Застенчивость в детских взаимоотношениях

Школа для родителей

Многие застенчивые дети тянутся к общению с другими детьми и достаточно легко вступают с ними в контакт. Сложности обычно возникают лишь в том случае, если им приходится контактировать с конфликтными, драчливыми, хулиганистыми сверстниками. Если родители не пытаются защитить такого ребенка от нападок хулигана, а заставляют его рассчитывать на свои силы (которых заведомо мало) и принимаются стыдить за малодушие, они очень быстро выбивают из-под его ног последнюю опору. Раньше их  ребенок, страдая низкой самооценкой, все-таки чувствовал, что он хотя бы дружить умеет не хуже остальных. Когда  же  взрослые  начинают проявлять недовольство из-за того, что он "слишком тихий" и в друзья выбирает только тихонь, он совсем сникает.

Но бывают мальчики и девочки, у которых даже при общении с детьми возникает серьезный барьер. У истинно застенчивых, а не аутичных детей за этим стоит, как правило, боязнь насмешек. Между прочим, нередко, оправданная. По крайней мере, среди детей, которые попадали к  нам с И.Я.Медведевой, подавляющее  большинство предпочитавших одиночество либо сильно заикалось, либо имело какое-то заметное увечье. Но, конечно, бывали и случаи, когда и вполне благополучные с виду дети сторонились сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночку. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна!

Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими  переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно. (Тем более что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к  знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами с ними познакомьтесь и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить тогда о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто совершенно теряется, не в силах придумать тему  для  дружеской беседы! А обучать ПРИЕМАМ знакомства надо сперва дома, в играх, и только потом (непременно с согласия ребенка!) в реальной жизни.

Обеспечивайте ребенка вещами, которые могут выполнить роль посредников между ним и другими детьми. Прежде всего игрушками и играми, которыми он может с ними поделиться.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с которыми его дружба будет больше похожа на рабство (истинно  застенчивые  дети частенько попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, "кто самее". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство. Ведь лекарства (не только в переносном, но и в прямом смысле слова, ведь у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить) обойдутся вам потом гораздо дороже. Старайтесь развить в своем сыне или дочери качества, которые особенно ценятся нашими детьми. Среди дошкольников это доброта (в  первую очередь щедрость). В школьном возрасте к доброте добавляются еще ум и остроумие. И, конечно, помогая ребенку выбрать наиболее удачную линию общения, опирайтесь на его  природные склонности: если он неплохо фантазирует,  побуждайте детей к ролевой игре; если любит кропотливую работу, требующую большой усидчивости, купите ему хороший конструктор, который он мог бы собирать вместе с приятелями. Любителю  мастерить отец может дать повозиться в гараже с машиной (естественно, привлекая к столь престижному среди мальчишек  занятию и товарищей сына), а может показать, как выпиливают лобзиком, вырезают по дереву и проч. и проч. Или допустим, застенчивая дочка целыми днями сидит с книжкой, отказываясь играть в шумные, подвижные игры. Не принуждайте  ее  к  этому.

Лучше создать такую ситуацию, когда она бы почитала кому-то вслух сказки (например, вам и соседской девочке, с которой вы хотели бы ее сдружить). А та потом научит ее играть в мяч. И постепенно дело пойдет на лад. Т.е.,  используя ПРИРОДНЫЕ СКЛОННОСТИ ребенка, АКТИВНО предоставляйте ему возможность проявить их в ОБЩЕНИИ с детьми.

Ну, а теперь игры, которые помогают маленьким "невидимкам" расколдоваться. В тренингах общения обычно большое внимание уделяется умению согласовывать свои действия с действиями окружающих. На это направлены многие игры и упражнения. Однако по моим наблюдениям, истинно застенчивых  детей  поведенческой гибкости учить не нужно. Они от природы  наделены хорошей способностью к компромиссам и умеют  подлаживаться под других (потому-то их так легко и подавляет  более сильная, в первую очередь родительская воля!). Нет, застенчивым детям куда важнее научиться безбоязненно выражать СВОИ чувства и мысли. Слушать окружающих они способны. Вам нужно создать условия, чтобы они разговорились.


1. "ЧТО БЫВАЕТ ЗЕЛЕНЫМ?" (для детей 4-8 лет)
 
 
Старайтесь привлечь к этой игре побольше детей. Ведущий задает вопрос "Что бывает...?" по очереди всем играющим, они отвечают. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов. Как вы понимаете, на место слова "зеленый" можно поставить любое другое, обозначающее цвет, форму, вкус  и т.п. Естественно, уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту и развитию детей. Четырехлеток бессмысленно спрашивать "Что  бывает овальным или  шелковистым?",  а восьмилетним детям ответы на такие вопросы будут уже по плечу.

Когда ваш ребенок освоит эту игру и не будет затрудняться с ответами, усложните правила. Теперь игра должна вестись на время. Нельзя слишком долго медлить с ответом.

Поставьте временную границу (например, 10 секунд или чуть больше, а сами можете незаметно давать некоторым детям поблажку, чтобы они не оказывались постоянно побежденными). Не сообразивший вовремя, что ответить, вылетает из игры.  Чтобы дольше поддерживать интерес к ней, давайте победителям  маленькие призы.

Следующий этап, необходимый застенчивому ребенку, постепенное вовлечение его в подвижные игры. Для этого "Что бывает...?" модифицируется следующим образом: когда малыш привыкает шустро отвечать на вопросы, не нервничая из-за  ограничения времени, поставьте детишек в круг, а сами встаньте в середину и возьмите мяч. Теперь, задавая вопрос, вы будете бросать мяч кому-нибудь из играющих (сначала по очереди, а потом и вразбивку), а они должны будут  вместе с ответом прислать вам мячик обратно.


2. "ВОПРОСЫ" (для детей 5-10 лет)

В общем-то эта игра аналогична предыдущей, с той только разницей, что в ней можно задавать любые вопросы. Для облегчения задачи можно заранее оговорить  тематику.  Например, вопросы про животных, про растения, про времена  года, про сказки и т.п. Ведущего нет. Игрок, поймавший мячик  и  ответивший на вопрос, должен задать в свою очередь спросить  кого-то о чем-то и бросить мяч ему. Тот, кто не смог придумать ответ или не поймал мяч, выбывает из игры, либо -  если игроков много - получает штрафное очко. В  последнем случае надо оговорить предельно допустимое число штрафных очков.


3. "ЧЕРНОГО И БЕЛОГО НЕ БЕРИТЕ, ДА И НЕТ  НЕ  ГОВОРИТЕ" (для детей 6-13 лет)


Эта широко известная детская игра полезна многим детям, не только застенчивым. Она помогает повысить концентрацию внимания (что очень важно, например, для расторможенных детей) и развивает гибкость мышления (полезно детям с  задержкой интеллектуального развития и просто медлительным  тугодумам). Ну, а стеснительных мальчиков и девочек эта игра, во-первых, вынуждает вести диалог, от которого они в жизни часто предпочитают уклоняться. Во-вторых, в роли водящего, который должен изобретать каверзные вопросы,  они получают возможность столь необходимого им самовыражения и не менее необходимого реванша. Ведь они столько раз сами садились в лужу, не найдясь, что ответить на вопрос собеседника, а теперь могут посадить других! Да, то была реальность, а это игра, но для детей игра одна из важнейших составляющих реальности. Недаром они так переживают, проигрывая. И так любят тех, с кем интересно играть. Ну, и в-третьих, в интеллектуальном плане "да и нет не  говорите" учит застенчивых ребят по-боксерски уклоняться от удара. Не пасовать, не бросаться за помощью к маме, а ловко избегать опасности (вылет из игры) при помощи обходных маневров (оборотов речи, позволяющих обойтись без  запрещенных  слов).

На всякий случай - хоть я и сказала, что игра широко известна, но в последние десять лет многие традиционные игры стремительно выходят из  потребления, так что вполне вероятно, молодые родители уже в нее не играли - я вкратце напомню правила. Игроков два и более. Ведущий говорит: "Барыня прислала сто рублей. Черного и белого не берите, да и нет не говорите. Вы поедете на бал?" Дальше он задает любые вопросы, а игрок должен отвечать на них, ни в  коем случае не произнося слова "черный", "белый", "да" и "нет".  Соответственно, задача ведущего подловить его на этом. Тот, кто по оплошности скажет запретное слово, выбывает из игры.


4. "ПЕРВОБЫТНОЕ ПЛЕМЯ" (для детей 10-14 лет)

Перед началом нужно сказать, что сюжет этой игры взят из жизни. В некоторых племенах до сих пор существует как бы два языка - женский и мужской. Женщинам запрещается употреблять одни слова, а мужчинам - другие.  Хотя, конечно, живя бок-о-бок, они прекрасно понимают, что хочет сказать им представитель другого пола. Тем более что большинство слов у них все-таки общие.

Потом игроки разбиваются на две команды, и каждая выбирают по 3-4 общеупотребительных слова, которые объявляются запретными, табуированными. Допустим, для одной команды это будут слова "да", "видеть" (включая все времена  глагола, а для самых старших детей и все однокоренные слова), "ну" (таким образом вы заодно и поборетесь со словами-паразитами, часто засоряющими детский язык) и "потому что". А для другой - "нет", "ходить", "это" и "который".

Члены противоборствующих команд обмениваются вопросами, касающимися жизни и быта членов "племени". Причем детей постарше можно побуждать отвечать развернуто. Например: "Расскажи, как вы разводите костер? А как обороняетесь от  врагов?" Но переусложнять игру тоже не следует.

Если игроков много, лучше выбрать специальное жюри, которое будет следить за тем, не проскочит ли в речи "представителя племени" какое-нибудь запретное слово.


5. "СЛОВА" (для детей 5-9 лет)

Тоже очень распространенная детская игра. Кто-то произносит первое слово (любое существительное в именительном падеже, например, "кот"), второй игрок должен назвать  слово, начальной буквой которой будет последняя  буква  предыдущего слова ("трактор")и так дальше ("река"- "апельсин" - "нора"...).


6. "СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ" (для детей 5-8 лет)


Ведущий любой предмет, а игрок, к которому он обращается, отвечает, съедобный это предмет или нет. Пауз при ответе быть не должно. Игра пользуется у детей популярностью.

Ошибки обычно сопровождаются взрывами веселого хохота, что очень полезно для застенчивых детей. Им часто кажется,  что весь мир смеется только над ними, а тут у них будет  возможность убедиться, что это не так.


7. "СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ" (для детей 7-14 лет)


Первый играющий произносит любую фразу (к примеру, "был холодный, ненастный день..."). Следующий сочиняет продолжение ("с утра шел дождь"...) Каждый вносит свою лепту, добавляя по фразе, и в результате получается рассказ или  сказка.

С более старшими ребятами можно заранее оговорить тематику (мальчишки любят детективные, приключенческие и фантастические истории, девочкам больше по душе волшебные сказки, истории про животных и школу).

 

8. "КАК СВЯЗАТЬ ДВА СЛОВА? " (для детей 7-14 лет)


Эта игра требует участия взрослого, который бы ее организовывал и выполнял роль арбитра. Взрослый или кто-то  из игроков называет любые два слова, а другие игроки по  очереди придумывают, какая может быть между ними связь. Например, "огурцы" и "мальчик". Вариантов может быть  много:  "Мальчик ест огурцы", "у мальчика голова продолговатая, как  огурец", "мальчик от злости позеленел, словно огурец" и т.п. За  каждый вариант ответа игрок получает очко. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков. Если в игре раздаются призы, поощряйте ребят и за самый оригинальный,  нестандартный, но в то же время внутренне оправданный ответ.


9. "ЗНАКОМСТВО" (для детей 4-7 лет)

Каждый участник должен сказать, как его зовут и предложить другим ребятам  что-то, помогающее завязать общение.

Например: "Давайте поиграем в машинки (роботов, "Лего", куклы, какую-то конкретную настольную игру и  проч.)", "Хотите конфет? (печенья, яблок и проч.), "Давайте я  расскажу  вам, что мы видели в зоопарке (как растут бананы, как  получается снег, кто такие головастики и проч.). Побеждает тот, кто назовет больше всего вариантов. Даже пассивное участие в этой игре важно для застенчивого ребенка, поскольку она позволяет ненавязчиво дать ему множество  "рецептов"  преодоления травмирующей ситуации.


10. "ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО" (вариант игры В.Петрусинского; подходит для детей 7-12 лет)


Играющие становятся в круг. Каждый называется героем какой-то сказки, фильма или мультфильма и изображает его либо пантомимой, либо какими-то характерными возгласами. А можно предстать перед друзьями в образе животного. Второй игрок должен повторить имя и жесты первого, а затем представляется сам. Третий повторяет, как зовут двух предыдущих игроков (соответственно, передавая их жестикуляцию), и  называет свой псевдоним. И так по кругу, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда игра начинается снова, совершивший ошибку получает штрафное очко, а  тот, кому удалось  запомнить самую длинную цепочку - призовое очко. Игроков может быть и всего двое-трое. В таком случае, когда до них опять дойдет очередь, они должны будут повторить всю  предыдущую цепочку и изобрести себе новый псевдоним.


11."КАЛЕЙДОСКОП" (игра, предложенная В.  Петрусинским, подходит для детей 7-11 лет)


Игроки становятся полукругом и называют водящему, который стоит перед ними, цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами, а он, повернувшись, должен вспомнить, какому игроку какой цвет нравится. Если игра наскучит, в следующий  раз вместо цвета можно называть животное или цветок, или книжку, или еще что-нибудь по совместной договоренности с ребятами.


12. "ШТИРЛИЦ" (игра, предложенная В.Петрусинским,  подходит для детей 7-12 лет)
   
Игроки неподвижно застывают. Ребенок,который водит, должен запомнить их позы и одежду, а потом  удалиться. За время его отсутствия играющие делают пять изменений в позах и одежде. Не каждый по пять, а всего пять! Вернувшись, ребенок должен найти эти изменения. Если он не угадал, то водит еще раз.

Три вышеприведенные игры, конечно же, развивают  наблюдательность. Но у застенчивого ребенка они в первую  очередь снимают барьер, возникающий у него при общении. (Хотя  говорить ему об этом не нужно. Опыт показывает, что с детьми гораздо легче добиться желаемого результата, если делать упор не на их главной проблеме, а на чем-то второстепенном.)

Застенчивые дети часто производят впечатление рассеянных.

Они плохо запоминают с первого раза, как кого зовут, нередко "считают ворон" на уроках. Но это происходит не от того,что внимание у них на самом деле пониженное, незрелое, а от ужаса перед общением. Когда барьер снимается, оказывается, что с вниманием у них все в порядке.


13. "ДОРИСУЙ РИСУНОК" (для детей 5-8 лет)


Игра, которую любят многие психологи, занимающиеся с группами. Но вообще-то в нее можно играть и вдвоем. Застенчивому ребенку она поможет стать более инициативным, преодолеть страх самовыражения.

Условия такие: дети по очереди рисуют на листе бумаги, стараясь угадать и развить замысел друг друга. Вслух этот замысел не разглашается. Когда рисунок будет закончен, ребенок, который начал рисовать первым, говорит, что же он задумал, и игроки сравнивают его идею с получившимся результатом.


14. "ЗАКОРЮЧКА"  (предложено  В.Петрусинским,  подходит для детей 9-14 лет)


Правила похожи на те, что были в предыдущей игре, но не совсем. В более старшем возрасте в игры лучше привносить побольше юмора. Поэтому игроки по очереди рисуют небольшие закорючки, и задача их не столько угадать  замысел  других , сколько сделать рисунок как можно смешнее.


15. "ПОБЕЖАЛИ!" (для детей 5-12 лет)


Я уже говорила, что стеснительным детям полезны подвижные игры, и надо их потихоньку к этому приобщать. Особенно просто и естественно это делать летом на даче, где  ребят обычно много и они с удовольствием к вам присоединятся, только пригласите.

Условие игры - бег наперегонки. Но не простой, а "с выкрутасами". Вот примерный перечень вариантов:

- бежать боком,
- пятиться задом, словно рак,
- бежать на четвереньках,
- быстро идти гусиным шагом,
- допрыгать до финиша на одной ножке,
- допрыгать на корточках,
- доползти по-пластунски,
- добраться до финиша, кувыркаясь через голову.

Затевая эти игры, непременно прикиньте физические возможности своего ребенка и не ставьте его в заведомо невыигрышное положение.


16. "ВСТРЕЧА С ИНОСТРАНЦАМИ" (для детей 7-13 лет)


Можно играть вдвоем, а можно и в большой компании, разделившись на две команды. Местные жители встречают иностранцев, которые знают по-русски  только несколько слов.

Остальное они выражают жестами и восклицаниями на своем родном языке (совершенно необязательно произносить при этом реальные иностранные слова, но можно внести в игру  дополнительный элемент юмора, попросив детей 11-13 лет  имитировать интонации японцев, итальянцев, американцев или  французов).

Местные граждане тоже, естественно, переходят,  в  основном, на язык жестов. От простого, как всегда,  идем  к  сложному.

Сначала иностранцы спрашивают дорогу, потом могут  поинтересоваться местной кухней и рассказать о том, что едят у них на родине. Потом пусть опишут  природу и самые знаменитые достопримечательности своей страны и выслушают рассказы "аборигенов". А потом можно и вовсе углубиться в дебри - побеседовать о каких-то фантастических совместных проектах  (освоение космоса или морского дна, создание необыкновенного робота, чудодейственного лекарства, удивительных механизмов, облегчающих быт человека, и т.д. и  т.п.). Играющие должны постоянно задавать вопросы, уточняя, правильно ли они  поняли объяснение, а в конце игры подытожить, что другая  сторона уловила верно, а что недопоняла.

Взрослым следует всячески подчеркивать смешные моменты в игре, побуждая ребят к свободной импровизации. Если вы видите, что игра идет немного вяло и дети никак не  раскрепостятся, станьте одним из ее активных участников. Почаще "недопонимайте" собеседников. (Предположим, "итальянцы"  жестами показывают, что едят макароны; вы догадались, но,  желая оживить игру, восклицаете: " А... Фокусы? Цирк?" И, не дожидаясь ответа, начинаете, изображать жонглеров, а потом - если, конечно, сумеете - льва). Можете не  сомневаться, ребятишки будут в восторге. В младшем и среднем школьном возрасте подобные недоразумения всегда вызывают взрывы хохота.

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру