Как стать моральным уродом?

В последнее время психологам все чаще приходится  сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников.  С  одной стороны, необычайная скованность, недоразвитие  речи.  С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить  на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при  чужих взрослых, ползать под столом, а то и делать  неприличные жесты. Короче, ведет  себя  абсолютно  неуправляемо.  Модели плохого поведения его притягивают, как магнит, хотя  он  зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так себя вести  нельзя.  Уже  в  четыре-пять лет такие дети обожают боевики и отказываются  смотреть наши отечественные мультики и сказки,  говоря,  что  им неинтересно. Но после занятий с психологом, становится ясно, что дело в другом. Просто содержание наших мультфильмов  ускользало от их понимания, потому и было  неинтересно.  Когда же недоразвитие ребенка компенсируется, он переключается  на отечественные мультфильмы и смотрит их с  энтузиазмом.  Причем - что совсем уж странно! - такие дети, во-первых, психически нормальны, а во-вторых, нередко растут в  обеспеченных семьях, где у них есть все: и игрушки, и развивающие игры, и книжки. Их водят в разные детские  студии,  даже  приглашают педагогов на дом. Есть, правда, один нюанс. Практически  все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. В чем же дело? Может быть, малыши стали жертвой какого-то социального эксперимента? А если да,то  какого? Мы попросили прояснить ситуацию  ведущего  руководителя Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидата социологических наук НАТАЛЬЮ ЕФИМОВНУ МАРКОВУ, занимающуюся  в последние годы изучением воздействия на детей  и  подростков различных средств массовой информации.

Вы совершенно правы, когда говорите о  широкомасштабном социальном эксперименте, жертвой которого  становятся дети. Хотя понятие "эксперимент" подразумевает  некоторую непредсказуемость результата, а в  данном  случае  результат уже предсказуем. Влияние современных СМИ очевидны для  специалиста. Современное западное искусство изменяет,  деформирует  психику  ребенка.  В  первую  очередь  речь  идет    о мультфильмах и компьютерных играх. Очень сильно  воздействуя на детскую фантазию, они дают новые установки и модели поведения. Давайте рассмотрим отдельно каждое из  вышеупомянутых поведенческих отклонений. Начнем с агрессии. Вспомним "Покемонов". К чему там сводится основное действие? Странные  существа под общим названием "покемоны"...

... что в переводе с английского  означает  "карманные чудовища" - pocket monster...

Совершенно верно, но мы сейчас  не  будем  обсуждать вопрос, нравятся они нам эстетически или  не  нравятся, дело в другом. Эти существа друг друга  поражают,  стремятся уничтожить. Явное сходство с модной кровавой забавой - петушиными и собачьими боями, переживающими нынче второе  рождение. Наблюдая за смертельной схваткой животных, взрослый переходит грань человеческого, позволяя себе  испытывать  удовольствие от убийства.  А  что  переживает  ребенок,  смотря мультфильм? Естественно, он индентифицирует себя с  его  героями. Таковы законы восприятия  художественного  произведения. А идентифицируя себя с существом, которое успешно поражает других существ, ребенок постепенно усваивает  агрессивные модели  поведения,  вознаграждаемые  чувством  победного торжества. В его психике как бы вырабатывается  своеобразная канавка агрессивности. Накатанная колея, по которой уже привычно движутся его чувства.

Но ведь во всех мультфильмах есть  борьба  добра со злом. Богатыри поражают драконов, Иван-царевич - Змея Горыныча. Есть  ли  какое-то  отличие  традиционных  сказочных мультфильмов от западных нового поколения?

Конечно, есть. Почему происходит фиксация на  агрессии? К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде существует садо-мазохистский  комплекс,  и  современные  западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка  испытывать наслаждение, когда герой мультфильма  причиняет  кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и  видеорядом.  Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует  выработке  соответствующих  моделей поведения. Катарсис, изменение личности,  которое  планирует художник, происходит как  раз  в  тот  момент,  когда  герои произведения (например, покемоны) УНИЧТОЖАЮТ противников.

Правильно ли я вас понимаю, что  в  традиционных мультфильмах не смаковались подробности убийства? Да и вообще маленьким детям старались не показывать подобных сцен?

Совершенно верно. Для наглядности давайте  попробуем себе представить, как должна была бы "в духе покемонов" выглядеть победа Ивана-царевича над Змеем Горынычем.  "Отрубил Иван Змею одну голову и поковырял там  ножичком.  Пальцы засунул, кровушка теплая... Намазал ее себе на лицо.  Потекла горячая кровь...А Иван хохочет, пьет кровушку  стаканами, силу получает от кровушки змеиной..." И дальше в том же  духе. Возведение садизма в эстетическую категорию оказывает совершенно  определенное влияние на психику читателей или  зрителей.

А в других новейших  западных  мультфильмах  это есть?

К сожалению, есть.

А в "Томе и Джерри"?

Есть,  но  не  в  такой  степени.  "Том  и  Джерри" - старый мультфильм, так что его авторы до  такой  изощренности еще не дошли. А в "Покемонах" работа пошла  уже  по новейшим технологиям... Теперь о других отклонениях. Дети, с одной стороны, ужасно застенчивы, а с другой дико себя ведут.

Да, порой их демонстративность граничит с  безумием.

Бедняги просто повторяют то, что видят на  экране. Это тоже следствие идентификации.

Но разве герои мультфильмов застенчивы?

Нет, это природа ребенка. Вы же сами знаете,  что многие дети по натуре застенчивы.

А поскольку герои мультфильмов ведут себя демонстративно, то чтобы подражать им, ребенку  приходится  себя переламывать, и потому он идет вразнос?

Судя по всему, да. Во всяком случае,  давным-давно известно, что те модели поведения, которые  демонстрируют обаятельные герои экрана, для  зрителей  (особенно  молодых) очень притягательны. И если отклоняющееся поведение никак на экране не наказывается и даже не порицается,  весьма  высока вероятность, что многие дети и подростки  будут  ему  подражать. Еще в 70-е гг. XX в. известный  американский  психолог Альберт Бандура наглядно показал это в своей работе  "Теория социального научения". Он говорил о том, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать  предметом подражания для миллионов! Это  многократно  подтверждено экспериментами, да и обыкновенной практикой современной жизни.

Пожалуйста, приведите  пример  поощрения  демонстративности в мультфильмах.

Взять хотя бы "Телепузиков". Вы, наверное,  знаете, что каждая серия представляет собой  некий  поучительный рассказ, который теоретически должен быть полезен малышам, в том числе и младенцам, поскольку возраст, на который рассчитан сериал - это дети от полугода до  четырех  лет.  Давайте рассмотрим,  как  объясняется  авторами  слово  "украшение".

Сперва украшение -  букетик, перевязанный ленточкой -  появляется на елке. "Украшение", - говорит диктор. Затем мы  видим, что букетик заткнут  за  пояс  одному  из  телепузиков. "Украшение", - повторяет диктор, и вдруг... букетик  с  ленточкой оказывается у телепузика в заду! Он,  как  собачонка, начинает бегать по кругу, пытаясь его вытащить, а  остальные персонажи весело смеются. Понимаете, какая  модель  поведения прививается малому ребенку? Украшение - то, что  втыкают в зад товарищу и дружно веселятся, поскольку это смешно. Модель демонстративного поведения совершенно четкая и никем не наказуемая, ведь телепузиков не отшлепали,  не  поставили  в угол и даже не сказали, что так вести себя плохо!  Напротив, это здорово: воткнуть что-нибудь  товарищу  в  зад  и  потешаться над ним.

Попутно замечу, что здесь  еще  снимается  очень серьезное табу. Даже сверхдемонстративным детям раньше  и  в голову не приходило, что в зад товарищу  можно  что-то  втыкать. Максимум, на что они были способны, это прицепить  забавную рожицу к чужой спине  или  поставить  сзади  товарищу рожки. Хотя все равно подобные шуточки бытовали  среди  подростков, а не малышни. И потом, это серьезное  растормаживание сферы влечений, привитие гомосексуальных наклонностей. Я как-то не припомню, чтобы даже самые отпетые мальчишки-хулиганы вытворяли раньше что-то подобное. В крайнем случае  они - опять-таки подростки, а не  дошколята!  -  могли  насыпать кошке под хвост перца или, скажем, намазать там горчицей, но чтобы втыкать какие-то предметы в зад - это было неслыханно.

Да, это разрушение всех табу, прежде невиданное и абсолютно недопустимое для нашей культуры.

А что вы скажете о недоразвитии речи и вообще  о затормаживании психического развития детей-потребителей  подобной кинопродукции?

Тут я сошлюсь на исследования ряда  английских  и американских  психологов,  которые  занимаются   проблемными детьми, появившимися в связи с новой  плеядой  мультфильмов.

Когда это началось?

Лет десять тому назад. Помните мультфильм  "Бивис и Батхед", который пошел на канале М-TV - международном  телеканале, целенаправленно внедряющем ценности  контркультуры рока-секса-наркотиков? Бивис и Батхед, наверное, первые персонажи, которые начали приучать аудиторию  к  диким  моделям поведения... Но вернемся к детям  с  задержкой  психического развития. Они не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Западные ученые  установили, что это это дети, которых в раннем детстве "воспитывал " телевизор. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Великобритания) говорит, что за последние 20 лет резко  увеличилось количество детей, которые  умеют  воспринимать  только  зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе  "телевоспитанники" испытывают большие затруднения со сменой  привычного визуального восприятия на вербальное,  ведь  обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны  общаться с другими детьми, а для них это недоступно.

Но как именно формируют таких детей  мультфильмы последнего поколения?

Еще раз обратимся к "Телепузикам". Взрослые люди, смотревшие этот сериал, нередко обращали внимание на  странности, которых раньше  никогда  не  бывало  в  мультфильмах. Во-первых, игровые эпизоды шли два раза подряд (что само  по себе поразительно, этакая "долбежка"!) А еще время от времени  в  "Телепузиках"  демонстрировались   мультипликационные вставки, повторявшияся за неделю несколько раз. Ну,  скажем, "Шествие зверей": на экране вдруг появляются  звери,  совершенно разные, из разных природных зон: крокодилы  вперемешку с бегемотами, пингвинами, страусами. Они идут очень  медленно, караваном, и их шествие по экрану  растягивается  минуты на три-четыре. Для кино - это очень большое время. Или  другая вставка. Три корабля медленно проплывают по экрану.  Ни каких действий не совершается, они  просто  разрезают  носом волну, проходят кругом и уплывают.  А  вот  еще  характерная картинка. На дерево, стоящее посреди поля, прилетают по очереди пятнадцать птиц. Каждая слегка вертит хвостом,  садится на ветку и застывает, в точности копируя  движения  предыдущих. И это опять-таки длится достаточно долго! Что за странности? Никогда в кино ничего подобного не было, да и быть не могло, потому что в нем важно действие.  Оно  должно  развиваться...

И быть наполнено смыслом...

Вот именно! Авторы "Телепузиков" Энн Вуд  и  Эллис Кан говорят, что в передаче использованы какие-то чрезвычайно передовые научные технологии, развивающие  маленьких  детей. Но на самом деле смысл вставок  совсем  в  другом  -  в приучении детей к экрану. Причем к приучению страшному, гипнотическому! Ведь экран светится. Его мерцание, которое  человек воспринимает помимо  своей  воли,  имеет  определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным  образом  подобранные шумы гипнотически  воздействуют  на  психику.  В  результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана,  притягивается к нему. "Телепузики" - это последовательное  создание человека-дебила, который будет сидеть у телеэкрана с открытым ртом и заглатывать любую информацию.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру