Об имморализме в психологии

Ее установка на исследование душевного здоровья, позитивных душевных качеств - радости, удовольствия - явное противостояние традиционным профессиональным интересам  психологов.  Однако новая психологическая ориентация для христианской нравственной антропологии не менее сомнительна, чем старые пристрастия психологии.  Без сомнения христианская ориентация   на веру в возможность совершенствования личности,  вряд непротиворечиво может быть совмещена с подчеркиванием  ценности  настоящего момента жизни,  с явно гедонистическими  стремления к удовольствиям как главному содержанию жизни, с тенденциями к максимальному самораскрытию человека, без ответа на вопрос о его целесообразности и смысла. Когда Абрахам Маслоу (1908-1970) утверждает ценность стремления человека к самоактулизации, к полному раскрытию способностей  и реализации потенции человека, невольно возникает вопроc: ”Каких способностей и потенций, и,  главное,   для чего?”.

К сожалению, иерархия потребностей выстроена в гуманистической психологии эгоцентрически, это потребности исключительно для себя, а потребности, обращенные к другим и   для других.  В иерархии потребностей -  физические (еда, сон, секс) потребности; потребность в безопасности (стабильность, порядок, защищенность, отсутствие страха и тревоги); потребность в любви к себе и чувстве принадлежности к группе; потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;  потребность в самоактуализации - не нашлось места для духовно-нравственных потребностей.

Влияние христианства на систему представлений Карла Роджерса (1902-1987) очевидно. Годы, проведенные в  Христианской студенческой ассоциации в Китае, не прошли бесследно. Христианские идеи определяют и его теорию личности, и принципы личностно-ориентированной терапии.

К ним можно отнести следующие: человек благодаря разуму может менять себя, характер своего поведения; человек не обречен находиться под властью своего бессознательного или собственных детских переживаний; личность человека определяется настоящим, формируется  под влиянием   сознательных оценок происходящего. Однако содержание того, к чему должна сводиться самоактуализация  или полное раскрытие личности, вряд ли может быть признано соответствующим ценностям христианской нравственной антропологии. Вызывают сомнение все пять содержательных позиций: и   “открытость по отношению к опыту любого типа”, и  “намерение жить полной жизнью в любой момент жизни”, и “способность прислушиваться более к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих”, и “чувство свободы в мыслях и поступках”, и ”высокий уровень творчества”. Отсутствие нравственных ориентиров в этих позициях не предохраняет от разрушительного творчества, от произвола, от греха.

Знакомство с работой психологических групп встреч, курсов  раскрытия потенциала в бизнес-клубах, сеансами развития способностей и т.п., к сожалению, свидетельствует об открытости этих групп к превращению в объединения, с явно выраженными  сектантскими особенностями. Одна из них - появление многочисленных “гуру”, ”наставников”, “учителей”  и т.п.  ”Изучение последствий участия в подобного рода группах встреч показало, что уровень психогенных причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976).

Массовая  поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма

Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что  знание о человеке  не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно способно изменять человека.  Знание  включается в жизнедеятельность и с неизбежностью влияет на нее. Психологическое знание не абстрактная информация, а реальный фактор, способный изменить и человека, и нравственные отношения, и социальную реальность.  Именно поэтому   распространение  психологии не только в форме групп, сеансов, школ, практик и т.п., но и форме массовой литературы - далеко не безобидное для общества и человека  явление. Оно непосредственно включено в нравственный контекст  и, безусловно,  затрагивает   пласт духовно-нравственных отношений. В связи с этим возникает вопрос: не суждено ли современной психологии стать носителем “вируса” имморализма?

Одно несомненно: знакомство с популярной психологической литературой вряд ли способствует духовно-нравственному и  психическому здоровью. Уже одни  названия книг, не говоря о содержании, говорят о проблематичной полезности многочисленных психологических изданий. Вот небольшой перечь наименований психологических изданий 2000-2003 года: “Как сделать, чтобы жизнь удалась?”; “От любви до безумия”; “Счастлив по желанию. Рецепты внутренней гармонии против стресса и усталости”; “Добрая сила сила тоски”;  “За что мы любим мужчин”; “Бинтование душевных ран ( или психотерапия любви к себе)”; “30 способов познакомиться и понравиться”;  “10 способов как стать гением”;  “Как избавиться от соперницы”; “Секреты семейного счастья”;  “Мужчины - ко мне!”; “Искусство получать все, что вам нужно”; “Исцеление эгоизмом или найди свою стаю” и т.п.

Названия перечисленных книг говорят о многом. Но может быть мы названия книг, в отличии от содержания,  не адекватно отражают реальность? Б.Г.Юдин сделал достоянием нашей общественности вопиющие образцы психологической мудрости. В своем докладе на круглом столе в Институте человека РАН и в публикации материалов  работы данного форума он рассказал о книге Р. Полборна “Я знаю, что ты хочешь. Управление человеком” (М.,2000г.).

Вот несколько выдержек из нее, где речь идет о правилах управления человеком: ”Нельзя просто врать. Нужно, чтобы самая беспардонная ложь казалась правдоподобной. Есть много способов сделать ложь, похожей на  правду... Правило 99 - определите, что человек очень боится потерять, утрата чего будет для него настоящим, непереносим горем. Это и есть самое слабое, уязвимое место человека... Правило 100 - поймите, чего хочет добиться исполнитель больше всего на свете и неудача в чем, будет расценена им, как крах всей жизни. Это еще одно слабое место человека ... Не следует  уж очень предаваться моральным угрызениям по поводу управления человеком. (Главные, основные) Вопросы должны быть другими - как и для чего управлять человеком? “10.

Ни уважаемый профессор Б.Г.Юдин, ни мы в своей статье не стали ли бы приводить  данный пример, если бы он был единичным или исключительным. К сожалению, данный  пример типичный, т.е. отражает стиль и особенности массовой психологической литературы, т.е. литературы, создаваемый для широкого круга читателей, для масс.  Появление подобной литературы носит характер   информационного взрыва. По статистическим данным книготорговой сети сегодня объем изданий по психологии превышает количество литературы по любому другому направлению. Он включает  не только поп-психологические издания.

Миллионными  тиражами издаются в России и  труды классиков психологии -  З.Фрейда, К.Юнга, А.Фрейд, Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Роджерса, Абрахам Маслоу, Курта Левина и др.

Знакомство с  классической литературой (см. выше раздел историей психологии) свидетельствует о  главном:  психология не однородна по своей сути и  по своему содержанию. Нет ничего, что свидетельствовало бы о согласии  между психологами относительно понимания не только сущности и предмета психологии, но и какой-либо системы и единых принципов для понимания человека.  Историки психологии отмечают, что ”психология представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей”(Koch1993.P.902), или к примеру,   “американская психология разделена на враждующие фракции”(Leahey1992.P308)(33). Почти правилом стала сокрушительная критика новой школы в адрес предшественников.

Какое воспитательное или психологическое воздействие может оказать такое правило на вступающих в профессию? 100-летняя история психологии  культивирует у   вступающего на этот профессиональный путь,  право на свое ни с чем не согласующееся мнение, право на свою индивидуальную, позицию, и что опаснее всего, на его, личное, именно данного психолога право на свою  теорию личности. При этом безусловным правом является  неприятие христианской теории личности,  практически приведшей к совершенству тысячи людей и развивающей человека  уже более двух тысяч лет.   Несмотря на влиятельность и популярность структурной психологии (Вунд, Титченер, Эббинхаус, Кюльпе), функциональной психологии (Джеймс, Холл, Энджелл, Вудвортс), бихевиоризма (Уотсон, Толмен, Скиннер, Роттер, Бандура), гештальт-психологии (Вертхаймер, Коффка, Левин), психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон), гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс), когнитивной психологии (Миллер, Нейссер) - они не представляют  никакой фундаментальной традиции, они не объеденены никаким фундаментальным научным принципом. Лишь одно их объединяет: некая вне- или антихристианская  тональность, которая в определенном смысле может рассматриваться и как фундаментальная традиция, и как  объединяющий фундаментальный научный принцип.

На это нельзя не обратить внимание. Эти процессы нельзя игнорировать и их необходимо учитывать, особенно потому, что наша страна переживает в настоящее время серьезный  психологический бум. В чем он проявляется? Во-первых, во внедрении различных психологических служб в разнообразные ведомства и организации. Ставки психологов введены в штатное расписание общеобразовательных школ (и даже! и детских садов), предприятий, управленческих организаций. Психологи есть в правительстве, в Госдуме, банках, в командах политиков, милиции, в театрах.

Во-вторых,  вызывает сомнение массированный характер внедрения психологии в российское образование. У старшего поколения данная процедура вызывает аналогию с внедрением “науки” марксизма-ленинизма в школы и особенно в вузы. Независимо от специализации высшего и среднего профессионального образования – все инженеры, актеры, транспортники, физики, химики, математики – все должны теперь, как некогда марксизм-ленинизм, изучать психологию. С 2000 года она стала обязательной для изучения дисциплиной. Поражает число новых психологических учебных заведений. Темп роста учебных заведений психологического профиля можно сравнить с  темпом роста раковых клеток в пораженном организме. Если в 60-е годы в СССР психологов готовили всего 3 философских факультета (Московского, Ленинградского и Тбилисского университетов), то сейчас только в Москве 56, а  в России без стран СНГ существуют 200 учебных заведений, выпускающих психологов.  Для сравнения в России   всего 47 медицинских вузов!  Но 200 - это число только лицензированных учебных заведений. А сколько существует полуофициальных курсов, кафедр повышения квалификации, центров переподготовки специалистов и т.п.? Несомненно, психология становится самой массовой профессией. Специалисты констатируют наличие профессионального “демографического” взрыва. Уже в настоящее время существует и действует целая армия психологов.

Возникает вопрос о причинах этих процессов. Для христиан мистические основания  происходящего ясны и очевидны. “По плодам их узнаете их” (Мф.7,16) - учит нас Евангелие. Но попытаемся ответить на этот вопрос в мирской, светской системе измерения и понимания.

Д.И.Менделеев не уставал повторять: ”Роль наук - служебная, они доставляют средство для достижения блага”11.

Как же служит человеку научная психология? Каковы же ее плоды,  которые так хорошо  обеспечивают финансирование изданий, исследований, финансирование психологического образования? Каковы же плоды,   за счет которых питается в буквальном смысле слова современная психология.  Это, прежде всего,  знание о том, как, воздействуя на психику человека добиться  его подчинения. За знание того, как управлять и как манипулировать человеком для достижения своих целей, будь то цели политические, финансовые и т.п. Это чрезвычайно важно для рынка и для государства с рыночной экономикой, двигателем которой является реклама. Как известно, доллар, вложенный в рекламу, приносит больше прибыли, чем доллар вложенный в развитие производства.

В качестве конкретного примера “плода” научной психологии является открытие Гинбергена и Лоренца (оба лауреаты Нобелевской премии)  “ключевых стимулов” восприятия, запускающих ту или иную программу инстинктивного поведения. Правда, Лоренц работал с гусятами. Плоды его трудов   современные психологи используют в работе с  людьми. Принцип “ключевых стимулов” был взят на вооружение психологами, работающими в области влияния на восприятие, влияния на поведение человека. В результате в качестве “ключевых стимулов” в рекламе используют:

= образы детей;
= сексуально привлекательных женщин и мужчин;
=ложные социальные доказательства (“так делают все”);
= поклонение авторитетам.


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру