Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы

Культура речи состоит не только в использовании большого числа слов, строящих повествование, но и в том, как произносятся эти слова, каковы интонация, громкость, темп речи. Педагог и к этим сторонам речи ребенка должен относиться с пристальным вниманием. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности маленьких детей. Если педагог говорит, четко произнося  слова, если его интонации интеллигентны (глубоки, многообразны и др.), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии своего педагога.

Учителю полезно знать о том, что хотя у детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечается усиление тормозного влияния слова, хотя они уже способны правильно реагировать на смысловое содержание слова, но эмоциональные компоненты речи играют значительную роль, специальные исследования взаимодействия первой и второй сигнальных систем посредством ЭЭГ - анализа электроэнцефалограммы - показали, что у этих детей первая сигнальная система играет значительную роль в высшей нервной деятельности: первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую - это значит, что психологически ребенок обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, что ребенок в этом возрасте легко подражает. Это значит, что ребенок будет копировать своего учителя в речевой экспрессии, в общей речевой культуре. Именно старший дошкольник и младший школьник отличается наибольшей подражательностью. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в более старших классах будет лишен возможности непосредственного образного воздействия.

Помните, что Ваша речь образец для детей.

Развитие речевого дыхания

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы  и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, больший объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дыхательные упражнения можно использовать на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках, - то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и сред него звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Обращайте внимание на правильное дыхание во время любого речевого высказывания на уроке.

Таким образом, речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью учителю предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Упражнения для развития речевого дыхания

У п р а ж н е н и е 1.

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт), так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и за тем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва все время с закрытым ртом.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

У п р а ж н е н и е 2.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки - большой палец впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем - вдох носом, на одну секунду задержать грудную в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

У п р а ж н е н и е 3.

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение сидя.

У п р а ж н е н и е 4.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

У п р а ж н е н и е 5.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

У п р а ж н е н и е 6.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность вы доха - на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох - шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 7.
 
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

У п р а ж н е н и е 8.

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

У п р а ж н е н и е 9.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановками после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ, счет до 10 - 12. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка-выдох счет десять-двенадцать.

У п р а ж н е н и е 10.

Быстрый вдох на раз. Общий счет до пятнадцати, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти - остановка - счет до десяти - остановка - счет до пятнадцати.

У п р а ж н е н и е 11.

Прыгая на носках, считать до десяти вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до десяти также на одном вы дохе, после чего спокойно маршировать и дышать без шума. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.

У п р а ж н е н и е 12.

Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины, и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Эти упражнения желательно проводить на любом уроке как динамические паузы.

Формирование речевого голоса

Голос - важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Эти обстоятельства значимы для каждого человека  в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Основные свойства голоса - высота, сила, тембр.  Эти свойства голоса отрабатываются в игровых специальных заданиях и упражнениях.

В зависимости от возраста ребенка (подготовительная группа или 1-ый класс), совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях (скажи как говорит зайчик, лисичка, медведь), либо с опорой на показ педагога. А позже на специальном фольклорно-литературном материале.

Педагогу не нужно забывать о том, что правильная осанка сама по себе создает верные условия для оформления звука.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что предает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких его качеств как чистота дикции, а также  звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса. Звучный голос - это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляющиеся в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это сделает голос ясным и чистым.

Диапазон голоса - умение варьировать высоту, силу, громкость, тембр звука. Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, с трудом, с напряжением воспринимается ее смысл, который превращается как бы в единый нечленимый поток мыслей, растворяющихся в нечленимом потоке звуков.

Широкий диапазон голоса - его гибкость и подвижность: чередование повышений и понижений тона, громкого и тихого звучания, смены тембра. Все это подчеркивает те или иные элементы смысла, делает звучание разнообразным, выразительным. При этом необходимо помнить, что широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно  на среднем  уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса - лишь в нужных местах повышая или понижая его, изменяя тон; варьирование голоса не должно превращаться в его слишком резкие перепады: нельзя постоянно срываться то на визгливые, то на угрожающе низкие тона. Вообще частый,  резкий переход от высокого тона к низкому, от тихого к громкому делает речь претенциозной, привлекает внимание к самой звуковой форме (в ущерб содержанию), и если эта форма не совершенна - такая речь может оказаться смешной, иронически воспринимаемой. Подобные приемы демонстрации широкого диапазона голоса возможны в художественной,  театрализованной речи. В обычной речи они применяются лишь изредка, если мотивированы содержанием фразы.

Широкий диапазон голоса предполагает владение как самым тихим, так и самым громким. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком форсированный, громкий - утомляет и тоже неудобен для восприятия.

Полетность голоса  определяется таким его качеством, как сила звука. Полетность голоса - его "далекий полет",  умение послать  голос, не  особенно повышая его, на необходимое, даже большее расстояние, даже в самый дальний уголок большой аудитории. Для этого необходимо тренировать диафрагму и грудное дыхание: удерживая звук в грудном резонаторе, предельно увеличивать его силу - голос обретает мощь, легко преодолевает верхние резонаторы (ротовую и носовую полость), не срываясь на визг и повышенный тон,  становится "полетным". Необходимое условие полетности голоса - умение включать в речевую работу  грудной и головной резонаторы звука одновременно: головной мозг управляет всеми речевыми процессами, в том числе и голосом.

Рекомендуется систематически выполнять упражнения такого типа: "Встаньте перед группой стоящих на разном от вас расстоянии людей и бросайте им мяч, произнося при этом какое-то слово одинаково по громкости. Представляйте, что слово как будто "летит" вместе с мячом, Это упражнение  можно выполнять и без мяча,  и не в классе, а дома. Стоя у двери, произносите слово, мысленно посылая его в самые отдаленные уголки комнаты: к окну, в противоположный угол и т.д. Обратите внимание  на позу: плечи расправлены, подбородок приподнят, что и обеспечивает нужное направление звука. Таким упражнением можно добиться хорошей слышимости голоса без напряжения говорящего".

Адаптированость (приспосабленность) голоса. Адаптивность голоса связана с умением соответствующим образом приспособить его к акустическим возможностям помещения: комнаты, класса, зала и т.д. - вообще ко всем внешним условиям говорения...  Ведь голос требует разных усилий и по-разному ведет себя в зависимости от того, где приходится говорить: на улице, в большом, среднем или маленьком; заполненном или полупустом помещении, в тишине или при некотором шуме и т.д.  Приспосабливаясь к месту говорения необходимо точно выбрать нужную громкость, высоту, полетность голоса. Он должен приспосабливаться и к различным шумовым помехам, то есть обладать помехоустойчивостью. Может мешать чей-то кашель, шепот, посторонние звуки из коридора, соседнего помещения, с улицы. На эти шумы надо реагировать голосом, нельзя их не замечать: можно сделать небольшую паузу, немного изменить тембр голоса, громкость, полетность - тогда, несмотря на помехи, которые нельзя устранить, речь будет слышна и воспринимаема.

Суггестивность голоса - связанное с тембром и интонацией качество голоса - способность передать дополнительное эмоциональное значение слова,  внушить эмоцию. Суггестивность - это выразительная окраска голоса, выразительность тембра и интонации, заключенных в слове. У голоса есть возможность влиять на поведение и ощущения адресата речи независимо от значений произносимых слов. Осуждение, например, можно передать обидным словом, а можно нейтральным словом, только посредством голоса выразить самые разные оттенки осуждающей эмоции: сдержанное, горячее, шутливое осуждение; холодность, твердость, сожаление, недоумение, крайнюю степень возмущения, мягкую иронию, сарказм, строгость, нерешительность осуждения, предупреждение, угрозу, увещевание, мягкую просьбу и т.д. Различные модуляции голоса способны обозначать самые тонкие и бесконечно разнообразные смысловые и оценочные нюансы.

Выносливость голоса. Выносливость голоса определяется тем, как долго в процессе говорения он может сохранять чистоту, ясность, управляемость по всем признакам - высоты, громкости, диапазона, тембра. Повышать выносливость голоса надо осторожно: не перенапрягая его. При слабом, невыносливом голосе осторожно и постепенно увеличивают нагрузку на голосовые связки читая вслух.

Кроме этого, голосовые связки необходимо беречь от простуды: нельзя громко говорить в морозную и сырую погоду: и холод, и сырость вредны для дыхательных путей и голосовых связок.

В случаях не умения варьировать (регулировать) высоту, силу громкость, тембр голоса, детям предлагаются специальные, дополнительные упражнения-задания.

Эти упражнения проводятся с детьми как индивидуально, так и по подгруппам.

Если в процессе дополнительных заданий, дети с трудом овладевают умениями и навыками регулировать голос, то им предлагаются дополнительные упражнения, в которых сочетаются дыхание и голос.

 

Упражнения, развивающие способность управлять (регулировать) собственным голосом

1. Лежа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей, правая на животе. На счет «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при  этом живот. Задержать дыхание на счет «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки “ссс”  или "шшш”, и втянуть живот.

2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струей выдыхаемого воздуха. Стараться  удлинить продолжительность выдоха до 7-9 секунд.

3. Медленная ходьба: на 2 шага - вдох, на 2 - выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 1 0 шагов.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: “а”, “о”, “и”, “у”, “э”. Довести продолжительность выдоха до 5-7 секунд.

5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, четко выговаривая:“Раз, два, три, четыре, пять”, - с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счет до десяти.

За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, как говорят, “полетность”, а за счет нижних - силу, мощь.

Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможности верхних резонаторов помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией “м” или “н”, добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: “бимм”, “бомм”, “бонн”, “донн”, “домм”. Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, стоящий из  сочетаний согласных “м” и “н” с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм  и т. д.

4. Глубоко вдохнуть. На одном вы дохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, мэ-мээ.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, гласные “о” и “у” старайтесь произносить как можно более низким голосом и протяжно,  добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положить  руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении. На  выдохе произносить звук “о” или “у”,  стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить гласные “о”, “у” длительно и  протяжно. Тоже на выдохе пронзим  сить нараспев слова:око, окно, олово, молоко, мука.

Дикция

Дикция формируется одновременно с развитием речи ребенка. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции .Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает говорящему выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений  губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Аппарат дикции значительно легче формируется в младшем возрасте, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывают рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный речевой навык.

Нередко нечеткая дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, у детей, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной, они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.

Чтобы устранить недостаточную гибкость, неподвижность и "не послушность"  частей речевого аппарата, чтобы не было небрежного произнесения звуков и слов "смазанности речи", неясности и нечеткости - нужны специальные упражнения и тренировки.

Существует комплекс артикуляционной  гимнастики.

Упражнения для губ.
Упражнения для челюсти.
Упражнения для языка.

Артикуляционные упражнения

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке; они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата.

1. Тренировка нижней челюсти

У п р а ж н е н и е  1.1. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).

2. Тренировка губных мышц

У п р а ж н е н и е 2.1.Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

У п р а ж н е н и е 2.2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 2.3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх, повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.

У п р а ж н е н и е 2.4. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

3. Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень языка.

У п р а ж н е н и е  3.1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, язык у нижних резцов.

На счет «один» язык поворачивается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз.

У п р а ж н е н и е  3.2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два»-внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

У п р а ж н е н и е 3.3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е  3.4. Исходное положение: Рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается.

У п р а ж н е н и е  3.5. Это упражнение дается для тренировки небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - у нижних передних зубов. Не разжимая губ и беря дыхание через нос, опускать нижнюю челюсть до возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.

 

Воспитание интонационной выразительности

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов  и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация - это совокупность звуковых средств языка,  которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику -  повышение и понижение голоса при произношении фразы, что придает речи размеренные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Мелодика проявляется повышением и понижением тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически  оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей.

Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз, в значительной мере является выразителем эмоционального состояния говорящего. Она во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышение и понижение голоса).

Фразовое и логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания и относительного веса образующего его понятие; от грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части; от различных психологических моментов.

Тембр речи -  (не смешивать с тембром звука) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, веселый, мрачный тембр и т.д.).

Паузы - расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а так же под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего:  в стихотворной речи - также и сообразно ее ритмическому строению.

Различаются паузы логические, которые  расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные, с переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

Как же выражаются мелодически (то есть в звучании) паузы и ударения?

В практике определения логического ударения и пауз установилось нечто, вроде правил:

1. Логическая точка связана с понижением голоса.
2. Логическая запятая связана с повышением голоса.
3. Точка с запятой почти не изменяет высоты голоса, она лишь немного понижает его.
4. Вопросительный знак связан с повышением голоса на вопросительном слове.
5. Встречаясь с вводными словами или вводными предложениями, мы произносим их, несколько изменяя (повышая или понижая голос).

Знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие  обязательные голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. Знание этих правил, осмысление и овладение интонацией будет играть значительную роль в овладении пунктуацией.

Но чтение художественного текста, обычного разговора лишь с соблюдением логических пауз и ударений, лишь с одной логической интонацией невозможно, потому что, в момент произнесения текста есть определенное отношение  к собеседнику и предмету разговора, есть цель, есть задача, есть определенное настроение говорящего. Все это не только влияет на интонацию, но и обусловливает звучание речи, наполняя собой все паузы, обосновывая все ударения, изменения силы и высоты голоса.

На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное членение предложения) и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых оттенков распространенного предложения). Как известно, таких интонаций шесть:

1. Интонация  перечисления  ("И к царевне наливное, молодое, золотое, прямо яблоко летит"); чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2.  Интонация  противопоставления  ("В третий раз закинул он невод - пришел невод с одной рыбкой, с непростою - золотою");

3. Интонация  звательности (или обращения) ("Чего тебе надобно, старче?");

4. Интонация предупреждения,  или интонация двоеточия ("Отвечает золотая рыбка: "не печалься, ступай себе с Богом!");

5. Интонация  вводности  ("Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку...");

6. Интонация  обособления  ("Но царевна молодая,  тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого").

При помощи этих средств выразительности осуществляется в  процессе обобщения уточнения мыслей и выражений, а так же эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее   его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослых, самостоятельно начинают использовать нужные интонации.

Упражнения по развитию интонационной выразительности строятся на основе сформированности у детей умений и навыков речевого дыхания, владения собственным голосом, четкой дикции.

Игровые упражнения и специальные занятия для работы над интонационной выразительностью
 
Особое внимание этого раздела требует на уроках чтения.

Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Основа интонации - это паузы и ударения.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослых, самостоятельно начинают использовать нужные интонации.

Упражнения для работы над интонационной выразительностью

Детям можно дать такие задания:

1. Прочесть или повторить за педагогом фразы, выделяя в них голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду с куклой.  (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не с другой игрушкой).

2. Прочесть или повторить за педагогом предложения, поочередно выделяя в каждой фразе голосом слова. Проследить, как изменяется смысл фразы.
Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.

3. Прочесть пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Всякому овощу свое время.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.

4. Прочесть вслух любое стихотворение (или подобрать прозаический текст) и выделить голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5. Прочесть или повторить за педагогом пословицы и поговорки, установить в нужных местах смысловые паузы.
За правое дело (стой смело).  (   ) - условное обозначение паузы.
Жизнь дана (на добрые дела).
Куда иголка, (туда и нитка).

6. Прочесть вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделять голосом главные по смыслу слова, следить за дыханием, своевременно на паузах добирать воздух.

7. Прочесть фразы в зависимости от текста, повышая и понижая голос (с  восходящей  или с нисходящей мелодией).
Книга издана в Москве? (восходящая мелодия).
Книга издана в Москве? (нисходящая мелодия).

8. Прочесть скороговорки, меняя темп, ритм речи при их произнесении.
Около кола — колокола (3 раза) (произнесите медленно).
Около кола — колокола (3 раза)  (в умеренном темпе).
Около кола — колокола (3 раза) (в ускоренном темпе).

9. Прочесть скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
По бревну бобры бредут.

10. Прочесть пословицы и поговорки. При их произнесении менять темп, ритм  речи и громкость, высоту  голоса.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
(прочтите тихо и в медленном темпе, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом и в медленном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т. д.).
Языком не торопись, а делом не ленись.
И волки сыты, и овцы целы.

11. Прочесть известное вам стихотворение с различной громкостью голоса (полетность) так, как бы вы прочитали его для одного человека, для небольшой группы людей, для большой аудитории.


Страница 1 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру