Как преодолеть детскую застенчивость

Школа для родителей

УСТАНОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ (для детей 4-9 лет)


ЗАСТЕНЧИВЫЙ СЛОНЕНОК

В своей застенчивости дети признаются гораздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застенчивость столь категорически не  осуждается.

Даже наоборот, у многих взрослых она вызывает умиленную улыбку. И уж конечно, они относятся с гораздо большей симпатией к застенчивому ребенку, нежели к развязному и хамоватому.

Но все равно подступаться к теме застенчивости  следует осторожно, чтобы лишний раз не напоминать сыну или дочери впрямую об их недостатке. Чем больше какой-либо недостаток воспринимается нами как нечто постоянное, хроническое, тем меньше у нас желания бороться с ним. Дескать, раз  я  такой, ничего не попишешь. А застенчивые дети вообще не склонны делать над собой усилия. Они предпочитают идти по  проторенной дорожке, так что направлять их на новую и тем более трудную стезю надо потихоньку, исподволь.

Задача установочных игр - помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми разными людьми.  В  дошкольном и младшем школьном возрасте это осознают далеко не все. Детская необщительность настораживает сперва родителей, а  сами дети начинают переживать из-за своей застенчивости позже,  в подростковом возрасте, когда дружба и  признание окружающих выходят для них на первый план. Это вовсе не  означает, что застенчивость не угнетает малышей. Иначе у них не было бы почти ежедневных срывов, обид, перепадов настроения. Застенчивые дети чаще, чем остальные, пребывают в состоянии грусти, меланхолии.

Разумеется, эти игры могут взять на вооружение не только родители, но и воспитатели  детских  садов,а также школьные педагоги. Для школьников их следует немного усложнить за счет более пространных диалогов и более подробной проработки причин тех или иных поступков героев,соотнесения их с поступками знакомых людей и т.п.

Герой установочных игр - симпатичный Слоненок. Думаю, он придется по душе и вашему ребенку, потому что с образом неуклюжего, добродушного и немного застенчивого слоненка связано много детских сказок и мультфильмов. Как я уже писала в книге про страхи, в психологических играх с детьми всегда лучше опираться на распространенные художественные образы. Они подобны дереву с развитой корневой системой, которая скрыта от наших глаз, но на самом деле является залогом его выживания.

Можно взять готовую игрушку, но лучше сделать Слоненка из перчатки. Самодельные куклы, особенно те, которые  надеваются на руку, обладают особой притягательностью. Они просты в управлении и в то же время очень выразительны.

Обрежьте манжету, набейте перчатку ватой и зашейте  разрез.

Потом либо обрежьте кончики пальцев, выровняв их по длине, либо загните внутрь примерно до половины так, чтобы можно было надеть получившуюся куклу на руку. Из пятого пальца надо сделать хобот. Для этого сложите его вдвое, и тоже сшейте концы. Манжету разрежьте на две части и обвяжите или обшейте каждую часть с трех сторон. Получатся ушки, которые надо пришить к голове. Для глазок подыщите две черненькие пуговки. Для хвоста возьмите небольшую тесемочку.

Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят играть в кукольный театр, но  застенчивому ребенку это особенно полезно, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя уверенней и свободней. И ему будет легче преодолеть свою застенчивость. На наших занятиях с И.Я.Медведевой из года в год наблюдается одна и та же картина: поначалу застенчивые дети не хотят показывать сценки даже за  ширмой, а если и соглашаются, то только при активной  поддержке родителей. Но уже на третьем-четвертом занятии они ждут - не дождутся, когда наступит их очередь выступать, а еще через пару занятий уверенно выступают одни. И многие перестают прятаться за  ширмой, а возвышаются над ней (малыши становятся для этого на стул), без опаски и стыда глядя на зрителей.

Лучше всего обставить игру как подготовку к будущему спектаклю, который, естественно, надо устроить перед так называемой "заинтересованной публикой" - родственниками или друзьями дома, когда они придут к вам на какое-нибудь  торжество. По опыту могу сказать, что застенчивым детям театр и театральные приемы особенно показаны, и мы на  наших  психокоррекционных занятиях добиваемся самых больших  успехов именно с такими ребятами. (Между прочим, очень многие актеры - и наши, и зарубежные - признаются в том, что в детстве они страдали излишней застенчивостью, а потом интуитивно  нашли наиболее эффективный способ избавиться от нее. Вот уж  поистине "клин клином вышибают!")

Устраивая игру про Слоненка, старайтесь включить самые разные системы связей: и зрительные, и слуховые, и словесные, и кинетические (двигательные). У разных людей они развиты по-разному. Кто-то лучше воспринимает наглядные образы, и тогда надо выбирать как можно более яркие, красочные  игрушки, рисовать декорации, стремиться к тому, чтобы в  сценках появлялись не только персонажи, но  и разные предметы, упоминающиеся или подразумевающиеся по ходу сюжета (деревья, цветы, бабочки, грибы, домашняя утварь, предметы  кукольной мебели и т.п.). Если дома нет подходящих игрушек, не  беда.

Нарисованные, вылепленные из пластилина или сделанные из бумаги по принципу оригами детали декораций не только не хуже, но даже лучше, потому что их изготовление  развивает  мелкую моторику и образное мышление.

В том случае, если ваш сын или дочь способны подолгу слушать устные рассказы да и сами любят поговорить, делайте основной упор на авторскую речь. Пусть это будет не столько показ, сколько подробный, но не занудный, а интересный  рассказ.

Слуховой  ряд - это  звукоподражание  (просите  ребенка изобразить карканье вороны, уханье совы, сопенье ежика, раскаты грома, стук дождевых капель и т.п.) и, конечно, музыка.

Самое простое решение - магнитофонная запись или  пластинки. Но если папа или ваши другие дети умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, попросите их о помощи. Хотя бы на последнем этапе. В случае же конфликтных отношений в семье или страха застенчивого ребенка перед отцом (а такое встречается достаточно часто) вам, что называется, сам Бог велел включить авторитарных родственников в спектакль, где им будет отведена не главенствующая, а вспомогательная роль. (Только не надо это подчеркивать.)

Учитывая то, что застенчивым детям поначалу важно прятать лицо,сделайте ширму повыше. А то, скорчившись в три погибели, ребенок долго не выдержит и начнет отвлекаться.

В игре про Слоненка необходимо соблюдать заданную сюжетную канву. Не все дети сначала на это согласятся. Некоторые будут настаивать, чтобы играли по их  правилам. Найдите компромиссный вариант, но через некоторое время опять вернитесь к первоначальному. Выдерживать  сюжетные рамки  очень важно.С другой стороны, игра предполагает  большие  возможности для импровизации, и надо ими пользоваться в полной мере. Здесь тоже следует идти от простого  к  более  сложному.

Если поначалу ребенку трудно фантазировать на заданную тему, помогайте ему, но постепенно передавайте инициативу  в  его руки. Родители застенчивых детей, привыкшие быть их  вторым, причем более активным "я", не сразу отказываются от этой роли и часто спешат прийти детям на помощь даже, когда эта помощь уже не требуется.

Игра не должна продолжаться слишком долго  (в  среднем 20-30 минут вполне достаточно.) Один и тот же сюжет лучше разыгрывать несколько раз. Форма репетиций вполне это позволяет и даже требует. Не у всякого родителя есть  возможность играть с ребенком каждый день, но раза три  в  неделю выкроить время просто необходимо.  Не  задавайтесь  грандиозной задачей разыграть перед гостями сразу все сценки. Ваша цель - повысить самооценку ребенка, а это произойдет только,  если он не ударит лицом в грязь. Так что "лучше меньше да лучше"!


ИСТОРИИ ПРО ЗАСТЕНЧИВОГО СЛОНЕНКА

ВСЕ ИГРАЮТ, А Я ОДИН...

Жил-был Слоненок. Он был очень  добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый и...  (попросите ребенка продолжить. Какие еще недостатки видел в себе Слоненок? Потом разыграйте с ребенком сценку, как Слоненок играет один дома, а мама  Слониха, которую можно тоже сделать из перчатки, только побольше, уговаривает его сходить на речку, где звери собираются на водопой. Она уверена, что там он непременно найдет друга. Наконец, Слоненок соглашается.)

Пришел он на речку, а там как раз собрались... (Пусть ребенок сам выберет животных, которые пришли на водопой. Не настаивайте, чтобы это непременно были игрушки, имеющиеся у вас в наличии. В конце концов, как я уже  говорила, их можно слепить из пластилина или вырезать из картона. Отнеситесь к этому моменту как своеобразному тесту. Поскольку застенчивый ребенок невольно отождествит себя со Слоненком, его выбор зверей поможет вам понять, какими он видит окружающих. Обратите внимание, много ли среди них хищников, крупные  это животные или мелкие зверюшки. Попросите придумать хотя бы  в двух словах, какой у кого характер. Придумайте вместе и  покажите, чем занимались звери, во что играли.)

Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он  не мог придумать, как затеять разговор. (Покажите, как он мнется в сторонке, не решаясь подойти к зверюшкам. Не настаивайте, чтобы Слоненка обязательно играл ваш ребенок. Если он не захочет - изобразите его сами.)

Постоял Слоненок - постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой.

- Ты почему так скоро вернулся? - спросила его мама.
- Да так... Надоело, - буркнул Слоненок.
(Спросите ребенка, догадалась ли мама  Слониха, в чем было дело. Или, может, ей было некогда  задумываться? Если да, то чем она занималась? Обсудив это, продолжите сценку).

Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя.

- И много на реке зверят  было?  - как бы  невзначай спросила она.
- Много, - мрачно ответил Слоненок.
- Ты с ними поиграл?
- Нет.
- Почему?
- Да так... Не хотелось, -  сказал  Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками (или еще что-нибудь по выбору ребенка.)

Спросите, правда ли это. А почему Слоненок не пожелал сказать маме правду? Не настаивайте на ответе, если ребенок скажет, что не знает. Спросите лучше, о чем думал  Слоненок, когда зверюшки весело играли, а он стоял  в  стороне. Какое настроение было бы у Слоненка, если бы он  все же решился познакомиться со зверятами? Попросите ребенка показать это настроение мимикой.


НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ДРУЖБА


На следующее утро Слоненок понуро слонялся по дому, не зная чем себя занять. Все игры ему наскучили, новые не выдумывались, а главное, Слоненок никак не мог забыть  веселья, царившего на речке. "Наверное, зверюшки  опять  собрались  у водопоя, - думал он. - Интересно, во что они играют сегодня?"

Мама Слониха словно прочла его мысли.
- Сходил бы ты, сынок, прогуляться, - предложила она.
- Не хочу, - помахал хоботом Слоненок.

Старайтесь не только  рассказывать, но и показывать действия персонажей. Естественно, с учетом возможностей перчаточных кукол.

Мама Слониха не стала настаивать. Ее сын, вообще-то очень послушный и покладистый, порой проявлял истинно  ослиное упрямство. И она понимала, что переубеждать его бесполезно. Поэтому она попробовала подобраться к нему с  другого конца.

- Сынок,- чуть погодя сказала Слониха, - мне надо готовить обед, а вода кончилась. Вот тебе ведро, сходи, пожалуйста, на речку.
- Но... - хотел было возразить Слоненок.
- Папа придет голодный, а у меня ничего  нет, - решительно продолжала Слониха. - По-твоему, слон должен работать с утра до ночи на голодный желудок? Нет, дорогой.Так дело не пойдет. Ты уже подрос и должен помогать по дому. Для тебя принести ведро воды - пара пустяков. Ты же у нас силач!

А если не принесешь, обеда и ужина не будет не только для папы, но и для всех нас.

Для ребенка эта сцена - повод  к  обсуждению  вопроса, почему упрямился Слоненок. А для вас -  руководство  к  действию. Вы, наверное, и сами замечали, что застенчивые дети при всей своей податливости проявляют поразительную твердость, отказываясь от общения. И это вполне  объяснимо. Они боятся, что контакт принесет им боль, и избегают его. Вы ведь тоже, когда у вас что-то болит, стараетесь не травмировать больное место. Поэтому почаще вспоминайте, что  "нормальные герои всегда идут в обход", и прибегайте к обходным маневрам. Причем надо играть на самых разных струнках. Как мама Слониха, которая и похвалила сына ("ты у нас силач"), и дала ему понять,что он уже большой (для  многих  детей  это очень привлекательно), и поставила перед фактом, что если он не принесет воды, ему придется голодать. Причем это было подано не как наказание ("Ах, так? Ну, тогда останешься без обеда!), которое обидело бы Слоненка и вызвало бы ожесточенное сопротивление ("И не надо! Обойдусь!"), а как неотвратимое последствие ДЛЯ ВСЕХ, в том числе и для него.

Слоненок еще немного походил по комнате (показать это)... Потом вдруг у него заурчало в животе (обратите  внимание, что мама Слониха не настаивает, она лишь  заронила  в голову сына нужную мысль и оставила его "дозревать"), и он подумал... (пусть ребенок сам озвучит мысли  Слоненка; если он все-таки будет пытаться увильнуть от похода на  речку, предложите в качестве компромисса, что мама пошла вместе с ним.)

"Ладно, - решил Слоненок, - я схожу за водой  и  быстро вернусь. Одна нога здесь - другая там!"
Пришел он к водопою, зачерпнул ведром воды и... замер.
(Попросите ребенка придумать, что так заворожило Слоненка. Пусть это непременно будет связано с зверятами и вызовет  у него восторг.)

Слоненок позабыл о том, что хотел побыстрее  вернуться домой. Ему вообще расхотелось уходить. Зверята смеялись  так заразительно, что он тоже начал потихоньку посмеиваться и слегка притоптывал, как будто собираясь пуститься в пляс.

Наверное, еще немного - и он бы подошел к зверятам и сказал... (Пусть ребенок придумает, как нужно было  Слоненку познакомиться со зверюшками.)

Но тут Мартышка, раскачивавшаяся на лиане, как на качелях (показать это), крикнула:
- Эй, Носатик! Ты чего уставился?
Она вовсе не хотела его обидеть. Просто у нее была такая грубоватая манера разговора. На самом деле Мартышка хотела добавить:
- Иди к нам, Носатик! Давай поиграем.

Но увы, Слоненок этого не знал. Он  вдруг почувствовал себя таким некрасивым, смешным и неуклюжим! "Носатик..." Чего она обзывается? Засопев от обиды, Слоненок подхватил хоботом ведро и помчался домой.

- Все! Никуда я больше не пойду! - с порога заявил  он.
- Лучше я умру с голоду.
Что сказала ему мама Слониха? (Скорее всего, в данной ситуации ребенок воспроизведет вашу реакцию на  аналогичные ситуации в жизни. И если мама Слониха вместо того, чтобы утешить Слоненка, уговорить его не обижаться и вместе с ним решить, как же все-таки наладить контакт со зверюшками, скажет что-нибудь типа: "Ну, и пожалуйста!" " Сам виноват" или даже рассердится на него, вам есть о чем подумать на досуге.)

(Обсудите с ребенком проблему прозвищ. Застенчивые дети очень болезненно на них реагируют, часто  обижаясь даже ровном месте. Спросите, есть ли кого-нибудь прозвища в  детском саду или в школе. Как относятся  разные дети к своим кличкам? Все ли обижаются или кто-то не обращает внимания? Кому чаще дают прозвища - тому, кто на них реагирует, или тому, с кого "как с гуся вода"? Почему? А к кому лучше относятся: к обидчивому человеку или к необидчивому? Почему? Приведите примеры из своего детства.)


 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру