Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи


Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
– супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему “я”;
– почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
– супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:
– фактически полностью разрушена традиционная иерархия семейных взаимоотношений;
– утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
– традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших едва ли не полностью вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
– в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
– кризис интимно-личностных отношений проявляется во взаимной нетерпимости супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
– кризис социокультурных отношений в семье проявляется в отсутствии открытости и взаимопонимания между членами семьи, путанице в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
– кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрате способности “сопричастности” (при этом супругами теряется понимание цели и смысла жизни друг с другом, семейная жизнь становится для человека обузой, тяжким и непосильным бременем);
– вместо того, чтобы быть органичным единым целым, семья превращается в сумму отдельных прихотей и желаний.
 
4. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
– культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
– продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
– растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
– увеличивается количество нежеланных детей, беспризорников, сирот при живых родителях.
 
5. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
– утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного “крестоношения” жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
– не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится “откупиться” от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
– прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
– утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, наоборот, провоцирует ко греху;
– представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством, сердечным участием.
 
6. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
– чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
– нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не  владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде   царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
– духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь криминала, алкоголизма, наркомании, проституции;
– у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
– в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компаниях сверстников.
 
7. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
– тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ;
– в учебном плане школ отсутствуют предметы “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”;
 – до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.
 
8. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
– в социокультурном пространстве, средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенных сведений, пошлости и порока;
– массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти “свободной любви”, половой распущенности, всевозможных извращений.
 
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология “Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это атакует и подчиняет себе неокрепшие души.
 
Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
 
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. В течение последних лет это неоднократно подчеркивали иерархи Русской Православной Церкви. Так, выступая на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечал: “Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства”. Говоря же роли Православной Церкви в содействии преодолению кризиса семьи и семейного воспитания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивает: “Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле…”
 
Каков же выход из кризисной ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере семьи и семейного воспитания, и есть ли он, этот выход? Выход есть, и как ни глубоко описанное нами поражение семьи явлениями кризиса, помочь в его преодолении может всемерное содействие укреплению семьи. А именно:
·восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
·возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
·творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
·формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру