Уроки по культуре работы с книгой

Уроки по культуре работы с книгой

Письменность древних народов

Урок 3.Тема: "Клинопись"

Цель: Познакомить детей с письменностью древней страны Шумер.

Оборудование урока: для учащихся - пластилин и хорошо отточенный карандаш, для учителя: "Атлас древнего мира", "Календарь" ("Слово", 2001 г.), ксерокопии (клинописные знаки) для каждого ученика.

Методические рекомендации: на доске нарисовать несколько рисунков

птица (нарисовать контуры птицы)
ходить (нарисовать ножки идущие)
дом (нарисовать квадрат и треугольную крышу)
стоять (нарисовать ноги в состоянии покоя)

Раздать ксерокопии детям, чтобы они видели, что такое клинопись. Показать детям книгу "Атлас древнего мира" и рассказать о шумерах.

Информация для учителя. Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия). В древности это был цветущий край. Историк Геродот рассказывал, что видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами. Что хлеб родился большой, что колосья пшеницы были шириной в четыре пальца. А географ Страбон, побывавший в Месопотамии позже Геродота, писал: "Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы".

После этого покажите, пожалуйста, книгу "Календарь", в которой есть и шумерский вариант календаря.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины - вечная засуха. В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумер  составлять календари сельских работ. Около 10 тысяч лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели - шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены. Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой. Их язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.

Здесь я показываю снова "Атлас древнего мира", где указаны эти народы.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – "патеси", или "энси". Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды... Писали тоже на глиняных табличках.

А что делали из глины у нас на Руси? Из глины шумеры лепили лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце "писали". Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Клинопись - писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.

Теперь обратитесь к детям, чтобы они достали из пенала карандаш и пластилин. Дети разомнут пластилин, сделают круглую или квадратную лепешку. Острым концом карандаша надо нажать на пластилин, чтобы остались следы – клинья.

Можно написать буквы клинышками. Вот так выглядели глиняные таблички. Теперь о знаках письменных.

Первоначально были рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография. Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.

По-шумерски:
• стоять - "губ",
• ходить - "ду",
• приносить - "тум".

Т.е. рисунком ног можно было выразить не только понятия "стоять", "ходить", "приносить", но и слоги "губ", "ду", "тум". Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов. Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово. Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – "силлабарии" содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения, и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

В конце урока попросите детей написать в тетрадках свои имена клиньями.

Язык

Язык – важнейшее орудие общения людей между собой, необходимость общения была основой для возникновения языка.

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условных знаков. Письменность появляется тогда, когда для общения уже недостаточно передачи мыслей посредством языка, когда возникает потребность закрепить эти мысли на продолжительное время. Изобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. 0 письменности часто говорят, что она знаменует начало истории. Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития. Некоторые системы закрепления мысли не были связаны с начертательными знаками. Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.

Потребность в письме появилась очень рано, она вызвалась необходимостью  вести учет, производить счет при мене, при разделе добычи на охоте.

Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4000 и 3000 годами до н. э. Новые города росли быстро, и возникла необходимость в записи многих сведений.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы. (Геродот).

Урок 4.Тема: "Иероглифы"

Цель: познакомить детей с древней цивилизацией Египта и письменностью этой страны.

Оборудование урока: для учащихся - ручки и тетрадки или альбомы; для учителя - "Атлас древнего мира", "Календарь", ксерокопии (розеттский камень, иероглифы), "Труд писцов, собратьев моих..." (текст письма отца-писца к сыну).

Методические рекомендации: Написать на доске греческие слова: "иерос" – священный,"глюфо" - высекаю, вырезаю. Раздать детям ксерокопии для наглядности. Показать детям "Атлас древнего мира".

Информация для учителя. Египет располагается по среднему и нижнему течению реки Нил. Во главе государства стоял фараон. Главное участие в управлении страной принимали жрецы. Экономическое могущество Египта основывалась на рабском труде.

Что такое "рабский труд"? Многочисленные архитектурные сооружения гигантских размеров - храмы, пирамиды - сохранились частью в развалинах до нашего времени. Стены этих сооружений покрыты высеченными или нарисованными краской письменами, древнейшие из которых относятся к 4 тысячелетию до н. э. Эти письмена получили название иероглифов. Показать книгу с иллюстрациями египетской архитектуры.

Иероглифы рисовались и вырезывались с большим искусством и представляли собой изящные миниатюрные изображения предметов, растений, животных и птиц. Расположение знаков шло справа налево и наоборот. Нарисованная в начале текста рука показывала пальцем направление, в котором следовало читать.

Обычно надписи сопровождались художественными изображениями. Надписи на стенах храмов представляли собой молитвы богам и заклинания. В религии Египта большое место отводилось культу мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь. Умершего фараона захоранивали в пирамидах и там же оставляли много предметов для "жизни". Если есть детские энциклопедии о Египте, то показать пирамиды и саркофаги.

Египетские жрецы, знавшие в совершенстве письмо посредством иероглифов, покрывали надписями и рисунками предметы. На дверях и над ними были сделаны надписи с предупреждением, грозившим смертью всякому, кто войдет в гробницу и нарушит покой усопшего. Книги, найденные в пирамидах и других местах погребения, содержат богатейший материал для изучения истории, литературы, науки и экономики Египта. В каждую могилу полагалось положить свиток, содержащий текст "Книги мертвых". В нем описывался тот путь, который, согласно верованиям египтян, проходит душа умершего после смерти. Сопровождалось это описание молитвами и заклинаниями, текст иллюстрировался рисунками. Сохранившиеся египетские книги (свитки) показывают высокое состояние науки в Древнем Египте. Грамотность и наука были сосредоточены в руках незначительной части населения: жрецов и  чиновников. Характер административного устройства в Египте требовал огромного чиновничьего аппарата. Из египетских книг можно видеть, что жрецы имели познания по астрономии, умели вычислять солнечное и лунное затмения, движения небесных светил.

Показать книгу "Календарь". Для чего египтяне составляли календари? Геометрией пользовались для размежевания земель и определения величины земельных  участков. Египтяне были искусными врачами. С течением времени в египетском письме происходили глубокие изменения, обусловленные стремлением к упрощению начертаний знаков и ускорению процесса писания. Сначала каждый знак обозначал целое слово. Позднее были введены знаки для отдельных слогов, вследствие чего общее количество знаков сократилось. Потом иероглиф стали употреблять для обозначения не слова и не слога, а одного звука - именно того согласного звука, с которого это слово начиналось. Иероглифическое письмо сделалось родоначальником буквенных алфавитов. Египет. Иероглифы в Египте везде: на стенах храмов, на колоннах, на больших статуях. Но никто не мог их расшифровать. Помог случай. Наполеон Бонапарт ввел свои войска в Египет. Это была цель завоеваний. Оказавшись в трудных условиях, французы стали вести раскопки старой крепости под городом Розеттом, чтобы укрыться от врага. И обнаружили в песке черный большой камень с надписями на трех языках: иероглифы, греческий, скоропись. Этот камень послужил основанием для новой науки - египтологии.

Розеттский камень. Письмена делились на три части. Верхняя - иероглифы, средняя - скоропись, нижняя - греческий. Хранится этот камень в Британском музее (была сделана копия). Француз Жан Франсуа Шампольон расшифровал эти надписи. Шампольон уже в детстве интересовался древностями и с 13 лет изучал языки. Особенно его интересовал коптский язык. Копты - потомки древних египтян, и их язык, как уверяют ученые, близок к египетскому. Шампольон сравнил количество иероглифов и греческих слов, получил результат: в три раза больше иероглифов, т.е. они не могли (каждый) соответствовать греческое слову. Чуть позже он догадался, что иероглифы не знаки-слова, а отдельные знаки-звуки!!! Жрецы называли иероглифы священными письменами. Сначала были расшифрованы имена, а потом и весь текст. Были опубликованы "Египетский словарь" и "Египетская грамматика". Египетская письменность, возникшая в 1У тысячелетии до н. э. была пиктографической (рисунки). Сначала каждый рисунок обозначал то слово, которое было изображено. Потом с рисунками связывалось не только представление о целом слове, но и о тех звуках, из которых слово состоит. Изображен топор - рисунок читался - НЧР. Эти три звука НЧР обозначили и слово Бог.

Египтяне не писали гласные звуки. Египетский язык был близок к той группе языков, у которых корень слова состоял из согласных, а гласные не вписывались. Для того, чтобы понимать слова, одинаково написанные иероглифами, но с различными, значениями, египтяне ставили в конце слова иероглифы - определители. Например: дом (нарисовать из квадрата и треугольника домик), ходить (нарисовать ножки идущие).

Египетская письменность состоит из трех видов знаков:
• словесных - идеограмм
• фонетических (звуковых)
• иероглифов-определителей.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали палочкам или кисточками, обмакивая их в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова литературного текста, а также название месяца и дня писали красными чернилами. Профессия писца считалась очень почетной. В Древнем Египте слово "писец" означало не только "писарь" или "переписчик", но и "образованный человек". Эти люди, стремившиеся к знаниям, к творчеству, были непосредственными создателями египетской культуры, развивали они и гуманистические идеи.

Птахотеп из Мемфиса в своем поучении говорит сыну: "Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное". 4500 лет назад!!!

Трудом писцов, их искусными пальцами и создавалось век за веком превеликое множество папирусных свитков. Часть из них, очень незначительная, вошла в состав современных музеев и библиотек. На свитках – высоко художественные повести, бухгалтерские счета, математические задачи и напутствия умершим, нежные лирические стихи и результаты астрономических наблюдений, сказки, медицинские справочники, мифы, заклинания, поучения.

На уроке дети могут написать свои имена иероглифами, используя ксерокопию с расшифровкой иероглифов.

"Труд писцов, собратьев моих"

Труд писцов, собратьев моих, тебе не по нраву!
А ведь они по десять гуров зерна приносят!
Молодые люди! Любой из них десять гуров зерна отцу приносит,
Зерно, шерсть, масло, овец ему приносит!

Как уважаем такой человек!
Да и можешь ли ты так же трудиться.
Мальчишка! Трудится и стар и млад!
Даже мне порой не угнаться за ними,
А уж моя голова повыше твоей!

Кто еще так недоволен сыном.
Среди моих собратьев не было таких!
Скажи-ка это родичам моим!
Побойся или постыдись!

Соученики твои и товарищи -
Не пример тебе! Почему им не следуешь.
Друзья твои и сверстники – не пример тебе!
Почему им не следуешь.

И со старших бери пример,
Да и с младших бери пример!
Мудрые люди, что средь нас живут,
С тех пор как Энки всему название дал,

Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,
Не могу назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!

Ты не думаешь о деле моем.
Уж не говорю – о деле отца моего!
Энлиль уготовил людям судьбу,
С тех пор как всему название дал!

Сын да наследует дело отца!
А не то – ни почета ему, ни привета!

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру