Отношение к труду и выбор профессии

Родительский лекторий

Найти своё место в сложном, постоянно меняющемся мире профессий во все времена было сложно. Сейчас это сделать ещё труднее.

Трудно переоценить роль школы в выработке отношения учащихся к труду. Дело в том, что стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы.

Конституция РФ гарантирует не только право на труд, но и право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.

Но как найти своё призвание? Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее.

Призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную форму самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые  и активные склонности у детей встречаются не так уж часто.

Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она ему или нет. Если он никогда не пробовал рисовать, откуда он узнает, есть ли у него талант художника? А все формы деятельности испробовать невозможно.

У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Р. Вагнер обладал одновременно музыкальным и литературным талантами; М.Ю. Лермонтов, Т.Г. Шевченко, помимо поэтического дара, были незаурядными художниками; композитор А.П. Бородин был крупным химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку раз меняли профессии. К тому же профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс. В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап  - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка ("Я люблю исторические романы, стану-ка я историком"), затем с точки зрения его способностей ("У меня хорошо идёт математика, не заняться ли ею?") и, наконец, с точки зрения его системы ценностей ("Я хочу помогать больным людям, стану врачом"; "Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?").

Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщёнными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь подкрепляют интерес.

Четвёртый этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии включает в себя два главных компонента 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности ("хочу заниматься медициной"), а потом – уровень квалификации (быть врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой), или наоборот – сначала выбрать уровень, а потом уже специальность ("Буду поступать в вуз, но ещё не знаю в какой"). Но фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает, в частности ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении.

Многое зависит также от социальной престижности профессий. Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим. (Познакомить с итогами поступления на экономический факультет политехнического института. Количество экономических вузов в области)

Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

Социологами был проведён эксперимент. Весной, перед окончанием школы, выпускников одной из школ опрашивали, каким они видят своё ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т.д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью,  социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников. Подсчёты показали, что наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными "пророками".

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии, как мы видели, - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Первая – затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение – один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа "Я", самоуважения и т.д.

Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс путём прямого психологического нажима ("Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоём возрасте…"), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т.п. Помощь здесь может быть только органической – своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Ни в коем случае не навязывать своего мнения.

Хотя раннее и твёрдое самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения обычно обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других её аспектов (например, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограничены, и т.п.). К тому же мир профессий, как и всё остальное, в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в "хорошей" профессии всё хорошо, в "плохой" - всё плохо. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье. Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации. Конечно, уважаемые родители, вы сейчас задумались, а кто должен помочь? Школа? Но у нас нет возможности даже свести детей на экскурсию.

Здесь есть также определённые половые различия. Осведомлённость юношей о различных современных профессиях выше, а сама дифференциация профессиональных интересов начинается у них раньше и проявляется иначе, чем у девушек. Юноши критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к своей будущей профессии; девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству личной, семейной жизни.

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, включающий оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемый им к профессии. У 15 - 17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен, и юноша ни к чему не стремится, довольствуясь тем, что само идёт к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач, например при попытке поступления в вуз?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа; все их жизненные планы рухнули и т.д. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьёз ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. Однако не все придерживаются первоначальных ориентаций.

Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворёнными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учёбой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в выборе вуза. Это может объяснять разными причинами: уровнем преподавания в конкретном вузе, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых школьник не видел, и т.д. Иногда неудовлетворённость – просто кризисная точка в развитии, которая пройдёт, когда начнётся практическая работа.

По данным социологов, через 7 лет по окончании школы удовлетворённость своим положением у тех, кто пытался поступить в вуз, но сорвался и пошёл работать, оказалась не только не ниже, а даже выше, чем у тех, кто благополучно поступил и окончил вуз. Что стоит за этими фактами? Может быть, дело в том, что хорошее выполнение относительно простой работы даёт большее моральное удовлетворение, чем посредственное выполнение сложного труда? Или тот, кто раньше начал работать больше зарабатывает и чувствует себя уже вполне сложившимся человеком, тогда как студент или начинающий инженер ещё не знает, какой из него получится специалист? А может быть, люди, не достигшие своей первой мечты, просто снизили уровень притязаний и черпают удовлетворённость жизнью не в содержании труда, а в чём-то другом, например в материальном благополучии или в духовных интересах, не связанных с профессиональной деятельностью, различных увлечениях и хобби?

Как вы, уважаемые родители, поняли из выше сказанного, я не могу сегодня твёрдо сказать, какую профессию должен выбрать ваш ребёнок. Классный руководитель может только назвать, как ваш ребёнок общается со сверстниками, как откликается на общественные дела, может ли быть лидером среди сверстников, каково его отношение к учебному труду, т.е. охарактеризовать те качества, которые очень важны при выборе той или иной профессии.

Позвольте дать вам просто несколько практических рекомендаций:

1. Для формирования согласованной и реалистической жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. (На примере своих знакомых, по материалам книг, газет, телепередач) Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии.

2. Учитывать, что для юношей при выборе профессии более важен размер будущей заработной платы, а для девушек – благоприятные условия труда.

3. Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.

4. Важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.

5. Познакомьте ребёнка с материальными возможностями семьи, чтобы он знал, сможете ли вы оплачивать его учёбу, и уже соответствующим образом выбирал учебное заведение (не обязательно вуз). Список учебных заведений публикуют в газете, также можно его посмотреть в Центре занятости. Там же можно узнать о потребностях района в специалистах разных профессий.

6. Обязательно надо после выбора учебного заведения побывать там на Дне открытых дверей, чтобы ближе познакомиться с условиями обучения, изучаемыми предметами, поговорить со студентами.

7. Начать занятия на подготовительных курсах, чтобы познакомиться к требованиям к знаниям абитуриентов.

8. Познакомьтесь с различными тестами по определению профессиональных склонностей ваших детей. Их можно найти в любой литературе по психологии, в Интернете, один из тестов я могу предложить вам сегодня.

Эти вопросы не имеют однозначных решений. Жизненный путь современного человека – не монотонное движение по однажды проложенной и накатанной колее, где всё известно заранее. В нём есть и крутые повороты, и перерывы постепенности, и непредсказуемые новые старты. Это делает нашу жизнь тревожной и беспокойной, но одновременно даёт личности новые возможности самореализации.

Хочется, чтобы в жизни ваших детей всё сложилось отлично.

Десять ошибок при выборе профессии

1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.

2. Не путай должность, профессию и специальность. Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.

3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.

4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии. Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.

5. Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию. Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.

6. Не отождествляй учебные предметы и профессии. Мир профессий значительно шире, чем это можно ceбе представить, основываясь на перечне школьных предметов.

7. Не выбирай профессию "за компанию", под влиянием товарищей. Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии.

8. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах. Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.

9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

10. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не знаешь, как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту

Основные правила выбора профессии

1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.

2. Составь себе общую (обзорную) ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.

3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.

4. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.

5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.

6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.

7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.

8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.

9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.

10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.

11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.

12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.


Литература

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру