Жених и невеста

Из книги "Последняя крепость"

17. Если будущая спутница жизни – прихожанка того же храма, не будет ли душевная привязанность к ней "перебивать" во время богослужения настрой на молитву?

Если молодой человек действительно любит прихожанку того храма, в который он сам ходит, то в этом нет ничего смутительного и никоим образом не должно отвлекать от молитвы и церковного богослужения. Неужели все православные мужья и жены, когда стоят на службе, только друг о друге и думают? Да нет, конечно, они стараются молиться о том, о чем Церковь призывает их молиться.

18. Полагается в церкви мужчинам стоять справа, а женщинам слева? Можно ли это правило не соблюдать влюбленным, тем более жениху и невесте, и стоять на службе вместе?

Действительно, существует такая традиция, восходящая еще к византийским временам, когда мужчины стояли в одной половине храма, женщины в другой, чтобы не отвлекаться друг на друга, но благоговейно молиться, помня, что в церковь они пришли для молитвы, а не ради какого-то иного дополнительного общения.

В монастырях и в иных благоустроенных храмах, где хватает места и есть к тому стремление самих прихожан и духовенства, это правило соблюдается и поныне. Впрочем, считать его абсолютным требованием церковного Устава у нас нет оснований, и в этом смысле не надо возмущаться до чрезмерности, когда его не придерживаются слишком строго и прихожане размещаются сообразно наличию места в храме. Тем же, кто этим очень сильно смущается, можно посоветовать ходить в те монастыри и церкви, где это разделение соблюдается.

Что же касается мужа и жены, жениха и невесты, то если можете стоять рядом и думать не друг о друге, а о богослужении – стойте. А если будете постоянно отвлекаться на того, кого так любите и к кому так хотите стать ближе и роднее, то лучше стоять отдельно. Но лично мне кажется, что сильно любящие супруги пусть лучше находятся в разных половинах храма.

19. В Писании есть такие слова: "Жены ваши в церквах да молчат… Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви" (1 Кор., 14, 34–35). Но в наше время чаще бывает, что прихожанки в храме делают замечания мужчинам, особенно молодым, что не способствует их поискам сугубо православных невест.

В данном случае слова апостола Павла трактуются неверно. Он говорит о том, что "жены в церквах да молчат", имея в виду воздержание от проповедничества, учительства в Церкви, так как свидетельствовать в ней подобает священству: именно оно восходит к получившим благословение на проповедь апостолам. Собор 1917–1918 годов, кстати, тоже разрешал привлекать мирян, но не мирянок к проповедничеству. Так что слова апостола Павла говорят о другом. Учительствовать же перед стоящими рядом во время богослужения – это признак низкой церковной культуры. Я не думаю, что это делают только прихожанки, иной раз и прихожане ведут себя не вполне корректно. Просто такое впечатление складывается потому, что в наших храмах сегодня женщин гораздо больше, чем мужчин. Другое дело, что приветствовать это не следует ни в том, ни в другом случае. Каждый верующий должен понимать, что разумный и корректный способ помочь человеку, который не вполне правильно ведет себя в церкви, – это не обличать его громким шепотом во время Херувимской песни или Евхаристического канона, не смотреть на него грозно, если он свечу передает во время чтения Евангелия или кладет поклоны в воскресный день, а дождаться конца богослужения, и когда человек останется один, подойти к нему на выходе и, попросив прощения, в духе мира и любви сказать то, в чем безусловно уверен.

20. Нужно ли пресекать любовное чувство к тебе, если ты не отвечаешь человеку взаимностью, но тебе кажется, что ваше общение может привести его к вере?

Мне кажется, что это слишком недобросовестное, внутренне нечестное отношение к человеку. Не надо приводить людей к Богу и Церкви такими непрямыми путями. Есть в этом нечто, что нарицательно именуется иезуитством. Поэтому для верующего будет гораздо честнее не давать человеку, испытывающему к нему любовные чувства, питать иллюзии. И в итоге за эту честность, соединенную с жалостью и снисходительностью, он окажется более благодарен, что как раз может быстрее открыть ему дорогу к Церкви, чем любые иные хитрости, даже как бы направленные на благо.

21. Возможна ли дружба между молодым человеком и девушкой без всяких дальнейших перспектив на общую семью?

Конечно, если это честная дружба, а не дружба со стороны одного и тягостный выбор со стороны другого, что если у нас нет никаких перспектив на будущее, то станем хотя бы дружить.

22. Некоторые девушки, отчаявшись найти воцерковленного жениха в церковной среде, говорят, что лучше выйти замуж просто за хорошего человека, а потом его воцерковить. Есть в этом какой-то резон?

Если есть такая мера приятия хоть и не самого желанного жениха, но все-таки и не самого завалящего, раз в церкви никакого не обретается, то – да. Однако путь этот очень опасный. Потому что за таким вопросом какой может стоять подтекст? Мол, до сих пор меня никто из церковных замуж не взял, а мне уже двадцать пять, так могу и в девках засидеться, подхвачу-ка я, пока не поздно, какого-нибудь более или менее пристойного, пусть даже и не знающего жизни в Церкви. При такой житейской логике ошибки и поражения не заставят себя ждать. И риск здесь больно велик, причем своей судьбой, своей жизнью. Ведь на этом пути неминуемы многие скорби, ибо многими скорбями воспитывается душа человека при вхождении в ограду церковную.

23. Как молодому человеку привести понравившуюся ему девушку к православной вере?

Прежде всего через собственное исповедание – в евангельском смысле – собственной веры. Не надо малодушно ее прятать и скрывать, страшась того, что если сразу выложишь понравившейся тебе девушке, по каким заповедям ты пытаешься жить и каким правилам поведения следовать, то она тебя либо за дурака посчитает, либо ничего у вас с ней никогда не получится, и поэтому лучше потом, когда она к тебе расположится, постепенно ей открываться. Нет, тут важно решиться с самого начала: пусть она примет тебя таким, какой ты есть, даже еще почти ничего не понимая из того, что ты до нее пытаешься донести, и не разделяя. И если она способна полюбить тебя, зная, что ты православный христианин, то тогда у ваших отношений есть надежда на будущее. А если для того, чтобы ей понравиться, нужно спрятать свои христианские воззрения так глубоко, чтобы этого никак нельзя было обнаружить, тогда это тупиковый путь. Иными словами, не нужно стыдиться того, что в среду и пятницу, даже в гостях, вы не будете есть мясо, что, проходя мимо храма, вы перекреститесь, а, договариваясь о свидании, вы скажете, что в субботу вечером идете на всенощную, в воскресенье утром – на литургию и только к середине дня освободитесь. Такие откровенные свидетельства своей веры без смущения, без фигур умолчания, без каких-то оговорок у глубокого, серьезного и хорошего человека только вызовут интерес, и, быть может, начнется шаг за шагом его дорога к Православию. Если же этого не произойдет, то вам легче будет понять, что ваше собственное отношение к избраннику было скорее неким ослеплением внешними качествами, за которыми ничего особенно глубокого нет, и вы расстанетесь. Но в таком случае это тоже будет ко благу.

24. Если жених и невеста принадлежат к разным христианским конфессиям и ни он, ни она не хотят менять свою веру, не должно ли это помешать созданию семьи?

Если обратиться к церковной практике последних столетий, то Церковь наша допускает супружеский союз с теми христианами, действительность крещения которых она признает и которые при вхождении в ограду Православной Церкви принимаются вторым или третьим чином – то есть через Покаяние и через Миропомазание. Таковыми являются католики, традиционные протестанты: лютеране, англикане и кальвинисты, основная масса наших старообрядцев, а также древневосточные христиане: армяне, сирийцы, копты, эфиопы и им подобные. В таком случае Таинство Венчания может быть совершено, и этот брачный союз признается действительным. Но безусловно, прежде, чем православному христианину или христианке вступать в брак с человеком инославным, следует трезво оценить его последствия. Опыт показывает, что, как правило, у такого союза есть шанс на будущее в том случае, если это союз человека религиозно крепкого, укорененного в жизни Церкви, с человеком, лишь традиционно относящимся к той или иной неправославной конфессии и принадлежащим к ней по факту рождения. Ну вот он швед – и он лютеранин; он испанец – и он католик; он армянин – и он член армяно-григорианской Церкви, – по месту рождения, но не по убеждению, не по принципиальному принятию всего того, что свойственно этой конфессии, в том числе и тех заблуждений, которые в ней укоренены. В таком случае тот член супружеского союза, кто является религиозно более последовательным и серьезным, может в семье определять воспитание детей. Тот, для кого конфессиональная принадлежность – просто некоторая условность, черта национальной культуры, склонен будет разрешить и крещение детей в другой Церкви, и воцерковление их так, как оно должно осуществляться церковно более ответственным супругом. Но и тут тоже могут быть свои подводные камни, свои скорби. Человек лишь формально религиозный может постепенно опуститься до атеистического сознания и начать испытывать враждебность к религиозному воспитанию детей уже скорее не как католик или протестант, а просто как носитель современного секулярного мировоззрения – по сути дела, как атеист, или деист, или агностик. И здесь могут возникнуть серьезные проблемы, но, в общем-то, и они преодолимы. Сложнее ситуация, когда встречаются два человека религиозно последовательных. Но, допустим, еще до появления детей это может как-то решаться: я так молюсь, ты так молишься; я иду в храм, исповедуюсь и причащаюсь, ты идешь на собрание к баптистам, и вы поете гимн "Приди, приди ко мне, мой Иисус"; потом мы встречаемся за ужином и не затрагиваем наших конфессиональных разногласий. Ну, а когда дети-то родятся? Как их воспитывать? Пост – это необходимое установление или это средневековое изуверство, которое ни для кого и ни для чего не нужно? Исповедь, Причастие, Елеопомазание – это Таинства или это ложные человеческие установления, в которых нет никакого смысла? Икона – это образ, возводящий к Первообразу, или это идол, который заслуживает того, чтобы порубить его топором, как это делали протестанты? Понятно, что сейчас нет такого иконоборческого пафоса (достаточно вспомнить великолепные западноевропейские соборы со скульптурами католических святых с отрубленными головами или с выколотыми глазами), но такого рода отношение к иконе есть...

И мама будет ребенку говорить одно, а папа другое. Ну не делать же из души собственного чада поле борьбы двух мировоззрений!.. Какую ответственность мы берем на себя и какому риску подвергаем душу собственного ребенка! И все это нужно трезвейшим образом оценить перед тем, как решаться на союз с инославным возлюбленным, какими бы достоинствами, действительными или мнимыми, ни наделяло его наше нынешнее к нему расположение и устремленность. Православный человек при устроении своего супружеского союза не имеет права быть безответственным, полагаясь на известные "авось" и "небось", "как-нибудь образуется". Как-нибудь такого рода вещи не образуются. Если они и образовываются в нашей жизни, то только усилием, трудом, постом, молитвой, подвигом и в конце концов скорбями. Для того, кто изначально готов с любовью, терпением все это принять в другом человеке и с ясностью осознает, что в его жизнь войдут все эти нестроения, то тогда есть надежда их преодолеть. А если нет такой любви и нет такого понимания предстоящего, то нужно сто раз подумать перед тем, как заключать межконфессиональный брак!

25. Является ли брак православной девушки и молодого человека-старовера, который был заключен в староверческой Церкви, грехом?

В последние несколько столетий фактически все поместные Православные Церкви по икономии, то есть по снисхождению к человеческим немощам, разрешают браки православных людей с христианами инославными, если только те не являются крайними еретиками (мормонами или иеговистами). Брак со старообрядцем нужно рассматривать как законный церковный брак в том случае, если Таинство Венчания будет совершено в Православной Церкви. Если мы руководствуемся духом церковных канонов, а в них есть правило о том, что неотмененное постановление высшей церковной власти является действующим, то нет никаких оснований признавать действительность старообрядческого священства. Две ветви старообрядцев-поповцев получили свое священство равно незаконно, и в этом смысле говорить о том, что там действительно совершаются Таинства, в том числе и Венчания, у нас нет канонических оснований. Поэтому, уж коли семья создана, можно было бы посоветовать молодым супругам воспринять законное Венчание в ограде Православной Церкви. Тем более это будет некий оселок, на котором можно будет проверить: а как муж относится к Православию? Этим он засвидетельствует, что признает благодатность и спасительность Таинств, совершаемых в ограде святой Православной Церкви.

26. Может ли православная девушка встречаться с иудеем?

Конечно, может. Почему же нет? Но встречаться с целью создать супружеский союз лучше не надо. Если твой избранник не снимает кипу, ходит с пейсами и бьется головой о Стену плача, то какое тут может быть упование на единый благословимый Церковью супружеский союз? Другое дело, если речь идет о еврее, который был рожден в иудейской семье, но убежденным иудеем не является, и принадлежность именно к этому вероучению для него просто факт национальной принадлежности, и который по душе хороший и искренний человек, поэтому у его избранницы есть надежда, что через какое-то время он может обратиться из иудаизма в христианство, вот тогда, со всеми этими оговорками, создание семьи как малой Церкви, думаю, возможно. Но и тут должно быть выполнено непременное условие: прежде в ограду Церкви, а затем уже планы о будущем супружеском союзе. И никак не наоборот: мол, после свадьбы жена потихонечку будет воцерковлять своего мужа.

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру