Если с другом вышел в путь

Классный час

1. Вступительное слово кл. руководителя

- Каждый человек в жизни выбирает и проходит свою дорогу. Не каждому удается найти по жизни той дорогой, о которой он мечтал, не каждому удается в жизни достичь тех целей, к которым он стремился. И причин тому может быть много. Пытаясь анализировать, люди часто говорят о том, что виноват кто-то, и не всегда причины своих неудач ищут в себе. Сегодня мы поговорим о том, какую дорогу лучше выбрать и что для этого нужно?

2. Беседа о ДРУЖБЕ

- Посмотрев ваши анкеты, я увидела, что, отвечая на вопрос «Что помогает человеку в жизни?» большинство из вас на первое место поставили дружбу.
- Как вы думаете, каких людей больше: тех, кто имеет много друзей или тех, у кого их мало или нет совсем?
- Иметь друга или много друзей – это настоящий подарок судьбы, т.к. не все люди имеют друзей. Некоторые просто путают понятия «приятель», «знакомый» и «друг». - Поднимите руку, кто из вас имеет настоящих проверенных друзей?
- Сейчас мы послушаем первую часть стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе»  (дети читают заранее подготовленное стихотворение).
- Что такое дружба, по мнению автора? С какими мыслями следует согласиться?
С чем вы не согласны? Должен ли друг подсказывать? Давать списывать? Льстить?
- А как вы думаете, что такое дружба?
- Однозначных ответов на этот вопрос не существует. О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы. Например, Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». И.В. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: « … бескорыстная стойкая приязнь».
- Что такое бескорыстная дружба?
- Нет личной заинтересованности в чем-то. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды, его внутренний мир.
- Послушайте, как  писатель В. Клевцов вспоминает о такой детской дружбе
(кл. руководитель зачитывает отрывок из рассказа В. Клевцова «Мои друзья Колька и Сергей»).
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Знаете ли вы о них?
(уч-ся отгадывают пословицу – составляют её из двух частей)
- Очень часто бывает в школе так, что мальчики дружат только с мальчиками, а девочки – с девочками. Не которые мальчики считают вообще невозможной дружбу с девочками. Об этом послушаем диалог двух мальчиков в сценке «Мальчики и девочки».
(дети показывают заранее подготовленную инсценировку)
- В чем же убедились мальчики?
- Мы с вами поговорили о дружбе. Давайте теперь послушаем ответ на этот вопрос в стихотворении Л. Измайлова «Монолог о дружбе»
(дети читают вторую часть стихотворения)

3. Беседа о доброте

- На вопрос анкеты «Что помогает человеку иметь друзей. Каким должен быть сам человек?»  многие из вас на первое место поставили доброту.
- Что значит быть добрым? Какие качества присущи доброму человеку?
(На  доске записаны названия положительных и отрицательных качеств человека. Дети условными  знаками отмечают положительные качества)
- Говоря о дружбе и доброте нельзя не выделить такие понятия как порядочность и скромность.
- По-настоящему скромный человек никогда не хвастается своими добрыми делами и не делает их напоказ.
Порядочность лежит в основе всех человеческих поступков (заступиться за младшего, уступить место, прийти на помощь старшему).
- Послушайте историю, несколько лет назад написанную в одной из детских газет (классный руководитель зачитывает отрывок Л. Прунцовой «История без конца …»
- Какие качества здесь показала девочка?
- Черствость, равнодушие, эгоизм разрушают дружбу. У таких людей никогда не будет настоящих друзей, о которых они мечтают всю жизнь.
- Мы с вами много говорили о дружбе, о том, каким должен быть человек, если он хочет иметь друзей. Но не каждый умеет дружить. Какие правила дружбы вы могли бы сформулировать?
(детям даются ПАМЯТКИ  с правилами дружбы 
- Есть хороший девиз «Легко, если вместе …». Это еще одно из правил дружбы.
У многих в жизни есть свой девиз. Например: МОГУ И ХОЧУ; МОГУ, НО НЕ ХОЧУ; ХОЧУ, НО НЕ МОГУ; НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ.
- К людям, с каким девизом вы бы отнеслись лучше и почему?
- Отметьте, какой девиз подходит для вас сейчас?  (детям заранее выданы фигурки человека. Они выделяют на них подходящий девиз).

4. Заключительная часть

- На доске есть 2 дороги и все то, что может встретиться на этих дорогах
(скалы страха и отчаяния, завалы зависти и озлобленности, камни отчуждения и одиночества, туман равнодушия, заросли обид и вины, фонари совести, газоны взаимоподдержки, клумбы с цветами любви, доверия и прощения, деревья взаимопонимания и душевного спокойствия, мостик добрых дел).
- Давайте пофантазируем и поставим все то, что каждый бы хотел встретить в жизни на одну дорогу, а на другую – то, чего не хотелось бы видеть на своем пути.
- Вот так и в жизни две дороги! Одна – широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Над дорогой стелется туман равнодушия и безразличия. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчуждения и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид и вины, ты устало сталкиваешь с пути того, кто послабее. Но, в конце концов, эта дорога вымотает и разрушит.
- Вторая дорога – длинная, но светлая. На ней каждому путнику освещает путь фонарь – собственная совесть. У прохожих слух острый, т.к. они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, добра и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Есть даже мостик добрых дел. Возможно, эта дорога тоже утомит, но не разрушит.
- Выбрать дорогу каждый может свою. Но для этого нужно быть добрыми, интересными, умными и дать возможность почувствовать это другим.
- Теперь поставьте свои фигурки на ту дорогу, по которой вам хотелось бы пройти.
(дети выходят и расставляют свои фигурки с девизами на выбранной дороге).

- Закончить классный час я хочу отрывком из хорошего стихотворения Р. Гамзатова:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

- Вы выбрали хорошую дорогу. Если пойдете по ней еще и с друзьями, то она покажется вам веселее, а жизнь – интереснее. Помните о правилах дружбы, ищите себе настоящих друзей, а найдете – постарайтесь не  потерять.


Литература:

 
Богданова О.С., Калинина О.Д.  Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками – М., 1985;
Классному руководителю о личностно-ориентированном кл. часе / Под ред. В.Н. Степанова;
Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру