О преподавании Закона Божия

Всякая школа считает себя вправе слыть школою религиозного обучения, когда в числе предметов значится на первом месте Закон Божий. Но что означает преподавание Закона Божия? Мало, бедно, если это значит только учебная Священная история и вопросы и ответы на память из Катехизиса.

Учить Закону Божию должно бы значить: учить живой вере; Мало учить только, как жил и учил и умер и воскрес Господь Иисус: надо? детям ощутить, что нельзя им жить без Господа Иисуса, что слова Его и речи должны перейти в их жизнь и в их природу; чтобы они поняли и ощутили, что значит носить имя Христово, быть христианином, что значит ходить пред Богом, хранить правду в душе и страх Божий, то есть хранить чистоту свою пред Богом.

И тот, кто учит их, должен помнить, что дети смотрят в глаза  ему и не только слушают речи его и уроки, но ищут в  нем  видеть христианина, хранящего и творящего правду…

  Таков идеал. Но когда мы обращаемся к действительности, видим перед собою учебники  с  прибавкою учебных пособий, видим программы с номенклатурою предметов и с разделением курсов по классам.

На первом плане — Священная история Ветхого и Нового Завета, причем с первого года в последующие года повторяется расписание тех же самых предметов с предполагаемым только расширением раз уже преподанного, причем святое Евангелие входит в состав Священной истории и разбивается на «уроки» и на множество вопросов, которые экзаменатор будет предлагать «испытуемым» детям и которыми многих из них будет приводить в смущение и слезы.

Никакую веру невозможно отделить от культа, соединенного с верою, то есть от Богослужения, и в особенности от нашего православного Богослужения. Здесь верование, облекаясь в слова, образы и звуки, оживляет и возвышает сердечное чувство и правду его освещает красотою. Отрешенное от Богослужения преподавание Закона Божия отрешается от Церкви.

Но где оно неразрывно связано с Церковью, где дети, участвуя в чтении и пении церковном, привыкают жить в Церкви ее жизнью и понимать и чувствовать глубину и красоту церковного обряда, там только преподавание Закона Божия приобретает желаемую полноту.

Однако и там, где оно отрешено от Церкви, программа Закона Божия заключает в себе учение о Богослужении, разбитое также на множество вопросов. Такое учение мертво само по себе, и в детских умах и в устах преподавателя становится для детей несносным мучением, когда им предлагают вопросы о подробностях церковных сосудов и облачений, совершения таинств и разных церковных чиноположений...

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру