О психологических "доказательствах" эволюции человека в свете святоотеческого учения

При том, что исследования поведения обезьян достаточно многочисленны, у них также, как и у других животных, способности к порождению самодельных знаков нет вообще, материалы об этом в научной литературе отсутствуют. В то время, как указания о появлении семиотической функции у каждого здорового ребенка - присутствуют во всех общепринятых серьезных учебниках по детской психологии (см. напр., [8]). Указанная картина хорошо согласуется с представлениями св. Отцов и с нашей гипотезой, согласно которой, человек монопольно и имманентно обладает способностью разума, которая всегда отражается в способности знакового творчества.

Несмотря на то, что с попытками обучения речи и речеподобным системам общения обезьян - ситуация провала, сторонники редукционизма превозносят полученные данные о 300 знаках, которым обучили гориллу, как якобы тот самый мостик, который переброшен между разумным и говорящим человеком и нашими двоюродными братьями-обезьянами, и мы им единосущны. (Следуя этому же принципу упрощенного анализа, гораздо проще записать в наши предки или двоюродные братья попугая.) И фотография красавицы, обучавшей обезьяну знаковому языку, держащей свою ученицу на руках, так, как обычно женщины держат ребенка, красуется на титульном листе последнего издания общепринятого в российских вузах учебника по антропологии2 (своего рода символ идеи единосущности обезьяне), а вот по какому такому праву - не понятно.

Но мы, как люди, искушенные в святоотеческих писаниях, можем сказать определенно: признаков разумности (в точном, человеческом значении) у обезьян не видно, поэтому до сих пор единосущность их и homo sapiens'ов остается не доказанной. А что касается того, что установлено 300 ассоциаций между знаками и значениями, то этому нечего удивляться - достаточно пойти на Цветной бульвар в Москве - в Уголок Дурова или в Цирк (благо они расположены рядом) и посмотреть воочию на то, как устанавливают не меньшее число ассоциаций у самых разных животных при их дрессировке. Фразы-то собственной у обезьян не нашли ни одной и собственного знака не нашли ни одного, поэтому свидетельств о мыслях у обезьян нет, ни одного...

Антропологические представления св. Отцов позволяют нам видеть в человеке его имманентные свойства, всегда присущие ему как человеку, как образу Божию - и это в первую очередь его разум и неразрывно связанная с ним свобода воли 6,38,15. Эти свойства, не могут быть редуцированы к любым другим психологическим или физиологическим свойствам и являются монопольной принадлежностью человека, как существа материального мира.

Имманентное свойство разума обнаруживает себя в виде феномена знакового творчества, который, как выяснили мы на основе фактического материала, проявляется у человека достаточно универсально и строго монопольно.16 Эти особенности проявления знакового творчества, отражая уникальное свойство человека, как образа Божия, составляют большие проблемы для эволюционного материализма - как фило- так и онтогенетического.

Материал напечатан  в Альманахе "СОТВОРЕНИЕ" научной ассоциации исследователей вопросов Творения

ЛИТЕРАТУРА

1. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии, М., 1955.
2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М., 1999.
3. Православно- догматическое богословие преосв. Макария, т.1, СПб., 1868.

4. Шестоднев против эволюции, ред. о. Даниила Сысоева, М., 2000.
5. Колчуринский Н. Мир - Божие творение, М., 1999.
6. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб.,1894.

7. Skinner B.F. About behaviourism, N.Y., 1974.
8. Piaget J., Inhelder B. La psychologie de l'enfant, Paris, 1982
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

10.Уалдер Смит A. Происхождение: Откуда взялся мир (видеофильм).
11.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 1973.
12.Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий, М.,1978.

13.Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни, Минск, 1997.
14.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М., 1982г.
15.Wolman B.B. Contemporery theories and systems in psychology, N.Y. 1981.

16.Св. Григорий Нисский. Об устроении человека, СПб., 1995.
17.Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке, СПб., 1995.
18.Богомолов А.С. Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964.

19.Куликов Г.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности человека. - Соровский образовательный журнал, 1998, N6.
20.Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев - в кн. "Творения...", ч.1, Св.-Тр. Серг.Лавр.,1900.
21.Крушинский Л.Б. Биологические основы рассудочной дейтельности: эволюционный и физиолого-генетические аспекты поведения. М.,1986г.

22.Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян, М.,1930.
23.Выготский Л.С. Мышление и речь, М.-Л., 1934.
24.Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты, т.2, СПб., 1905.

25.Св. Игнатий Брянчанинов. "Приношение современному монашеству", СПб., 1905.
26.Hockett C.F. The problem of universals in language. In: Greenberg (Ed.), Universals of language, Medison, 1963.
27.Paivio A., Begg I. The psychology of language, Englewood, 1981.

28.Langer S.K. Philosophy in a new key, Camdridge, 1951.
29.Eccles J.C. Facing reality. W.Berlin, 1970.
30.Слобин Д. и Грин Дж. Психолингвистика, М., 1976.

31.Оллер Д.У., Омдал Д.Л. Возникновение способности человека к речи: по чьему образу? - в кн."Гипотеза творения", под ред. Дж.П.Морлэнда, Симферополь, 2000.
32.Линдслей П., Норман Д. Переработка информации у человека, М., 1974.
33.Kroeber A.L. The superorganic. Amer.Antropol. 19, 163-213 (1952).

34.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. - М., 1988.
35.Popper K., Eccles J.C. The self and it's brain, W.Berlin, 1977.
36.Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Обозрение духовной брани - в кн. Добротолюбие, т.2, М., 1885.

37.Молитвы на сон грядущим. Молитва 7-ая. - в кн. "Православный молитвослов и Псалтирь", М., 1980.
38.Православное исповедание Кафолической Апостольской Церкви Восточной, М., 1900.
 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру