Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы

- В. И., все-таки можно ли овладеть риторикой, научиться эффективно говорить и писать?

- Несомненно. Красноречие складывается из многих знаний и стараний, — писал Цицерон. Поэтому к воле приложи образованность, имей философскую позицию, профессиональные знания, знакомься с правилами и рекомендациями в риторической литературе. Далее: наблюдай ораторов — и хороших и дурных. Подмечай их достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Ведь обучение всегда строится на подражании, следовании образцу. Наконец, только сама практика, реальные речевые бои и опыт сформируют настоящего оратора. Тренировка же состоит в написании и произнесении речей, разборе и декламации ораторских и литературных отрывков разных стилей, упражнениях в технике речи. Кстати, практическое обучение важно не превратить в развлечение (чем грешат некоторые современные педагоги), важно не актерствовать, а готовиться к реальной профессиональной карьере: политика, судьи, предпринимателя, педагога. Например, нельзя риторику превратить в театр, потому что артист говорит чужой текст и кого-то изображает, а ритор говорит собственные речи, отвечает за них головой и Боже его упаси начать «играть»…

Обучение риторике — серьезный и занимательный труд, в котором надо образовать ум, обогатить словарный запас, отточить произношение и, между прочим, усовершенствовать тело, потому что человек говорит «всем телом»…

- А где сегодня преподают риторику?

- Риторику преподают во всех ведущих вузах России. Нередко она входит в цикл речеведческих дисциплин, куда включаются стилистика, культура речи или культура общения. Большинство профессионалов своего дела осознало, как важно владеть языком — инструментом своей специальности.

Что касается современной школы, то там ее преподают в основном энтузиасты и факультативно, хотя имеются учебники под грифом министерства. В России есть ряд «риторических» регионов, где имеются свои учебно-научные школы риторики, а риторика введена в школах как региональный компонент. Таковы Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Ярославль — все это региональные отделения Российской риторической ассоциации, объединяющей риторов не только России, но и Белоруссии, Латвии, Казахстана. За пять лет нашего существования с января 1997 года Риторическая ассоциация объединила более 300 ученых и педагогов из числа тех, кому небезразличны судьбы русского слова, кто понимает роль языка и значение владения речью для практического пере- и благоустройства нашей жизни.

Надо решительно сказать: хорошую жизнь дурным языком не построить. Каков язык — отражение наших сердечных помыслов, таковы и наше настроение, желание что-либо делать для будущего. Сила ума и дар слова — главные отличия человека. Если все беды — от языка, то добрым и мудрым языком создается атмосфера добра и гармонии, преданности и почитания родной культуры.

- Тогда последний вопрос: риторика и культура — какая взаимосвязь?

- Обращаю внимание на то, что большинство наших риторических конференций были связаны именно с риторической культурой современного общества. А последняя — с подготовкой профессионального ритора. Культура — то ценное, что мы берем из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять; и они — не только в материи (материальная культура) или духе (духовная культура): они реально выражены в языке, текстах, словах. Язык — инструмент культуры, а риторика научает практически пользоваться языком, учит думать, выражать мысль в слове, формирует и воспитывает личность. Такую риторику мы восстанавливаем в России. Сумеем сформировать себя и общество в риторической культуре — тогда выстоим в борьбе с трудностями, не дадим себя обмануть лживым языкам; если будем риторическими «варварами» — потомки не простят…

Важнейшая педагогическая задача сегодня — найти оптимальный образ соотношения риторики с культурой речи и другими речеведческими дисциплинами. Возможность такого союза показали две последние конференции в Санкт-Петербургском горном институте (20-21 марта 2001 г.) и Академии труда и социальных отношений (25 апреля 2001 г.). Культура речи России — чисто русская дисциплина, вызревшая у нас с 20-х годов ХХ столетия. Культура речи в прежнем понимании говорила прежде всего о норме, о правильности и чистоте речи. Но для убеждения требуются еще и новизна, оригинальность, стилевое новаторство, то, что в риторике называлось «изобретением» и украшением. Сегодня мы можем говорить и о культуре, и о русской речи, и о риторике, понимая все эти термины научно, а не вульгарно. Сегодня реальная ситуация с риторикой в России отличается активнейшей работой множества исследователей и педагогов, которые именно под этим именем ведут курсы, пишут книги, защищают диссертации и т.д. Как в каждом живом деле, здесь много разноречивых мнений относительно сущности самой науки и того, как она должна развиваться. Однако активные споры и столкновения мнений (они живо проявились на двух последних конференциях) — лишнее свидетельство того, насколько остро воспринимаются все вопросы, касающиеся сегодняшнего положения дел с риторикой и всем комплексом дисциплин, касающихся русской речи.

Очевидно, что риторика в России утверждается и ее утверждение создает оптимистический настрой для многих коллег, которые решили отдать свои силы этой классической и постоянно обновляющейся науке.
Материал опубликован на сайте «Грамота.ру»

Тема VI. СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ — УЧЕНЫЙ

Задание 6.1
Вопросы для обсуждения:
1.Как в «ученых занятиях» Димитрия сочеталась вера и знание?
2.Может ли современный человек сочетать веру и знание? Каким образом?

Задание 6.2
Текст 6.1

Выдержки из книги: Келейный летописец святителя Димитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского синопсиса архимандрита Иннокентия Гизеля. — М.: Паломник, 2000. — 704 с.

…Историко-хронографическое сочинение святителя Димитрия Ростовского «Келейный летописец», написанное им в последние годы жизни, пользовалось в XVIII XIX веках большой популярностью. В его содержании жанр хронографа — древнейшего исторического летописания — уникально сочетается с богословской мыслью, что обусловливает особую смысловую емкость текста. Святитель Игнатий Брянчанинов и преподобный Амвросий Оптинский указывали на особую значимость «Летописца» «для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям».

«Келейный летописец» проникнут желанием автора/ показать действие Промысла Божия в истории, всемирной и русской, — метод, без которого многое теряет современная, да, пожалуй, и все русская академическая историческая наука.

«Келейный летописец» задуман был как учебное пособие для Ростовской духовной школы. Своим корреспондентам архипастырь так писал о необходимости подобного исторического труда: «…Кая ми нужда упражнятися в писании Истории, ихже преисполнены многия хронографстии книги? Ниже надлежит мне так, яже суть всем известная, проповедовати… Пишу убо, Господу поспешествующу, нравоучения, местами же толкования Писания Святаго… а истории яже в Библиях токмо вкратце вместо фемы (темы) полагаю, и от тех, аки от источников струи, нравоучения произвожду». … «Не о мирских событиях, не о политике я намерен писать в Летописце, а излагать нравоучения полезные; не услаждать читателя только историями, но наставлять и нравоучениями, а равно дать и руководство по библейской истории духовенству. Это мой долг и мое желание».

Источниками для работы стали в первую очередь хронографы, русские летописи, Библия, Жития святых, также Минеи митрополита Макария… творения святых отцов… /всего названо 10 типов источников/… — всего более 60 имен авторов.

…Чтобы собрать необходимые книги, святителю Димитрию не раз приходилось обращаться с прошениями к разным лицам — прежде всего к монаху Феологу, своему столичному знакомому Г. Д. Строганову, купцу Исааку Вандербургу и др.

Судя по письмам святителя Димитрия к монаху Феологу и митрополиту Стефану Яворскому, летопись поначалу действительно составлялась как келейная, без планов печатания ее. На первом этапе ставилась исследовательская задача — разобраться с хронологическими несоответствиями в Библиях и хронографах.

Первые же результаты самой трудоемкой части работы — исследования по библейской хронологии — известный уже автор Четьих Миней отослал на суд своему другу — Стефану Яворскому и еще нескольким корреспондентам: справщику Московского Печатного Двора монаху Феологу, епископу Рафаилу Краснопольскому и Ф. П. Поликарпову-Орлову, справщику Печатного Двора. И только от митрополита Стефана дошли до святителя Димитрия слова одобрения. …Святителю Димитрию пришлось отвечать своим критикам. Он писал, что не ставил перед собой цели написать историю царств, поскольку это «дело не архиерейское». Ответил и на другие замечания.

…Исторический труд святителя Димитрия «Келейный летописец» появился на закате летописания и хронографических трудов и незадолго до рождения научной исторической школы в России.

На достоинства его указывал уже в начале ХIХ века митрополит Евгений (Болховитинов): «Уникальность труда святителя Димитрия в том, прежде всего, что библейская история построена в виде летописи, чего никогда не было в церковной нашей словесности». За счет чего это удалось святителю Димитрию? За счет, в первую очередь, хронологических сравнительных таблиц (по Библии, по хроникам, по Римскому летосчислению). При работе над библейской хронологией выяснилось, что русские хронографы, греческие и латино-польские хроники не согласовывались ни со славянской Библией, ни сами с собой.
Михаил Васильевич Ломоносов в поэтической форме описал значение проповеди святителя Димитрия для России. Рядом с ракой святителя Димитрия находился серебряный киот с иконой Спасителя и серебряной тумбой, на которой была выгравирована надпись, сочиненная великим русским ученым и поэтом:

«Всемогущий и непостижимый Бог
чудными искони делами явил святую Свою,
великолепную славу и во дни наши
в благословенное Государствование
Благочестивейшия, Самодержавнейшия,
Великия Государыни Исператрицы
Елизаветы Петровны
Самодержицы Всероссийския,
Новыми чудотворениями в России просиявшаго,
Здесь почивающаго святаго мужа,
Преосвященнаго Митрополита Димитрия
Ростовскаго и Ярославскаго,
Отдавшаго Божия Богови верою, кротостию,
Воздержанием, учением, трудолюбием;
Кесарева кесреви ревностию и терпением поборствуя
Петру Великому
Против суемудраго раскола.

* * *
В Богоспасаемом граде Киеве родился сей житель
Небеснаго Иерусалима около 1650 года,
Ангельский образ принял 18 лет.
На Святительский престол возведен Генваря 4-го дня 1702 года,
Пас Церковь Божию 7 лет, 9 месяцев, 26 дней, жив 60 лет,
В вечный покой переселился 1709 года.
Написав жития святых,
Сам в лике оных вписан быть удостоился
В лето 1757 апреля 1-го дня.

* * *
О, вы, что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня в частях телесных!
Вперите в мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил.
На милость Вышняго, на истину склонитесь
И к матери своей вы Церкви преклонитесь!»

Обращение грешника к Магдалине, плачущей у ног Христовых

Уступи, Магдалино! От Христову ногу, —
Даждь мне место: аз имам о гресех скорбь многу.
Уже твои скверны слезами очищенны
и беззакония ти уже отпущенны.
Аз еще валяюся в греховной тине:
аз хощу у ног Его искать простыне.
Уступи, о жено, от ногу Христову,
да и аз милость Его обрящу готову.
Уже ты их довольно слезами омочила
и прощение грехам твоим получила.
Аз еще хощу Ему упасти на нозе
и, яко грешник, больше рыдати на мнозе.
Уступи, Магдалино, возлюбившая Христа нелестне
и припадшая к Его святой Плесне!
Уже ты до сытости сердце усладила,
лобзанием любезным Тому угодила.
Аз хощу к любимому мне припасти Богу
и лобзать усердно чистую Его ногу.
Ответ Магдалинин грешнику
Всем щедр есть Господь наш; всех вмещает нетесно,
всех приемлет, всем рад, всех любит, веждь известно.
Аще бы со всего мира зде притекали люди,
у ног Христа моего нетесно им буди.
Вкупе убо со мною ног Его имися,
аз о моих, о своих ты грехах молися.

Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществление хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образовю.

…Если удивляешься тому, что единый неделимый Христос во многих частях одинаково всем верующим раздается, в одной не больше и не меньше, чем в другой, то удивись и тому, каким образом мой единый голос находится в одно время и в моих устах, и в ваших ушах?

… Может быть, ты недоумеваешь, каким образом Христос, снедаемый часто, не умаляется, но пребывает целым во веки? Тогда удивись и сему: когда от одной свещи возжигаются многие другие, первая свеща в своей светлости не умаляется.

... И если спросишь о том, каким образом Христос, входя вовнутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается, то и я спрошу тебя: солнце, проходя над смрадными местами, оскверняется или нет? Ведаю, что премудрый и верующий не дерзнет говорить об этом. Тем более Христос, Свет всякой чистоты, не оскверняется и не заключается: Сущий, Которого не мог удержать ад и грозные печати, и затворенные и крепко запертые во входах к ученикам двери.

… И если удивляешься, каким образом в малой частице Таин заключается весь полный и целый Христос, то удивись и тому, как в столь малом зерне глаза твоего столь великие грады вмещаются и им объемлются? Но узнав сие, не испытывай неисследимого таинства, но непоколебимою верою и сердечною любовию вознеси благодарение деятельное и умственное страшному и сильному и Всемогущему Царю и Богу Вседержителю за неисповедимые Его дары.

Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания
Что такое икона? — Икона есть изображение действительного лица.
Можно ли икону назвать Богом ради того, что она служит предметом почитания? — Нет, она не Бог, но образ Божий, ради чего и почитается. …


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру