Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека

Становление субъекта жизнедеятельности как предпосылка становления личности. – Связь категории нравственности с содержательными критериями личности. – Личностный прогресс как стремление преодолеть субъект-объектное противостояние. – Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях и их роль в определении направления реализации внутреннего потенциала. – Компоненты субъект-объектных ориентаций. – Одно- и двухмерная их типология. – Трансформации субъект-объектных ориентаций и их феноменов на уровне личности. – Основания классификации теоретических моделей личности: "активная-пассивная жизненная позиция" (в одномерной типологии; "жизненное творчество-адаптация" и "высокая-низкая жизненная ответственность" в двухмерной типологии). – Типология теоретических моделей личности. – Критерии совершенства личности. – Определение личности. – Феноменология личности. – Первичные и вторичные личностные образования.

Человек как субъект жизнедеятельности – предпосылка становления личности

Быть субъектом означает "инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности,творчества и нравственность" (Брушлинский А.В., 1991, с.3). В целом, соглашаясь с данным утверждением, вопрос о нравственности мы бы вынесли за рамки категории субъекта. С нашей точки зрения, субъектность - это формальная характеристика личности, необходимая предпосылка ее становления. Вопрос же о нравственности связан с поиском содержательных критериев личности, с оценкой того, насколько человеку удалось достичь своей сущности, насколько он смог выполнить свое предназначение.

Словами С.Л. Рубинштейна (1973), человек - это часть бытия, он находится "внутри" бытия, но, будучи включенным в него, он постоянно выходит за его рамки. Таким образом, изучая природу человеческой активности – то есть субъектности – мы можем подойти к пониманию своеобразия человеческого бытия.

Известны исследования феномена самодетерминации в истории философии. В качестве важных этапов становления представления о человеке как субъекте своей жизни можно выделить следующие вехи.

1. В феноменологии Г.-Ф. Гегеля явление взаимосвязи субъекта и объекта рассматривается в анализе самодетерминации субъективного духа.

2. Момент самодетерминации бытия, приоритет экзистенции над эссенцией (то есть сущности над существованием) подчеркивается в экзистенциальной философии (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

3. Субъектная активность как условие свободного нравственного самоопределения рассмотрена русскими мыслителями конца XIX - начала XX века (Н.Я. Грот, Е.Н. Трубецкой, П.А.Флоренский, В.А. Снегирев, В.И. Несмелов).

В психологии известными важнейшими для понимания субъекта являются принципы "внешнее через внутреннее" (С.Л. Рубинштейн), "внутреннее через внешнее" (А.Н. Леонтьев). Общий принцип структурного анализа человека как субъекта был обоснован С.Л. Рубинштейном. Еще  в 1922 г. в характеристике принципа творческой самодеятельности им было показано, что субъект в  творческой самодеятельности не только обнаруживается, но и созидается (1989). В 1957 г. С.Л. Рубинштейн обосновывает  свой тезис о том, что бытие существует независимо от субъекта, но соотносительно с субъектом оно выступает в качестве объекта. Развивая эту мысль в последней работе "Человек и мир" С.Л. Рубинштейн излагает следующие мысли: человек, будучи конечным существом, включается в бесконечный мир в следующих качествах: 1) бытие, преобразующее реальность; 2) как переходящее в форму идеального существования" (с. 344). Перспективность данного подхода может быть увидена во включении в психологическую проблематику психологии созерцания как диалектической противоположности деятельности (Арсеньев А.С., 1993, 2001).

Б. Г. Ананьев (1967) рассматривал динамику становления субъекта трех основных деятельностей как баланса взаимовлияния интериоризации и экстериоризации. Проблема интериоризации детально разрабатывалась Ж.Пиаже, Л.С. Выготским: в своем историческом развитии человек был вынужден овладевать собственным поведением, то есть развивать внутреннюю активность (Выготский Л.С., 1960). В.Н. Панферовым (2000) показано, что интериоризация и экстериоризация включаются в процессы взаимодействия человека с миром, отличаясь встречной направленностью. Опираясь на понимание Б.Г. Ананьевым человека как субъекта труда, познания и общения, В.Н. Панферов разработал конструкт модели субъектной активности человека, в которой отражается трансформация природных и психических свойств человека в качественно новые психологические феномены. В грузинской психологической школе проблема субъекта рассматривается  с позиции психологии установки (Узнадзе Д.Н., 1966; Надирашвили Ш.А., 1974; Прангишвили А.Г., 1967). Установка, базовое понятие, характеризуется как целостное состояние субъекта, целостная направленность на определенную активность.

Отношения "субъект-объект" можно рассматривать как гносеологическую модель "Человек-Мир", тогда способ их взаимосвязи будет характеризовать формальный аспект личности. По мнению философа А.С. Арсеньева (1993), выступающего против употребления терминов "субъект" и "объект" в характеристике целостного бытия человека, это отношение – редукция, также как и еще более глубокая редукция новой европейской философии "сознание" – "материя". В.П. Зинченко (1998) полагает, что психология в отношении редуцирования отношения "Человек-Мир" продвинулось еще дальше, когда в рамках бихевиоризма заявила определяющим отношение "стимул-реакция". Отношение "субъект-объект" явилось ведущим в гносеологической философской парадигме, ветвью естественнонаучного подхода, ограниченность которой в оценке качества исходного и фундаментального познавательного отношения человека к миру (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1998). Сосредоточенность западной культуры на вещной стороне бытия привела к его десакрализации, субъект-объектному - экстенсивно-вещному – измерению Мира и Человека, при котором человек не является целостностью, будучи отчужденным от мира (Арсеньев А.С., 1993). Соглашаясь с признанием ограниченности гносеологической парадигмы, вместе с тем мы бы хотели подчеркнуть значение противопоставления субъекта объекту в целостном бытии человека для выявления особенностей взаимосвязи внешнего и внутреннего в бытии человека, удобство субъект-объектной модели для понимания взаимоотношений Человека и Мира. В истории мировой философской, религиозной, культурной жизни можно найти свидетельства тому, что субъект-объектные отношения характеризуют определенный этап личностного развития: современному человеку для того, чтобы стать личностью, необходимо стать субъектом (отделение ребенка от матери и ближайшего окружения, проявления самостоятельности принятия решения). Дальнейший же личностный рост (прогрессивная его тенденция) связан со стремлением преодолеть субъект-объектное противостояние с целью достижения максимально возможной целостности в единстве с миром (например, Франк С.Л.). Если обратиться к истории человечества, то признаки целостности человека обнаруживаются до его грехопадения, после чего вся последующая история – более или менее удачные попытки восстановления целостности. Это отражается и в становлении концепций личности, разнообразие которых связано с описанием разных вариантов решения проблемы.

Таким образом, можно заключить, что способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым "выстраивать" собственное бытие, т.е. быть ее субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности. Известно, что субъект не существует без объекта, на которого он направляет свою активность. Человеку – субъекту своей жизни – в качестве объекта противостоят дискретные жизненные ситуации, в которые человек постоянно вступает. Жизнедеятельность и может быть представлена в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными ситуациями (Коржова Е.Ю., 2002, 2003б).

Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях как фактор взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека

Степень субъектной включенности в жизнедеятельность, понятая посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями, характеризует меру зависимости внутреннего мира от внешнего. Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях являются тем понятием, с помощью которого можно описать направление реализации потенциала субъектности человека. Ранее нами (Коржова Е.Ю., 2002) было показано, что в процессе жизнедеятельности субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях реализуются в двух формах: субъективной (внутренняя картина жизнедеятельности как интериоризованная субъектность) и объективной (выбор стратегий поведения как экстериоризованная субъектность), взаимосвязанных в поле жизнедеятельности.

Нами была предложена модель субъект-объектных ориентаций и осуществлена ее эмпирическая проверка. В качестве первичных измерений субъект-объектных ориентаций в процессе создания и психометрического обоснования соответствующего методического инструментария (опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях) выделены четыре основных показателя. В их название включено прилагательное "трансситуационный". Этот термин предложен Ю.Н.Емельяновым (1985) и используется для характеристики индивидуальных особенностей взаимодействия человека с жизненными ситуациями. В результате факторного анализа принята уточненная модель субъект-объектных ориентаций, включающая четыре факторные шкалы:
 
1. Трансситуационная изменчивость. Содержание шкалы отвечает на вопрос "КАК?" (как человек взаимодействует с жизненной ситуацией – изменяясь или стабилизируясь). Положительный полюс ("трансситуационная изменчивость" характеризует человека, стремящегося познать новое в окружающем мире (новых людей, новые книги, фильмы), совершенствовать свой внутренний мир (углубляя самопознание, добиваясь духовной гармонии, нравственного роста), а также уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Отрицательный полюс шкалы "трансситуационная стабильность") характеризует человека, предпочитающего привычное, "реалиста", стремящегося максимально реализовать те возможности, которые у него имеются на сегодняшний день и, исходя из реальных возможностей, спланировать свою жизнь.

2. Трансситуационный локус контроля. Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КТО?" (кто осуществляет взаимодействие человека с жизненной ситуацией: он сам или другие люди, внешние обстоятельства). Положительный полюс ("внутренний трансситуационный локус контроля") характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями и описывает человека, ощущающего ответственность за события своей жизни и стремящегося ими управлять, соответственно, планирующего свою жизнь далеко вперед, подмечающего взаимосвязь своих собственных поступков и последующих событий на жизненном пути, воспринимающего свою жизнь как целостность. Отрицательный полюс ("внешний трансситуационный локус контроля") характеризует человека, придающего в объяснении своей собственной жизни больше значения случаю, судьбе, стечению обстоятельств и, следовательно, не планирующего далеко вперед, не ощущающего влияния своих поступков на последующие жизненные события, воспринимающего свою жизнь как совокупность отдельных ее моментов – внешних событий.

3. Трансситуационная направленность освоения мира. Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КУДА?" (куда, т.е. в каком направлении, осуществляется взаимодействие человека с жизненной ситуацией, - вовнутрь или вовне). Положительный полюс ("трансситуационное освоение внутреннего мира") характеризует обращенность человека к своему внутреннему миру, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Об этом свидетельствует и представление своей жизни как малособытийной. Характерно также стремление планировать свою жизнь. В то же время обращенность вовнутрь сопровождается отсутствием ощущения контроля над своей жизнью – поскольку она рассматривается как один из аспектов существования внешнего мира. Отрицательный полюс ("трансситуационное освоение внешнего мира") характеризуется стремлением к самоосуществлению во внешнем мире, что сопровождается восприятием своей жизни как насыщенной внешними событиями, ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств.

4. Трансситуационная подвижность. Содержание шкалы отвечает на вопрос "ГДЕ?" (где, в каких условиях осуществляется жизнедеятельность: в привычных или в новых жизненных ситуациях). Положительный полюс шкалы ("трансситуационная подвижность") характеризует стремление человека взаимодействовать с новыми жизненными ситуациями (профессиональными, учебными и др.), к активному движению, развитию, к жизненным переменам. Отрицательный полюс шкалы ("трансситуационная инертность") характеризует стремление к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями, такими, как есть, к пассивному следованию жизненному потоку, отсутствие тяги к жизненным переменам.

Шкалы позволяют количественно определить степень субъектной включенности в жизненные ситуации.

С целью анализа дискриминативности опросника дважды проведена процедура отбора заданий. Вычислялись доля испытуемых (р), давших ключевые ответы, а также величина коэффициента корреляции заданий с общим показателем (?). В окончательном третьем варианте опросника все пункты удовлетворяют требованиям к дискриминативности. Коэффициенты ? значимы в основном на 0,1% уровне. Значение коэффициента ? Фергюсона также указывает на высокую дискриминативность опросника. Опросник обладает высокой надежностью по согласованности пунктов. Коэффициенты надежности K-R20 Кьюдера-Ричардсона для всех шкал значимы на 1% уровне. Наиболее надежны итоговый показатель и показатель трансситуационного локус контроля. Таким образом, окончательный вариант опросника является гомогенным, надежным тестом, релевантным по содержанию: все пункты и все шкалы значимо коррелируют с итоговым показателем. Шкалы обладают также удовлетворительной валидностью и ретестовой надежностью. После проверки нормальности распределения опросник стандартизирован на выборке из 443 человек (Коржова Е.Ю., 2002).

Поскольку разрабатывавшийся опросник оказался гомогенным, и все пункты и шкалы значимо коррелируют с итоговым показателем, можно говорить о существовании теоретически и эмпирически обоснованной одномерной типологии субъект-объектных ориентаций.

"Объектная" ориентация характеризуется детерминацией жизнедеятельности человека преимущественно внешними факторами  среды – внешними жизненными ситуациями как ее объектами. Объекту уподобляется и человек. Источник жизнедеятельности находится вне человека. "Объектная" ориентация сопровождается ригидностью, общей экстернальностью, экстернальностью в области достижений и неудач, узостью временной трансспективы, отсутствием чувства полноты жизни.

"Субъектная" ориентация отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. "Субъектная" ориентация характеризуется, по нашим данным, выраженностью таких качеств как гибкость, общая интернальность, интернальность в области достижений и неудач, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся "чувством радостной наполненности жизни".

Двухмерная типология субъект-объектных ориентаций оказалась возможной благодаря особенностям взаимосвязи первичных четырех компонентов субъект-объектных ориентаций: они сгруппировались в два ортогональных (независимых) фактора. Первый фактор (и, соответственно, первая вторичная шкала и первое основание двухмерной типологии субъект-объектных ориентаций) оказался сложным. Он включает взаимосвязанные шкалы "трансситуационная изменчивость", "трансситуационная направленность освоение мира", "трансситуационная подвижность". Все эти шкалы характеризуют преобразующую жизненную активность человека. Соответственно, данное основание двухмерной типологии субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях было названо трансситуационным творчеством. Наиболее близким к нему термином из имеющихся в литературе является "жизнетворчество" - характеристика творческой направленности, или жизненной позиции личности (Василюк Ф.Е., 1984; Жизненный путь личности, 1987; Леоньтев Д.А., 1999а; Степанов С.Ю., 1992; Сухоруков А.С., 1997). А.С.Сухоруков, в попытках сделать жизнетворчество предметом конкретно-психологического анализа, определяет жизнетворчество человека как "творчество человека в области его жизни" (с.2). Творческий принцип жизни был рассмотрен многими зарубежными (Э.Фромм, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) и отечественными (Н.А.Бердяев, С.Л.Рубинштейн и др.) учеными.

Второй вторичный фактор совпадает с первичным фактором трансситуационного локуса контроля.  Локус контроля яляется обобщенной психологической характеристикой, оказывающей влияние на поведение. Локус контроля объясняет склонность к интерпретации значимых событий как результата действия внешних сил (судьбы, обстоятельств, других людей) (экстернальный, внешний локус контроля, низкий уровень субъективного контроля) либо своей собственной активности (интернальный, внутренний локус контроля, низкий уровень субъективного контроля). На основании многочисленных исследований (Ксенофонтова Е.Г., 1999; Муздыбаев К., 1983; Реан А.А., 1997, 1998; Хекхаузен Г., 1986; Furnham A., Steel H., 1993; Wheatley W., Anthony W.P., Maddox E.N., 1991)  можно сделать вывод об интернальности как высокой субъектной активности, проявляющейся в активном созидании своей жизни, и экстернальности как субъектной пассивности по отношению к своей жизни, в большей мере проявляющейся как учет прежде всего ее внешних обстоятельств. На уровне человека речь идет о трансситуационном локусе контроля – над дискретными жизненными ситуациями, носящими дискретный характер, в отличие от жизнедеятельности в целом (на уровне личности).

В последующем наши исследования были направлены на определение содержательной характеристики четырех типов субъект-объектныъ ориентаций. Изучались жизненные цели ярких представителей типов, особенности внутренней картины жизнедеятельности и выбора стратегий поведения. В результате были уточнены названия типов.

Предложенная типология субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях согласуется с описанными в литературе личностными типологиями, как правило, отечественных авторов, в которых предпринимаются попытки представить обобщенные способы человеческого бытия (Абульханова-Славская К.А., 1995; Варламова Е.П., Михайлова Ю.Н., 1999; Василюк Ф.Е., 1984; Грачев А.А., 1999; Ковалев В.И., 1995; Леонтьев Д.А., 1999а). Единство общей направленности типологий, несмотря на различия в теоретических подходах, понятийном аппарате и измерительных процедурах, свидетельствует о существовании единого по своей сути процесса жизнедеятельности. В каждой типологии представлены определенные его аспекты. Типологию субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях отличает описание жизнедеятельности в рамках взаимодействия человека с жизненными ситуациями. Кроме того, типология характеризуется тщательной эмпирической выверенностью в процессе разработки теста-опросника жизненных ориентаций. Разные типы представляют разные возможности жизневосприятия и, следовательно, жизнесуществования. Подробнее см. Коржова Е.Ю., 2001, 2002, 2003б.

Примечание:

1. В истории человечества, между тем, к созерцанию неизменно проявлялся интерес со времен Аристотеля и Платона. Можно отметить различные точки зрения на представления об отношении к созерцанию и деятельности. В христианской мысли созерцание понималось как высший вид деятельности и согласие души (Василенко Л.И.,2000).


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру