Урок «Чудный домик»

Сегодня я расскажу вам интересный рассказ, но и в этом рассказе будет сокрыта тайна-загадка. Постараемся вслушаться и открыть эту тайну.

«Чудный я знаю домик с полным хозяйством. Есть в нем мельничка, есть в нем и кухня, где день и ночь готовится теплая пища. В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним теплую пищу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью не засыпает он ни на минуту; все тук, да тук, и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставеньками: ночью эти ставеньки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка, Хозяйки этой не видно, но она-то всем и распоряжается и все оживляет; для нее хлопочет эконом, для нее-то работают маленькие слуги, она-то смотрит в светлые окошечки, поднимает и опускает ставеньки.

Уйдет хозяйка из дома, - и все замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всем домике станет тихо, пусто и холодно, а ставеньки закроют окошки. Но куда же уходит хозяйка?..». Я прервал чтение этого рассказа, дальше дети должны были найти ответы на несколько вопросов: «Кто же является хозяйкой?  Куда хозяйка уходит? Что это за чудный домик?».  Ответы самые непредсказуемые, интересные и удивительные. Как радовался этому творческому поиску, этой прорвавшейся мысли. Но главная цель состояла в том, чтобы найдя  правильный ответ, увидели и себя и других.

-Кто же является хозяйкой?
-Мама, - выкрикивает одна девчушка.
-Нет – это папа! – возражают ей.
-А разве папа может быть хозяйкой? – все смеются.
-Наверно, это глава администрации.

-Постойте, - уже вмешиваюсь я, - хозяйка видимая или невидимая?
-Невидимая!
-Что же это за хозяйка, которую невозможно увидеть?
-?
-Кто и что бывает невидимым? – задаю наводящие вопросы.
-Бог !!! Бог невидимый, Он и хозяин! – радостно и чуть не подпрыгивая отвечает Алеша.
-Да, да, да, правильно – это Бог! – поддерживают его другие.

-Бог – хозяин, а не хозяйка! – находят возражение Николай, - а может быть это невидимые, маленькие существа – микробы?
-Их можно увидеть в микроскоп, мне так мама говорила! – ответила Наташа.
-Ребята, вы забыли про домик, про чудный домик. В этом домике жила таинственная хозяйка. Я думаю, если мы с вами отгадаем, что это за домик, то сможем узнать и хозяйку, - мое слово привело их в замешательство, ведь они действительно забыли о чудном домике, - я на помню вам. В домике есть мельничка, есть неугомонный эконом, обширные залы, кухонька, окошечки со ставеньками. Что это за домик?
-Это кафе! – гордо возгласил Сережа. – Там есть кухня, зал, где кушают. Там есть главный повар, который за всем следит и  есть окна. Эти окна на ночь закрывают маленькой железной стенкой.
-А кто же в этом домике невидимая таинственная хозяйка?
-?
-А я знаю. Это домик, где живут.
-И это верно. Мы с вами и говорили, что в домике живет хозяйка. Хозяйка эта невидимая. А какие вы знаете дома?
-Дом, где люди живут. Дом, где учатся. Магазин тоже дом. И библиотека – дом, - по очереди все стали отвечать.
-Я знаю, я знаю! Это… это… это Церковь, а ней живет Бог и святые. Они невидимы, - очень уверенно отвечала маленькая Людочка, но в последний момент задумалась. – Правда Бог это невидимый хозяин , а не хозяйка.
-У вас очень интересные предположения. Но я вам сейчас задам вопрос, а вы, если знаете ответ, сразу не отвечайте, только поднимите руку. Договорились? – специально акцентирую внимание на этом слове, для того, чтобы была возможность подумать всем детям.
-Договорились!
-Неугомонный эконом ни днем, ни ночью не засыпает и все стучит: тук да тук, тук да тук. Кто же это может быть? Обратите внимание – ни на минуту не засыпает и ночью, и днем стучит, - говорю таинственным голосом и очень тихо, для того, чтобы могли сосредоточиться и вслушаться, - все тук, да тук. Кто же это?

Тишина. Но тишина необыкновенная, наполненная мыслью.
-Это… это, наверно… - пытается ответить Женя.
- Тише, тише. Поднимай руку и дай  другим подумать – останавливаю его. А сам слегка стучу по столу, - тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук- тук… - напоминая стук сердца.

Вот поднимается еще одна рука, еще, еще и еще. Почти весь класс озаряется единой мыслью. Тянущиеся руки, улыбки,  мысль,  - все слилось в единую радость. Как это необходимо, чтобы ответил весь класс.
-Кто же это? –  спрашиваю и взмахиваю рукой, как дирижерской палочкой.
-Сердце!!! – дружный ответ. Как прав Шалва Александрович Амонашвили, говоря, что в таких хоровых ответах обретается ничем неописуемая радость единения.
-Верно! Верно!  А у кого есть сердце?

-У человека. А разве человек – дом? – уже вопрос задают сами дети.
-Давайте подумаем?  Эконом – это сердце. Обширные залы – это легкие, которыми мы дышим. Мельничка – это… - не успеваю сказать, меня перебивают.
-Зубы и рот! А кухонька – это наш желудок.  Значит, человек – это домик.
-Ну, конечно. Только не человек, а его тело является чудным  домиком, так его назвал Константин Дмитриевич Ушинский, автор этой сказки. Но кто же невидимая хозяйка?
-Может быть это ум. Он же невидим.
-Но ум – хозяин, а не хозяйка.
-Я догадалась! Это душа! – ответила стеснительная Даша. - Когда душа уходит, закрываются глаза и сердце останавливается и человек умирает.
Не утверждаю ее ответ. И предлагаю дослушать рассказ до конца: «Куда же уходит душа? – спрашивает нас автор и сам же отвечает. – Туда, откуда пришла, - на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыплется в прах… Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
-Вот так заканчивает свой рассказ Константин Дмитриевич. Как вы думаете, отгадали ли мы с вами эту загадку?
-Да! – слышу единодушный ответ.
-А желаете ли вы еще одну загадку отгадать?
-Тогда слушайте внимательно. Можно ли ее увидеть эту невидимую хозяйку?
-Если она невидима, значит, увидеть ее невозможно! – строго рационально ответил во всем  рациональный Сережа И. Ответ был дан настолько убедительно, что никто и не стал возражать. Логика.
-А я вот вижу ваши души и даже могу сказать какие они у вас. Поверьте мне, ваши родители тоже видят ваши души. Но как? Как проявляется ваша душа? Сейчас я могу сказать, вглядываясь в ваши души, что они чистые, светлые, радостные и немножко усталые. Правильно?
-Да, правильно. А как вы увидели это?
-Поскольку вы устали, то мы закончим наш урок, а продолжение этой таинственной разгадки продолжим в следующий раз. Вам  задание. Подумайте и поспрашивайте у своих родителей, «как они видят вашу душу?» и  «Как душа проявляется, т.е. как душа себя показывает?». А вот и звонок.

Урок закончился. Дети, поблагодарив, расходятся. Остаюсь один…Думы. Какое же выбрать продолжение этого урока?

Из этой темы движение может идти по нескольким направлениям:

1. Мир видимый и невидимый. (Вот душа, она невидима, но она существует. Кто из вас может сказать, что у него нет души? А раз так, то существует невидимый мир, который сотворил Господь…)
2. Как можно увидеть невидимую душу? (Посмотрите в глаза, в них открывается душа. В этих глазах можно прочесть радость и ликование, печаль и даже скорбь, заботливость и любовь, просьбу о помощи и страх, боль и восторг и др. И все это есть проявления души. Но чем можно увидеть душу другого? «Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»).

По какому пути повести их, какой дать вектор, какое направление? Думаю, что это будет зависеть от самих детей. Если мы действительно желаем быть православными людьми и правильно славить Бога, то в первую очередь, нам должно быть людьми чуткими.  Сердцем заглянуть в глаза детей и их душу. Какие они сегодня, с чем пришли?  И как они смогут воспринимать той или иной материал. И главное: не забыть той цели, ради которой я пришел в школу – не заградить им путь к Истине. Как часто своим не своевременным вмешательством, своим всезнайством, своим грубым видением и пониманием (ибо часто глядим со своей «колокольни»), своей нечуткостью, закрываем сердце ребенка и ставим препятствие на пути к Истине. Как часто, утомляя ребенка в движении к Истине, не даем ему отдохнуть. И гоним, и гоним его, истощая его силы, отнимая его радость. А порой наоборот: средства, которые должны быть помощниками при движении к Истине, становятся главной и основной целью и закрывают собой сам путь.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру