Воспитание ненасилием в семье

Родительский лекторий

В нашей школе лектории для родителей стали уже регулярными и традиционными. Педагоги в школе  воспитывают учеников, имея для этого специальные знания, полученные в учебных заведениях. Родители такие же воспитатели своих детей, но специального образования в большинстве своем не имеют. Вот именно для пополнения ваших педагогических знаний мы разрабатываем темы родительских лекториев. Темы планируются заранее и предлагаются определенным возрастным категориям.

Нам предложено поговорить на тему "Воспитание ненасилием в семье".

Когда я стала готовить материал для сегодняшнего лектория и провела небольшую анкету среди ваших детей, то ее результаты показали, что больших проблем у вас, как у родителей по этой теме нет. В целом дела обстоят неплохо (о результатах я чуть позже скажу), но некоторые отдельные проблемы, я думаю, имеют место и говорить об этом стоит, хотя бы для того, чтобы эти результаты не стали хуже, когда ваши дети станут старше.

Результаты анкетирования следующие. Учащимся 3-их классов предлагалось продолжить предложения словами часто, иногда, редко, никогда. Предложения были следующие: Мама со мной ласкова… Папа со мной ласков…

Мама (папа) на меня кричит… Мама (папа) может меня шлепнуть, ударить…

Из 58 опрошенных третьеклассников

                                                        часто   иногда   редко   Никогда
1. Мама со мной ласкова…                     52%       41%     3%        -
2. Папа со мной ласков…                       40%       28%     17%        3%
3. Мама на меня кричит…                       5%         28%     48%       19%
4. Папа на меня кричит…                       12%        21%     28%       26%
5. Мама может меня шлепнуть, ударить… 1%         14%     29%       53%
6. Папа может меня шлепнуть, ударить…  9%         19%     16%       45%

Если говорить по классам, то папы бывает часто ласковыми  у учащихсяся 3 А кл. – 42% и учащихся 3 В кл. – 44%; мамы часто кричат у 13% учащихся 3В кл.; Папы часто кричат у 15% учащихся 3 А кл и 20% учащихся 3 Б кл.; Папы часто применяют силу у 10% детей 3 А кл. и 13 % детей 3 Б кл.; Хотя в количественном отношении это совсем небольшие цифры из 15-19 учащиеся класса отвечают, что часто мамы или папы бывают с ними несдержанны 2 – 3 человека. Это немного, но все-таки и такие ответы есть.

Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными.

Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь. Давайте же мы сегодня посмотрим, что же по этому поводу говорят психологи, профессора, академики.

Прежде всего, что же такое насилие? В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка. Насилие это также те деяния, которые угрожают благополучию или правам ребенка. Различают 4 вида насилия:

- физическое – причинение физической боли;
- психическое (эмоциональное) – когда ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности  в себе; психический травматизм чаще всего вызван сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви. Жестокость создает основу для хронического психологического и психического расстройства. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Репрессии и давление в любом возрасте имеют 2 последствия: личность либо подавляется, если она слабая, либо у нее рождается протест, который может перерасти в острую форму, если личность сильная. Протест может выражаться в противоправном поведении, уходе из дома и даже попытках суицида. На вопрос,  "Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат и тебя оскорбляют?" дети и подростки отвечают (данные статистики опросов) – гнев, ненависть, желание отомстить и ответить тем же. Гнев и ненависть очень сильные человеческие чувства, испытав их, дети при определенных обстоятельствам вполне могут стать правонарушителями. Не находя общий язык с родителями, дети убегают из дома. Ребенка находят, возвращают домой, ставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, после чего родители еще больше наказывают, он опять убегает и уходит к тем, кто его поддерживает, т.е. в компанию таких, как и он – "трудных"

Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколение в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Часто учитель при правильном спокойном общении с детьми не может добиться положительных результатов, исчерпав все педагогические приемы, учитель вынужден повысить голос. И что самое интересное – дети сразу обращают внимание на все, что говорит учитель и беспрекословно выполняют предложенное. Настораживает педагогов то, что подобный тон учителя не вызывает у детей чувства настороженности, оскорбленности. Дети считают это нормой и понимают только такой язык и тон в общении. Они так же общаются друг с другом и считают другой стиль поведения непривычный для них, недостойным внимания. Поэтому у детей, воспитываемых на окриках и разного рода наказаниях и запретах все, кто не может грозить и наказывать не воспринимаются всерьез, в том числе и учитель. Это, как правило, дети из семей, где главенствует авторитарный стиль воспитания или стиль невмешательства. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз  и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается. Насилие становится нормой, и дети просто не знают, что можно жить по-другому. Родители же иногда не понимают, как жить по-другому, и пользуются практически теме же методами воспитания своих детей, какими пользовались их родители и родители их родителей.

Интересный пример такой родительской "консервативности" приводит гарвардский психолог Э. Ланджер.

Как-то молодая женщина собиралась запечь в духовке мясо. Перед тем, как положить его в чугунок, она отрезала небольшой кусок. Когда у нее спросили, зачем она это сделала, та ответила, что сделала это потому, что так всегда делала ее мать, когда запекала мясо. Ей и самой стало любопытно, и она позвонила матери, чтобы спросить  у нее об этом. Мать ответила точно также: "Потому что так делала моя мать". В конце концов, эта женщина спросила свою бабушку, зачем она каждый раз отрезала кусок мяса перед тем, как готовить. "Потому что оно не влезало в мою кастрюлю",- ответила бабушка.

Таким образом, система взаимоотношений родителей и детей принципиально не меняется, и происходит это не потому, что не существует новых методов и знаний в области человеческих взаимоотношений, а, скорее потому, что недостаточно просто информировать родителей об этих методах, надо еще и научиться пользоваться ими. Поэтому в подсознании ребенка закладывается то, что он видит в семье. Вы учите его быть родителем, быть воспитателем. И перефразировав известную пословицу, можно сказать  - воспитывайте своих детей так, как вы хотели бы, чтобы воспитывали ваших внуков.

Ребенок- это человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от давления со стороны взрослых. Дети учатся у нас манерам поведения, общению, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если  мы это демонстрируем.

Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие, а доброе и ласковое слово и поведение больше способствует всестороннему развитию ребенка. Ребенок скорее поймет то, что вы пытаетесь ему объяснить, если это будет объясняться с любовью и вниманием.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступком ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

- Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь понять его, вникайте в проблемы ребенка. Не обязательно соглашаться с его точкой зрения, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость.

- Принимайте решения совместно с ребенком, дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиниться тем правилам, которые устанавливал сам. При этом не отрицается, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ему право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

- Старайтесь предупредить ситуацию или вести себя так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

- Предоставьте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

- Требуя от ребенка что-то, давайте ему четкие и ясные указания. Не возмущайтесь, если ребенок что-то не понял или забыл. Разъясните без раздражения еще раз суть ваших требований.

- Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему освоить весь набор ваших требований, ребенок просто не может делать все сразу.

- Не предъявляйте ребенку непосильных требований.

- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе.

Вот так советуют поступать психологи. И в заключении я хочу пожелать вам всегда находить общий язык с вашими детьми без окриков и других не очень приятных непедагогических методов.

Надеюсь, этот разговор каждый осмыслит и сделает для себя правильные выводы.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру