Уроки по культуре работы с книгой

Уроки по культуре работы с книгой

Письменность древних народов

Урок 5.Тема: "Финикийский алфавит"

Цель: обратить внимание детей на то, что именно финикийцы - мореплаватели и купцы изобрели алфавит, который стал основой для алфавитов других государств.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас древнего мира", ксерокопии (финикийский алфавит).

Методические рекомендации: покажите детям, где находилась финикийская земля в "Атласе древнего мира". Расскажите про финикийцев, почему именно они изобрели алфавит.

Информация для учителя. На восточном берегу Средиземного моря (Верхнего) цепь Ливанских гор, покрытых от подножия до вершин могучими кедрами.

Давным-давно поселились здесь хананеи. Греки их называли финикиянами. Они пришли с земель Персидского залива и Аравийского моря (Нижнего). Финикияне быстро перемешались с малочисленным туземным населением и научили его своему языку. Финикийский язык относится к группе семитических языков и очень близок к ассиро-вавилонскому, арабскому и древнееврейскому. Занимались люди рыболовством, охотой в горах и земледелием. Финикия - страна отважных мореплавателей и купцов. (Если найдете в журналах или в книгах финикийские корабли, то покажите их детям). В древности финикийские племена основали небольшие рыболовецкие поселения - Сидон, Угарит, Библ, Тир. Прошло много веков, маленькие рыбачьи поселки превратились в богатые города, окруженные мощными кирпичными и каменными стенами. Деревенский люд жил бедно и уходил в города. Там они скупали рыбу, солили её, везли в глубь страны, где не было воды, и  продавали. Пловцы, взяв в руки два тяжелых камня, ныряли на дно моря и добывали  маленькие чудесные раковины. Из каждой можно было выдавить по несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик краски слиток серебра. Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой. (По возможности покажите костюмы из детских энциклопедий). Если пожиже - она становилась алой. Можно было стирать одежду каждый день в морской или речной воде, в холодной или горячей, она не линяла, оставалась яркой. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники. Было и еще одно ремесло. На юге страны у подножия гор, весь морской берег был покрыт белым чистым песком. Его смешивали с селитрой и плавили, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых бронзовых желтоватых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход. Но находились люди, которые считали более выгодным покупать и продавать вещи, сделанные ремесленниками. Финикийские купцы покупали подешевле товар у мастеров, а продавали дороже. Они нагружали товарами небольшие суда, сколоченные из кедровых бревен, тщательно обмазанные смолой, выкрашенные суриком и охрой (красные цвета). Следуя вдоль берега (опять можно показать "Атлас древнего мира"), добирались до берегов Египта. И египтяне охотно раскупали финикийские вина, оливковое масло, пурпурные ткани, серебряные вазы с золотыми крышками, искусно отлитыми в виде головы быка, львиной пасти или сказочной птицы с острым клювом. Но больше всего ценили лес.

Что на Руси делали из дерева? В плоской и ровной долине Нила каждый клочок земли был возделан. Старинные леса давно были вырублены. Древесину  переплавляли плотами. Чиновники фараона отвешивали десятки дебенов (91 грамм) золота за груду бревен, из которых можно было соорудить шлюзы в канале или настлать перекрытие в царской гробнице.

Что еще могли египтяне делать из дерева?  (Покажите детям пирамиды, корабли, дворцы и храмы в рисунках). Из Египта финикийцы везли зерно, тонкое верхнеегипетское полотно, живую нильскую рыбу в бассейнах, канаты изумительной прочности. И, обязательно, листы папируса. (Попросите детей, которые ездили в Египет, принести какие-нибудь сувениры и папирус). Жажда наживы гнала финикийцев в другие страны. Навьючив ослов и верблюдов товарами, домашними или привезенными из Египта, они отправлялись по горным тропам, по песку пустынь, на восток и север, а возвращались через несколько лет, нагруженные другими товарами. Пригоняли скот и закованных в цепи рабов. Из Дамаска привозили белоснежную шерсть. Из Израиля - пшеницу, виноградный мед и чудесный бальзам, исцеляющий от глазных болезней. Из Ассирии - тюки узорчатых златотканых одежд, упакованные в кедровые ящики. Из Урарту - табуны объезженных коней и выносливых мулов. Из степей Аравии - овец и коз. Больше всего ценились рабы. Самую трудную работу возлагали на рабов. Иногда финикийцы воровали детей для продажи в рабство. (Показывая "Атлас древнего мира", обратите внимание на соседние государства с Финикией.)

Финикийцы объездили все берега Средиземного моря. И даже побывали  в Испании (Иберия). Они плавали к берегам Оловянных островов (Великобритания) и привозили мягкий светлый металл, необходимый для выплавки бронзы. Побывали у берегов янтарных полуостровов и привозили янтарь. Именно торговля (о которой мы много говорим) привела к тому, что в финикийских городах начали создавать систему письма, которую можно легко выучить. Ни египетская, ни ассиро-вавилонская письменность не подходили. Писцы Египта, Вавилона, Ассирии много лет обучались в школах. Для финикийцев это трата времени. Вот почему купцы были заинтересованы в простом письме и быстром счете. Им надо  было продавать и записывать быстро. Иероглифы и клинопись не годились для этого. Их знаки надо было учить очень долго.

В городе  Угарите нашли памятники, покрытые  клинописью. Тридцать алфавитных знаков. В городе Библосе нашли две бронзовые таблички, покрытые письменами - иероглифами. Настоящий алфавит был создан в Х веке до н. э. - 22 знака. Каждая буква соответствует одному согласному или полусогласному звуку. Финикийцы не писали гласные буквы. Они объездили много стран, знали системы письма этих стран. У кого позаимствовали алфавит неизвестно. Названия финикийских букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы напоминали.

• алеф - голова быка
• бет - дом
• гимель - угол

"Алфавит" - это две первые буквы. "Бет" иногда произносилось, как "вита", "алеф" + "вита".

Изобретение алфавита - величайшее достижение финикийской культуры. Оно оказало огромное влияние на страны древнего мира.

Урок 6.Тема: "Греческий алфавит"

Цель: познакомить детей с появлением греческого алфавита.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас Древнего мира", ксерокопии (греческий алфавит).

Методические рекомендации:  написать на доске  греческие слова

• "альфа" - семитское  "алеф"  - бык
• "бета" - семитское "бет" - дом
 "дельта" - семитское "далет" - дверь

Попросите детей записать это в тетради. Нарисуйте на доске путь чтения греческого текста справа налево, слева направо и т.д. Так писали и читали греки. Называется это "бустрофедон" - бычий поворот (письмо, подобное ходу пашущих быков).Удобно ли так писать и читать?

Информация для учителя. Греческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите, что и у финикийцев, и даже наименования букв обозначались искаженными семитическими словами. В древнегреческих надписях сохранилось и семитское направление письма: знаки писали справа налево. И только в IV веке до н. э. греки перешли на письме слева направо. От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. На Западе алфавит распространился через греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского полуострова. От греков  алфавит был заимствован римлянами и от них распространился по всем странам Западной Европы. В конце IV в. – начале V в. алфавит оказал влияние на возникновение армянского алфавита. В VI веке возник грузинский алфавит - часть из греческого с добавлением нескольких букв.

Греки применили новый материал для письма, это был пергамен, выделывавшийся из кож животных. Он был более прочным, чем папирус. Применение кож для письма началось с очень давних времен в Египте, Греции, Малой Азии, где оно получило наибольшее распространение. По преданию в городе Пергаме в I веке до н. э. был изобретен новый способ получения материала для письма из кож животных.

Римский естествоиспытатель Плиний рассказывал, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что один из Птоломеев, боясь конкуренции малоазиатских библиотек с Александрийской, решил уменьшить вывоз папируса из Египта. Этот рассказ является легендарным, так же как и предание о происхождении пергамена в городе Пергам.

Древнейшие кусочки пергамена с сохранившимися отрывками текстов относятся к I веку до н. э., но применять его стали только со II в. нашей эры. Для изготовления пергамена употребляли шкуры овец, коз, ослов, телят. Шкуры вымачивались в известковой воде, соскабливали с нее шерсть, натягивали на раму, высушивали, выглаживали пемзой и обрабатывали мелом. Пергамен был прочен, имел гладкую и светлую поверхность. На нем можно было писать с двух сторон. Пергамен окрашивали в желтый, голубой, черный, пурпурный цвета и использовали для роскошных рукописей. На пурпурном писали золотом или серебром. Тысячу лет книга, из пергамена господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергамену сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего Средневековья.

В Греции для письма применялись и церы - деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой - стилем. "Поворачивать стиль", т. е. стирать написанное, означало отделывать красоту языка. Отсюда появилось выражение "литературный стиль". Восковые дощечки употреблялись главным образом для  заметок и для написания писем, но иногда на них писали литературные и научные тексты. Несколько дощечек скреплялись вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнура. Так получалась книга. Этот способ письма получил большое распространение в Риме. Позже он проник в страны средневековой Европы. В Париже еще в 13 веке существовали мастерские для изготовления восковых дощечек.

И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. В Древней Греции, например, задолго до возникновения письменности были широко  распространены героические песни. Их читали бродячие певцы-аэды. Они декламировали, аккомпанируя себе на кифаре. Певцы пользовались большим почетом. Греческие владыки любили окружать себя виднейшими поэтами и учеными.

Центром греческой культуры была Афинская рабовладельческая республика со столицей Афины, где жили  величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедийный автор Аристофан. Знаменитые философы Сократ, Платон, Аристотель. В Афинской республике, как и в других греческих городах-государствах, народное образование стояло на значительной высоте: дети всех граждан обучались в школах. В Афинах существовали также и высшие школы, где юноши изучали науки под руководством учителей-философов. Наиболее известными были: школа Платона и школа Аристотеля. Учение Платона было абстрактным. Преподавание Аристотеля основывалось преимущественно на наблюдении явлений природы. Он читал свои лекции во время прогулок с учениками. Некоторые взгляды и открытия Аристотеля до сих пор вызывают изумление ученых. По-видимому, некоторые из сочинений, дошедших до наших дней под именем Аристотеля, являются записями его лекций. Одним из высших проявлений эллинского творчества было театральное искусство. В период расцвета афинской культуры поэты создавали замечательные комедии и трагедии, многие из них в позднейших списках дошли до нас. Однако греческая культура была поставлена на службу только свободным гражданам, рабы оставались в стороне. Если среди рабов и встречались образованные люди, то это было редким исключением.

Книга того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта, Текст на свитке писали, узкими столбцами, направление строк  было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

Можно попробовать скатать свиток из бумаги и написать на нем как на папирусе. Удобно ли это?

Вследствие того, что папирусные свитки были восприимчивы к влаге, которая разрушительно действовала на них, подлинных книг того времени не сохранилось. Дошедшие до нас папирусы принадлежат либо эллинистическому Египту, либо городу Геркулануму, засыпанному пеплом вулкана Везувия. Египетские и греческие свитки сохранились в течение двух-трех тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков сохранилось в виде отрывков, но иногда эти отрывки значительны. Сокровища греческой литературы сохранились благодаря большой любви греков к творчеству своего народа: сочинения писателей и ученых множество раз переписывались и тщательно хранились. В Афинской республике было широко распространено искусство письма, существовали профессионалы переписчики, и велась торговля книгами.

Если бы не было письменности, была бы культура?

Книги для детей:

1. Брукфильд К. Письменность.– М.: Слово, 2001.– 64 с.
2. Древний мир. Школьная энциклопедия.– Смоленск: Русич, 2000.– 128 с.
3. Древняя Греция. Энциклопедия школьников.– М.: РОСМЭН, 2001.– 143 с.
4. Петрова Н.Г. Введение в историю.– М.: Русское слово, 1998.– 192 с.
5. Райхардт Г. Древние греки.– М.: Слово, 1994.– 48 с.
6. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М.: Московский рабочий, 1985.– 133 с.
7. Утевская П. Слов драгоценные клады.– М.: Дет. лит., 1985.– 191 с.
8. Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.
9. Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
10. Кублицкий Г. Куда летит почтовый голубь или история почты.– М.: Малыш, 2000.– 64 с.

Книги для педагога:

1. Григорьева А. Школа в Древней Греции / Наша школа, 2002, №6, с. 23-24.
2. Немировский Е.П., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны.– М.: Книга, 1964.– 378 с.
3. Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.
4. Древний восток. Книга для чтения.– М.: Просвещение, 1953.– 230 с.
5. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция. Сост. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н.– М.: ИНТОР, 1998.– 238 с.
6. Фащук Д. Античные "Титаники" / Разноцветные дороги, 2002, №6, с. 32-33
 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру