Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы

Текст 2.11
Переход... детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье. ...Практически эта задача решается только через одухотворение, воцерковление всего образа семейной жизни, через раскрытие духовного смысла основных жизненных реалий, христианского понимания счастья как благобытия, блаженства в духе Нагорной проповеди, через возможность свободно развивать и реализовывать полученные от Бога творческие способности...
Основой духовного возрастания детей являются Таинства Церкви (Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие) (священник Евгений Шестун, . Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. — Самара: 1998. — С. 481).

Тема III. ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА ОТРОКА ДАНИИЛА

Задание 3.1
Определите значения слов: этимологически (по происхождению слова); с позиции светской педагогики; с позиции Православия
1. Образование
2. Просвещение
3. Обучение
4. Воспитание
5. Наказание

Задание 3.2
Охарактеризуйте принципы организации Братской школы, цели и содержание обучения

Задание 3.3
Какие традиции Братской школы Вам хотелось бы сегодня возродить?

Задание 3.4
Почему Братское Богоявленское училище, в котором обучался Даниил, осознавалось современниками как средоточие духовной жизни?

Задание 3.5
На основании приведенных отрывков (тексты 3.1, 3.3) составьте рассказ о дне учащихся Киево-Братского училища

Задание 3.6
Прочтите Устав Львовской Братской школы (1586 г.), ставший основой уставов других братских училищ. Ответьте на вопросы:
Какими качествами должен был обладать учитель?
Как, согласно Уставу, строилось обучение в Братской школе?
Какие требования выдвигались по отношению к ученику?

Задание
На основе анализа приведенного отрывка характеризуйте принципы организации Братской школы, цели и содержание обучения.

Текст
Это самобытное образовательное учреждение совмещало в себе восточнославянские учительные традиции с формами западноевропейской школьной практики… Запись ребенка в школьный реестр и договор об оплате за обучение происходили в присутствии свидетелей, с определением желаемой родителями «науки», либо без специального ограничения…

Возраст воспитанников братских школ колебался.. от 8-9 до  20-25 лет.В основе деления учащихся на группы лежало 2 принципа: языковой, определяющий школу: русская, славяно-греческая, латинская (латино-польская); классный — соответсвующий уровню овладения знаниями в каждой из школ…Учебный год состоял из 4 кварталов, продолжался с сентября до начала июля. Занятия… разделялись на утренние и послеобеденные урочные часы, в которых в начальных было по2, в старших — по 4. Опоздание или неявки строго контролировались, так же как и поведение воспитанников. Каждую неделю назначались 2 дежурных, в обязанности которых входило подметать школу, топить печи, наблюдать за порядком и поведением товарищей.

Распорядок дня… С утра проводилась устная проверка усвоения вчерашнего урока и просмотр письменных домашних заданий. Затем учитель разъяснял новый материал. На послеобеденных уроках ученики списывали объясненное учителем с книги… и тут же выучивали… В субботу учитель обязан был провести с воспитанниками нравственно-поучительные беседы… В обучении младших принимали участие старшие воспитанники

Текст 3.1
Наученный грамоте в доме родительском, отрок Даниил поступил, для высшего образования, в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве (которая явилась предшественницей Киевской Духовной Академии — прим. ред.). Это был единственный рассадник воспитания духовного для юношества, насажденный, или лучше сказать, расширенный, ревностным митрополитом Петром Могилою, для противодействия козням латинским.

Отличные способности отрока обратили на него внимание наставников, и он показал быстрые успехи свыше всех своих сверстников, но еще более отличался своим благочестием и скромным нравом, которые удаляли его от всяких увеселений, свойственных его возрасту (Жития святых Российской Церкви (также иверских и славянских) и местночтимых подвижников благочестия. / Месяц сентябрь. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 337).

Текст 3.2
В то время, когда родился и вырастал Даниил, в Малороссии жилось очень тяжело. Украйна не могла существовать сама по себе: слишком она была слабая для этого. Поляки, литовцы и турки разрывали ее на части, ведя между собою непрерывные войны. Когда Даниилу было три года, Малороссия присоединилась к Москве, но смуты внешние и внутреннние не улеглись. Не все были довольны соединением с Москвой: многих больше тянуло к полякам, а иных к туркам, были и такие, которые все еще мечтали сделать Родину свою совсем свободной. И все эти люди, хотевшие разного, с оружием в руках стояли за свою правду, а когда оружие не помогало, вели тайную борьбу: доносили, предавали, изменяли. Украйна стонала от ужаса войн, убийств, пожаров, грабежей и предательств.

Когда же ему было около одиннадцати лет, родители переехали в Киев и отдали его в монастырскую школу. Учился здесь Даниил лучше всех, но характер его не менялся. Все шумное и суетливое отталкивало его. Всякая грубость и брань причиняли страдание. Он избегал игр и в свободное время читал Священное Писание и жития святых. И жизнь святых, о которых он читал, казалась ему единственной, настоящей. Только такой жизни, какой жили люди, истинно понимавшие учение Христа, хотел для себя Даниил. Он пытался, насколько это было возможно, подражать угодникам Божиим. Не пропускал ни одной церковной службы и подолгу молился еще и дома. Ученью это не мешало. Учился он всегда лучше всех и особенно отличался в “виршах” и “витийстве”, то есть в стихосложении и красноречии. Образцы его работ читались для примера целому классу. Но кончить курс учения мальчику не удалось. Школа была разрушена, и Даниил до 16 лет прожил в родительском доме, пока родители не согласились, наконец, отпустить его в монастырь (Соловьева П. Димитрий Ростовский. // Путь просвещения. Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н. Стрижев — М.: 1999. — С. 480—481).

Текст 3.3
Образование он получил в Киевском Богоявленском Братском училище. Уже в школе он отличался наклонностью излагать различные религиозные темы в стихотворной форме и любовью к жизни созерцательной. Среди воспитанников Братского Училища наклонность к подвижнической, духовной жизни существовала тогда у многих. Ближайшими современниками святого Димитрия были святой Феодосий Черниговский, святой Иннокентий Иркутский, святой Иоанн Тобольский, святой Иоасаф Белгорордский, воспитанники того же училища, переименованного при Петре Великом в Академию.

Вторая половина XVII века и половина XVIII века отличались особенным подъемом религиозного православного одушевления в Малороссии, центром и источником которого был Киев. Только что была пережита тяжелая борьба за веру и народность. Народ сознательно ценил свое духовное сокровище, и весь быт его, простой и скромный, был овеян духом родной православной старины. Прекрасное, стройное и умилительное церковное пение, рассадником которого была Братская Школа и Киевские монастыри, было повсеместной необходимой принадлежностью тогдашнего богослужения. Но ни в одном церковном благолепии проявлялось благочестие малороссиян. Оно выражалось и в делах милосердия. В каждом селении можно было видеть «шпитали», странноприимные дома для бедняков и сирот, увешанные, и внутри, и снаружи множеством икон. При каждой церкви существовало братство, заботившееся о своей школе и о духовном просвещении. Священники обучали сирот и не позволяли им шататься, по улицам невеждами. Почти все малороссы, не исключая и женщин, умели читать и знали порядок церковных служб и церковные напевы.

Благочестивая атмосфера с детства окружала, пронизывала всю жизнь каждого мальчика и каждой девочки в тогдашней Малороссии. Братское же Богоявленское Училище с начала XVII века было центром этой духовной жизни. Созданная трудами, заботами и средствами Киевских митрополитов, светские благотворителей и всего, можно сказать, народа, оно не было учреждением сословным. Оно широко раскрывало свои двери детям всех классов общества, как духовным, так и светским, как богатым, так и бедным, как знатным, так и простым. В начале XVIII века в Академии было 11 воспитанников, а в половине XVIII века свыше 12, из которых третья только часть принадлежала духовному сословию. Постановка учебного дела в Академии была организована по образцу высших заграничных школ Кракова и Парижа. И в то же время в ней царил дух светлого и живого Православия. В Академии широко поощрялась самодеятельность учащихся. Заботились не столько о том, чтобы наполнить их память сведениями, сколько о том, чтобы развить в них уменье находить и отстаивать истину. Поэтому в Академии всячески поощрялись литературные состязания и ученые, философские и богословские диспуты. Нередко сами профессора, в старших классах, предлагали студентам выступить с возражениями против тех или других положений, утверждаемых ими в своих лекциях. Ежегодно, в присутствии митрополита и всей киевской знати и множества народа, устраивался открытый, диспут, для защиты и опровержения тех или иных «конклюзий». Одновременно с этим побуждением ума к напряженной самостоятельной деятельности, побуждался и дух к деятельной христианской жизни. Жившие по квартирам воспитанники Академии по праздникам пели и читали в местных приходских церквах. Бедняки-академисты, по вечерам, собирались у лавок киевских торговцев, и распевали для них гимны и кантаты в честь святых угодников, или чудотворных икон, особенно же в честь Божией Матери. И слова, и напевы этих кантов были собственного сочинения студентов. На каникулах студенты группами расходились по губерниям Киевской, Полтавской и Черниговской для пения в сельских церквах. Некоторые церковные праздники справлялись с особенной торжественностью. Так, в Вербную субботу все воспитанники Академии вместе с профессорами собирались перед вечерней в ограду Софийского собора. Получив благословение митрополита, они с пением стихиры «Днесь благодать Святого Духа нас собра», направлялись с вербами в руках на Подол, в Академию, где отправляема была вечерня и говорилось поучение. В большие академические праздники воспитанники стояли за богослужением со свечами в руках, участвуя в большом херувимском выходе. По пятницам первых четырех седмиц Великого поста, при совершении пассии (чтение Евангелия о страданиях Иисуса Христа), они также стояли со свечами в руках. В крестных ходах, похоронных процессиях воспитанники шли по классам, причем на фланге каждого класса особый знаменщик нес на древке значок класса с изображением Спасителя и Божией Матери в звездах. Из автобиографии старца Паисия Величковского известно, что академисты постоянно посещали Лавру и окрестные киевские монастыри, беседовали с тамошними старцами, обходили с богомольцами святые пещеры, читали святоотеческие книги , и иногда целые ночи проводили в дружеских беседах и мечтах о служении Христу и Церкви. Иные даже убегали из Академии и от родителей, с целью поступления в монастырь , причем иногда создавались весьма драматические положения для них и для родителей, как это видно из той же автобиографии старца Паисия. В такой духовной атмосфере вырос и святой Димитрий. И, не удивительно, что с самого детства он уже пропитался горячей любовью к православию, и 18-ти лет, по выходе из Академии, с разрешения родителей, принял монашеский постриг (Четвериков, протоиерей Сергий. «Бог в русской душе». — М.: 1998. — С.60-63).

Текст 3.4

Устав Львовской Братской школы

1. Дидаскал или учитель сея школы мает бытии благочестив, разумен, смиренномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересем, но благочестию поспешитель, образ благих, и всем себе представляющий не в сицевых добродетелех, да будут ученики яко учитель их.
Мают бытии приставлены от братии два человека… И тым братием мает бытии дан реестр под печатью братскою, в который мают дидаскали вписовати дети данные до науки, и ведуг лет науки дитинное мает бытии и заплата им, то есть дидаскалом.
2. А дидаскал… мает его учити с промыслом доброй науки, за непослушенство карати, не тирански, но учительски, не выше, но по силе,…покойнее и смирно…
3. Богатыи над убогим в школе нечим вышшии не мают бытии, только самой наукою, плотию же равно вси, все бо есми о Христе братия…
4.Учити дидаскал и любити мает дети вси заровно, як сынов богатых, так и сирот убогих…
5. Повинен будет дидаскал учити и на писме им подавати от грамматики, риторики, мусики… от святаго Евангелия, от книг апостольских… (Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией.—  М:, Изд-во АПН РСФСР, 1954. — С. 126-132)

Тема IV. ИНОЧЕСКИЙ ПУТЬ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ

Задание 4.1
Объясните происхождение и значение слов:
Инок —
Монах —

Задание 4.2
В чем заключаются монашеские (иноческие) обеты?

Задание 4.3
Что привлекало юношу Даниила к иноческой жизни?

Задание 4.4
Почему, приняв монашеский постриг, Даниил стал носить имя Димитрий?

Текст 4.1
Греческое слово “монах” означает “отдельный”, “живущий уединенно”. На Руси называли этих людей иначе — “чернецы”, оттого, что ходят в черных одеждах, или “иноки”, потому что ведут иную, чем в привычном нам мире — “миру” — жизнь. Монах добровольно отрекается от богатства, дома, семьи, титулов и званий ради приумножения богатства духовного — укрепления в вере, служения Богу, следования Его заветам. Не случайно считается, что монах-подвижник особенно подобен Богу — преподобен.

Принимая монашеский постриг, человек словно умирает для этой жизни, чтобы родиться заново и с другим именем, жить другими идеалами, служить другой цели. Дать людям пример жизни, в основе которой лежат любовь, смирение, терпение, бескорыстие, вопреки ненависти, нетерпимости, корысти этого мира. Умирает, чтобы вернуться к людям иным. Сделать такой шаг не легко, а очень-очень трудно, оттого жизнь монаха и считается подвигом (Путь на Маковец: Читаем “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого. / Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Сост. Н. В. Давыдова. — М.: МИРОС, 1993. — С. 8).

Текст 4.2

Монастырь

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное Бог-Слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
                         И.С. Никитин

Текст 4.3
Монашество... играет чрезвычайно важную роль в христианской истории и очень высоко ценится Церковью.

В православном предании монашеское призвание считается особым Божьим даром отдельным душам, направленным на их спасение и служение только Господу. Монахи обретают главную христианскую добродетель любви через пост и молитву, а также через упражнение в других добродетелях: бедности, чистоте, смирении и послушании.

В истории Православной Церкви многие миссионеры, учителя и епископы вышли из монашеской Среды. Однако все эти служения не являются целью или смыслом монашеского призвания как такового. Монах может и не исполнять конкретного служения в Церкви, как например: священнического, пастырского, учительского, ухода за больными или помощи бедным. Он поступает в монастырь только для того, чтобы каяться в своих грехах, служить Богу и спасать свою душу согласно с учением монашеского аскетизма.
...Хотя в Православной Церкви, в отличие от католической, нет религиозных орденов, но монастыри могут отличаться по стилям? у одних — более литургическое направление, у других — более аскетическое, третьи усиливают мистическую сторону духовной жизни, а четвертые — более открыты миру для духовного окормления людей. Эти различные стили монашества не бывают формально установленными, они появляются в результате естественного развития под влиянием живой благодати Божией (Хопко, протоиерей Фома. Основы Православия. — Минск: ТПЦ “Полифакт”, 1991. — С. 105—108).


Страница 4 - 4 из 7
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру