Урок «Чудный домик»

В.В. Зеньковский:"Можно было бы назвать аксиомой педагогики  положение, что мы должны помочь детям в первую очередь в том, в чем они не могут обойтись без нашей помощи. Конечно, и родители и педагоги чувствуют в тех или иных проявлениях детской души скрытую логику, скрытую напряженность их внутренней жизни, но, сосредотачивая воспитания на развитии периферии души, мы словно хотим убежать от серьезных задач, стоящих перед нами. Можно сказать и больше. «Периферичность» нашего воспитания, его современных форм сама является часто источником разнообразных  осложнений в детской душе. Мы этого не замечаем, дети тоже забывают об этом, но те раны, те внутренние обвалы, которые совершаются в юной душе, замирание творческого огня и переход на линии банальности и обыденщины – все остается в детях часто навсегда…(6).
 
Какой урок провести сегодня? Какое дать направление? Всматриваюсь в их глаза, что они мне скажут. Радостные, наполненные удивительным блеском и вопрошающие: «нам сегодня будет также интересно?». Мысленно отвечаю: «Я постараюсь». Но, что значит интерес? Это развлечение, это зрелище? А если  не будет зрелища и если не будет развлечения, что тогда? Психолог А.К. Дусавицкий пишет, что интерес – это один из элементов структуры личности. Но интерес должен быть понят не просто как элемент личности, «не просто как направленность личности, как ее избирательное отношение к чему-нибудь, даже не как сумма отношений, а как определенная иерархия отношений, отражающая всеобщее отношение индивида к миру, в котором проявляется его целостность. Переживание целостного отношения «я и мир» лежит в основе явления, которое мы называем интересом»(7), и потому, «предметом интереса является сам человек, его целостность, его сущность, его связь с миром… все, что угрожает этой целостности и сущности, - отторгается интересом, в том числе и собственные потребности»(8).  Значит моя задача сохранить эту целостность и эту связь, это отношение «я и мир». Что же, не будучи «прозорливцем», спрошу у детей по какому пути нам идти.

-Здравствуйте, дети! Помогите мне решить одну серьезную проблему. На прошлом уроке мы с вами разговаривали о невидимой хозяйке чудного домика. Хозяйка – это невидимая душа и принадлежит она миру невидимому, но существующему. Но о чем бы вы хотели сегодня узнать: о мире невидимом или о том, как можно увидеть душу?
-О том, как можно увидеть душу! – буквально разом отозвались все дети.
-Но это очень сложная тема и вы можете сильно устать. Здесь необходимо напрячь внимание, сосредоточиться. Вы согласны?
-Конечно.

-А спрашивали ли вы у родителей о том, как можно увидеть душу?
-Да! Мне мама сказала, что душу можно увидеть через глаза. Посмотреть человеку в глаза и можно увидеть душу.
-Очень интересное предположение. Обратите внимание: душу увидеть через глаза.
-А мне мама говорила, что достаточно посмотреть на человека и можно сказать какая душа у человека.
-Интересно, очень интересно. Посмотреть на человека и увидеть его душу.
-А мне вот говорили, что душу нельзя увидеть, а если ее нельзя увидеть, то ее и нет, - высказывает свое мнение рациональный Сережа И., - но я думаю, разве у меня души нет? Есть! Ее можно почувствовать когда ты одинокий, а вот увидеть ее нельзя.
-Посмотрите, друзья, какое интересное мнение у Сережи. Давайте и его примем во внимание.
-А может Сережа прав,  - поддержала Даша Сережин аргумент, - она же невидима, а значит, ее невидно.
-Хорошо. Тогда попробуем с вами поискать душу, постараемся ее увидеть. Всмотритесь внимательно в эту картину. Всмотритесь в каждую деталь. Вглядитесь в этих людей. Можно ли увидеть их души?  Какие они? Обратите внимание на их глаза. Что вам могут сказать эти глаза?

-У мальчика белая и чистая душа. Он не жадный. Он добрый. Он хороший, - отвечают ребята.
-А как вы это узнали?
-А он какой-то светлый. Глаза у него очень добрые.
-Очень правильно подметили. Он сам очень светлый  и глаза у него  добрые. А что вы можете сказать о старушке?
-Она бедная.
-А что еще? Посмотрите в ее глаза, - прекрасно понимаю, что они словами еще не могут выразить то, что видят, а сердце их чувствует и отзывается состраданием.  Как это прекрасно. Необходимо дать навык видеть чужую боль и на эту боль откликаться, видеть чужую радость и на радость откликаться. Это основное базисное чувство – чувство любви, чувство сострадания и чувство сорадования. Но здесь может и открыться чувство благоговения перед святыней.  Ибо предстоя пред человеком, человек предстоит и пред святыней. Святыня в каждом человеке, каждый человек есть образ Божий. И этот образ должно увидеть, должно прозреть сердцем.
-У старушки, наверное, какое-то горе, у ней печальные глаза.
-Она чуть-чуть не плачет.
-А может быть у нее кто-то умер?
-Да ей нечего кушать. Она же милостыню просит, - это опять логичный Сережа И.

-Вы замечательно все подмечаете. А какие глаза у молодой женщины? – спрашиваю их и чувствую недоумение.
-Это картинку не всю напечатали. Глаз-то не видно.
-Нет, картину напечатали так, как нарисовал ее художник.
-А почему тогда у нее нет глаз? – уже меня спрашивают дети.
-Вот и подумайте, почему так художник нарисовал, что он хотел этим сказать?..
-А разве художник говорит, он же рисует, - немного неуклюже высказала свою мысль обычно молчаливая Юля.
-Он рисует и своим рисунком передает свое видение мира, свое отношение к миру. Вот когда вы рисуете, то можно увидеть и ваши мысли, то о чем вы думали, о чем радовались… А теперь посмотрим на часы. Время стремительно бежит вперед, и пора заканчивать наш урок, хотя мне очень жаль это делать. Послушайте домашнее задание: 1. Постарайтесь отгадать загадку художника: почему он скрыл глаза  молодой женщины? 2. Если вы будете видеть души людей, то вы сможете вовремя им помочь, сможете ответить на их радость и их печаль, на их горе и их ликование. Видя их нужду, вы сможете ответить помощью. Тогда в вас будут открываться человеческие качества, в вас будет рождаться Человек. Чаще, но незаметно всматривайтесь в душе близких людей. Старайтесь им помочь. Это сложное задание и я желаю вам успеха.

-Можно мне сказать, - неожиданно поднимает руку Саша, - я знаю какая у вас сейчас душа. Она радостная и серьезная!
-Спасибо тебе Саша, у меня действительно душа ликует, когда я с вами общаюсь. В добрый путь! Урок окончен…

Урок не заканчивается и будет иметь продолжение. Но временные рамки урока равны сорока минутам, а в течении года – всего двадцать четыре часа. Смешно и трагично –  сутки в год на познание своей родной православной  культуры, той культуры, к которой принадлежали Александр Невский и Дмитрий Донской, Андрей Рублев и В. Васнецов, Михайло Ломоносов и Николай Пирогов, св. преп. Сергий Радонежский и св. преп. Серафим Саровский, А.С Пушкин и Ф.М. Достоевский и множество, множество других. «Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях  живой  и таинственной целесообразности»(9). Поэтому-то культуру невозможно освоить посредством теоретизирования, подачи конкретных знаний. Она должна быть прожита и осмысленна сердцем. Ведь моя задача не в том, чтобы освоить теорию богословия, а в том, чтобы помочь детям увидеть мир другими глазами, глазами тех, кто верой и правдой служил Богу и родной земле, глазами тех, кто душу свою полагал за други своя, увидеть тех людей, о которых ничего не сказано в учебнике истории, встретиться с ними и удивиться их духовной красоте, мудрости, мужеству и силе, увидеть какими смыслами они жили и что для них было главным и важным. Но не только помочь увидеть, но и помочь встретиться сердцем. Для чего? Не только ради того, чтобы «ведали потомки православных земли родной минувшую судьбу», а для того, чтобы увидев, пережив, почувствовав эту невиданную красоту, пробудилось и их духовное начало, открылись их духовные очи и обрели они глубокое желание, чтобы  в их сердце ожила такая же красота, сила, мудрость, мужество, смысл, радость, любовь, чтобы в них осуществился  Ч Е Л О В Е К  - по образу Божьему созданный.

Вглядываюсь в лица детей, вглядываюсь в их глаза, глаза бездонные, глаза в которых сияет вечность и вновь задаюсь вопросом «как слово наше отзовется?».

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии – Париж, 1934.
7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: «Дом педагогики», 1996. – с.12.
8. Там же.
9. Ильин И. А.  Основы христианской культуры.// в кн. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., Искусство 1993. с. 306.
10. Репродукция картины И. Глазунова "Милостыня".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру