Болезнь и смерть

11. Если ребенок с детства замкнут до предела, ни с кем не общается, надо ли прибегать к помощи медицины?

Одно дело, если необщительность ребенка – это просто черта характера, другое дело, если поставлен медицинский диагноз – аутизм, тогда нужно применять лекарства. Тут ведь вопрос принципиальный: в случае любого заболевания, даже психосоматического, в плане лечения необходимо сочетание врача телесного и врача духовного. Но, впрочем, в данном случае надо очень и очень трезво оценить, действительно ли речь идет о болезни.

12. В ситуации, когда родители узнают, что их сын или дочь страдают от наркомании или алкоголизма, нужно ли им обращаться к психиатру?

Наверное, тут могут быть очень разные выходы, но один из возможных – это сочетание помощи Церкви (если речь идет о церковном молодом человеке) с помощью православного врача. Мне представляется, что по отношению к наркоманам, бывшим или только борющимся со своей страстью, сотрудничество близких, священника и обязательно православного психиатра это союз желательный, если не необходимый.

13. Если у молодого человека после лечения от наркомании начал развиваться социальный аутизм, да еще в крайних формах, в таком случае тоже надо прибегать к врачам-психиатрам?

Конечно, нужно. Может быть, родители могли что-то сделать и до того, но теперь уже трудно рассуждать об этом. Задним умом всякий крепок. Однако то болезненное состояние, в котором молодой человек пребывает теперь в результате всех душепагубных экспериментов над собой, безусловно, должны выправлять и врачи.

14. Как себя вести родителям, если, что весьма типично для подобной ситуации, сын (дочь) не хочет идти к врачу и принимать лекарства?

Не вполне понятно, что при этом можно сделать, потому что он уже совершеннолетний и не считает себя связанным никакими обязательствами по отношению к большинству окружающих. Вот еще одно доказательство, насколько наркомания и алкоголизм опасны, даже если речь идет о последствиях для как бы вылечившихся людей.

15. Вообще в каких случаях неустроенности семейных отношений надо прибегать к психиатрической помощи?

В случае психиатрических болезней. Если в подтексте вопроса прочитывается опыт западной цивилизации, когда психиатр на секулярном уровне является заместителем исповедника для неверующих или не знающих Таинства исповеди христианских конфессий, то, конечно, это подмена, суррогат. И идти путем такой подмены было бы нежелательно. Господь дает нам достаточно сил с тем, чтобы с помощью Божией благодати и собственной ответственностью за жизнь решать подавляющее большинство жизненных проблем, которые нам попускаются. Другое дело, если у кого-то в семье недуг – шизофрения или какое-то другое, несомненно, психиатрическое заболевание. Тут, конечно, необходимо обращение к психиатрической помощи; и в таком случае неправомочно и даже дурно пытаться шизофрению лечить путем отчитки и изгнания бесов. Но неправомочно и другое: духовные проблемы, даже если они могут быть определены и в медицинских терминах – склонность к истерике, склонность к депрессивным состояниям, параноидальный синдром, – решать с помощью психиатрии, неважно: с помощью таблеток или иных методов психотерапевтического воздействия.

16. Почему не допускается заочное отчитывание, если, к примеру, дальний родственник или знакомый пребывает в безумном состоянии, а о Церкви и слышать не хочет?

Чин отчитки подразумевает личное участие человека, одержимого духами злобы поднебесными. Другое дело, что бывает, что путают отчитку как таковую с разного рода чинопоследованиями молебнов и иных чинов церковных, в которых испрашивается освобождение человека от страстей, от недугов, от пьянства, еще что-то. И тут, конечно же, допустима молитва и в отсутствие самого человека, и вопреки воле его близких. И даже, если он говорит: не молитесь за меня, безумием было бы руководствоваться этими его словами. В данном случае объективное знание того блага, которое может принести личная, а в особенности церковная, молитва тому, о ком молятся, выше его собственного запрещения или запрещения его близких.

17. Сейчас среди православных бытует очень много чудовищных суеверий, вплоть до того, к примеру, что христианину нельзя делать переливание крови, если она от мусульманина.

Мусульмане при всех их вероучительных заблуждениях – чада Отца нашего Небесного, наши братья и сестры, в том смысле, что мы все потомки Адама и Евы. Они также несут в себе, хоть и замутненные лжеучениями Мухаммеда, образ и подобие Божие. И считать, что кровь их настолько нехороша, что данная человеком жертвенно, для помощи другому, не может быть употреблена, – дикое суеверие. Осознанно же от любого переливания крови отказываются только сектанты-иеговисты, неверно толкуя некоторые слова Священного Писания.

18. Некоторые священники советуют своим духовным чадам подавать за болящих по семь сорокоустов в разные монастыри одновременно. Какой в этом заложен смысл?

Сорокоуст – это литургическое поминовение человека на каждой Божественной литургии в течение определенного периода времени – месяц, сорок дней, год. И, конечно же, такого рода поминовение имеет великую силу, потому что Евхаристия, Бескровная Жертва – это высшее из поминовений и предстояний, которые совершаются в Церкви. Выше молебнов, выше иных каких-то особых богослужебных молитв. Однако понимая это, мы должны понимать и то, что литургия, совершаемая на каждом отдельном престоле, в храме, в приходе, в монастыре, в кафедральном соборе, – это одна и та же литургия, которая служится во всей Вселенской Церкви. И в этом смысле семь литургий, параллельно заказанных в разных монастырях и в разных приходах, не могут в Жертве Христовой ничего увеличить. Точно так же, как если бы мы написали десять записок в одном храме с одним именем и подали бы их на одну службу, это не означало бы, что наше поминовение за данного человека будет в десять раз сильнее. Если же последовательно, по окончании одного сорокоуста или по окончании одного поминовения, вновь подавать его, с тем чтобы череда церковного предстояния за того, о ком мы просим, о ком молимся, не прерывалась, то это, безусловно, дело доброе. И всегда у православных такой благочестивый обычай был, чтобы за человека не только его близкие, но и вся Церковь постоянно молилась, в особенности в период чрезвычайных обстоятельств.

Безусловно, из этого не следует, что необходимо отказываться от подачи поминовений при посещении святых мест и монастырей только из-за того, что где-то за этих же людей оно уже совершается. Потому что благоговея перед тем или иным угодником Божиим, перед той или иной святыней, перед чудотворной иконой Спасителя или Божией Матери и заказывая поминовение о наших близких не из суеверного желания, чтобы от чисто количественного умножения наших прошений возникло новое качество, а по любви и по доверию к этому святому, другу Божию как предстателю за всех прибегающих к нему, конечно, такого рода поминовение по мере нашей веры принесет им пользу. И разумеется, сказанное о том, что надо избегать количественного подхода, не означает, что нужно идти путем умаления любви к святым или, в более широком смысле, к святыням и благоговения к ним. То есть то, что литургия, совершаемая на каждом престоле, есть литургия всей Вселенской Церкви, не отменяет того, что святые в храмах, посвященных им, или связанные с этими местами своей жизнью, имеют здесь сугубое предстательство и осуществляют попечения и о тех, кто тут подвизается, и о тех, кто тут молится. Святой преподобный Сергий Радонежский обещал молитвенно во все времена быть неотступно с братией основанной им обители. И мы верим, молясь перед его мощами или на литургии в Троице-Сергиевой Лавре, что он молится здесь с нами сугубо, и по сравнению с другими местами это особо ощутительно.

Преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры", говорит, что Бог – "везде сый и вся исполняяй", тем не менее на земле есть места особого присутствия Божия – и прежде всего это храмы. Так и в данном случае: хотя, конечно же, святой достигает своим предстательством любую точку на земле, но храм, ему посвященный, место его подвига есть место его особого присутствия и попечения. Поэтому самое важное при поминовении ближних – не смутиться душой, ведь то, что исходит от любви и от благоговения, не может принести вреда.

19. Нужно ли в случае серьезной болезни ребенка или тяжелых жизненных обстоятельств отцу и матери молиться вместе?

Конечно, добро молиться вместе. И в данном случае нужно не только отцу и матери, но и прочим членам семьи, если таковые есть, вместе молиться о том, кому сейчас труднее всего, кто сейчас в недуге или в тех или иных тяжелых жизненных обстоятельствах. На то и семья, чтобы быть вместе и быть рядом с тем, кому плохо.

20. Что означает "молитва по соглашению", в каких случаях нужно к ней прибегать?

Что такое "молитва по соглашению", явствует из самого ее названия. Это совместное исполнение того или иного молитвенного правила несколькими православными людьми, которые соглашаются исполнять его ответственно и серьезно на протяжении какого-то срока. "Молитва по соглашению" есть прямое исполнение слов Спасителя: "…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19–20) . Итак, основа такого молитвенного делания – евангельская. Но для того, чтобы во всем этом не было элемента своеволия и самохотения – мол, мало мне моего обычного правила, утренних и вечерних молитв, хочу как-то особенно помолиться, – а было чистое желание предстояния души пред Богом и объединения в молитве с другими людьми, то в данном случае необходимо взять благословение у священника, который может сказать, полезно тебе участвовать в этом или сейчас нет, так как ты можешь возгордиться, начать ощущать себя каким-то особенным, и поэтому пока лучше тебе еще до таких вещей дорастать.

Чаще всего "молитвой по соглашению" является чтение Псалтири, когда десять, пятнадцать, двадцать, тридцать человек начинают читать Псалтирь каждый со своей кафизмы, в конце которой присоединяют поминовение как всех участвующих в этом молитвенном делании, так и тех близких, кто находится в списке, составленном изначально молящимися. А назавтра читавший первую кафизму читает вторую; читавший вторую читает третью и т. д. Так что каждый день по кругу всеми прочитывается вся Псалтирь.

"Молитвой по соглашению" может быть чтение того или иного канона – Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице или перед Ее иконой "Неупиваемая Чаша" или другого какого-либо канона, который читается целиком и неизменно, и тоже с добавлением в конце имен тех, о ком их близкие хотят вместе помолиться.

Бывает и иной вид "молитвы по соглашению", когда, скажем, друзья, родные или просто члены прихода, видя, что какого-то человека тяжелые искушения одолевают или он попал в беду, берутся его вымаливать, вместе предстоять за него пред Господом. В любом случае все это дело доброе и очень организующее, приучающее к ответственности за молитву. Ты можешь собственное молитвенное правило сократить, но когда знаешь, что если не прочитаешь свою кафизму, то из-за тебя сегодня вся Псалтирь не будет вместе прочитана, страшно становится и приподнимешь себя от одра сонного и поставишь на молитвенное чтение.


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру