Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослых, самостоятельно начинают использовать нужные интонации.

Упражнения для работы над интонационной выразительностью

Детям можно дать такие задания:

1. Прочесть или повторить за педагогом фразы, выделяя в них голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду с куклой.  (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой.  (А не с другой игрушкой).

2. Прочесть или повторить за педагогом предложения, поочередно выделяя в каждой фразе голосом слова. Проследить, как изменяется смысл фразы.
Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.

3. Прочесть пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Всякому овощу свое время.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.

4. Прочесть вслух любое стихотворение (или подобрать прозаический текст) и выделить голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5. Прочесть или повторить за педагогом пословицы и поговорки, установить в нужных местах смысловые паузы.
За правое дело (стой смело).  (   ) - условное обозначение паузы.
Жизнь дана (на добрые дела).
Куда иголка, (туда и нитка).

6. Прочесть вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделять голосом главные по смыслу слова, следить за дыханием, своевременно на паузах добирать воздух.

7. Прочесть фразы в зависимости от текста, повышая и понижая голос (с  восходящей  или с нисходящей мелодией).
Книга издана в Москве? (восходящая мелодия).
Книга издана в Москве? (нисходящая мелодия).

8. Прочесть скороговорки, меняя темп, ритм речи при их произнесении.
Около кола — колокола (3 раза) (произнесите медленно).
Около кола — колокола (3 раза)  (в умеренном темпе).
Около кола — колокола (3 раза) (в ускоренном темпе).

9. Прочесть скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
По бревну бобры бредут.

10. Прочесть пословицы и поговорки. При их произнесении менять темп, ритм  речи и громкость, высоту  голоса.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
(прочтите тихо и в медленном темпе, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом и в медленном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т. д.).
Языком не торопись, а делом не ленись.
И волки сыты, и овцы целы.

11. Прочесть известное вам стихотворение с различной громкостью голоса (полетность) так, как бы вы прочитали его для одного человека, для небольшой группы людей, для большой аудитории.


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру