Болезнь и смерть

41. Каким образом, помимо молитвы, можно поминать усопших?

Помимо общецерковной, помимо келейной молитвы и чтения Псалтири по усопшим, можно в память о них благотворить. И это всегда было то доброе дело, которое совершали наши благочестивые предки, – раздавали деньги или еду для нищих, помогали больным и заключенным. Формы милосердия и благотворения широки и разнообразны. Главное, чтобы от нашей любви было больше милости для тех, о ком мы молимся.

42. В последнее время в отдельных церквах служатся не панихиды, а молебны мученику Уару за некрещеных усопших. Но что значит – молебны по усопшим?

Я не знаю такого древнецерковного обычая. То, что мученик Уар, как и некоторые иные святые, молился за усопших нехристиан и их молитва была действенна – это верно. То, что в богослужебных книгах есть некоторые косвенные упоминания об этом факте жития мученика Уара, тоже так. Но распространившийся ныне обычай – вместо панихиды или иного церковного поминовения усопших в качестве замены церковного богослужения прочитывать каноны или совершать молебные пения мученику Уару по душам умерших некрещеными – не имеет никакого основания в церковном Предании. И я не нахожу иного смысла в таком церковном чинопоследовании, кроме педагогически-утешительного для тех из нас, у кого есть усопшие некрещеные родственники.

До 90-х годов XX века такого богослужебного чина наша Церковь не знала, и вводящие его и расширительно толкующие Жития святых и церковное Предание, на мой взгляд, поступают несообразно православной вере. И по крайней мере, для того, чтобы вводить такого рода молебное чинопоследование в общецерковную практику, нужно решение высшей церковной власти. Однако такого решения не было, поэтому это новообразование входит в жизнь верующих христиан как бы явочным порядком. Но лично я не могу понять, что такое молебен за умершего, так как в Церкви испокон веков по усопшим, и только крещеным, служится панихида.

43. В своей домашней молитве можно ли поминать и своих умерших некрещеных близких, то есть брать на себя такой крест?

Думается, что молиться за некрещеных усопших, даже келейно, нужно с очень тщательным рассуждением и, по сути дела, при соблюдении двух главных условий. Во-первых, когда мы просто не можем не молиться, если речь идет о таком близком, родном и соединенном с нами человеке, что жить дальше с мыслью, что его ждет только дурная вечность во аде, невозможно. И тогда от столь глубокого расположения сердца и неотделимости себя от этого человека можно прийти к необходимости такой молитвы, но, безусловно, по совету с духовником и по его благословению.

И во-вторых, не нужно брать на себя самостоятельного решения о такой келейной личной молитве, когда речь идет о каком-то знакомом, о котором нас попросили помолиться. Надо помнить, что умершие некрещеными сами сделали свой окончательный выбор, и хотя мы не знаем их посмертной участи, все же не можем свое желание и свое благое к ним расположение ставить выше суда Божьего.

44. Почему Церковь раньше относилась к кремации отрицательно, а сейчас как бы и нет?

Нельзя сказать, что и сейчас мы одобряем кремацию как способ захоронения. Конечно, неизмеримо большей мерой уважения к телесному составу усопшего является погребение его во гробе – так, как это было принято на протяжении долгих веков христианской эры и как заповедано со времен Ветхого Завета. Мы знаем, что погребение Спасителя, Божией Матери, друга Христа Лазаря совершалось через приготовление телесного состава, облачение в особые погребальные одежды и положение во гроб. И такое отношение к телу усопшего, заповеданное еще Священным Писанием, должно бы сохранять и нам, православным христианам.

Мы знаем и верим, что Господь воскресит человека в последний день, соединит его душу с восстановленным и преображенным телесным составом, вне зависимости от того, в какой мере истления находилась его плоть. И те, кого съели дикие звери, и те, кто утонул в море, и просто погребенные – все будут восстановлены. Но одно дело, когда такая смерть попущена Промыслом Божиим как некое несчастье, а другое дело, когда мы сами проявляем такую меру непопечения о нашем усопшем по каким-то чисто эгоистическим побуждениям, связанным с недостаточной мерой любви к нему, к примеру, лишь потому, что так дешевле, проще, что есть место в крематории, а на кладбище гораздо дальше ехать... Разного рода "уважительные причины" всегда найдутся.

45. Как правильно, с церковной точки зрения, организовать поминки усопшего?

И в минувшие века заупокойная трапеза всегда сопровождала богослужение, будь то при кончине человека или при дне поминовения. Однако не нужно сопровождающее делать главным. Как сейчас иной раз бывает у людей малоцерковных – привезти покойника в храм ни денег, ни желания нет. Заказывают заочное отпевание, и это считается нормальным. Зато что-либо упустить в многоводочной и многовинной поминальной тризне считается непристойным и оскорбительным для памяти покойного. И уж здесь каждому предлагается еды и пития столько, сколько мало какой человек может в себя вместить. Понятно, что слова доброй памяти, произнесенные за столом, заупокойный бокал, поднятый с молитвой об усопшем, – дело доброе. А неумеренная пьянка на гробах есть прямой грех по отношению к памяти усопшего.

46. В последнее время очень усиливаются разного рода церковные суеверия вокруг похорон. Как к этому надо относиться?

Суеверий в Церкви нет. Суеверия есть у маловоцерковленных людей или у тех, кто о Церкви вспоминает только при отпевании. Сама же Церковь никак не одобряет, а в иных случаях и просто осуждает разного рода складывающиеся в последние десятилетия суеверия и обычаи, в том числе и связанные с погребением. Если посмотреть на них с точки зрения смысла церковных заупокойных последований и их соответствия церковному Преданию, то мы увидим, что не из христианского понимания смерти, не из того, что в храме совершается, никак нельзя извлечь ни странных обычаев поставления на поминальный стол стакана водки для усопшего, что есть прямое язычество; ни нелепого занавешивания зеркал, видимо, исходящего из того, что не то какого-то духа можно увидеть, не то еще чего-то перепугаться; ни непременного вкушения на могиле пасхальных яиц; ни иных подобного рода бессмысленных и в своем роде удивительных примет и суеверий. На кладбище с установленным над могилой крестом должна совершаться молитва за усопшего, а вовсе не вкушение еды и тем более не распитие спиртных напитков.

Но, пожалуй, самое недоброе, что сейчас сопровождает кончину человека и что широко распространено, – это смещение в сознании людей иерархии того, что они должны сделать по отношению к усопшему. У людей невоцерковленных считается, что главное, что нужно сделать (разумеется, кроме погребения), – это поминки, на которых должно быть много чего съесть и еще больше чего выпить. И что если этого не сотворить ради усопшего, то это чуть ли не какой-то тягчайший грех. Но при этом, чтобы все успеть ради таких поминок, можно предельно сократить отпевание, совершить его поскору в морге или больнице, торопить священника и говорить, что у нас на все про все лишь полчаса, или же вообще (что сегодня становится предельно недобрым обыкновением) не возить усопшего в храм, а совершить заочное отпевание, послав на него какого-то дальнего родственника, и прийти потом за землей и за разрешительной молитвой. Но заочное отпевание в церкви существует только для тех случаев, когда объективно невозможно отпеть усопшего: моряка, утонувшего в море, солдата, погибшего на войне и безвестно пропавшего, заключенного, умершего в тюрьме, или тех наших близких, которых невозможно привезти храм для отпевания из-за их безбожных атеистически настроенных родственников. Тогда да – лучше заочное отпевание, чем никакого. Во всех иных случаях усопший должен быть в храме, хотя бы в такую минуту его бытия.

47. Когда в Церкви не бывает дней поминовения усопших?

Отпеваний не полагается совершать в самый день праздника Пасхи и в день праздника Рождества Христова. В этих случаях отпевание переносится, ибо эти две вершины церковного года не подразумевают такого рода богослужение. Заупокойные поминовения не совершаются на Светлой неделе, в дни двунадесятых праздников, в периоды Святок – это дни церковного торжества, церковного ликования. То есть не служатся панихиды, не читаются возгласно подаваемые записки, но на проскомидии во время литургии, как и всегда, поминаются и живые и усопшие, и из служебной просфоры изымаются частицы. Но в эти дни этим евхаристическим поминовением ограничивается всякое заупокойное богослужение. И мудро, и сообразно с волей Божией поступит тот христианин, который не будет стараться своим внутренним устроением простираться далее разрешенного Церковью по отношению к близким. Об этом очень глубоко пишет священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров), мать которого скончалась в пасхальные дни, и он не скоро смог первый раз помянуть ее на панихиде. Но все остальное он делал сообразно с церковным Уставом. И он пишет о том великом утешении, которое было у него на душе. Думается, и все мы должны также соотносить свое внутреннее расположение, даже свою скорбь с тем, что надлежит делать сообразно времени церковного года.

48. Если человек умер в день своего святого, это что-то значит?

По отношению к человеку, чтившему своего святого, который имел утешение умереть в день его памяти, мы должны воспринять это как милость Божию по молитвам святого угодника.

Мы говорим о том, что избранниками Божиими являются те верующие, кому Господь дает умереть в пасхальные или рождественские дни. И здесь дело не в мистике, а во вполне реалистическом церковном понимании, что человек скончался после того, как прошел путь многодневного поста, исповедался, причастился, и пред смертью мог вспомнить о тех четыредесятницах, которые были в его жизни до того. И потому Господь дает ему в радостные Пасхальные дни, укрепляющие нашу веру Воскресением Христовым, закончить земную жизнь. И это действительно милость Божия, избранничество Божие, то, о чем можно молиться и что у Бога себе вымаливать: "Господи, дай мне умереть, пройдя Великий пост, успев покаяться, вступив в радость Воскресения, и так закончить путь земной жизни". Но ведь нельзя сказать, что по самому факту умирания в дни Светлой седмицы любой человек, если он в церковь не ходил, не постился, не каялся, о Воскресении Христовом не думал, является избранником Божиим. Да нет же. Поэтому восприятие Церковью как милости Божией тех или иных урочных дней кончины имеет смысл лишь в том случае, если это связано с духовным обликом почившего человека, в любом ином случае совершенно не оправданно придавать какое-либо значение самому дню кончины.

49. Господь сказал апостолу Петру: "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах" (Мф. 16, 19), но если один из венчанных супругов, то есть "связанных" Церковью друг с другом, заслужил рай, а другой ад, то возможно ли их разделение после смерти, и если да, то не противоречит ли это евангельскому слову?

Слово "заслужил" неправильное, потому что у нас нет заслуг перед Богом. Человек в итоге может определить свой жизненный путь к вечности блаженной или к вечности дурной – пребыванию во аде. Но это не "заслуга". От этого слова мы должны всячески стремиться уходить. Это, во-первых. А во-вторых, мы знаем, что в блаженной вечности Бог будет "всяческое во всех" и что мы будем неведомым для нас сейчас образом соединены с Богом и в Боге со всеми остальными, кто этой блаженной вечности сподобился. И мы знаем, что в этом пребывании в вечной Божией любви не будет никакой неполноты и ущербности. Как? Отсюда не скажешь. Но Слово Божие ложным не бывает.


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру