Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы

Задание 2.6
На основе приведенных текстов создайте словесный портрет родителей отрока Даниила
Отец Даниила был храбрый казак, один из тех, кого называли «честью и славой запорожского войска». Он постоянно воевал и дома бывал редко. Даниил рос на глазах тихой, кроткой и набожной матери. Рассказы ее о святых угодниках и мучениках были ему с раннего детства больше по душе, чем рассказы о военных подвигах отца, наезжавшего иногда домой. Мальчик рано научился читать по-церковнославянски и писать (Соловьева П. Димитрий Ростовский. // Путь просвещения. Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н. Стрижев — М.: 1999. — С. 480).

Отец его, из простых казаков, дослужился до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы, и скончался свыше ста лет, в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви, в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын, и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего не известно; но довольно и той славы для благочестивой четы сей, что она могла посреди своего убожества возрастить такого светильника для Церкви, приучив его, еще в домашней жизни, к подвигам добродетели (Жития святых Российской Церкви (также иверских и славянских) и местночтимых подвижников благочестия. / Месяц сентябрь. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 336-337).

Какой же пример стоял перед пытливым оком сына казака Саввы Туптало? Где надо искать истоки его благочестия? Не пример отца, хотя это был храбрый казак, “честь и слава запорожского войска”, не рассказы о его подвигах волновали душу юного Даниила, которому впоследствии суждено было стать известным на всю Россию святителем Димитрием Ростовским.

Истоки его благочестия — во влиянии его тихой, кроткой и набожной матери, которая взрастила в сердце ребенка отзывчивость, доброту, милосердие, благость, любовь. Ребенок был чутким, восприимчивым. Он избегал шумных игр со сверстниками и больше всего любил слушать рассказы матери о святых угодниках и мучениках. Рано научившись читать и писать по-церковнославянски, он много времени проводил в чтении Священного Писания и житий святых (Ситько Р. М. Уроки благочестия митрополита Димитрия: его жизнь и его книги. — Материалы Третьих Димитриевских образовательных чтений. — Ростов-на-Дону: 1998. — С. 32).

Задание 2.7
В житии святителя Димитрия Ростовского указывается такая отличительная черта его матери, как кротость. Вам предлагается светское и религиозное (православное) определение кротости. В чем Вы видите их сходство и различие? Подумайте, какие из приведенных синонимов понятия «кроткий» относятся: к темпераменту; нравственному складу личности; духовному состоянию.

«Кроткий — незлобивый, покорный, смирный» (С. И. Ожегов Словарь русского языка. М.: 1990, С. 309).

«Кроткий, принимая на себя удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в униженьях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире» (Преподобный Ефрем Сирин.).

Задание 2.8
Каким образом уклад жизни семьи С. Г. Туптало мог повлиять на выбор жизненного пути отрока Даниила?

Задание 2.9
В чем мог проявиться «этнический колорит» воспитания в семье запорожского казака Саввы Туптало?

Задание 2.10
По одной из предложенных тем напишите микросочинение:
«Семейный уклад запорожских казаков» приведенные тексты.
«Идеалы и ценности запорожского казачества II половины XVII в.» учебник истории.
«Традиции воспитания в семьях запорожских казаков»

Задание 2.11
Составьте таблицу «Семейный уклад и воспитание у запорожских казаков» ответив на вопросы примерами из художественной литературы:

Особенности семейного воспитания у запорожских казаков

1. Идеалы семьи
2. Иерархия семейных ценностей
3. Цель воспитания
4. Функции воспитания
5. Факторы воспитания
6. Средства воспитания
7. Методы воспитания
8. Организация воспитания
9. Народные воспитатели

Задание 2.12
Сформулируйте несколько правил, характерных для семейного уклада запорожских казаков.
Правила семейной жизни.
Правила поведения детей в семье.

Задание 2.13
Выстройте иерархию добродетелей, ценимых в семьях запорожских казаков.

Задание 2.14
Укажите отличительные особенности светской и православной семьи.
1.Понимание семьи.
2.Назначение и цель семьи.
3.Структура семьи, ее иерархия.
4.Характер семейных взаимоотношений.
5.Цели воспитания.
6.Влияние взрослых — не членов семьи — на воспитание детей.
7.Духовное воспитание детей в семье.

Текст 2.1
В XVII в. Запорожье, располагавшееся на границе Польши и Дикого поля, представляло собой явление исключительное: туда бежали от шляхетского ига православные русские... Само Запорожье представляло собой густую сеть населенных пунктов, в которых развивалось кузнечное, столярное, слесарное, сапожное и другие ремесла, население производило для себя все необходимое. Отдельные поселения (курени) составляли своеобразный «рыцарский орден», живущий вполне независимо. ...Неприятие польских порядков уже к XVI в. сформировало особый тип поведения, давший жизнь... запорожскому казачеству. Естественно, что поляки относились к запорожским казакам крайне настороженно и недоброжелательно.

Столь же подозрительным и неприязненным было отношение шляхты и магнатов к «реестровому» казачеству. Реестровыми назывались казаки, служившие польской короне. Для отражения татарских набегов под знамена гетмана обыкновенно собиралось множество казаков. Но по окончании войны войско распускалось, и вчерашнему воину предстояло возвращаться «до плуга» к пану. Понятно, что одним из главных требований казаков Речи Посполитой было увеличение численности реестра.

Степень неприятия друг друга... православными и католиками в Речи Посполитой была очень высока. Ненависть к казакам существовала вопреки тому, что они вовсе не покушались на устои польского государства. Более того, казаки служили Речи Посполитой надежной защитой от татарских набегов, ведь татарские чамбулы грабили страну, доходя до Кракова... (Гумилев Л. От Руси к России. Очерки по русской истории. — М.: 1996. — С. 273, 275)

Текст 2.2
В то время, когда родился и вырастал Даниил, в Малороссии жилось очень тяжело. Украйна не могла существовать сама по себе: слишком она была слабая для этого. Поляки, литовцы и турки разрывали ее на части, ведя между собою непрерывные войны. Когда Даниилу было три года, Малороссия присоединилась к Москве, но смуты внешние и внутренние не улеглись. Не все были довольны соединением с Москвой: многих больше тянуло к полякам, а иных к туркам, были и такие, которые все еще мечтали сделать Родину свою совсем свободной. И все эти люди, хотевшие разного, с оружием в руках стояли за свою правду, а когда оружие не помогало, вели тайную борьбу: доносили, предавали, изменяли. Украйна стонала от ужаса войн, убийств, пожаров, грабежей и предательств (Соловьева П. Димитрий Ростовский. // Путь просвещения. Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н. Стрижев — М.: 1999 — С. 479).

Текст 2.3
Велико, бело и малороссы, которые оказались подданными Речи Посполитой, в целом были вполне лояльны по отношению к польскому правительству. Однако поляки относились к своим православным подданным свысока и даже а презрением... А ведь после Реформации в Польше появилось множество «ариан»-антитринитариев, а также евангелистов и представителей других реформаторских религиозных течений. Почетные люди разных сословий принимали чаще всего арианство и кальвинизм... Как только речь заходила о православных, от польской терпимости не оставалось и следа.

Русское дворянство с занятых поляками земель было лишено всех прав на чины, а значит, и всякой возможности делать карьеру; русское купечество и городское ремесленное население было начисто вытеснено из торговли евреями, пользовавшимися покровительством католической церкви и польских панов...

Перед русским населением Речи Посполитой стоял выбор... или переходить в католицизм и становиться поляками, или терпеть всевозможные унижения. Русские, украинцы и белорусы, жившие на захваченных Польшей территориях, пошли на огромные жертвы ради сохранения... православной веры. Очень немногие переходили в католичество и униатство; в большинстве своем православное население отказалось менять веру греческую на веру латинскую. И ведь нельзя сказать, что безграмотные украинские казаки или белорусские крестьяне понимали теологические различия между Православием и католичеством. Никому из них и в голову не приходило интересоваться такими различиями, ибо для множества людей определенное вероисповедание выступало прежде всего индикатором принадлежности к вполне определенному коллективу — “своим”. Те, кому по стереотипу поведения, мироощущению были ближе католики, — примыкали к католикам; те, кому были более симпатичны православные, — пополняли их ряды...

К середине XVII в., когда Москва отбилась и оправилась от польско-шведской интервенции и надежда на объединение двух государств под скипетром польского короля рухнула, в Польше появились представители католического ордена иезуитов... Официально объявленной целью деятельности нового братства стало противодействие Реформации — борьба с ересью и расширение сферы влияния католицизма. Но стереотипы поведения, закрепленные в уставе этого ордена, свидетельствовали о том, что иезуиты являются реформаторами католицизма ничуть не в меньшей степени, чем последователи Лютера или Кальвина... На территории Белоруссии была открыта иезуитская коллегия, которая активно вела католическую пропаганду. ...Было объявлено, что соглашение восточной и западной церквей уже достигнуто и закреплено Флорентийской унией 1439 г., хотя к тому времени об этой унии успели забыть и сами католики. На этом основании всем православным предлагалось принять католическую веру как более совершенную... В доказательство «превосходства» католической веры ее проповедники приводили свои доводы. Так, католик Петр Скарга... говорил об универсальности латинского языка в богослужении и общении католиков, о превосходстве латыни над славянскими языками... У Петра Скарги нашлись весьма толковые оппоненты из числа православных белорусов... Они указывали... на наличие своей, святоотеческой традиции славянского богослужения, на наличие практически всех необходимых переводов религиозной литературы на церковнославянский язык. На этом основании они отрицали необходимость изучения чужого языка, практически им не нужного. И нельзя не признать, что правда здесь была целиком на стороне православных...

Владение любым языком в полной мере подразумевает, прежде всего, возможность довести до своих собеседников сложные мысли с соответствующими деталями и нюансами. А такое знание языка возможно лишь при знакомстве с поведением того этноса, который на этом языке говорит и думает, при жизни в соответствующей этнической среде. В противном случае собеседники вынуждены ограничиваться штампами. Следовательно, навязываемая католиками замена церковнославянского языка на латинский, могла привести только к упрощению форм духовной практики... Католики, по существу, боролись за снижение интеллектуального уровня населения Восточной Европы... (Гумилев Л. От Руси до России. Очерки по русской истории. М., 1996. С. 266; 271).

Текст 2.4
В пределах Киевских, в небольшом местечке Макарове родился в декабре 1651 г. будущий святитель Димитрий (в миру Даниил) от незнаменитых, но благочестивых родителей — сотника Саввы Григорьевича Тупталы и супруги его Марии. Сам он изобразил в своих записках, которые вел в течение почти всей жизни, блаженную кончину своей матери, и похвала такого сына есть лучшее свидетельство ее добродетели. Отец его, из простых казаков, дослужился до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы, и скончался свыше ста лет, в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви, в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын, и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего не известно; но довольно и той славы для благочестивой четы сей, что она могла посреди своего убожества возрастить такого светильника для Церкви, приучив его, еще в домашней жизни, к подвигам добродетели (Жития святых Российской Церкви (также иверских и славянских) и местночтимых подвижников благочестия. / Месяц сентябрь. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 336-337).

Текст 2.5
Наречение имени было неразрывно связано с Таинством Крещения и совершалось согласно Христианскому Православному Катехизису: “Приступающему к крещению предварительно дается имя в честь какого-либо святого”. Обычно давали имя того святого, память которого отмечалась в этот день Церковью.

Каждое имя обозначало что-либо на том языке, из которого оно было взято... Каждое имя имеет своего покровителя, то есть святого, чья память отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Некоторые наиболее распространенные имена имеют несколько святых; случается, что один и тот же святой чествовался несколько раз в году.

Появившееся на свет чадо получало имя от Церкви, при крещении оно выбиралось не произвольно, а по одному из нескольких правил. Чаще всего называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен. При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. В другом случае ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году, то в день, ближайший ко дню рождения (Энциклопедия обрядов и обычаев. Санкт-Петербург, 1996. С. 337-338).

Текст 2.6
Даниил, февраля 16 (марта 1), марта 4 (17), апреля 7 (20), июля 10 (23), августа 30 (сентября 12), декабря 11 (24), 17 (30), суд Божий, еврейское (Толкователь имен святых угодников Божиих, чтимых Русскою Православною Церковью с присовокуплением изображений святых и нравоучениями. М., 1990. С. 4; 16).

Текст 2.7
В самый Великий Пяток спасительныя страсти, мать моя преставися в девятый час, точно в тот час, когда Спаситель наш на Кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руце предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти... да помянет ю Господь во Царствии Своем небесном! Скончалася с хорошим расположением, памятию и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами! И подлинно, христианская была ея кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами, безстрашно, непостыдно, мирно. Еще же да сподобит ю Господь добраго ответа на страшном Своем суде, якоже и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ея спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ея жизнь. А и то за добрый знак ея спасения имею, что тогоже дни и тогоже часа, когда Христос Господь разбойнику, во время вольныя страсти, рай отверзл, тогда и ея душе от тела разлучитися повелел (Диарий /Дневные записки святителя/ под 29 марта 1689 г. — Жития русских святых. Учебное пособие. Книга четвертая. М. 1993. С. 172).

Текст 2.8
Христианское понимание семьи и семейной любви не совсем обычно. Оно сходно с тринитарным учением о Боге: человек не может существовать сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, если любит других людей...

Выражение “семья — малая Церковь” дошло до нас с ранних веков христианства. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их “и домашнюю их Церковь” (Рим. 16:4). А говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем “отцом”, “батюшкой”, себя называем “духовными детьми” нашего духовника. Что же роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: “С нами Бог!” Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: “...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20). Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетельство Божиего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как “малую Церковь”, то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь “свидетелями”, то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь “малой Церкви”.

Семья даже в самые трудные времена — это “малая Церковь”, если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один-единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни (С. С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети. — М.: 1994. С. 75; 104—105).

Текст 2.9
Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь; и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного “гнета” посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого ранга научает переносить свой низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

В здоровой христианской семье есть только один, единственный отец и одна, единственная мать, которые совместно представляют единый властвующий и организующий авторитет в семейной жизни. В этой естественной... форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно-старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе... (Ильин И. А. Сочинения в 2 томах. // Том 2. Религиозная философия. — М.: 1994.— С.181)

Текст 2.10
Родители большей частью сами занимались воспитанием и образованием детей своих. Преимущественно же обязанность эту брали на себя матери семейства... Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, чрез что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу...

Первое место после родителей в деле воспитания занимали... восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь крещаемых, когда эти достигнут возраста самосознания. Поэтому Церковь возлагала на них обязанность учить воспринятых ими от святой купели истинам веры и деятельности, и не только примером, но и словами наставлять их на всякое доброе дело...

В правилах христианской жизни был пример благочестия, который воспитатели показывали в своей жизни, и которому обязывали подражать своих воспитанников. Дети, находясь под кровом отеческого дома, слышали и видели образец всех добродетелей: непрестанное молитвословие, действие глубокого смирения, презрение мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питии, целомудрие, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, благотворительность и прочее.
Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами семейства, — в ней участвовали и дети..., собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву..., — они непременно брали с собой и детей, приобщали их Святых Даров..., приучали их петь... молитвы.

При воспитании детей... христиане особенно дорожили первыми годами детства..., дабы глубже напечатать на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда дети были еще во чреве матернем, матери и тогда заботились об их теле, опасаясь повредить им своею неумеренною жизнью, и о душе, посвящая ее Господу и испрашивая у Него благословения для родившегося дитяти (Христианское воспитание детей. — Школа православного воспитания. Составитель сборника А. Н. Стрижев. — М.: 1999. — С. 243-248).


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру