Прогнозирование отношения старшеклассников и учителей к введению курса «Православная культура»

Введение курса «Православная культура» в школах рассматривается как насущнейшая потребность сегодняшнего дня, ибо «общество постепенно усваивает достаточно простую, но, к сожалению, утерянную в прошлом богоборческом веке истину: улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия, невозможно» (2, с. 7). Письмо министра образования от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16 дает возможность органам управления образованием субъектов Российской Федерации эту потребность реализовать.

Нами было проведено исследование духовно-нравственных ценностей и ориентации старшеклассников и учителей, что, с нашей точки зрения, позволяет прогнозировать их отношение к введению в школах курса «Православная культура».

Формирование выборочной совокупности

В исследовании участвовали старшеклассники (10-11 кл.) и учителя общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Город относится к категории крупных по территории и населению городов с различными по времени застройки, районами,  а также по контингенту проживающему в них населения. Возможно, что специфика района находит свое отражение в жизненной ориентации старшеклассников и учителей, поэтому в наше исследование мы включили школы из каждой группы районов.

Кроме этого, в исследовании учитывался статус школы: общеобразовательная, школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов, гимназия, лицей. В пределах данной типологии проводилась целенаправленная выборка школ для получения модели генеральной совокупности. Внутри школы проводился сплошной опрос старшеклассников и учителей. Кроме того, в опрос были включены учителя – представители разных школ города, повышающие свою квалификацию в стенах Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Всего было опрошено 1280 старшеклассников из 13-ти школ и 516 учителей различных предметов (включая административных работников). Среди школ, вошедших в выборку, 6 общеобразовательных школ, 4 с углубленным изучением одного или нескольких предметов, 2 лицея и 1 гимназия. Таким образом, нами получена репрезентативная выборка для прогнозирования отношения старшеклассников и учителей к введению курса «Православная культура».

Подготовительный этап исследования

В качестве инструмента исследования был разработан вопросник «Мировоззрение и жизнь». Каждый вопрос содержал 7 вариантов ответов (семибалльная шкала измерений). Респонденту предлагалось выбрать один вариант ответа, наиболее отвечающий его позиции по данному вопросу. Мы получили «простые распределения», то есть процент респондентов, давших тот или иной вариант ответа из семи предложенных.

Оценка качества вопросника определялась его валидностью достоверностью и надежностью (1). Вопросник «Мировоззрение и жизнь» был представлен на независимую экспертную оценку психологам и священнослужителям с целью определения валидности по критерию. Валидность по критерию показывает, насколько по результатам данного вопросника можно судить об интересующем нас аспекте поведения индивида.  Надежность вопросника проверялась методом повторного тестирования ( ретестовая надежность) в пилотажном исследовании.

Вопросник «Мировоззрение и жизнь» был направлен на изучение духовно-нравственных ценностей и ориентаций в мировоззрении старшеклассников и учителей и, в частности, содержал вопросы на выявление понимания сути религии, веры, Церкви и позволяющие прогнозировать отношение респондентов к введению курса «Православная культура».

Результаты исследования

Православно понимаемая позиция относительно сути религии и веры заключена в следующих ответах: направленность души за пределы земного существования, уверенность в существовании Бога и устремленность к Нему, участие в Таинствах (крещение, покаяние, причащение и т.д.) и исполнение Его заповедей; вера – это путь к спасению и вечной жизни, а религия -  средство на этом пути; признание существование Бога и страх перед Ним. Как видим, 53% старшеклассников и 64,5% учителей принимают эту позицию, однако процент неправославного, антихристианского понимания достаточно велик. Не определились 26% старшеклассников и почти 20% учителей.

Вопрос на выявление отношения к Церкви:(см. в "материалы к публикации")

Какое из высказываний наиболее точно определяет Ваше отношение  к Церкви?(см. в "материалы к публикации")

Православно понимаемая позиция относительно Церкви заключена в следующих ответах: хожу каждое воскресенье и по праздникам, а бывает и так просто хочется зайти; захожу поставить свечку в трудных жизненных обстоятельствах; захожу время от времени попросить что-нибудь, поблагодарить, да и просто приятно в Церкви постоять. Как видим, 59% старшеклассников и 81,5% учителей принимают эту позицию. Не определились 11% старшеклассников и 6% учителей.

На высказывание: Мир был бы намного лучше, если бы люди жили по заповедям закона Божия – получили следующую картину.(см. в "материалы к публикации")

На высказывание: Не живите лишь земными интересами. Здешние блага хрупки и непостоянны. Не собирайте себе других сокровищ, кроме мудрости, добродетели и благочестия  - получили следующие ответы (см. в "материалы к публикации").

На высказывание: Главная причина нездоровья – всегда духовная. Требуется осмыслить свое отношение к Богу, к Его заповедям и свою жизнь, а не спешить за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам - получили следующие ответы (см. в "материалы к публикации").

Приведенные выше высказывания косвенным образом прогнозируют  отношение к курсу «Православная культура», поскольку касаются основ православного мировоззрения. Видим, что достаточно большой процент респондентов, особенно старшеклассников, не принимают эти основы и весьма велик процент старшеклассников и учителей, не определившихся в них.

Отношение к Евангельским заповедям:(см. в "материалы к публикации")

Знаете ли Вы, что такое 10 заповедей, и ваше отношение к ним? (см. в "материалы к публикации")

Выводы из проведенного исследования

Полученные в исследовании данные позволяют прогнозировать достаточно сложную ситуацию с введением курса  «Православная культура», хотя большинство учителей (порядка 84%, табл. 3 и 6) и большинство старшеклассников (порядка 54,5%, табл. 3 и 6) имеют положительную внутреннюю мотивацию и ориентацию на принятие Евангельских заповедей. Сложность ситуации состоит в том, что материалистические воззрения и оторванность от духовно-исторической традиции и уклада жизни наших православных предков, глубинно поразили современного человека – это видно в большей мере из табл. 4 и 5. Многие учителя потеряли ориентацию в духовно-нравственных вопросах жизни, не определились. Старшеклассники – будущее нашей страны – в силу понятных причин оказались еще более далекими от духовно-исторической православной традиции и более прагматичными.

Но если на законодательном уровне мы признаем, что христианство «составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России» и констатируется «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (3), то, несмотря ни на какие прогнозируемые трудности, курс  «Православная культура» надо вводить.


Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. -  Кн.1, 320 с.
2. Леднев В.С. Насущная потребность сегодняшнего дня. / Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – С. 7-9
3. Преамбула к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.03.2000, № 45 – ФЗ.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру