Болезнь и смерть

32. В любом случае неоправданно желание внезапной смерти? Даже если человек жаждет ее скорее не из-за страданий и мучений, посылаемых ему по Промыслу Божию в последний период его жизни, а от стыда предстать перед близкими во всем своем телесном ужасе и некрасоте умирания?

Но стыдиться своей телесной немощи, наверное, можно до тех пор, пока человек не узнает, что ему это предстоит, пока действительно не начинаются предсмертные страдания. По своему священническому опыту мне пришлось видеть не одного человека, находящегося в таком тяжелом состоянии перед смертью, что он уже не может думать о том, как выглядит, каким его увидят. Когда смерть по-настоящему наступает, тут уж не до того становится.

33. Есть люди, которые серьезно говорят о разумности эвтаназии и хотят сами к ней прибегнуть не только ради облегчения собственных предсмертных страданий, но чтобы не обременять ими своих близких. Как можно переубедить их?

Если мы своих близких действительно любим, то стремимся, и это свойственно любви, к тому, чтобы она была взаимной. Господь любит нас и от нас ждет любви, мы любим Бога и знаем, что мы Творцом нашим любимы. Также и покаянное осознание того, что в нынешних своих немощах мы являемся обузой для любимых и любящих близких, не должно побуждать нас к такому страшному, самоубийственному шагу. Мы должны благодарить Бога за то, что нам еще дается время испросить прощения за все неправды, бывшие в нашей жизни, за всю нашу вину перед близкими. Но памятование о своих грехах не должно простираться далее этого покаянного осознания. Ибо, помимо людей, есть Бог, Который над нами.

Безусловно, в пределах атеистического мировоззрения человек, вроде бы позитивно относящийся к другому человеку, в том числе и к своим ближним, может прийти к разумной для своего понимания необходимости эвтаназии. Но тем и отличается христианин, живущий с перспективой вечности, от того, для кого за порогом жизни в сорок, пятьдесят, семьдесят, восемьдесят лет нет ничего.

Как известно, Церковью эвтаназия не приемлется, так как, в конечном счете, за ней стоит отказ от крестоношения, каким бы тяжелым при той или иной болезни он ни казался. Христиане веруют, что скорби, в том числе и от физических недугов, неизлечимых болезней, не могут быть без Божьего попущения. Не всегда прямо за грехи – не надо делать такого лобового вывода. Не всегда в очевидном сопряжении с какими-то фактами или событиями в жизни человека. Хотя, объективно говоря, часто – как раз именно за грехи и именно в таком сопряжении. Но в любом случае все случается не без воли Божией. И если мы люди верующие, то знаем, что меру того, что человек может понести, Господь никогда не превысит. И, Бог весть, не окажется ли это несение скорби и боли в последние месяцы, недели, дни жизни тем искупительным крестом, приведшим далекого от Церкви человека к покаянию, к Богу, к глубине собственной души. А для человека, глубокого и серьезно верующего, не окажется ли эта смертельная болезнь дорогой к высшему призванию, быть может, даже к неведомой миру, но явной Богу, святости. Здесь нельзя рассуждать только по-мирски, применять лишь человеческие критерии и вовсе забывать о вечности.

Но как нам все-таки вести себя с нашими близкими, серьезно размышляющими об эвтаназии? Наверное, главное, что мы можем – это помочь им воспринять конец их земного пути не как бессмысленную муку, от которой хочется скорее погрузиться в темное небытие, где уже ничего, никого и никогда не будет, а как завершение их жизненного пути, который нужно пройти до конца достойно, не смалодушествовав, не струсив, не убежав. Ведь не случайно идея эвтаназии появилась в то время, когда конечной целью бытия человека объявлена комфортность его существования, не важно – материального или душевно-интеллектуального. Именно тогда, когда еды много, жилье удобное, обезболивающее под рукой, методика омоложения делает из семидесятилетней старухи двадцатипятилетнюю девочку, и когда хочется и смерть представить некоей виртуальной картинкой, чтобы можно было нажать кнопку и сказать программе: "Все! Стоп!" Но человек – не компьютер, и жизнь – не "Матрица", и перезагрузка здесь не предусмотрена.

34. Известно, что на случай затяжной и тяжелой болезни близкого тебе человека существует молитва не о выздоровлении, а о его скорейшем переходе в мир иной и избавлении от страданий. Но разве можно при этом продолжать общаться с ним как ни в чем не бывало? О чем можно в такой ситуации вообще говорить?

Ну тут ведь не продиктуешь конкретных слов. Я лучше отошлю к тому, кто очень глубоко об этом писал, к приснопамятному митрополиту Антонию Сурожскому и к его книге "Жизнь, болезнь, смерть". Могу лишь добавить, что очень важно перед лицом смерти близкого тебе человека стараться избегать фальши, неискреннего общения, будто приклеенных к губам улыбок: "ты сегодня лучше выглядишь", "вот смотри какой молодец – поел бульона на три ложки больше, чем вчера", "ну мы еще с тобой на рыбалку съездим" и т.п. Не надо даже на словах отгораживаться от того, что действительно происходит с человеком, которого мы любим, и дальше Господь подскажет, как себя вести. А иначе можно выстроить некую псевдоутешительную, ласкательную, вежливую конструкцию с цветочками, апельсинами, видеопленками, ласковыми словами и убеганием от сути происходящего, лишь бы только ни о чем серьезном и страшном не говорить, и все это будет неправдой. Но пожалуй, я могу сказать только то, чего в такой ситуации не надо делать. А что делать? Нужно молиться, и Господь вразумит.

И действительно, есть такой специальный молебный чин, его читают над болящим, который долго страждет и душа которого никак не может разрешиться от тела. Но к этому чину можно прибегать только в случае крайне тяжелого умирания нашего близкого. Что же касается общения с ним, то наша молитва никоим образом не должна его искажать, ведь мы просим у Господа облегчения участи любимого человека.

35. Есть какие-то специальные молитвы, когда ты видишь, что смерть родного тебе человека вот-вот наступит?

Есть церковное молитвословие, которое называется "Последование при исходе души от тела". Когда мы видим, что начинается предсмертная агония, то самое большее, что мы можем сделать для человека, кончающего свой жизненный путь, в эти последние часы или минуты земного бытия не оставить духовно его одного. Хорошо бы позаботиться, если есть такая возможность, чтобы хоть какую-то часть этого времени священник, с которым он общался ранее и который мог бы его пособоровать, присутствовал у постели больного. Или, по крайней мере, хорошо бы дать знать в приходе, куда он ходил, чтобы его поминали и на литургии, и в личных молитвах. И главное – самим молитвенно неотступно сопутствовать и сопребывать умирающему. А после его кончины следует прочитать "Последование по разлучении души от тела" и затем по совершении всех необходимых внешних действий по отношению к усопшему читать Псалтирь по новопреставленному.

36. Что означает Таинство Соборования?

В прежние века Соборование, или по-другому – Елеосвящение, совершалось только перед концом земной жизни человека, когда он уже готовился умирать (достаточно вспомнить хотя бы тургеневских "Отцов и детей"). И это было в прямом несоответствии с Таинством, о котором говорит святой апостол Иаков в своем Послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14–15). Из его слов следует, что Соборование – это Таинство, которое подается болящему через церковных пресвитеров и в котором ему по вере Церкви даруется облегчение душевных и телесных недугов, а иногда, согласно Промыслу Божию, и полное освобождение от них. Кроме того, как говорит учение святой Православной Церкви, в Таинстве Соборования нам дается отпущение забытых грехов, не утаенных сознательно по стыду или малодушию и лежащих на душе грузом, но которые мы действительно забыли исповедать, хотя они наложили на нее рубцы и незажившие язвы. И их – по милости и благодати Божией – в этом Таинстве изглаживает Господь. И как же православному человеку не обращаться к Соборованию, имея телесные недуги и душевные нестроения?

37. Что означает чин отпевания?

Прежде всего надо помнить, что отпевание не есть церковно-педагогическое утешение родственникам усопшего. Да, конечно, в самом чине отпевания есть слова, обращенные к нам, собравшимся у гроба человека, которого мы с любовью провожаем в мир иной. В этих словах Церковь призывает нас к тому, чтобы наша скорбь была христианской скорбью, сопряженной с упованием и надеждой на милосердие Божие. Однако главный смысл отпевания – это предстательство Церкви перед Господом за усопшего. Церковь сама свидетельствует о нем как о своем члене, как о чаде Божием, за которого она потому и молится, и верит, что эта молитва тщетной не останется.

38. Как молиться по усопшим?

Самое главное по отношению к нашим усопшим – проявлять неотступность и неуставаемость в молитве. Чтобы наша молитва, по сути дела, не была самоутешением в скорби по умершим на уровне эмоционального всплеска. В таких случаях бывает, что развивается чувство вины, а не покаяния. И здесь, конечно, очень важно продолжать нести труд молитвы и после того, как усопший перестает быть новопреставленным. Обычно по мере того, как долго мы живем, у нас изменяется соотношение наших помянников. У молодого или даже у зрелого человека помянник "О здравии" больше помянника "О упокоении". А когда мы подходим к тому возрасту жизни, когда можно сказать "преклонился есть день", то помянник "О упокоении" становится больше помянника "О здравии". И за тех, с кем мы здесь, на земле, уже расстались, кто уже там, мы должны неотступно пребывать в молитве. И это не просто наш долг любви, это еще и свидетельство того, что смерть для верующего человека – разлучение, а не вечное расставание.

Однако наша скорбь по усопшим не должна быть, как пишет апостол Павел, подобна скорби язычников, то есть не должна приводить нас к связанности происшедшим горем, как бы ни был нам дорог усопший человек – муж или жена, отец или мать, сын или дочь. Нельзя оставшийся путь земной жизни проводить в отчаянии от случившегося расставания. Нельзя попускать себе доживать жизнь в постоянных слезах и постоянном унынии, это тоже проявление маловерия. Тем более что этим мы никак не поможем тому, кого Господь прежде нас призвал из этой жизни.

39. Если ты виноват перед человеком, который умер, а ты не успел ни исправить свою вину, ни попросить прощения, то твоя молитва за усопшего может ему там как-то помочь?

Конечно, но эту молитву надо потом нести всю жизнь, чтобы растопить этот камень непрощенного и недоделанного. Самое главное – не свалить его с плеч и через какое-то время не сказать себе: "Ну вот, я уже достаточно молился или благотворил, или помогал его друзьям и потомкам и теперь могу считать себя теперь нравственно оправданным. И вся эта тягота для меня закончилась". В данной ситуации самым честным будет отнестись к такой молитве за усопшего как к своему пожизненному кресту. И тогда, как и всякая молитва, этот труд не сможет оказаться вовсе тщетным перед Богом.

40. Каким должен быть минимальный дневной объем прочтения кафизм из Псалтири в домашнем молитвенном чтении до сорокового дня после смерти близкого человека?

На этот вопрос невозможно ответить в общем порядке. Ответ должен даваться применительно к каждой конкретной жизненной ситуации, к каждому конкретному человеку, к его возможности или невозможности, как внешней физической, скажем, вычитать столько-то кафизм, так и духовной – прожить столько-то часов без уныния и отчаяния до того момента, пока вновь не откроются ему богодухновенные слова царя и псалмопевца Давида. Поэтому, безусловно, обо всем этом необходимо советоваться со своим духовником.


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру