Священник

Детский катехизис

1. Как надо стать священником?

– К этому нужно очень долго готовиться, и чем раньше начнешь, тем лучше. Первое, что нужно делать тем, кто, может быть, по правде ощущает в себе призыв Божий стать священником – отроки юноши, – это беречь себя от соблазнов мира в чистоте, не жить, как живется, не жить как мирские, не жить стадно, не поддаваться каким угодно увлечениям, от металлических до наркоманических, ничего такого будущий священник до своей души допускать не должен. Второе, конечно, тот, кто хочет послужить Церкви, должен ее очень любить и как можно больше времени проводить в храме и третье – а по смыслу, может быть, первое, – это нужно учиться молитве. Нет и не может быть такого священника, который не любит и не умеет молиться, для которого это не самое главное дело в жизни, поэтому как бы главная проверка – это почувствовать: приучится ли моя душа к молитве, полюбит ее или нет, захочется ли тебе это прежде всего делать. Вот тут себя и испытывать: начинать ли готовиться поступать в духовную семинарию или посвятить себя какому-то другому, но тоже доброму хорошему делу.

2. Может ли священник иметь семью? Жену, детей?

– У каждого священника есть семья. Главная семья священника – это его духовные чада, его приход, на котором он служит, и люди, которые туда приходят исповедоваться, молиться, испрашивать совета и благословения и из-за которых у батюшки на другую свою семью, бывает, что нескольких минут недостает за весь день. Но для того, чтобы ему совсем не пасть без сил, не получить гастрит до тридцати и инфаркт после тридцати пяти, Церковь позволяет иметь ему семью, помощницу – жену. А там, где жена, там и детки часто бывают. Но только им очень нелегко, потому что видят они своего батюшку реже, чем дочка президента видит своего отца. И, конечно, еще не известно, чей крест больше – самого батюшки или его близких.

3. Как надо вести себя детям священника?

– Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: "Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал". И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.

4. Что будет делать священник, если, когда он будет крестить и спрашивает, отрекаетесь вы от злого духа, спрашиваемый скажет два раза – да, а в третий – нет?

– Если он сознательно скажет в третий раз "нет", то священник скажет: "Голубчик, крещение – это такое Таинство, которое предполагает нашу веру. И даже если ты сейчас – по неразумию или из бравады – сказал, что не отрекаешься от сатаны, то ради твоей же пользы, чтобы не исполнились на тебе слова Христа "Кому больше дано, с того больше и спросится", ты не можешь сейчас войти в крещальную купель, уйди, образумься, пойми, как страшно ты себя сегодня вел, и вернешься, когда Господь коснется твоего сердца.

5. Что надо делать священнику, когда у него срочное дело, а его послали служить службу?

– Серьезным делом священника является служба, а прочих, более серьезных, быть не может. Он только может сказать: "Простите и благословите" – и идти служить.

6. Что такое благословение священника?

– Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: "Батюшка, благословите!" Батюшка говорит: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!" И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: "Батюшка, благословите на дорогу!" Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: "Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь". И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.

7. Скажите, как батюшка может излечить от болезни?

– Это смотря какой. Батюшка Серафим Саровский мог излечить, просто посмотрев или погладив головку и благословив. Были такие чудотворцы, например, как святой великомученик Пантелеимон, который давал с ложечки – вон видите на иконе с ложечкой изображен – как можно предположить, какое-нибудь гомеопатическое средство, и с молитвой оно помогало. А мы, простые батюшки, что мы можем сделать? Мы можем дать святой водички и сказать: пей с верой с просфорочкой святую воду, и молись, и Господь тебе поможет. Можно пособоровать, это Таинство, которое Господь Сам определил тяжелоболящему, и вот, на сколько для нас это возможно и вместимо, Господь исцелит. Вот так батюшки помогают, когда соборуют.

8. Что вы лично едите в пост?

– Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: "Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться". Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.

9. Как вы относитесь к политике?

– Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь "Дома России", очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.

10.  Когда берешь благословение у священника, нужно сложить руки ковшиком. Зачем, чтобы не расплескать?

– Ковшиком не нужно. Главное, положить правую руку на левую. Сначала мы принимаем благословение на чело (на голову), чтобы мысли там роились не вовсе пустые, чтобы это были мысли, а не бессмысленность. Потом мы принимаем благословение на наши телесные силы, с тем, чтобы они были употреблены не к ломанию мебели или сокрушению телефонных будок по дороге, а на благо Церкви, родины и семьи. А после мы принимаем благословение на грудь, которая есть средоточие наших чувств, здесь сердце расположено. Есть такие слова, которые предание приписывает Спасителю: "Сыне, дай мне сердце". Не внешнее выполнение правил и предписаний, не склоненная перед батюшкой головка и елейной улыбкой, которая спадает сразу же, как батюшка отойдет. Ничего этого Богу не надо, ему нужно только наше сердце. Священник благословляет нашу душу, наши чувства, наше сердце. Сложенные открытые руки говорят о том, что мы принимаем это благословение, не отказываемся от него, что нас не силком привели и принудили, что мы сами хотим этой благодати Божией.

11. Я видел, как мама кладет в церковный ящик деньги с зарплаты. Откуда это пошло и зачем это делается?


– Еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей устанавливал закон, по которому жили тогда верующие люди, было определено, что десятую часть всяких доходов нужно от себя отрывать и уделять Богу, Храму, людям – не себе. И хотя теперь нет уже такого строгого церковного правила, что именно десятая часть это должна быть, с нас никаких отчетов не потребуют, на исповеди с мамы никто этого не спросит. Нужно все время себя упражнять в этом опыте отрывания ОТ СЕБЯ, потому что чуть забросишь, как сразу начинает в нас развиваться червячок, который называется сребролюбие, когда нам хочется иметь как можно больше, как можно лучше, как можно комфортабельнее и, главное, ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, для СВОИХ. Не дай Бог нам в такое существо, живущее для себя, превратиться.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру