Как слово наше отзовется

Размышления после урока

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ: РЕПОРТАЖ С УРОКА «Какими вы хотите быть?»

-Сегодня я вам задам очень интересный вопрос, более того, я даже знаю, что  вы уже не раз давали серьезный и глубокий ответ. Но, не смотря на это, не торопитесь отвечать. Я возьму  вот эту коробочку и буду  с ней подходить к каждому, а вы, отвечая на мой вопрос, в коробочку кладите фишки, которые есть у вас на партах. Сколько слов, столько и фишек. Итак, внимание, я задаю свой вопрос: «Какими вы хотите быть»?
-Я хочу водить машину, - говорит Саша, бросая фишку в коробочку.
-А я хочу быть машинистом.
-А я хочу быть врачом.
-А я… А я… А я…, - итак множество раз. Но ведь вопрос был «не кем они хотят стать, а какими хотят быть?». Я специально делал акцент на слове какими. И вот результат: они отвечают «кем желают быть». Обхожу каждого, ибо каждый должен ответить: может кто-то правильно услышал вопрос. Неожиданно слышу:
- А я хочу быть террористом! – сказано подчеркнуто и четко.

Это поразило буквально всех: одни рассмеялись, другие стали шутить, третьи…

-Наверно Женя хотел сказать, что он желает быть добрым и мужественным человеком и не дать террористам приносить зло на нашу землю, - пытаюсь найти достойное оправдание Жениной реплики. Вижу поддержку в глазах мальчика и тут же продолжаю, - скажите, я вас спросил: кем вы хотите быть или какими? – небольшое замешательство.
-Конечно же, вы спрашивали, какими мы хотим быть.
-Так какими же...? – вновь раздаю фишки и опять обхожу весь класс, чтобы на этот раз собрать фишки, но с другим смысловым акцентом.
-Сильным, умным, крепким, веселым, богатым, знаменитым, мужественным, умелым, честным… - еще множество других качеств называют, но только отсутствует одно – «быть добрым». Этого слова никто не сказал. Напоминаю. – А кто из вас желает быть… ДОБРЫМ?
-Я, я, я!.. - лес рук.
-Как же вы забыли о таком слове. Тогда скажите, а что, значит, быть добрым и как можно стать добрым?

Нам не трудно догадаться, как ответят на этот вопрос дети. Они скажут: «Быть добрым, это, значит,  делать добрые дела, слушаться маму, никого не обижать, делать уроки, не говорить плохие слова, не обзываться, молиться Богу…».   И пусть их ответы пока будут такими: внешними и поверхностными. Главное, чтобы в них сияла чистота. Постепенно мы приведем их к более глубокому осознанию добра, к осознанию не только разумом, но и сердцем, осознанию не только внешнему, но и внутреннему. Они откроют это слово во всем его разнообразии, удивятся его глубокому содержанию, необыкновенной  красоте и тогда, возможно, постараются воплотить добро в жизни. Но это произойдет в том случае, если мы, взрослые, сумеем  не только ответить на эти два, с виду незатейливых, но трудных вопроса: «Что, значит, быть добрым и как можно стать добрым?», но и будем постоянно вопрошать себя, как донести до детских сердец слово о добре и любви, слово о глубинах и смыслах жизни, будем постоянно вопрошать себя, как в детских сердцах «слово наше отзовется».   А пока я вхожу в класс и начинается…

Первый урок, первая встреча, первые впечатления. Новый предмет «Основы православной культуры».  Родители уже дали согласие на обучение этому предмету, учителя не возражали. Дети же…они еще не решили! К ним будет  мое первое слово, мое обращение, и тогда их глаза скажут мне: «мы согласны» или, наоборот, «не отнимайте у нас драгоценные минуты Жизни !..».

Я вхожу в класс. Вот они передо мной эти 26 пар детских глаз, смотрящие с надеждой и осторожностью… «что нас дальше ждет, кто он, этот новый учитель и что он нам принесет? Бояться его или нет? Нам будет интересно, а отметки будут, неужели еще новые задания и на улице не погуляешь, а шалить на уроке можно?..» и множество других невысказанных вопросов читаю в глазах этих детей.

Что я им скажу, о чем поведаю? И кто они для меня – класс, группа, коллектив или каждый из здесь сидящих уникальная личность, со своими взглядами на жизнь, со своими чувствами, проблемами и заботами? Что я им принесу, как слово наше отзовется? Что я им дам: «хлеба или камень, рыбу или змею»?(1) А ведь такая опасность поджидает каждого учителя. Сколько живет людей потерявшихся в этой жизни, не имеющих стержня, унывающих, злобных; сколько ненависти разлито вокруг нас. А ведь эти люди были когда-то смышлеными детишками… Как в них отозвалось наше слово? Не подали ли им «камень» вместо «хлеба»?

Конечно же, общество не вправе взваливать всю ответственность на учителя, но  учитель вправе, и, наверное, обязан сам брать на себя бремя ответственности за воспитание Человека.

Человек! Какое высокое звание в этом слове.   Человек – чело веков, ум, логос всех времен. Человек – беспредельность и глубина, образ Божий и, соответственно, величайшее достоинство. Поразительна  этимология этого слова,  сочетающая в себе бесконечность и конечность, небо и землю, высь и дол. Адам – «персть земная», homo (человек) близко по значению гумус (земля, почва). В тоже время греческое слово антропос (человек) – обращенный ввысь, стремящийся к небу. Славянское «чел» происходит от индоевропейского «kel» – расти, возвышаться, подниматься в вечность, в жизнь.(2) Значит, Человек – растущий в высь, в вечность, в жизнь, призванный к вечности, «немногим он умолен пред ангелами, славою и честию увенчан он, поставлен владыкою над делами рук Твоих…».(3) Человек – это тайна и прикосновение к этой тайне требует особой заботы, вдумчивости и благоговейного отношения. Евангелие содержит грозное предупреждение: «аще кто совратит одного из малых сих, то лучше бы ему и не родиться» …

Двадцать шесть пар детских глаз следят за тобой  с надеждой, ищущей поддержки. И вновь задаю этот вопрос: «Как слово наше отзовется, как сердца детского коснется?..».  «Как?..» неустанно звучит в собственном сердце, теребит и терзает душу…

Новый предмет, а значит, и новые знания. Но неужели я пришел дать лишь некоторые сведения-знания о православной культуре. Они ли важны?  Не превратятся ли они в слова и только слова… Часто же даже предполагается, что сами знания будут воспитывать. Без знания нет движения. Все верно. Но знания – это не все, это лишь осколки, обрывки  целостного организма… Да и познакомить с некоторыми сведениями не составит особого труда, не составит труда научить читать бегло по церковно-славянски. Разве это главное?  Тогда что? Где искать ответ?..  В книгах.

В. Зеньковский.
«Тема воспитания все время остается в  истории школы, темой вторичной, дополнительной… в центре школьной жизни должны стать воспитательные задачи».

В.В. Сериков.
«Воспитание – центральное понятие педагогики, а может быть, и всей жизни… Это всегда целостное развитие человека. Оно призвано научить его жить, быть человеком при любых обстоятельствах и вопреки им. Воспитание призвано помочь человеку найти себя... Недоусвоение какой-то нравственной нормы приводит к деформации всей личностной сферы человека. Сравните: «знает не все разделы физики» и «не вполне честный».

Ш.А. Амонашвили.
«Воспитание уже давно поглощено обучением, и, может быть, в скором времени нам придется оплакивать его как без вести пропавшего».

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности».

Именно так. Воспитание, идущее впереди обучения, вызывает духовные силы, которые будут впитывать знания, необходимые для духовного роста. А знания?.. Как же знания, они разве не воспитывают?  Одних воспитывают, потому что они без труда находят в знаниях ответы на поставленные жизнью вопросы. Других же, знания могут увести по «неведомой дорожке» в надмение, превозношение, в гордыню, в уныние, злость,  равнодушие… «Знание действительно  есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека».(4)  Ведь известно множество примеров, когда умнейший человек является «мелким» и злобным по натуре человеком.

Вот эти 26 пар детских глаз взирают на нового учителя с нескрываемым интересом и любопытством и ждут,.. ждут… И ты в ответе за них!

Известный американский психолог А. Маслоу выстроил «лестницу» фундаментальных человеческих потребностей,  считая, что «высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе, и терпит неудачу без этой основы. Т.е., для большинства человечества, высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы, как ее основы».(5)  С точки зрения А. Маслоу, существует пять фундаментальных потребностей:

-Физиологические, витальные потребности (пища, вода, сон и пр.)
-потребности в безопасности
-потребность в любви и принадлежности
-потребность в уважении
-потребность в самоактуализации (духовная потребность)

Бесспорно, ребенок действительно нуждается в пище и питии, но нуждается в физической и духовной защищенности, он ищет  такой уголок, где может почувствовать себя в безопасности.  Он не может существовать вне любви и уважения: «Посмотрите какой я хороший и не отвергайте меня!..», - говорят все его действия, поступки, говорят его глаза. И не учитывать этого в воспитательном процессе, значит делать серьезную ошибку.

Но что значит «воспитание»? Какова сущность этого понятия? Ведь нередко под воспитанием понимают формирование отдельных внешних качеств ребенка. Но вот А.С. Макаренко предупреждал:  «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».(6)   Все он впитывает в себя как губка и соответственно приобретает особый и уникальный опыт познания мира, точнее сказать, опыт мирочувствия.

Как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень  отношений с миром и самим собой» определял понятие «воспитание» К.Д. Ушинский. Подобного мнения придерживается и Ш.А. Амонашвили считая, что в качестве составляющих понятие «воспитание» «выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть  «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси». Исходя из того, что «школа есть скалистая лестница для восхождения души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики – Воспитание – должно означать: питание духовной оси, питание души».(7) «Питание»?.. Но чем «питать», для чего (т.е. какова цель «питания») и как осуществить «питание», чтобы оно не было отторгнуто? Вопросы лишь на первый взгляд кажутся легкими. Ребенок не есть некий резервуар, который  время от времени должен чем-либо наполняться, не есть чистая доска, на которой будут оставлены обильные письмена, а может быть, и каракули. Ребенок – Человек по образу Божьему созданный, обладающий своим неисчерпаемым внутренним миром и своим глубоким отношением к миру. И поэтому, было бы ошибкой думать, что внутренний мир созидается лишь внешними действиями.  «Внутреннее не является механической проекцией внешнего»(8), а раз так, то имею ли я право без стука  и разрешения «входить в сердце человека», подавлять его, устанавливать свой порядок? Нет, не имею права!  Так как же питать, для чего и чем?

 

1.Если между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф. 7; 9-10).

2.В.В. Медушевский «Внемлите ангельскому пенью». Минск., 1999г. с.35.

3.Пс. 8; 5-7.

4.Амонашвили Ш.А.  Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.  с. 22.

5.Психология личности. Т.1. Хрестоматия – Самара. 2000.с. 387.

6. Макаренко А.С. Пед. Соч: В 8 т. Т.4. Лекции о воспитании детей. М., 1984. с.63.
7. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.-с21
8. С.Л. Рубинштейн  Проблемы общей психологии Т.2 с.346.

 

 


 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру