую или квадратную лепешку. Острым концом карандаша надо нажать на пластилин, чтобы остались следы – клинья.

Можно написать буквы клинышками. Вот так выглядели глиняные таблички. Теперь о знаках письменных.

Первоначально были рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография. Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.

По-шумерски:
• стоять - "губ",
• ходить - "ду",
• приносить - "тум".

Т.е. рисунком ног можно было выразить не только понятия "стоять", "ходить", "приносить", но и слоги "губ", "ду", "тум". Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов. Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово. Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – "силлабарии" содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения, и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

В конце урока попросите детей написать в тетрадках свои имена клиньями.

Язык

Язык – важнейшее орудие общения людей между собой, необходимость общения была основой для возникновения языка.

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условных знаков. Письменность появляется тогда, когда для общения уже недостаточно передачи мыслей посредством языка, когда возникает потребность закрепить эти мысли на продолжительное время. Изобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. 0 письменности часто говорят, что она знаменует начало истории. Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития. Некоторые системы закрепления мысли не были связаны с начертательными знаками. Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.

Потребность в письме появилась очень рано, она вызвалась необходимостью  вести учет, производить счет при мене, при разделе добычи на охоте.

Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4000 и 3000 годами до н. э. Новые города росли быстро, и возникла необходимость в записи многих сведений.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. (Геродот).

Урок 4.Тема: "Иероглифы"

Цель: познакомить детей с древней цивилизацией Египта и письменностью этой страны.

Оборудование урока: для учащихся - ручки и тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас древнего мира", "Календарь", ксерокопии (розеттский камень, иероглифы), "Труд писцов, собратьев моих..." (текст письма отца-писца к сыну).

Методические рекомендации: Написать на доске греческие слова: "иерос" – священный,"глюфо" - высекаю, вырезаю. Раздать детям ксерокопии для наглядности. Показать детям "Атлас древнего мира".

Информация для учителя. Египет располагается по среднему и нижнему течению реки Нил. Во главе государства стоял фараон. Главное участие в управлении страной принимали жрецы. Экономическое могущество Египта основывалась на рабском труде.

Что такое "рабский труд"? Многочисленные архитектурные сооружения гигантских размеров - храмы, пирамиды - сохранились частью в развалинах до нашего времени. Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к 4 тысячелетию до н. э. Эти письмена получили название иероглифов. Показать книгу с иллюстрациями египетской архитектуры.

Иероглифы рисовались и вырезывались с большим искусством и представляли собой изящные миниатюрные изображения предметов, растений, животных и птиц. Расположение знаков шло справа налево и наоборот. Нарисованная в начале текста рука показывала пальцем направление, в котором следовало читать.

Обычно надписи сопровождались художественными изображениями. Надписи на стенах храмов представляли собой молитвы богам и заклинания. В религии Египта большое место отводилось культу мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь. Умершего фараона захоранивали в пирамидах и там же оставляли много предметов для "жизни". Если есть детские энциклопедии о Египте, то показать пирамиды и саркофаги.

Египетские жрецы, знавшие в совершенстве письмо посредством иероглифов, покрывали надписями и рисунками предметы. На дверях и над ними были сделаны надписи с предупреждением, грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу и нарушит покой усопшего. Книги, найденные в пирамидах и других местах погребения, содержат богатейший материал для изучения истории, литературы, науки и экономики Египта. В каждую могилу полагалось положить свиток, содержащий текст "Книги мертвых". В нем описывался тот путь, который, согласно верованиям египтян, проходит душа умершего после смерти. Сопровождалось это описание молитвами и заклинаниями, текст иллюстрировался рисунками. Сохранившиеся египетские книги (свитки) показывают высокое состояние науки в Древнем Египте. Грамотность и наука были сосредоточены в руках незначительной части населения: жрецов и  чиновников. Характер административного устройства в Египте требовал огромного чиновничьего аппарата. Из египетских книг можно видеть, что жрецы имели познания по астрономии, умели вычислять солнечное и лунное затмения, движения небесных светил.

Показать книгу "Календарь". Для чего египтяне составляли календари? Геометрией пользовались для размежевания земель и определения величины земельных  участков. Египтяне были искусными врачами. С течением времени в египетском письме происходили глубокие изменения, обусловленные стремлением к упрощению начертаний знаков и ускорению процесса писания. Сначала каждый знак обозначал целое слово. Позднее были введены знаки для отдельных слогов, вследствие чего общее количество знаков сократилось. Потом иероглиф стали употреблять для обозначения не слова и не слога, а одного звука - именно того согласного звука, с которого это слово начиналось. Иероглифическое письмо сделалось родоначальником буквенных алфавитов. Египет. Иероглифы в Египте везде: на стенах храмов, на колоннах, на больших статуях. Но никто не мог их расшифровать. Помог случай. Наполеон Бонапарт ввел свои войска в Египет. Это была цель завоеваний. Оказавшись в трудных условиях, французы стали вести раскопки старой крепости под городом Розеттом, чтобы укрыться от врага. И обнаружили в песке черный большой камень с надписями на трех языках: иероглифы, греческий, скоропись. Этот камень послужил основанием для новой науки - египтологии.

Розеттский камень. Письмена делились на три части. Верхняя - иероглифы, средняя - скоропись, нижняя - греческий. Хранится этот камень в Британском музее (была сделана копия). Француз Жан Франсуа Шампольон расшифровал эти надписи. Шампольон уже в детстве интересовался древностями и с 13 лет изучал языки. Особенно его интересовал коптский язык. Копты - потомки древних египтян, и их язык, как уверяют ученые, близок к египетскому. Шампольон сравнил количество иероглифов и греческих слов, получил результат: в три раза больше иероглифов, т.е. они не могли (каждый) соответствовать греческое слову. Чуть позже он догадался, что иероглифы не знаки-слова, а отдельные знаки-звуки!!! Жрецы называли иероглифы священными письменами. Сначала были расшифрованы имена, а потом и весь текст. Были опубликованы "Египетский словарь" и "Египетская грамматика". Египетская письменность, возникшая в 1У тысячелетии до н. э. была пиктографической (рисунки). Сначала каждый рисунок обозначал то слово, которое было изображено. Потом с рисунками связывалось не только представление о целом слове, но и о тех звуках, из которых слово состоит. Изображен топор - рисунок читался - НЧР. Эти три звука НЧР обозначили и слово Бог.

Египтяне не писали гласные звуки. Египетский язык был близок к той группе языков, у которых корень слова состоял из согласных, а гласные не вписывались. Для того, чтобы понимать слова, одинаково написанные иероглифами, но с различными, значениями, египтяне ставили в конце слова иероглифы - определители. Например: дом (нарисовать из квадрата и треугольника домик), ходить (нарисовать ножки идущие).

Египетская письменность состоит из трех видов знаков:
• словесных - идеограмм
• фонетических (звуковых)
• иероглифов-определителей.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали палочкам или кисточками, обмакивая их в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова литературного текста, а также название месяца и дня писали красными чернилами. Профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово "писец" означало не только "писарь" или "переписчик", но и "образованный человек". Эти люди, стремившиеся к знаниям, к творчеству, были непосредственными создателями египетской культуры, развивали они и гуманистические идеи.

Птахотеп из Мемфиса в своем поучении говорит сыну: "Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное". 4500 лет назад!!!

Трудом писцов, их искусными пальцами и создавалось век за веком превеликое множество папирусных свитков. Часть из них, очень незначительная, вошла в состав современных музеев и библиотек. На свитках – высоко художественные повести, бухгалтерские счета, математические задачи и напутствия умершим, нежные лирические стихи и результаты астрономических наблюдений, сказки, медицинские справочники, мифы, заклинания, поучения.

На уроке дети могут написать свои имена иероглифами, используя ксерокопию с расшифровкой иероглифов.

"Труд писцов, собратьев моих"

Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву!
А ведь они по десять гуров зерна приносят!
Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит,
Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит!

Как уважаем такой человек!
Да и можешь ли ты так же трудиться.
Мальчишка! Трудится и стар и млад!
Даже мне порой не угнаться за ними,
А уж моя голова повыше твоей!

Кто еще так недоволен сыном.
Среди моих собратьев не было таких!
Скажи-ка это родичам моим!
Побойся или постыдись!

Соученики твои и товарищи -
Не пример тебе! Почему им не следуешь.
Друзья твои и сверстники – не пример тебе!
Почему им не следуешь.

И со старших бери пример,
Да и с младших бери пример!
Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему название дал,

Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,
Не могу назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!

Ты не думаешь о деле моем.
Уж не говорю – о деле отца моего!
Энлиль уготовил людям судьбу,
С тех пор как всему название дал!

Сын да наследует дело отца!
А не то – ни почета ему, ни привета!

 

Урок 5.Тема: "Финикийский алфавит"

Цель: обратить внимание детей на то, что именно финикийцы - мореплаватели и купцы изобрели алфавит, который стал основой для алфавитов других государств.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас древнего мира", ксерокопии (финикийский алфавит).

Методические рекомендации: покажите детям, где находилась финикийская земля в "Атласе древнего мира". Расскажите про финикийцев, почему именно они изобрели алфавит.

Информация для учителя. На восточном берегу Средиземного моря (Верхнего) цепь Ливанских гор, покрытых от подножия до вершин могучими кедрами.

Давным-давно поселились здесь хананеи. Греки их называли финикиянами. Они пришли с земель Персидского залива и Аравийского моря (Нижнего). Финикияне быстро перемешались с малочисленным туземным населением и научили его своему языку. Финикийский язык относится к группе семитических языков и очень близок к ассиро-вавилонскому, арабскому и древнееврейскому. Занимались люди рыболовством, охотой в горах и земледелием. Финикия - страна отважных мореплавателей и купцов. (Если найдете в журналах или в книгах финикийские корабли, то покажите их детям). В древности финикийские племена основали небольшие рыболовецкие поселения - Сидон, Угарит, Библ, Тир. Прошло много веков, маленькие рыбачьи поселки превратились в богатые города, окруженные мощными кирпичными и каменными стенами. Деревенский люд жил бедно и уходил в города. Там они скупали рыбу, солили её, везли в глубь страны, где не было воды, и  продавали. Пловцы, взяв в руки два тяжелых камня, ныряли на дно моря и добывали  маленькие чудесные раковины. Из каждой можно было выдавить по несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик краски слиток серебра. Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой. (По возможности покажите костюмы из детских энциклопедий). Если пожиже - она становилась алой. Можно было стирать одежду каждый день в морской или речной воде, в холодной или горячей, она не линяла, оставалась яркой. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники. Было и еще одно ремесло. На юге страны у подножия гор, весь морской берег был покрыт белым чистым песком. Его смешивали с селитрой и плавили, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых бронзовых желтоватых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход. Но находились люди, которые считали более выгодным покупать и продавать вещи, сделанные ремесленниками. Финикийские купцы покупали подешевле товар у мастеров, а продавали дороже. Они нагружали товарами небольшие суда, сколоченные из кедровых бревен, тщательно обмазанные смолой, выкрашенные суриком и охрой (красные цвета). Следуя вдоль берега (опять можно показать "Атлас древнего мира"), добирались до берегов Египта. И египтяне охотно раскупали финикийские вина, оливковое масло, пурпурные ткани, серебряные вазы с золотыми крышками, искусно отлитыми в виде головы быка, львиной пасти или сказочной птицы с острым клювом. Но больше всего ценили лес.

Что на Руси делали из дерева? В плоской и ровной долине Нила каждый клочок земли был возделан. Старинные леса давно были вырублены. Древесину  переплавляли плотами. Чиновники фараона отвешивали десятки дебенов (91 грамм) золота за груду бревен, из которых можно было соорудить шлюзы в канале или настлать перекрытие в царской гробнице.

Что еще могли египтяне делать из дерева?  (Покажите детям пирамиды, корабли, дворцы и храмы в рисунках). Из Египта финикийцы везли зерно, тонкое верхнеегипетское полотно, живую нильскую рыбу в бассейнах, канаты изумительной прочности. И, обязательно, листы папируса. (Попросите детей, которые ездили в Египет, принести какие-нибудь сувениры и папирус). Жажда наживы гнала финикийцев в другие страны. Навьючив ослов и верблюдов товарами, домашними или привезенными из Египта, они отправлялись по горным тропам, по песку пустынь, на восток и север, а возвращались через несколько лет, нагруженные другими товарами. Пригоняли скот и закованных в цепи рабов. Из Дамаска привозили белоснежную шерсть. Из Израиля - пшеницу, виноградный мед и чудесный бальзам, исцеляющий от глазных болезней. Из Ассирии - тюки узорчатых златотканых одежд, упакованные в кедровые ящики. Из Урарту - табуны объезженных коней и выносливых мулов. Из степей Аравии - овец и коз. Больше всего ценились рабы. Самую трудную работу возлагали на рабов. Иногда финикийцы воровали детей для продажи в рабство. (Показывая "Атлас древнего мира", обратите внимание на соседние государства с Финикией.)

Финикийцы объездили все берега Средиземного моря. И даже побывали  в Испании (Иберия). Они плавали к берегам Оловянных островов (Великобритания) и привозили мягкий светлый металл, необходимый для выплавки бронзы. Побывали у берегов янтарных полуостровов и привозили янтарь. Именно торговля (о которой мы много говорим) привела к тому, что в финикийских городах начали создавать систему письма, которую можно легко выучить. Ни египетская, ни ассиро-вавилонская письменность не подходили. Писцы Египта, Вавилона, Ассирии много лет обучались в школах. Для финикийцев это трата времени. Вот почему купцы были заинтересованы в простом письме и быстром счете. Им надо  было продавать и записывать быстро. Иероглифы и клинопись не годились для этого. Их знаки надо было учить очень долго.

В городе  Угарите нашли памятники, покрытые  клинописью. Тридцать алфавитных знаков. В городе Библосе нашли две бронзовые таблички, покрытые письменами - иероглифами. Настоящий алфавит был создан в Х веке до н. э. - 22 знака. Каждая буква соответствует одному согласному или полусогласному звуку. Финикийцы не писали гласные буквы. Они объездили много стран, знали системы письма этих стран. У кого позаимствовали алфавит неизвестно. Названия финикийских букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы напоминали.

• алеф - голова быка
• бет - дом
• гимель - угол

"Алфавит" - это две первые буквы. "Бет" иногда произносилось, как "вита", "алеф" + "вита".

Изобретение алфавита - величайшее достижение финикийской культуры. Оно оказало огромное влияние на страны древнего мира.

Урок 6.Тема: "Греческий алфавит"

Цель: познакомить детей с появлением греческого алфавита.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас Древнего мира", ксерокопии (греческий алфавит).

Методические рекомендации:  написать на доске  греческие слова

• "альфа" - семитское  "алеф"  - бык
• "бета" - семитское "бет" - дом
 "дельта" - семитское "далет" - дверь

Попросите детей записать это в тетради. Нарисуйте на доске путь чтения греческого текста справа налево, слева направо и т.д. Так писали и читали греки. Называется это "бустрофедон" - бычий поворот (письмо, подобное ходу пашущих быков).Удобно ли так писать и читать?

Информация для учителя. Греческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите, что и у финикийцев, и даже наименования букв обозначались искаженными семитическими словами. В древнегреческих надписях сохранилось и семитское направление письма: знаки писали справа налево. И только в IV веке до н. э. греки перешли на письме слева направо. От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. На Западе алфавит распространился через греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского полуострова. От греков  алфавит был заимствован римлянами и от них распространился по всем странам Западной Европы. В конце IV в. – начале V в. алфавит оказал влияние на возникновение армянского алфавита. В VI веке возник грузинский алфавит - часть из греческого с добавлением нескольких букв.

Греки применили новый материал для письма, это был пергамен, выделывавшийся из кож животных. Он был более прочным, чем папирус. Применение кож для письма началось с очень давних времен в Египте, Греции, Малой Азии, где оно получило наибольшее распространение. По преданию в городе Пергаме в I веке до н. э. был изобретен новый способ получения материала для письма из кож животных.

Римский естествоиспытатель Плиний рассказывал, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что один из Птоломеев, боясь конкуренции малоазиатских библиотек с Александрийской, решил уменьшить вывоз папируса из Египта. Этот рассказ является легендарным, так же как и предание о происхождении пергамена в городе Пергам.

Древнейшие кусочки пергамена с сохранившимися отрывками текстов относятся к I веку до н. э., но применять его стали только со II в. нашей эры. Для изготовления пергамена употребляли шкуры овец, коз, ослов, телят. Шкуры вымачивались в известковой воде, соскабливали с нее шерсть, натягивали на раму, высушивали, выглаживали пемзой и обрабатывали мелом. Пергамен был прочен, имел гладкую и светлую поверхность. На нем можно было писать с двух сторон. Пергамен окрашивали в желтый, голубой, черный, пурпурный цвета и использовали для роскошных рукописей. На пурпурном писали золотом или серебром. Тысячу лет книга, из пергамена господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергамену сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего Средневековья.

В Греции для письма применялись и церы - деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой - стилем. "Поворачивать стиль", т. е. стирать написанное, означало отделывать красоту языка. Отсюда появилось выражение "литературный стиль". Восковые дощечки употреблялись главным образом для  заметок и для написания писем, но иногда на них писали литературные и научные тексты. Несколько дощечек скреплялись вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнура. Так получалась книга. Этот способ письма получил большое распространение в Риме. Позже он проник в страны средневековой Европы. В Париже еще в 13 веке существовали мастерские для изготовления восковых дощечек.

И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. В Древней Греции, например, задолго до возникновения письменности были широко  распространены героические песни. Их читали бродячие певцы-аэды. Они декламировали, аккомпанируя себе на кифаре. Певцы пользовались большим почетом. Греческие владыки любили окружать себя виднейшими поэтами и учеными.

Центром греческой культуры была Афинская рабовладельческая республика со столицей Афины, где жили  величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедийный автор Аристофан. Знаменитые философы Сократ, Платон, Аристотель. В Афинской республике, как и в других греческих городах-государствах, народное образование стояло на значительной высоте: дети всех граждан обучались в школах. В Афинах существовали также и высшие школы, где юноши изучали науки под руководством учителей-философов. Наиболее известными были: школа Платона и школа Аристотеля. Учение Платона было абстрактным. Преподавание Аристотеля основывалось преимущественно на наблюдении явлений природы. Он читал свои лекции во время прогулок с учениками. Некоторые взгляды и открытия Аристотеля до сих пор вызывают изумление ученых. По-видимому, некоторые из сочинений, дошедших до наших дней под именем Аристотеля, являются записями его лекций. Одним из высших проявлений эллинского творчества было театральное искусство. В период расцвета афинской культуры поэты создавали замечательные комедии и трагедии, многие из них в позднейших списках дошли до нас. Однако греческая культура была поставлена на службу только свободным гражданам, рабы оставались в стороне. Если среди рабов и встречались образованные люди, то это было редким исключением.

Книга того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта, Текст на свитке писали, узкими столбцами, направление строк  было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

Можно попробовать скатать свиток из бумаги и написать на нем как на папирусе. Удобно ли это?

Вследствие того, что папирусные свитки были восприимчивы к влаге, которая разрушительно действовала на них, подлинных книг того времени не сохранилось. Дошедшие до нас папирусы принадлежат либо эллинистическому Египту, либо городу Геркулануму, засыпанному пеплом вулкана Везувия. Египетские и греческие свитки сохранились в течение двух-трех тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков сохранилось в виде отрывков, но иногда эти отрывки значительны. Сокровища греческой литературы сохранились благодаря большой любви греков к творчеству своего народа: сочинения писателей и ученых множество раз переписывались и тщательно хранились. В Афинской республике было широко распространено искусство письма, существовали профессионалы переписчики, и велась торговля книгами.

Если бы не было письменности, была бы культура?

Книги для детей:

1. Брукфильд К. Письменность.– М.: Слово, 2001.– 64 с.
2. Древний мир. Школьная энциклопедия.– Смоленск: Русич, 2000.– 128 с.
3. Древняя Греция. Энциклопедия школьников.– М.: РОСМЭН, 2001.– 143 с.
4. Петрова Н.Г. Введение в историю.– М.: Русское слово, 1998.– 192 с.
5. Райхардт Г. Древние греки.– М.: Слово, 1994.– 48 с.
6. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М.: Московский рабочий, 1985.– 133 с.
7. Утевская П. Слов драгоценные клады.– М.: Дет. лит., 1985.– 191 с.
8. Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.
9. Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
10. Кублицкий Г. Куда летит почтовый голубь или история почты.– М.: Малыш, 2000.– 64 с.

Книги для педагога:

1. Григорьева А. Школа в Древней Греции / Наша школа, 2002, №6, с. 23-24.
2. Немировский Е.П., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны.– М.: Книга, 1964.– 378 с.
3. Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.
4. Древний восток. Книга для чтения.– М.: Просвещение, 1953.– 230 с.
5. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция. Сост. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н.– М.: ИНТОР, 1998.– 238 с.
6. Фащук Д. Античные "Титаники" / Разноцветные дороги, 2002, №6, с. 32-33
 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру