Что нарушает систему "мать-дитя"?

Разговор об экспериментах в педагогике с зав. отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, проф. КОЗЛОВСКОЙ ГАЛИНОЙ ВЯЧЕСЛАВОВНОЙ

Эксперимент - это метод, с помощью которого можно  решить неизвестные научные проблемы. Применяется он, в основном, по отношению к неодушевленным предметам. В рамках живой природы экспериментировать следует очень осторожно, поскольку результаты эксперимента  всегда  непредсказуемы  и могут быть опасны для выживания объекта  эксперимента.  Есть ряд областей человеческого знания, где эксперимент практически неприменим. Например, в медицине. Нельзя ставить опыты на живых людях, когда неизвестно, какие последствия это будет иметь для их жизни!

Галина Вячеславовна,  а как же апробация лекарств?

– Апробация лекарств - это, в прямом смысле, не эксперимент. До того, как новый препарат попадет к врачу, новое лекарство много лет испытывалось в химической лаборатории, на клеточном уровне, на  животных. Проверялась его безопасность, переносимость, дозировки и т.п. И лишь только после всех этих этапов, с очень большой осторожностью препарат испытывают на  здоровых добровольцах, а затем уже на больных, причем  заручившись их согласием на участие в  такой апробации.

А в педагогике сейчас -  сплошные  эксперименты.

– Да. В этой области царит беспечное, даже,  я  бы сказала, бездумное отношение к экспериментам. Они стали основным модусом воспитания.

Вероятно, потому что воспитание не считают  наукой?

– Да, порой высказывается такое мнение, но оно ошибочно. Если бы педагогика не была наукой, в ней не было бы определенных констант, отработанных приемов, методик, предсказуемых результатов применения тех или иных  воздействий, не было бы прогнозирования. А поскольку все это в педагогике имеется, то и она сама, и воспитание как ее составная часть, безусловно, являются наукой. Кроме того, всякая наука есть накопление определенного опыта. Педагогика таким опытом располагает в изобилии. Если уж говорить об эксперименте, то в педагогике он поставлен  самой  природой. Человек должен лишь внимательно наблюдать за результатами природного эксперимента и вдумчиво их анализировать. А другие эксперименты в данной области мне кажутся весьма  сомнительными. Особенно в воспитании! Оно вообще должно быть очень традиционным.

Почему?

–Сохранение потомства - процесс весьма традиционный. Почему женщина  отличается от мужчины  более защитными формами поведения? Почему она более консервативна, рассудочна, даже, если хотите, более расчетлива? - Да потому что на ней лежит задача охраны потомства. И, конечно, она должна семь раз подумать прежде, чем отрезать. В воспитательных процессах эксперименты опасны, поскольку, как мы только что упомянули, эксперимент предусматривает некую свободу действий и непредсказуемость результатов.

Для научного эксперимента отрицательный результат  -  тоже результат. Экспериментатор имеет право на ошибку и на попадание в тупик, и даже на разрушение всей конструкции, на основе которой ставился эксперимент. Как же это можно переносить на воспитание? Воспитательные эксперименты  могут внести колоссальные деформации в общество. А с другой стороны, в том, что отобрано на протяжении столетнего или даже тысячелетнего опыта, есть определенная гарантия защиты здоровья потомства, гармоничности развития юного поколения. Приведу всего один пример: создание новой семьи. Одно дело, когда мальчиков и девочек воспитывают на основе традиций, развивают в мальчиках традиционно мужские качества, а в девочках - женские. Тогда женщина может осознанно и интуитивно представлять свои права и задачи в семейной жизни и постарается проявить уступчивость, мягкость, приспособиться к мужу, найти с ним общий язык. А мужчина возьмет на  себя естественные функции главы семейства,  будет проявлять инициативность, смелость, ответственность. Конечно, без трудностей не обходится, но постепенно  супруги вполне могут приноровиться друг к другу, найти общий язык и достичь гармонии.

В противоположность этому, в процессе смешанного воспитания половые роли перемешаны и супруги заранее могут быть нацелены на конфронтацию, на взаимные притязания, взаимные упреки, взаимные требования. Это заканчивается разочарованием и распадом семьи. От чего, разумеется, страдают дети, да и оба супруга тоже.

Еще раз хочется подчеркнуть, что воспитательный процесс должен быть, прежде всего, очень осторожным, щадящим. Особенно в раннем возрасте, когда личность еще только  формируется  и ребенок крайне уязвим. В данном случае абсолютно недопустимы непроверенные эксперименты с непредсказуемостью результата, свобода действий экспериментатора, безответственность и праздная любознательность. Педагогическая наука должна быть традиционной, должна придерживаться строгих правил. Об этом говорили  многие философы, психологи, педагоги.   Известно, что многое в психике и поведении ребенка генетически  запрограммировано. Не только на биологическом уровне, но во многом и на уровне личности. Причем эта запрограммированность основана на неких глубинных особенностях, присущих той или иной традиционной культуре и   зафиксировавшихся в генетической памяти данного конкретного индивида. Он развивается в определенных традиционных рамках, и  когда туда вмешиваются некие непредвиденные факторы,  выпадающие из культуры, они не дают личности по-настоящему раскрыться.

Поясните, пожалуйста, на примере.

– Возьмем хотя бы феномен привязанности, под которым понимают умение ребенка устанавливать эмоциональные, а в последствии и социальные контакты, которые позволяют человеку адаптироваться к окружающей жизни, создавать вокруг себя психологически комфортную среду, быть приятным себе и  другим. Это основа дружеских и родственных связей, любви к своему дому, родине, народу. Однако при неправильном поведении матери в системе "мать- дитя" феномен привязанности не развивается. Как бы не включается некая компьютерная программа. У ребенка не формируется способность устанавливать тесные, глубинные эмоциональные связи с миром.  он может на всю жизнь утратить способность любить, дружить, быть преданным, милосердным, сочувствовать, жертвовать.

А что значит "правильное поведение матери"?

– Внимательное, дружелюбное, доброе, спокойное, уравновешенное, без истерических всплесков. Причем вести себя мать должна, придерживаясь определенных традиционных правил. Система "мать-дитя" очень устойчива в силу своей  консервативности, однако сейчас ее атакуют различные нововведения. И оказывается, даже легкое нововведение порой  способно эту систему нарушить. Ребенок не  понимает мать, а  она - ребенка.

Какие правила в системе "мать-дитя" традиционны для русской культуры?

– Сразу оговорюсь, что во взаимоотношениях матери с ребенком в период его младенчества преобладают не этнокультурные особенности, а некие общечеловеческие черты.  Хотя  этнокультурные   особенности тоже присутствуют - колыбельные песни, формы общения с ребенком, ухода за ним и другое. В представлении русской народной педагогики о системе "мать - дитя"– это мать или мамка, т.е., кормилица, выхаживающая младенца. Она должна быть добродушной, спокойной, снисходительной, ласковой,  благожелательной к ребенку. Даже ее внешний облик: пышная грудь, ласковые, умелые руки, приветливая улыбка, - все располагает  младенца к доверию, вселяет в него чувство защищенности. Это не означает вседозволенности, но доброта матери стоит для малыша на первом месте.

Когда формируется феномен привязанности?

– Очень рано: с двух месяцев  до семи-восьми. В дальнейшем, конечно, можно как-то стимулировать формирование привязанности, но это будет уже носить искусственный характер. А в  младенческом возрасте она возникает естественно и вызывает у детей чувство радости бытия. Жизнь, при всех ее сложностях,  воспринимается как подарок. Умение радоваться жизни закладывается именно в этот ранний период и проявляется в феномене привязанности, который направлен и на людей, и на вещи, окружающие ребенка.

Что наиболее уязвимо в данной структуре?

– Отсутствие благожелательности со стороны родителей. В  первую очередь матери. Хотя отец тоже  немаловажен. На самом деле происходит формирование триады "мать - отец - дитя".  Когда отец существует где-то на обочине жизни ребенка,  привязанность тоже формируется ущербно. Основная проблема в  данном  контексте - это так называемое социальное сиротство, когда родители не принимают ребенка. Он оказался не тем, на  что они рассчитывали. Он болезненный, трудный, плаксивый,  непослушный, требующий большого труда и больших расходов. А  поскольку общество сейчас усиленно внушает людям, что дети  - обуза, то у некоторых матерей (особенно у молодых) возникает сомнение, правильно ли они поступили, решившись родить ребенка. А порой материальные обстоятельства вынуждают мать рано оторваться от ребенка, вернувшись к работе. Чаще  всего ситуацию социального сиротства порождает как раз деловая мама. Причем она вроде бы не бросает ребенка на произвол судьбы, а тщательно подбирает ему няню, тестирует  ее, учитывая не только профессиональные качества, но и особенности темперамента, психологический портрет и тому подобные вещи. Но даже самая лучшая "суррогатная  мама" не компенсирует отсутствие мамы настоящей. Тем более что взаимодействие матери с ребенком - это очень таинственная система. До конца так и не изучено, чем же она подпитывается, почему она столь необходима. Высказывается мнение о  существовании особой "энергетической" пуповины, которая невидимо  связывает мать с младенцем после того, как он вышел из утробы. И эта пуповина до определенного времени совершенно необходима для гармоничного, здорового развития ребенка. Однако в настоящее время эта пуповина очень часто обрывается практически сразу после рождения младенца из-за неумения, некомпетентности мамы. Ей неясно, чего от нее хочет ребенок, она не понимает его языка. Да и цели, которые подсознательно преследовала молодая мама, "планируя" ребенка, не соответствуют тому, что она получила, родив его на свет. Интересно, что даже на уровне плода, эмбриона, ребенок уже чувствует, любит его мать или она лишь на словах его хочет, а в действительности не готова менять свою жизнь. Ведь нередко будущий ребенок нужен женщине не сам по себе, а лишь как средство достижения неких целей. Скажем, чтобы узаконить брак или удержать мужа в семье. Или женщина не хочет выделяться из общей массы: "Все рожают, а я что, хуже?" С рождением ребенка могут быть связаны планы по улучшению жилищных условий или  какие-то  иные  материальные выгоды. То есть, осознанной потребности в ребенке как в таковом у будущей матери порой не наблюдается. Да и общество демонстрирует пренебрежение к материнству:  люди  не спешат уступить беременной место в транспорте, государственные пособия на детей невелики, отменено звание "матери-героини", массовые газеты из номера в номер публикуют рекламу абортов,  в воспитании девочек делается гораздо больший упор на учебу, нежели на воспитание ее как будущей жены и матери... Так что  нередко современная мать ощущает себя изгоем, видит причину своего дискомфортного состояния в  младенце, который,  едва появившись на свет, предъявляет к ней  массу  требований.  А она психологически к этому не готова, да и не обучена ухаживать за малышом, поскольку сама  выросла в малодетной семье. В  таких случаях система "мать - дитя" работает дисфункционально. Она приобретает как бы расщепленный характер, утрачивает природосообразность. Ребенок это интуитивно чувствует и  протестует, пользуясь всеми доступными ему средствами: кричит, капризничает, все время просится на руки, не слушается. С каждым месяцем его протест нарастает.  А тут как раз появляются некие современные учителя, которые предлагают новаторские способы избавления от трудностей. Эти новомодные идеи нередко излагаются очень ярко и убедительно. Они могут касаться форм питания, способов одевания, приучения к дисциплине и тому подобного.

Например?

– Подобных нововведений масса.  Это и длительное кормление  грудью, или, наоборот, полный отказ от материнского  молока,  замена его смесями. Или памперсы, которые задерживают развитие естественных функций опрятности и могут привести к развитию энуреза.

Говорят, для мальчиков памперсы еще и чреваты бесплодием...

– Да. А еще они в определенной степени являются источником расторможения влечений.

Что это значит?

–  Когда младенца держат в памперсах, у него отсутствует  настоящая реакция на дискомфорт, которую вызывают мокрые пеленки. Здоровый ребенок с первого месяца жизни проявляет эту реакцию и, испачкав пеленки, требует, чтобы его переодели. Применение памперсов сглаживает эту естественную реакцию. Напротив, ребенку начинает нравиться теплое мокрое  белье. Это уже определенным образом провоцирует искажение влечений: и к опрятности, и в ряде случаев - сексуальных.

Как относиться к плачу ребенка?

– Новшества коснулись и этого вопроса. В норме здоровый  младенец не должен много плакать. Он может определенными  звуками сигнализировать маме о своем неблагополучии. Когда  система "мать - дитя" работает нормально, мать с ребенком понимают друг друга с полузвука. Ему не нужно привлекать ее внимание криком. Затяжной крик, плач свидетельствует о каких-то отклонениях, причем нередко серьезных!

Ну, и какие нововведения предлагаются в данной области?

– Здесь опять крайности. Одни "новаторы" предлагают не обращать внимания на детский плач. Другие, наоборот, говорят, что при малейшем писке нужно брать младенца на руки и предлагать ему грудь. Ни то, ни другое не полезно. Если ребенок надрывается, а мать к нему не подходит, система "мать - дитя" трещит по швам. У ребенка возникает вполне оправданное ощущение, что он матери не нужен, ведь она лишает его поддержки и заботы в трудную минуту. А у матери, как бы она ни настраивала себя на спокойный лад, появляется раздражение и одновременно чувство  вины. Если так будет продолжаться долго, ребенок вырастет истеричным, а мать будет реагировать на его истерики криками, битьем, что только  усугубляет  патологию.  Или же распустит его до безобразия, позволяя ему буквально все, лишь бы он не орал. Когда же младенца не спускают с рук, ссылаясь при этом на африканский, цыганский или  какой-либо другой экзотический опыт - дескать, тогда у ребенка не будет страхов и тому подобное - он не приучается терпеть какие-то неудобства, связанные с временным отсутствием матери. А это, в свою очередь, может привести к излишней изнеженности, боязни трудностей. Особенно пагубны такие вещи для мальчиков, от которых общество впоследствии будет требовать больше силы воли и выносливости, нежели от девочек. И если они не смогут соответствовать этим  требованиям - а сейчас им не соответствует очень много мужчин!), у  них возникнет масса психологических проблем.

Как же правильно реагировать на крик младенца?

– Необходимо внимательно и незамедлительно откликнуться на призыв ребенка к себе, попытаться понять причину плача и устранить ее. Если сделать это не удается, нужно обратиться  к специалистам: педиатру, психологу, невропатологу. В случаях упорного и безутешного плача, а то и крика малыша проблема коренится либо в нарушении здоровья, либо это некий психологический конфликт.

Например?

–  Например, причиной могут быть нарушения со стороны нервной системы или физического здоровья – повышение внутричерепного  давления, головные боли, боли телесные, грыжи и т.д. Или выраженное протестное поведение ребенка в ответ на поведение матери в системе "мать-дитя". В случае установления той или иной патологии у ребенка или нарушений в системе, необходимо повышенное внимание к нему. В том числе, укачивание на руках,  поглаживание, ласка, пение колыбельных и  т.п. Это во многомсмягчает фактор эмоционального дефицита, который имеет место  при наличии болезни ребенка или при искажении отношений матери ребенка.

Как и с какого возраста следует разговаривать с ребенком?

– Тут опять-таки нужно избегать крайностей. Для развития малыша вредно, когда с ним постоянно  сюсюкают. Конечно, это не исключает употребления некоторых эмоционально окрашенных, акцентуированно  "детских" слов, как бы приближающих родителей к ребенку. Но  в  целом  язык, на котором взрослый  общается с ребенком, не должен напоминать детский лепет. К ребенку следует относиться с уважением, потому что он человек. Сейчас даже стоит вопрос о том, что его и внутриутробно нужно признать полноправным членом общества, который имеет точно такое же, как и мы с вами, право на жизнь и на уважение к себе. Да, он маленький, но он личность, он человек.  И когда взрослый уподобляется младенцу, это неуважение к ребенку. Ребенку нужно слышать от взрослого не лепетную речь, а нормальную речь его народа. Тогда он легко ее усваивает.

Но ведь он сначала не может говорить правильно и коверкает слова.

– Да, но когда он слышит нормальную взрослую речь, у него формируется правильное соотношение слов с предметом и в памяти закладывается правильное произношение этих слов.

А какая вторая крайность?

– Когда с малышом всегда разговаривают как со взрослым, стараются ему все объяснить. Даже то, что  ему по возрасту недоступно. Есть случаи, когда ребенку надо просто сказать:  "Нельзя! Мама не разрешает". А ему подо все подводятлогическуюбазу. В результате малыш дезориентируется, перестает понимать родителей и доверять им, в нем развивается упрямство и своеволие.  А есть и система практически безречевого воспитания, когда мать молча осуществляет бытовой уход за младенцем. Ну, а позже, когда он немного подрастет, отделывается краткими фразами, общаясь, в основном, в приказной форме: "Помой руки и садись обедать",  "Убери игрушки",  "Одевайся, пойдем гулять". Возникает эмоциональный вакуум, так называемая "депривация", приводящая к искажению личности ребенка, внутрисемейным конфликтам, дезадаптации к школе, девиантному и асоциальному поведению.

Насколько я помню, раньше считалось, что с грудным ребенком нужно поменьше бывать в многолюдных местах. Теперь говорят,  что к этому нужно относиться проще, и современные мамы, надев на малыша памперс и положив его в рюкзачок-"кенгуру" или в специальный "цыганский пояс", ходят с ним в гости, по магазинам, на выставки, на лекции для молодых родителей...

– Насколько я знаю, это пришло к нам из Америки. Там сейчас мама может даже на работу или на учебные семинары ходить с грудным ребенком. Но, на  мой  взгляд, это своего рода игра, кокетство общества. Вдумаемся: почему, собственно, женщина с ребенком на руках должна ходить на семинары или навязывать себя обществу в качестве работницы? У нее самая важная работа - уход за ребенком, и общество ей должно в этом помогать. А подобные новшества – это псевдоэмансипация женщины, когда она вдруг решила сравняться с мужчиной в своей профпригодности. Это просто смешно и инфантильно. У женщин и мужчин разные функции, и пытаться быть тут на равных совсем не надо. Материнство – очень почетное и сложное занятие. Причем тут семинары? Я видела в Америке, как  женщина с ребенком на животе приходит в аудиторию, он ей мешает, она его задвинула куда-то в сторону и торопливо записывает за лектором...  На  мой  взгляд,  это свидетельство не эмансипации, а неуверенности женщины в завтрашнем дне. Она боится потерять работу, потому что у нее есть обуза - маленький ребенок. Малыш ей мешает, а она изо всех сил старается держаться на плаву. Общество же проявляет толерантность к ее попыткам не пойти ко дну. А ведь оно должно не толерантность проявлять, а предоставить женщине право быть нормальной матерью, не заботиться о завтрашнем дне. Пусть спокойно воспитывает детей, а на работу выходит и семинары посещает тогда, когда будет свободна от своих основных обязанностей - когда дети подрастут и у нее появится время на другие дела. Что же касается таскания младенцев по разным присутственным местам - неважно, в поясах или без - то оно однозначно неполезно. Груднички очень чувствительны   кперемене обстановки, легко перевозбуждаются в присутствии чужих людей. Я уж не говорю о возможности подхватить инфекцию! Конечно, бывают безвыходные ситуации, когда малыша просто не с кем оставить, но нередко дело не в безвыходности,  а в том, что мать не хочет поступиться ради младенца своими  интересами и привычками.

Это, естественно, тоже не способствует нормальному формированию системы "мать- дитя".

Раньше детей пеленали, а сейчас многие сразу надевают ползунки. Это правильно?

– Нет, надо пеленать. В этом тоже есть глубокий смысл, поскольку пеленание до определенного времени ограничивает избыток кислорода, чтобы ребенок постепенно переходил от  одного вида дыхания к другому, от внутриутробного к атмосферному. Переизбыток кислорода может привести к гипервентиляции мозга и, соответственно, к повышенной  возбудимости. Хотя, конечно, важно, чтобы пеленание было не очень тугим и гармонично сочеталось с нестеснением движений ребенка.

Каким образом?

–  С  первых  же  дней  жизни  младенец  во   время бодрствования должен получать двигательную свободу. А  спать его надо укладывать в положении завернутого конверта,  чтобы он  не  будил  себя  непроизвольными  движениями.Способы пеленания бывают  различными,  в  зависимости  от  состояния двигательной  сферы  младенца.  Для   уточненияхарактера пеленания целесообразно посоветоваться с ортопедом.

До каких пор надо его пеленать?

– Пока младенец сам не потребует свободы.  Наступит время -  он заявит об этом и тогда уже не  потерпит  никаких пеленок. Однако  существует  и  определенный  целесообразный срок пеленания. Это первый месяц жизни ребенка. В дальнейшем пеленание стоит использовать только по  ночам,  а  во  время дневного сна надевать  ползунки.  Но  могут  быть  и  другие варианты.

В последние годы российские женщины  практически все  поголовно ходят в брюках. Можно сказать, это тоже  некий эксперимент, поскольку для миллионов девочек брюки с раннего детства стали более привычной  и  желанной  одеждой,  нежели юбка. Оказывает ли это какое-то воздействие на их личность?

– Вопрос,  конечно,  непростой.  В  одной  стороны, брюки помогают сохранить здоровье, поскольку в  них  теплее,  чем в юбке. Кроме того, в  брюках  удобнее  вести  подвижный образ жизни, ездить в общественном транспорте. Но  с  другой стороны, женщина,  носящая  брюки,  утрачивает  специфически женский облик. А вместе с  ним  -  и  специфические  женские качества,  ведь  форма  и  содержание  всегда  очень   тесно связаны.  Женщина  волей-неволей   маскулинизируется.Это отражается даже на женской физиологии.  Например,  сейчас  в моде  худые  длинноногие  женщины,  с  мужской  фигурой.  Но природа жестоко мстит за нарушение ее законов. У длинноногой женщины скорее всего будут трудные  роды,  поскольку  у  нее  узкий таз.  То  есть,  мужеподобие  оборачивается  снижением способности к деторождению. А во-вторых, возникают  проблемы в интимной сфере. Наверное, не все  знают,  что  длинноногие женщины часто  бывают   фригидны.  Ну,  а  о  психологических последствиях  маскулинизации  женщин  и  говоритьнечего. Отказываясь от женского облика, женщина утрачивает ту  роль, которую она играла на протяжении тысячелетий. Она  перестает быть неким эстетическим образцом, "гением  чистой  красоты". Казалось бы, ерунда: сменилась всего лишь форма  одежды.  Ан нет: женщина в платье требует совсем иного к себе отношения, мужчина чувствует ее иную, более тонкую, хрупкую природу.  А в брюках она - "свой парень", сотрудник. С ней  можно  вести себя гораздо фамильярней, не церемонясь, не щадя ее чувств.

Значит, если маленькая девочка почти  все  время ходит в  брюках,  у  нее  не  формируется  нормальный  образ женщины?

– Конечно, нет. А  главное,  ей  некому  подражать, потому что мама сама ходит в брюках, стрижется, как мальчик, зачастую курит. А если и не курит, то  все  равно  не  имеет естественного  запаха,  поскольку  пользуетсякосметикой, духами.

Ну и что?

–  Обонятельные  ощущения  играют   длямладенца огромную роль. Поэтому  употребление  косметики  или  резко пахнущих духов далеко не безобидно, когда в доме малыш.  Оно тоже может нарушить систему "мать -  дитя".  Ребенку  нужно, чтобы  мама  пахла  естественно, а не разнообразной парфюмерией...

В последние годы дети очень часто  рисуют  семью так, что совершенно  неясно,  где  мама,  а  где  папа.  Оба нарисованы одинаково.

– Так они и на самом деле одинаковы! Маскулинизация женщин приводит к тому, что  она  не  только  выглядит, как мужик, но и ведет себя по-мужски. Критерии нормы  смещаются, и общество начинает потихоньку сходить с ума. Некоторые мои коллеги-психиатры в последние годы договорились до того, что мать-одиночка, воспитывающая мальчика, обязательно должна на него кричать. Иначе он, дескать, не будет ее слушать. Вот Вам еще одна педагогическая новация -  "воспитание  криком". Представляете? Мальчик заранее рисуется таким монстром, что он не будет слушаться женщину, если она не подавит его криком и подзатыльниками.  А  ведь  это  противоестественно! Женщина, мама, наоборот, должна быть для  мальчика  символом добра и красоты. Он должен ее оберегать, помогать ей, ухаживать за ней, место уступать. А тут матерей вдруг призывают стать крикливыми и драчливыми.

В последние годы я не раз сталкивалась с тем, что маленькие мальчики демонстрируют просто запредельное пренебрежение к матери. Раньше такого не было... Подростки, конечно, вели себя по-разному, но малыши не проявляли такой грубости и даже цинизма, какие они проявляют  сейчас. Разве это не искажение психики?

– Конечно, искажение! Искажение,  которое  является следствием искаженной системы "мать - дитя". Здесь мы, как в зеркале, видим то, что  ребенок  воспринял  в  начале  своей жизни. Генетические "компьютерные программы"  были  включены несвоевременно и неправильно.  И  отношения  с  мамой  (а  в дальнейшем и с  обществом)  развиваются  также  неправильно. Это  глубочайший  конфликт,  который  испытывает   младенец. Нарушены его самые сокровенные связи с миром, ибо  мать  для маленького ребенка - самое близкое, самое  любимое  существо на земле. Но того образа, на который  генетически  настроена его психика, нет, и у малыша возникает протестное поведение, которое в  некоторых  случаях  может  приобретать  и  такой, указанный Вами, асоциальный характер.

Насколько  мне  известно,  агрессивностьпо отношению  к  матери  нередко  свидетельствует  о   каких-то тяжелых  нарушениях  психики.  Например,  она  бываетпри аутизме... Может ли сбой системы "мать -  дитя"  привести  к психическим отклонениям?

– К сожалению, это  вполне возможно.


 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру