Родители и дети. Воцерковление

18. А каким образом приучать детей молиться каждый день?

Прежде всего нужно самим показывать детям пример каждодневной молитвы, а не заставлять их молиться. В старые времена главным считалось приучить детей молиться с самого младенчества и каждый день – утром и вечером. И это научение молитве передавалось от поколения к поколению. К сожалению, церковная традиция у нас была прервана. И сегодня многие приходят к вере уже во взрослом возрасте и учатся молиться сразу полным правилом. И чаще всего, не зная, как в этом смысле им со своими детьми себя вести, полагают, что их родившиеся в церковном браке младенчики должны поскорее в такую же, как и они сами, духовную меру войти. А ведь это мера взрослого человека.

Хорошо, что сейчас появляются молитвословы для самых маленьких. И не надо спешить, пусть подольше с вашим ребенком будет этот молитвослов, а не другая толстая книжка, из которой он пока ничего усвоить не может.

19. Когда переводить ребенка от совместной общей молитвы к самостоятельной?

Думаю, что с того момента, как в отношении своего молитвенного правила ребенок сам начнет советоваться с духовником, с того момента разумно было бы утренние и вечерние молитвы читать ему одному, поначалу хотя бы иногда. То есть перейти к такой же форме общей молитвы, какую разумно иметь и взрослым членам семьи, время от времени сохраняя молитвенное общение друг с другом – будь то совместное чтение правила ко Святому Причащению, или же каких-то урочных молитвословий, или акафистов за здравие кого-то из близких. Но прочую молитвенную жизнь доверить самому ребенку и его духовнику, с которым, если мы видим какое-то явное неблагополучие в плане молитвенной самостоятельности, можно посоветоваться.

20. Как и когда надо начинать читать детям Ветхий Завет и Новый Завет?

О том, как много может дать ребенку совместное чтение Священного Писания, дивно написано в «Русском иноке» Достоевского в «Братьях Карамазовых». И если воспринимать его не как обязательный к усвоению набор текстов, а как Слово Божие, которое душу переворачивает, то и с детьми это будет происходить. Мало кто не умилится, читая про Иова, а дети пяти-шести лет плачут, узнавая про жертву Авраамову. Что касается Евангелия, то для тех, кто помладше, надо читать из него повествовательные части. А еще лучше пересказывать своими словами вместо того, чтобы читать все эти адаптированные варианты так называемых «детских Библий». Мать или отец лучше должны знать, как пересказать евангельскую историю своему ребенку в три года и как – в пять. А авторы книжки, даже самой хорошей, за них это не решат.

21. Каким образом дети должны начинать поститься?

Конечно же, детям поститься нужно. И пост не начинается с достижения совершеннолетия, не важно, английского восемнадцатилетия или российского с получением паспорта в четырнадцать лет. Сам по себе принцип воспитания души и тела в умеренности и в самоограничении закладывается в детстве, и тот, кто привыкнет к нему сызмала, тот со значительно меньшим трудом, а то и с радостью понесет его и будучи взрослым. Что значит – семья постится? Это значит, что и взрослые, и старшие дети постятся, и это естественно входит в уклад жизни и маленького человека. Он видит, к примеру, что в пост дома выключен телевизор, что прекратились походы в гости и активные формы проведения досуга, и это становится опытом жизни, который потом будет легко продолжить. Крайне важно, чтобы детский пост не сводился к одной телесной его составляющей, то есть к ограничению в отношении еды, но подразумевал и пост духовный. И в наше время более всего может дать ощущение поста отказ от телевидения или резкое снижение времени просмотра телепередач. В Великий пост лучше было бы полное выключение телевидения из жизни. И для всей семьи хорошо, а для детей в особенности. Если же это по каким-то причинам невозможно, то необходимо хотя бы ограничить эти просмотры.

Пусть это будут или познавательные фильмы, или православные, которые можно смотреть по видео, но не художественные, тем более не концерты и не музыкальные клипы. Для тех, кто постарше, могут быть и другие формы духовного поста – ограничения в слушании современной музыки, если она так уж нравится, даже ограничения в телефонном общении, которое часто есть прямой грех многоглаголания и празднословия. К примеру, можно решить, что будешь только отвечать на телефонные звонки, а не делать их самому без нужды, кроме тех, которые необходимы по делу. Или положить себе предел во времени телефонных разговоров.

Что касается поста в отношении еды, то когда маленький ребенок видит, что его родители, старшие братья и сестры перестали есть мясо, сладости, пить вино, то это тоже не проходит бесследно. Если вся семья постится, то и ребенок постится – нелепо было бы для него готовить какие-то разносолы – и именно так навык собственного поста и вырабатывается. Хотя для ребенка это еще даже не пост, а просто бытовой благочестивый уклад жизни семьи, он еще не предполагает свободы выбора со стороны ребенка. Важно и ценно то, когда он сам захочет соблюдать пост ради Христа. Когда с помощью папы и мамы, с помощью священника накануне постного дня он скажет: «Не буду есть конфет Великим постом. А когда во время Рождественского поста пойду в гости к бабушке и у нее будет работать телевизор, то я не попрошу, чтобы мне включили мультфильмы».

И это то, с чего начинается пост ребенка, когда он сам ради Христа от чего-то отказывается. Безусловно, разумнее будет сочетать такой отказ с тем, что предполагают церковные уставы. Редкий ребенок станет настаивать на колбасе и отбивных в постные дни, но без мороженого и конфет, без кока-колы и пепси-колы удержаться уже дело более серьезное. Это и есть детский пост, который начинается для каждого в разное время: и в три, и в четыре, и в пять лет. Знаю детей, которые уже в три года могли поститься достаточно сознательно, а уж в пять лет подавляющее большинство деток, растущих в церковных семьях, на пост способны. При наступлении возраста семи, восьми, девяти лет желательно максимально приблизить пост ребенка к тому, который соблюдается взрослыми. Может быть, только с большим снисхождением по отношению к молочной пище, при этом не имея в виду лакомства, а исключительно кисломолочные продукты: кефир, творог, молоко для приготовления каши. В особенности для тех, кто ходит в обычную школу и кому нужно питаться чем-то лучшим, чем картофельные чипсы или булочки, которые по видимости будут постными, но могут изрядно повредить здоровью. Детям, которые вынуждены питаться в школьных столовых, обычно советуют воздерживаться от мяса. Скажем, есть в супе курица – суп уж ешь, а курицу оставь. Дают гречку с котлетой – котлету оставь, а гречку съешь, даже если она каким-то там соусом котлетным пропиталась, не слишком в нем много соблазна. Но приложи к этому отказ от пустого – жвачек, конфет и других лакомств.

22. Значит, когда маленький ребенок, родители которого считают, что ему еще рано поститься, сам на Страстной неделе отказывается от шоколада, то это можно считать его постом?

Да, это уже его пост, угодный Господу. Потому что маленький человек ради Христа отказывается от чего-то сильно любимого, от собственного желания, и этот личный отказ его душе больше даст, чем родительский запрет. Если же вся семья постится, то и ребенок постится – нелепо было бы для него готовить какие-то разносолы – именно так навык поста и вырабатывается. Но это просто бытовой, благочестивый уклад жизни, который должен быть, однако он еще свободы выбора со стороны ребенка не предполагает. Важно и ценно то, когда он сам захочет соблюдать пост ради Христа.

23. Надо ли поститься в среду и пятницу ребенку, который ходит в детский сад?

В детском саду в среду и пятницу ребенок может вполне отказаться от мясных блюд, а съесть только гарнир. Ничего страшного с ним не случится. Вечером покормите его рыбой с салатом. Пускай ограничит себя в сладком. Для человека пятилетнего возраста это уже будет значимо не менее, чем пост для взрослого.

24. Что делать, если один из родителей против того, чтобы ребенок постился?

Привлечь ребенка на свою сторону. Он – ваш союзник, с которым вы должны быть вместе. Нельзя всякий раз идти на поводу у того, кто хочет жить менее благочестиво.

25. Если ребенок в семье много времени проводит с дедушкой и бабушкой, а они против поста?

Все-таки довольно многое зависит от принципиальности, которую мы проявим. Чаще всего дедушки и бабушки стремятся к общению с внуками и внучками. Но им хочется и воспитывать их по-своему, и кормить их по-своему, однако если перед ними поставить вопрос о возможности общения при соблюдении некоторых правил, определенных родителями, и только при таких условиях давать внуков, то 99 процентов дедушек и бабушек пойдут на соблюдение выдвинутых им ультиматумов. Конечно, при этом они будут скорбеть, упрекать, называть вас самодурами, безумцами и мракобесами, которые калечат своих детей, но в этом случае лучше проявить настойчивость.

26. Когда начинать приводить маленьких детей на литургию?

Маленьких детишек лучше приводить не на целую службу, потому что выдержать два с половиной часа богослужения им не под силу. Самое лучшее – привести ребенка за некоторое время до Причастия, чтобы пребывание в Церкви было для него светлым, радостным и желанным, а не тяжелым и мучительным, ради которого нужно не есть и долго томиться, ожидая непонятно чего. Думается, разумно было бы ездить в храм в один воскресный день всей семьей, а в следующий пусть кто-нибудь из родителей постоит на полной службе, а другой останется с детьми или приведет их к концу богослужения. Пока дети маленькие и у матери ночные кормления, постоянные домашние хлопоты, так что бывает, дома некогда помолиться, надо ей дать возможность хотя бы раз-два в месяц прийти на Божественную литургию одной, без детей, а муж пусть побудет с ними дома, даже и в воскресенье – Господь примет это как жертву, угодную Ему.

Вообще родителям с маленькими детьми лучше приходить на службу, отдавая себе отчет в том, что в такой день они сами не будут иметь возможность причаститься. И те, кто любит службу, те, безусловно, собою пожертвуют. Но, во-первых, не обязательно водить детей каждое воскресенье, а во-вторых, можно водить их по очереди: когда-то мама, когда-то папа, когда-то, даст Бог, бабушка или дедушка или крестные родители. В-третьих, с маленьким ребенком стоит приходить к такой части богослужения, которую он способен вместить. Пусть сначала это будет десять-пятнадцать минут, потом Евхаристический канон; через какое-то время, когда детки станут постарше (я специально не называю возраста, так как здесь все очень индивидуально), богослужение начиная с чтения Евангелия и до конца, а с какого-то момента, тогда, когда они будут готовы хотя бы некоторым усилием выстаивать литургию сознательно, и вся она целиком. И только потом – всенощная целиком, а сначала тоже только главнейшие ее моменты – то, что вокруг полиелея, и то, что для детей наиболее понятно, – славословие, помазание.

С одной стороны, дети с самого раннего возраста должны привыкать к церкви, с другой – они должны привыкать к церкви именно как к дому Божию, а не как к игровой площадке для собственного времяпрепровождения. Но в одних приходах им просто этого не дадут, быстренько окоротив и поставив на место не только самих детей, а и мамашу, и папашу. В других приходах, где к этому относятся помягче, такое детское общение может расцвести пышным цветом. Однако в таком случае родители не всегда должны спешить радоваться, что их Маня или Вася в воскресенье так торопятся в церковь, ведь они могут торопиться не к Богу на литургию, а к Дусе, которой нужно передать наклейку, или к Пете, с которым ожидается важное дело: Вася несет танк, а Петя пушку, и у них предстоит репетиция Сталинградской битвы. Если внимательнее присматриваться к нашим детям, то мы увидим, что на службе с ними много чего интересного может происходить.

За маленькими детьми в церкви обязательно нужно следить. Часто бывает, что мамы и бабушки приходят с ними на службу и отпускают их на волю, видимо, считая, что детьми должен заниматься кто-то другой. И они бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся, а мамы и бабушки молятся. В результате получается самое настоящее атеистическое воспитание. Такие дети могут вырасти не только атеистами, но даже и богоборцами-революционе-рами, так как у них убито чувство благоговения перед святыней. Поэтому каждый поход с ребенком в церковь – это крест для родителей и своего рода маленький подвиг. И к этому так и нужно относиться. Вы сейчас идете на службу не просто Богу помолиться, а будете заниматься тяжелым трудом серьезного воцерковления своего ребенка. Будете помогать ему правильно вести себя в церкви, учить его молиться, а не отвлекаться. Если вы видите, что он устал, выйдите вместе с ним, чтобы подышать воздухом, только при этом не надо есть мороженое и считать ворон. Если ребенку трудно стоять в духоте и ему ничего не видно за спинами других людей, отойдите с ним в сторону, но обязательно будьте все время рядом с ним, чтобы он не чувствовал себя брошенным в церкви.

27. Но что значит – родители должны следить за детьми непосредственно во время службы?

Немалая проблема встает перед православной семьей, когда дело доходит до приучения отрока, отроковицы к благочестивому и благоговейному поведению в храме. Ее лучше рассматривать применительно к нескольким возрастным этапам. Первое время – это время младенчества, когда от ребенка еще ничего не зависит, но уже немало зависит от родителей. И здесь нужно пройти средним – царским – путем. С одной стороны, очень важно ребенка с регулярностью приобщать Святых Христовых Таин. Именно с регулярностью, а не то, что на каждой службе. Ведь мы же верим, что дети своих личных грехов не имеют, а первородный грех омыт для них в купели Крещения. Значит, мера усвоения ими благодатных даров Евхаристии существенно выше, чем у большинства из взрослых, которые то недоисповедуются, то недоподготовятся, то рассеятся, а то и нагрешат сразу после Причастия, скажем, раздражением или неприятием тех, с кем только что вместе подходили к одной Чаше. Да мало ли еще чем. Так что вскорости можно почти все утратить. А как младенец может утратить то, что ему дается в принятии Святых Христовых Таин? Поэтому задача родителей не в том, чтобы обязательно каждое воскресенье приносить своего младенца на Причастие, а в том, чтобы организовать свой новый уклад жизни таким образом, чтобы папа и мама, в особенности мама, не разучились молиться на службе и вообще бывать на богослужении отдельно от ребенка (чаще всего ко второму, третьему своему чаду родители уже этому научаются). Не редкость, когда после рождения ребенка молодая мама, которая до того ходила в храм, любила молиться на службах, сама исповедовалась, причащалась, вдруг обнаруживает, что у нее нет такой возможности, что приезжать в церковь получается только с младенцем, что бывать приходится только на коротком отрезке богослужения, так как не следует отстаивать с новорожденным на руках целую литургию, ведь его естественное гуление, иногда и крики не могут не отвлекать, а иной раз и раздражать, подвергая испытанию терпение стоящих рядом прихожан. Первое время кормящая мать из-за всего этого скорбит, но потом начинает привыкать. И хотя формально повторяет сокрушительные слова о том, как давно она по-настоящему не стояла на службе, как давно не могла всерьез подготовиться к исповеди и к Причастию, однако на самом-то деле потихонечку-потихонечку ее начинает все больше и больше устраивать, что на службу можно приезжать не к началу и что если вдруг приехала раньше, то можно вместе с другими мамашами выйти в притвор и повести приятные разговоры о воспитании ребенка, а потом коротенько подойти с ним к Чаше, причастить и вернуться восвояси домой. И хотя всем понятно, что такая практика неполезна для души, тем не менее она, к сожалению, вырабатывается в очень многих семьях. Каким же тут нужно идти путем молодым родителям? Во-первых, разумной заменой друг друга, а во-вторых, если есть какая-то возможность, прибеганием к помощи бабушек-дедушек, крестных, друзей, няни, которую усердно работающий отец может обеспечить для семьи, чтобы то один, то другой родитель, а иногда и они вместе могли бы постоять на службе, не думая о собственном, здесь же присутствующем младенце. Это первоначальный этап, на котором от ребенка еще ничего не зависит.

Но вот он начинает вырастать, уже не сидит на руках, уже делает первые шаги, издает некоторые звуки, постепенно переходящие в слова, а затем и в членораздельную речь, он начинает жить отчасти самостоятельной, нами не определяемой во всех отношениях жизнью. Как в этот период родители должны вести себя с ним в церкви? Самое главное – понять – каковы должны быть частота и длительность его присутствия на богослужении, чтобы оно воспринималось ребенком с той мерой сознательности и ответственности, которые в этом возрасте ему доступны. Если он может с помощью побуждающих его к порядку папы и мамы побыть на литургии десять-пятнадцать минут, а дальше начинает либо играть с подсвечниками, либо бегать со сверстниками, либо просто ныть, то значит, десять-пятнадцать минут – это максимальный срок, который маленький ребенок должен присутствовать на богослужении, и не больше. Потому что иначе возникнут два варианта, и оба они нехороши. Или по мере возрастания, если вокруг много сверстников, ребенок начнет воспринимать церковь как своего рода воскресно-праздничный детский сад, или при строгих родителях, которые побуждают его к более упорядоченному поведению на службе, начнет внешне либо внутренне (последнее даже хуже) протестовать против того, что они с ним делают. И не дай нам Бог воспитать в наших детях такое отношение к церкви. Поэтому в любом случае, когда ребенок в возрасте от двух до пяти лет, хотя бы один из его родителей непременно во время службы должен быть рядом с ним. Нельзя для себя решить: наконец-то я вырвался (вырвалась), стою молюсь, вроде бы явного беспорядка не происходит, пусть уж тогда мой отпрыск как-нибудь сам в свободном плавании просуществует это время. Это наши дети, и мы за них отвечаем перед Богом, перед приходом, перед общиной, в которую их привели. И чтобы от них не было ни для кого никакого соблазна, отвлечения, беспорядка и шума, к ним надо быть предельно внимательными. Наш прямой долг любви по отношению к тем людям, вместе с которыми мы составляем тот или иной приход, помнить, что нельзя перелагать свои бремена на кого-то другого.

Дальше начинается переходный этап, когда ребенок делает большой скачок в сознательном восприятии действительности. У разных детей он может начинаться в разном возрасте, у кого-то в четыре-пять лет, у кого-то в шесть-семь – это зависит от духовного, и отчасти от психофизического развития ребенка. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы ребенок постепенно переходил от интуитивно-душевного восприятия богослужения к более осознанному. А для этого необходимо начинать учить его тому, что в церкви происходит, учить главнейшим частям богослужения, тому, что такое Причастие. И никогда, ни в каком возрасте нельзя детей обманывать, ни в коем случае нельзя говорить: «Батюшка даст тебе медок» или «Тебе с ложечки дадут вкусненького, сладкую водичку». Даже с сильно капризничающим ребенком нельзя себе такого позволять. А ведь не редкость, что буквально у Чаши своему шестилетнему чаду мама говорит: «Иди скорей, батюшка даст тебе в ложечке сладенького». А бывает и так: маленький, непривычный еще к церковной жизни человечек бьется, кричит: «Не хочу, не буду!», а папа и мама ведут его к Причастию, держа за руки и за ноги. Но, если он до такой степени не готов, не лучше ли собственным терпением и личной молитвой раз за разом приучать его к пребыванию в церкви, чтобы оно стало радостной встречей со Христом, а не воспоминанием о насилии, которое над ним было сотворено?

Пусть, не понимая сути, ребенок знает, что идет причащаться, что это потир, а не чашка, что это лжица, а не ложка и что Причастие – это что-то совершенно особенное, чего в остальной жизни не бывает. Никакая фальшь и никакое сюсюканье со стороны родителей никогда не должны иметь места. Тем более на грани школьного возраста ребенка, когда мера его осознания того, что происходит в церкви, становится значительно большей. И со своей стороны мы должны позаботиться о том, чтобы это время не упустить. Означает ли это, что дети в шесть-семь лет уже могут оставаться на службе без контроля со стороны близких? Как правило, нет. Поэтому в этот период начинаются иного рода искушения. Уже и хитрость появляется: то почаще выбежать из храма по вдруг образовавшейся той или другой нужде, то ускользнуть в такой уголок, где папа с мамой не увидят и где можно приятно провести время в разговорах с друзьями, пошептать что-то друг другу на ушко или рассмотреть принесенные игрушки. И, конечно же, не для того, чтобы наказать за это, а для того, чтобы помочь с этим искушением справиться, родители должны быть на службе рядом со своими детьми.

Следующий этап – это этап подросткового возраста, когда родителям нужно постепенно отпускать ребенка от себя. В христианском воспитании это вообще очень важный жизненный этап, потому что если до подросткового возраста вера наших детей была по преимуществу определена нашей верой, верой каких-то других авторитетных для них людей (священника, крестных, старших друзей, друзей семьи), то при переходе к отрочеству ребенок должен обрести свою собственную веру. Теперь уже он начинает верить не потому, что мама и папа верят, или батюшка так говорит, или еще что-то, но потому, что сам принимает то, что говорится в «Символе веры», и уже сам осознанно может сказать: «Я верую», а не только «Мы веруем» – как и каждый из нас говорит: «Верую», хотя на литургии мы поем слова этой молитвы все вместе.

И по отношению к поведению в храме родителей со своими уже подросшими детьми это общее правило свободы применимо. Как бы нам ни хотелось по душе, по сердцу обратного, нужно отказаться от тотального контроля за тем, что ребенок делает, как он молится, как крестится, не переминается ли с ноги на ногу, достаточно ли подробно исповедуется. Отказаться от вопросов: куда ты выходил, что ты делал, почему так долго отсутствовал? В этот переходный период максимум, что мы можем сделать, – это не помешать.

Ну а дальше, когда ребенок становится совсем взрослым, дай Бог, чтобы мы вместе могли стоять с ним в одном приходе на одном богослужении и вместе по своей свободной доброй воле подходить к Чаше. Но, впрочем, если случится такое, что мы станем ходить в один храм, а он – в другой, не надо этому огорчаться. Огорчаться нужно, только если наш ребенок вовсе не окажется в ограде церковной.

28. Можно ли как-то помочь детям, которые по возрасту уже начинают выстаивать всю службу и им сначала интересно, но потом довольно быстро становится скучно, они утомляются, так как мало что понимают?

Мне кажется, что это не то чтобы не существующая проблема, но проблема достаточно несложно решаемая при сколько-то ответственном отношении к ней родителей. И тут можно вспомнить одно из самых ярких произведений русской литературы – «Лето Господне» Ивана Шмелева, повествующее об ощущениях и переживаниях пяти-семилетнего ребенка в церкви. Ну, право же, не скучно было Сереже во время богослужения! А почему? Потому что сама жизнь естественным образом была с этим сопряжена и рядом жили люди, которым, во-первых, самим не тяжело было стоять на всенощной, а во-вторых, охотно и не в тягость рассказывать ему о том, что в церкви происходит, что это за служба, какой праздник. Но ведь никто этого у нас не отнял, и точно так же, преодолев собственную лень, усталость, желание препоручить крестным родителям, учителям в воскресной школе религиозное обучение своих детей, у нас всегда есть возможность рассказывать о том, что происходит в годовом круге богослужения, какого святого сегодня поминают, пересказать своими словами то место из Евангелия, которое будет читаться в воскресенье. И многое-многое другое. Семилетний ребенок (мы видим это на примере детей воскресной школы) за полгода без труда усваивает все чинопоследование литургии, прекрасно начинает понимать слова Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе...», знать, кто такие Херувимы, кто их тайно изображает, что такое Великий вход. Детям дается это нетрудно, они легко все запоминают, нужно просто им об этом говорить. Проблема непонимания богослужения возникает у формально воцерковленных, но религиозно безграмотных родителей, которые сами толком не понимают, что на литургии происходит, и отсюда не находят слов, как своему ребенку объяснить, что такое те же ектении, антифоны, и сами из-за этого скучают на богослужениях. Но скучающий сам не научит и своего ребенка с интересом стоять на воскресной литургии. Вот в чем суть этой проблемы, а вовсе не в трудности восприятия маленькими детьми слов церковной службы. Повторю: детям семи-восьми лет на службе хорошо, и они вполне способны воспринимать главное в литургии. Ну что может быть непонятного в заповедях блаженства, в словах Евхаристического канона, которые можно объяснить на протяжении двух-трех бесед, в словах молитвы Господней или Богородичной молитвы «Достойно есть», которые они и так должны выучить к этому возрасту? Все это только кажется сложным.

29. Как быть, когда праздничное богослужение приходится на будничные дни, а дети учатся в школе?

Часто детей не ведут утром в школу, чтобы они пошли на церковный праздник, так как нам хочется, чтобы они приобщились к благодати Божией. Но это тогда хорошо, когда это ими заслужено. Ведь иначе может получиться так, что чадо наше радуется не тому, что Благовещение или Рождество наступило, а тому, что он школу прогуливает и не надо уроки делать. А это профанирует значение праздника. Гораздо полезнее для детской души объяснить ребенку, что на праздник он не пойдет, потому что нужно учиться в школе. Пусть он лучше немножко поплачет о том, что не попал в храм, это будет полезнее для его духовного становления.

30. Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не всякий раз и не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

31. Почему иногда младенцы кричат перед Причастием и нужно ли их в таком случае причащать?

Кричат по двум разным причинам. Чаще такое бывает с детьми, которых в церковь не водят. И вот наконец бабушка или дедушка, крестная или крестный, христианская совесть которых неспокойна, уговорят или даже уломают родителей трех-четырехлетнего ребенка разрешить им привести его в церковь. Но тут ничего ни о церкви, ни о христианстве, ни о Причастии не знающий маленький человечек начинает сопротивляться – иногда от того, что испугался, иногда от того, что уже имеет ряд греховных навыков и просто скандален или склонен к истерикам или вообще любит при большом стечении народа привлечь к себе внимание и начинает эту истерику устраивать. Нет, конечно, в таком виде к Чаше его тащить нельзя. И тут уж не знаешь, где долг, а где и вина крестных или православных дедушек и бабушек, которые его привели в церковь. Лучше им пробиваться к тому, чтобы какое-то знание о православной вере, какой-то опыт Церкви до такого ребенка доносить вопреки его нецерковным неверующим родителям. И в этом их христианский долг будет больше исполнен. Вторая ситуация, когда то же самое вдруг начинает происходить с детьми воцерковленными в возрасте двух-трех лет, иногда даже постарше. В данном случае это как искушение, бывающее в силу общей падшести нашего естества. И здесь нужно просто скрепиться, взять ручки, ножки вашего сына или дочери покрепче – и в одно воскресенье подвести его к Чаше, во второе, а на третье воскресенье все это отойдет. Похожее бывает и со взрослыми, когда у церковного человека, скажем, на протяжении двух воскресных литургий начнет в правом боку колоть или в сон его клонит. Или известное дело – кашель во время чтения Евангелия. Ну не выходить же ему в это время из храма и не спать же ему на службе, а перебороть себя, и к третьему воскресенью ничего не останется. Вот так же нужно поступать и приводя на Причастие своих детей.

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру