Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья

Сага о наркотиках

- Ну и, наконец, в-шестых, "медицинская модель"  совершенно исключает поиск и наказание преступников.  Только  сумасшедший будет доискиваться, кто распространил вирус  гриппа и где первоисточник распространения.  Бабуинов,  что  ли, наказывать в африканских джунглях или комаров с болот Колхиды?

А между тем источник распространения  наркомании  вовсе не бабуин и уж тем более не комар. И живет,  быть  может,  в соседнем с вами подъезде, о чем знает как  минимум  полдома.

Конечно, в государстве, реально заинтересованном в борьбе  с наркоманией, с такими "источниками" прежде всего,  разбираются органы милиции. Но и в обстановке попустительства со стороны государства общество все  равно  имеет  в  своих  руках вполне эффективный рычаг воздействия. Этот  рычаг  -  общественное мнение. Никакому человеку, даже преступнику, не  хочется позора, не хочется, чтобы на него  показывали  пальцем как на ублюдка или подонка. И школьные  программы  могли  бы сориентировать подростков  на  соответствующее  отношение  к наркоторговцам. Тем более, что низовой  наркоторговлей,  как правило, занимаются их сверстники, т.е.,  тут  даже  возрастной пиетет отсутствует. В ребячьем игровом арсенале  хватило бы средств  для  дворовой  обструкции.  Вы  только  представьте себе, каково пришлось  бы  малолетнему  наркодилеру, если бы мальчишки во дворе относились к  нему  примерно  так же, как герои "Тимура и его команды" к хулигану Квакину!  Но на это медицинская модель профилактики наркомании никоим образом не настраивает.

Вот, например, какую  душещипательную  историю  предлагается обсудить в некоторых из  вышеперечисленных  программ: "Володя и Катя <в другой программе Коля и Маша - авт.>  дружат полгода. Мальчик хорошо учится в школе, занимается спортом и очень нравится Кате <ухажер хоть куда! - авт.>. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю  в  пустой класс и признался, что в последние два месяца несколько  раз вводил себе опий, ему понравилось, и он не считает себя наркоманом. <Конечно, какой он наркоман?! Он отличник  и  спортсмен - авт.> Володя предложил Кате  уколоться  и  "испытать кайф". Катя, боясь потерять расположение этого друга, согласилась ввести наркотик. ОЩУЩЕНИЯ БЫЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ <выделено нами - авт.>, и на  следующий  день  ее  стало  тревожить чувство вины и страх того, что она  уже  стала  наркоманкой.

<Глупышка, она еще не была знакома с профилактическими программами, в  каждой  из  которых  старательно  развенчивается "миф", что наркоманом можно стать после первого же  употребления наркотика. Хотя даже если это миф, почему бы  его  для острастки не распространять в школьной среде? -  авт.>  Катя обратилась к своей однокласснице Свете... Света  взяла  инициативу в свои руки, заверила Катю, что все уладит, и  сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран педсовет, вызваны родители Володи. От него отвернулись  одноклассники, и только друг Дима оставался рядом. Володя больше  не употребляет наркотики и не дружит с Катей".

За читкой рассказа следует обсуждение  и  "составляется рейтинг персонажей по двум критериям: 1) Кто наиболее симпатичен? 2) Чьи действия были наиболее правильны?"

Только не вздумайте отвечать на  поставленные  вопросы, не прочитав следующего пояснения: "Ключевые понятия  в  ходе дискуссии - "ответственность"  и  "дискриминация".  Так  что Света, которая было показалась вам  ответственной",  повела себя неправильно, потому что "дискриминировала" отличника  и спортсмена Володю. И классный руководитель, поднявшая в школе переполох и настучавшая на ребенка родителям,  тоже  должна быть осуждена за "дискриминирующую позицию". Ну,  а  про Катю и говорить нечего. Впрочем, эта ябеда жестоко  поплатилась за свое предательство и кукует теперь одна, без кавалера. Надеемся, взрослые читатели еще не  совсем  забыли  свою юность и понимают, какой вывод сделают девчонки после обсуждения этой любовной драмы. Да какой там драмы! В глазах многих девочек переходного возраста случившееся с Катей  -  это не драма, а трагедия. Теперь  школьницы  будут  умнее.  Если повстречают наркомана, будут помалкивать в тряпочку.  И  колоться за компанию, чтобы сохранить его любовь. Ведь написано же - он не считает себя наркоманом, а "ощущения были  великолепными"! Главное, чтобы взрослые ничего не узнали и  не вмешались. Они же всегда все портят. Вон в этой истории  узнали - и разрушили счастье.

Как легко догадаться, истинно положительный герой  этой незатейливой истории - мальчик Дима. Он один не бросил  друга в беде. Знают, подлецы, на каких струнах играть.

Может, кто-то из родителей тоже растроган  и  считает, что нельзя отваживать детей от дружбы с наркоманами? Тем более, что сейчас такая мода на права ребенка... (Естественно, не на право быть защищенным от наркоманов, педофилов или Чубайса, отключающего отопление зимой.) Что ж, таким благомыслам, пожалуй, будет полезно узнать мнение видного подросткового нарколога России,  руководителя  отделением  детской  и подростковой наркологии НИИ наркологии А.В.Надеждина.  "Наркобизнес совершенно не нуждается в платной рекламе, -  говорит он. - Каждый наркоман является добровольным  распространителем этого яда. Так уж эта система  устроена.  Он  просто вынужден втягивать в наркоманию своих друзей, иначе  ему  не на что будет покупать наркотики".

Поэтому не стоит представлять себе  эпизоды  из  советских фильмов, где хороший мальчик перевоспитывает двоечника. Это все из прошлой жизни. Во-первых, наркоман не двоечник, и однокласснику вряд ли под силу его перевоспитать. А  во-вторых, став другом наркомана, благородный Дима почти со  стопроцентной неизбежностью рано или поздно столкнется  с  преступным миром. И, втянувшись в наркоманию, тоже станет  преступником. Но об этой стороне  медали  в   антинаркотических" программах ни гу-гу.

Более того, под предлогом обеспечения  детей  достоверной информацией, авторы "профилактических" программ  усердно разрушают все мало-мальски охранительные установки,  которые обычно дети получают от родителей. Эти установки  объявляются мифами, т.е. небылицами, ложью. Вот они, эти "мифы",  перечисляемые в программах:

а) Наркомания - вредная привычка.
б) Достаточно раз уколоться наркотиком и станешь наркоманом.
в) Все наркоманы конченные люди:  ВИЧ-инфицированные  и преступники.
г) Наркомания неизлечима.
д) Нельзя выходить замуж за наркомана.

Ну, и на чем вы будете тогда строить свою  родительскую профилактику? Ведь детям не просто скажут, что ваше  запугивание - ложь, а еще и снабдят их  "статистическими  данными, развенчивающими мифы" ("Методическое пособие..."). А  против науки не попрешь. Осталось только еще дошколятам  объяснить, что не каждый дядька, который предлагает на улице конфету, а потом зовет погулять, "плохой". И  что  статистика  опровергает подобный "миф". А ведь в этой  страшилке  действительно есть доля мифологии. Далеко не все  дядьки  "плохие"  (точно так же, как и среди наркоманов есть не ВИЧ-инфицированные, и пока таковых даже больше).  Но  логика  детей  и  подростков строго двоична, без нюансов. Если говорить им "не все",  "не всегда", они будут слышать: "Все не...", "всегда не..." Поэтому, конечно, определенная доля охранительной  мифологии  в данном случае просто необходима. Тем более, что доля  эта  в случае с наркоманией не так уж и велика.

- Можно трактовать пристрастие к наркотикам как  вредную привычку? - Можно! Ведь не полезная же она, в конце концов!

- Бывает, что человек, единожды уколовшись,  становится наркоманом? - Бывает.

- Если ВИЧ-инфекция будет распространяться среди наркоманов с той скоростью, с какой она распространяется  сейчас, то через несколько лет практически все наркоманы  и  вправду станут ВИЧ-инфицированными.  А   тверждение  о  преступности наркоманов абсолютно правдиво и  на  сегодняшний  день,  ибо продажа наркотиков в немедицинских целях  у  нас  запрещена, Следовательно, наркоманы добывают их незаконным, т.е.,  преступающим закон, преступным путем.

- Что касается неизлечимости наркомании, то даже наиболее эффективные медицинские  методики,  по  признанию  самих наркологов, дают устойчивую ремиссию (избавление от наркозависимости на длительный срок) лишь в  4-6%  случаев.  Ничего себе, "излечимая болезнь"!

- А замуж выходить за наркомана действительно не стоит. Может, это не политкорректно и проявление дискриминации,  но дочку жалко. Такого муженька и врагу-то не пожелаешь, не  то, что родной дочери!

Теперь понятно, в  чьих  интересах  "антинаркотические" программы так упорно разоблачают охранительные "мифы"?

Совершено в том же духе и игры, предлагаемые программами. Обучающим играм, кстати, отводится особое  место,  ведь, по мнению авторов, если  преподносить  материал  в  игровой форме, он усваивается почти в полном объеме - на 70%.  Оставим эту цифру на совести авторов. Мы лично думаем, она справедлива разве что  для  учеников  вспомогательных  школ.  Но сутью получаемых знаний, на наш взгляд, следует  заинтересоваться всем и в первую очередь родителям.  Напр.,  создатели программы "Я хочу провести тренинг" похваляются, что "проигрывание ситуации "во время вечеринки с дачи вернулись  родители" позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 сек."

Хороши наставники! Учат детей  обманывать  родителей  и еще имеют наглость этим гордиться. Во все  времена  воспитание детей не мыслилось вне солидарности взрослых: учителей и родителей. Они были (и должны быть!) заодно в порицании детских пороков. Это основа нормального воспитания. Кому выгодно нарушать солидарность взрослых и, напротив, солидаризироваться с детьми в их желании скрыть от родных дурное? -  Разумеется, преступникам, ведь они  таким  образом  заполучают как жертв, так и подручных. Поэтому  педагогам,  которые  по старинке привыкли доверять методическим материалам,  сегодня следует подходить к ним критически и почаще спрашивать себя, кого и для чего они воспитывают.

А вот весьма характерное игровое упражнение "Табу", кочующее из пособия в пособие: "В круг ставится закрытая  шкатулка или кувшин с заклеенным  горлышком.  Ведущий  говорит: "Там лежит то, что нельзя". <Сохраняем орфографию оригинала.

Скорее всего, эти нерусские обороты - следствие непрофессионального перевода с какого-нибудь иностранного языка - авт.> И предлагает каждому как-то проявить  себя  по  отношению  к этому    предмету. КАЖДЫЙ    ПОСТУПАЕТ,    КАК       СЧИТАЕТ НУЖНЫМ <выделено нами - авт.>.

Прежде чем разобрать, что подспудно сообщает детям  эта простенькая игра, напомним  читателям  смысл  слова  "табу".

Табу - это особо  строгий  запрет,  который,  во-первых,  не предполагает  рациональных,  прагматических  объяснений,   а во-вторых, не допускает, что по отношению к нему каждый (тем более, ребенок!)  будет "поступать, как считает  нужным".  А уж если кто по слабости душевной или по безрассудству  нарушит табу, то обязательно навлечет на себя суровую кару. Этот важнейший стереотип присутствует в культурах  всего  мира  и преподносится ребенку с раннего детства в  сюжетах  множества сказок, мифов, легенд, притч, реальных  жизненных  историй. Жена Лота, нарушившая запрет оглядываться  на  Содом  и превращенная за это в соляной столб. Иванушка, попивший запретной водички и ставший козленочком... Да,  наверное,  добрая половина всего мирового фольклора дает примеры катастрофических последствий нарушения табу!

А тут? Кто хочет, нарушает запрет (по признаю,  авторов программ, это делает больше половины группы!), весело  поясняет, почему ему так захотелось, и - ничего  не  происходит, все в порядке! Понятие табу тем самым девальвируется.  Ребята усваивают, что запрет - глупый пустяк.  А  игра,  напоминаем, привязана к теме наркотиков...

Пожалуй, не хуже и  игра  "Ассоциации".  В  ней  группе школьников дается задание: "Назовите 1-2 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания", "зависимость". После этого все названные  ассоциации  обсуждаются... и описывается миф о наркомании в  нашей  культуре, исходя из возникших ассоциаций".

С мифами мы уже более или менее разобрались. Как вы догадываетесь, "мифами" будут сочтены охранительные установки, касающиеся наркотиков. А вот насчет ассоциаций  кое-что  полезно разъяснить. Тут идет работа со сферой  сознательного, а она, понятное дело, начинена отнюдь не только  благими помыслами. Кому-то придет в голову  ассоциация  "смерть",  а кому-то, напротив, "кайф", "круто", имя рок-певца или словосочетание "будущее человечества". Тем  более,  то  в  каждом классе есть дети, которым нравится шокировать  публику.  Они еще и не такое отчебучат на потеху одноклассникам. А обнародованная ассоциация из индивидуальной превращается в  общую.

Кто-то - и даже большинство! - на уровне сознания не  согласится с тем, что наркотики - "будущее человечества". Но  ассоциацию эту запомнит. И она вполне может войти в  его  бессознательное. Туда ведь всякая пакость  заходит  обычно  без спроса. Так что 15-минутная игра в  ассоциации  -  грамотный сеанс нейролингвистического программирования.

Следующий "достойный пример" - игра "Шприц". Не  правда ли, само название уже вдохновляет? "Каждый из участников  по кругу предлагает соседу, сидящему слева, уколоться  наркотиком... Предлагающий убедительно уговаривает,  второй  должен аргументировано отказаться. И так по кругу. В конце  обсуждаются удачные и неудачные моменты."

Здорово наркомафия устроилась! Школа юных  дистрибьюторов прямо в стенах общеобразовательной.

Переходим к игре "Марионетка". Тут все более завуалировано. Один ребенок изображает куклу-марионетку, два других - кукловодов. Человек, который играет куклу, не должен  сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды" (а их задача  - перевести его с одного стула на другой, находящийся на некотором расстоянии.) "Очень важно, -  предупреждает  программа "Я хочу провести тренинг" будущих тренеров, чтобы  на  месте "марионетки" побывал каждый (!) участник." В  конце  забавы, естественно, обсуждение: что чувствовали  участники  в  роли куклы? Понравилось ли им это чувство?

Данная игра также нацелена на растормаживание бессознательной сферы и подогревает мазохизм,  дремлющий  во  многих сегодняшних детях. Так он, может быть, никогда и не разогрелся бы, а после подробной чувственной проработки, да еще прилюдно, да еще в словесной форме может  ярко  заполыхать.  На уровне сознания ребенок будет отдавать себе отчет в том, что попадать в зависимость плохо. Но сладостные воспоминания могут оказаться сильнее. А мазохизм, тяга к  саморазрушению  - это  одна из определяющих черт в портрете наркомана.

Ну, и на закуску поиграем  (целых  45  минут!)  в  игру "Дискриминация". Поехали! "Участники делятся на  пары.  Один из пары садится в круг, второй встает за ним. На каждую  пару выдается табличка с надписью, которую могут  видеть  все, кроме этой пары. Участники должны с помощью  вопросов,  фраз или комментариев дать понять поре, что написано на табличке.

Примеры надписей на табличках:

- Не могу сдержать сильного полового влечения.
- Я принципиально не предохраняюсь.
- Я - наркоман.
- Я - алкоголик.
- Я сделала несколько абортов.
- Аборты нужно запретить.
- Я люблю динамить.
- Я - ВИЧ-инфицированный.
- Я колюсь.
- Я во всем слушаюсь маму.
- Я против секса до брака.
- Я - гомосексуалист."

Потом, как водится, обсуждение и вывод о  недопустимости дискриминации. Позвольте на сей раз обойтись без  комментариев.

Взопревший от учебно-ролевых игр читатель может  задать вполне уместный вопрос: а что на все  это  скажет  Министерство образования? - Мы знаем, что оно скажет.  Дескать,  да, все это ужасное безобразие, но образование-то  у  нас  нынче вариативное,  а  потому  нередки  случаи   самодеятельности,встречаются недоработки. Но мы, министерство, здесь  ни  при чем. Мы, наоборот, разработали  прекрасную  концепцию.  Вот, посмотрите. Называется "Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде".

Конечно, посмотрим. Она ведь у нас есть, и мы даже упомянули о ней в начале статьи. Как всегда, в  таких  документах очень много устрашающих цифр, общих  слов  и  обтекаемых фраз. Но если вычленить суть, мы увидим следующее. За  основу министерской концепции взята, как  они  сами  выражаются, "стратегия сдерживания", поскольку "ставить  сегодня  вопрос о полном предупреждении злоупотребления  наркотиков  <сохраняем падежные окончания оригинала. Кто мы такие, чтобы  поправлять  Министерство  образования?  Вероятно,    оно    уже пользуется новыми правилами русской орфографии,  с  которыми мы просто пока не знакомы - авт.>. и избавления от  наркомании абсолютно нереально".

Так и написано: "АБСОЛЮТНО НЕРЕАЛЬНО"!  Отличная,  четкая, жесткая формулировка! Наркомафия отдыхает.

Впрочем, не будем ерничать. Вначале узнаем, в чем заключается эта стратегия сдерживания. Сам термин, честно говоря, скорее из военного лексикона, чем из образовательного. В каких случаях в военных штабах разрабатывают стратегию сдерживания? - Когда силы противника преобладают настолько,  что о победе не может быть и речи, и главная задача - не  допустить захвата новых территорий. Т.е., министерство  фактически объявило, что нашей страной управляют наркодельцы, ибо  их силы настолько превосходят силы государства и общества,  что ни правительство, ни армия, ни милиция, ни суды - никто не в состоянии с ними справиться.

Заметьте, что "сдерживание" - это даже  не  "снижение". Следовательно, министерство ставит задачу поддержания  числа наркоманов хотя бы на сегодняшнем уровне. Теперь  посмотрим, что это означает. Как известно, среди наркоманов очень высокая смертность. А коли так, то для сохранения прежнего уровня необходимо довольно существенное пополнение рядов.  Которое, естественно, происходит из числа подростков.  Получается, что сама постановка вопроса уже предусматривает  немалое количество новых жертв. Но это еще не все! Смертность в среде наркоманов растет (прежде всего за  счет  распространения гепатита В, туберкулеза и СПИДа). Выходит, чтобы  обеспечить "сдерживание", статус-кво нужно постоянно наращивать и  темпы наркотизации?

Но и это еще не полная правда о "сдерживании". По  свидетельству специалистов, в  процессе  наркотизации  общества есть определенные закономерности: сначала кривая роста  резко подскакивает кверху, а  затем  наступает  стадия  относительной стабилизации, так называемое "плато". Именно в  этой стадии находимся сейчас и мы. А если так, то получается, что "сдерживание" обеспечивается само собой, безо всяких концепций и программ.  Зачем  же,  спрашивается,  тратить  на  них столько усилий и средств? И почему бы, если уж силы и  средства затрачивать, не задаться целью снизить  число  наркоманов? Снизить ощутимо, чтобы  все  общество  это  увидело  не только по отчетам, на бумаге? Уж, наверное, после  революции условия для борьбы с наркоманией были намного хуже сегодняшних, но ее побороли. Захотели - и побороли. Остается  только сделать вывод, что сейчас хотят противоположного.

Только не надо песен про "железный занавес". В  Таиланде нет никакого "железного занавеса". Но и  наркоманов  нет, потому что есть очень строгие законы. В Турции конопля  растет прямо вдоль дорог, страна открытая - дальше  некуда,  но как только там началась наркотизация молодежи в крупных  городах, законы резко ужесточили. И теперь  там  опять  вполне нормальная ситуация.

Впрочем, даже если число наркоманов благодаря  "стратегии сдерживания" вырастет в 10 раз, министерство  легко  отбоярится. Ведь оно предусмотрительно включило  в  статистику две цифры: официальное число наркоманов и неофициальное, "по данным специалистов". Так что всегда  можно  будет  сказать, что теперь наркозависимых просто чаще ставят на  учет,  а  в реальности число нисколько не изменилось.

Министерство даже не считает нужным скрывать,  что  оно берет на вооружение голландскую стратегию  "снижения  риска" (Помните? "Начал - прекрати, не хочешь прекращать  -  колись грамотно, гигиенично.) Оно собирается обеспечить детям "свободу выбора" (между жизнью  и  смертью!)  при  "максимальной информированности". В переводе на русский  это  значит,  что школьникам будут подробно развенчивать "мифы" о наркотиках и рассказывать об их воздействии. Конечно, под предлогом  предупреждения о возможности  негативных  последствий!  Но  уже многократно подтверждалось, что информация о наркотиках оказывает парадоксальное воздействие: чем  больше  знаешь,  тем больше хочется. Особенно это применимо по отношению  к  подросткам и молодежи. Эта закономерность  была  прекрасно  известна советским наркологам, которые предупреждали, что  информация о наркотических веществах должна  быть  максимально закрытой от общества.

Но, может, мы все-таки сгущаем краски? - Увы,  дальнейший текст концепции  не  оставляет  такой  надежды.  Главная альтернатива наркомании, заявленная минобразом, это  "здоровый образ жизни" и "общечеловеческие ценности". Для тех, кто еще не полностью овладел  министерским  новоязом,  поясняем: "здоровый образ жизни" - это синоним порядком уже  дискретидированной валеологии (о валеологах в концепции прямо  говорится, что они будут теперь бороться с наркоманией). Что  ж, это совершенно в духе рассмотренных нами программ  -  в  них тоже все подается под соусом здорового образа жизни и  общечеловеческих ценностей. Запредельное по своей  непристойности упражнение "Дискриминация", превращающее урок в  сатанинский шабаш (только представьте себе на минуту похабные  реплики, которые будут отпускать подростки, глядя на  таблички, их гогот, их жесты!), это как раз утверждение общечеловеческих ценностей: толерантность, терпимости, плюрализма,  политкорректности. Будь трижды педераст, болей СПИДом,  занимайся проституцией (весьма корректно  поименованной  в  программах "секс-бизнесом") - ты такой же как все, мы тебя  ни  в  коем случае не осуждаем. Как, впрочем, и дуреху, которая  не  хочет секса до брака, а то  и  вовсе  слушается  маму.  Каждый имеет право сделать свой выбор.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру