Из школьного опыта проведения уроков музыкальной культуры

В 2002-2003 учебном году в рамках проекта Русская школа был осуществлен экспериментальный курс "Русская музыкальная традиционная культура", который проводился в 1-м. 5-м, и 6-м классах. К сожалению, этот творческий эксперимент продолжался недолго - всего один год, но мы возьмем на себя смелость поделиться накопленным, пусть минимальным, опытом, некоторыми наработками, идеями и впечатлениями.

Курс родился из идеи синтеза церковной, фольклорной и светской музыки, идеи целостного восприятия разнообразного по своей стилистике музыкального потока. Таким образом, в основу программы легла попытка параллельного изучения вышеозначенных пластов музыкальной культуры. Мы попытались подобрать наилучшие примеры духовной и светской музыки и народной традиции, опираясь, прежде всего на певческо-хоровые образцы. И это не случайно - ведь основу нашей музыкальной культуры, будь то фольклор или церковная традиция, составляет хоровое пение. Заметим, что знакомство с русским певческим искусством пробудило интерес к культуре других народностей   и это не могло не вылиться в обширную тему "Путешествие по странам". И вообще, знакомство с той музыкальной областью, которая практически не изучается в школах, входило в одну из задач нашего курса.

Общение с современными детьми подросткового возраста ( да и не только подросткового) наводит иногда, к сожалению, на неутешительные мысли- современная агрессивная культура, отсутствие нравственной воспитательной платформы, духовные (на наш взгляд, в первую очередь), материальные проблемы не могут не сказаться на детском восприятии мира, мира как прекрасного Божьего творения и человека, наделенного бесценным даром творчества. Наши дети практически не умеют СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ. И поставив эту цель во главу угла нашего курса, понимая, сколько сил и кропотливого педагогического труда времени необходимо для достижения этой сверхзадачи, хочется верить, что этот экспериментальный творческий курс по изучению русской традиционной культуры принес свои плоды.

Преподавая такой интересный, новый и необычный для школьных программ предмет, педагогам очень хотелось избежать сухости, засушенного академизма, унылости и донести до учеников свежесть и красоту изучаемого материала. Поэтому мы старались использовать разнообразные формы работы (это слушание с обязательным обсуждением и попыткой анализа и сравнения, исполнение разнообразных по стилю певческо-хоровых образцов, народные игры, постановка музыкально-поэтических спектаклей, викторины), о которых хотелось бы рассказать подробнее.

Значительную часть урока мы посвящали слушанию. Основным источником звукового материала послужил личный архив преподавателя-аудио и видеокассеты с записями народной(как аутентичной, так и адаптированной) музыки, церковных (древнерусских, греческих, сербских, грузинских) песнопений, колокольного звона. Подбирая такой разнообразный по стилистике и обширный по объему материал, хотелось остановиться на наилучших образцах как по профессионализму и качеству исполнения, так и по яркости и самобытности музыкального материала. На уроках в течение года звучали записи со следующих кассет:

Но помимо использования звуко- и видеозаписей, при всей красоте и профессионализме используемого материала, на наш взгляд на занятиях был очень важен момент живого исполнительства в лице педагога. Это были минуты личного общения преподавателя с каждым учеником. Практически не одна тема не обошлась без живого пения: колыбельные и потешки из "Детского фольклора", духовные стихи из темы "Великий пост", рождественские песнопения и колядки, масленичные песни.

Слушание музыки - серьезный и утомительный труд, и поэтому мы старались как можно больше обсуждать предложенный материал. Приветствовались любые мнения, кроме равнодушной оценки. (например, после прослушивания греческих церковных песнопений одна ученица сказала, что это скучная музыка, потому что она монотонна, и эта негативная на первый взгляд характеристика послужила отправной точкой в беседе о сути и закономерностях церковного певческого искусства, о том, что же скрывается за кажущейся "заунывностью" и "монотонностью" византийских песнопений).Педагог требовал подобрать как можно больше определений для характеристики музыкального материала, найти нестандартные и яркие эпитеты. Это касалось не только общего впечатления, но и затрагивало некоторые специфические певческие моменты, как-то: характеристика голосов ( высота, направление движения, местоположение в хоровой ткани), описание тембра певцов. Например, при прослушивании кантов петровской эпохи мы с учениками выяснили что, каждый голос имеет свою функцию и особенный колорит- средний голос ведущий, содержит мелодию, тембр его бархатистый, глубокий, а третий голос высок, звенит как колокольчик, но он не самостоятелен, а является лишь подголоском, он следует за основным голосом, а бас- важный, гулкий, степенный- двигается скачками, гармонизуя мелодию.

Момент обсуждения и общения с детьми был очень важен- музыка (а подчас это были сложные для слухового восприятия образцы) становилась ближе и понятнее и хочется надеяться, что какая-то частичка образов и впечатлений осталась в сердце, а мы, педагоги тем самым хотели избежать формального отношения к предмету.

Внимательное отношение к тексту и скрупулезная работа над ним - один из принципиальных моментов в нашей работе. Слушая   и исполняя церковные песнопения, педагоги обращали особенное внимание детей на правильное произношение церковно-славянских текстов (четкое произношение "как написано", безударная "о" поется и читается как "о"), чтобы избежать "разговорности" и "бытового" произношения. Разбирая сложные и непонятные слова тропарей, стихир и кондаков, всегда хотелось донести красоту и необычность, необмирщенность церковно-славянского языка, его особое предназначение как языка сакрального и возвышенного. Один из уроков из темы "Рождество" был посвящен творениям Романа Сладкопевца -мы разбирали его рождественские стихиры как образец высочайшей церковной поэзии.

Слушая, обсуждая, анализируя и исполняя образцы народной музыки, дети познакомились с "диалектным" пением:

-южнорусским на примере казачьей протяжной "Ах ты, мать-Россия!", колядки Курской области "Да в бору, бору", белгородской потешки "Иванушка рачит";

-севернорусским: педагоги совместно с кандидатом искусствоведения Е. А. Луковниковой подготовили рассказ-лекцию о традиционной культуре Русского Севера, были показаны слайды с видами севернорусских пейзажей, звучали песни в аутенчином исполнении.

Размышляя над построением курса, авторы программы решили следовать календарному принципу, что и обусловило опорные темы программы: Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Как нам кажется, соответствие учебных планов основным этапам календарного года помогло педагогам наполнить каждую тему конкретным смыслом, а детям окунуться в атмосферу празднуемого события, стать участниками торжества.

Творческим результатом нашей программы явились постановки трех музыкально-поэтических спектаклей: "Рождественское действо", "Конек-горбунок" (подготовлен к Масленичной неделе), "Свадьба   Солнца и Весны" (весенняя сказка. приуроченная к Пасхе).

 


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру