Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы

Воспитание интонационной выразительности

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов  и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация - это совокупность звуковых средств языка,  которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику -  повышение и понижение голоса при произношении фразы, что придает речи размеренные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Мелодика проявляется повышением и понижением тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически  оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей.

Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз, в значительной мере является выразителем эмоционального состояния говорящего. Она во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышение и понижение голоса).

Фразовое и логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания и относительного веса образующего его понятие; от грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части; от различных психологических моментов.

Тембр речи -  (не смешивать с тембром звука) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, веселый, мрачный тембр и т.д.).

Паузы - расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а так же под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего:  в стихотворной речи - также и сообразно ее ритмическому строению.

Различаются паузы логические, которые  расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные, с переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

Как же выражаются мелодически (то есть в звучании) паузы и ударения?

В практике определения логического ударения и пауз установилось нечто, вроде правил:

1. Логическая точка связана с понижением голоса.
2. Логическая запятая связана с повышением голоса.
3. Точка с запятой почти не изменяет высоты голоса, она лишь немного понижает его.
4. Вопросительный знак связан с повышением голоса на вопросительном слове.
5. Встречаясь с вводными словами или вводными предложениями, мы произносим их, несколько изменяя (повышая или понижая голос).

Знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие  обязательные голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. Знание этих правил, осмысление и овладение интонацией будет играть значительную роль в овладении пунктуацией.

Но чтение художественного текста, обычного разговора лишь с соблюдением логических пауз и ударений, лишь с одной логической интонацией невозможно, потому что, в момент произнесения текста есть определенное отношение  к собеседнику и предмету разговора, есть цель, есть задача, есть определенное настроение говорящего. Все это не только влияет на интонацию, но и обусловливает звучание речи, наполняя собой все паузы, обосновывая все ударения, изменения силы и высоты голоса.

На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное членение предложения) и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых оттенков распространенного предложения). Как известно, таких интонаций шесть:

1. Интонация  перечисления  ("И к царевне наливное, молодое, золотое, прямо яблоко летит"); чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2.  Интонация  противопоставления  ("В третий раз закинул он невод - пришел невод с одной рыбкой, с непростою - золотою");

3. Интонация  звательности (или обращения) ("Чего тебе надобно, старче?");

4. Интонация предупреждения,  или интонация двоеточия ("Отвечает золотая рыбка: "не печалься, ступай себе с Богом!");

5. Интонация  вводности  ("Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку...");

6. Интонация  обособления  ("Но царевна молодая,  тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого").

При помощи этих средств выразительности осуществляется в  процессе обобщения уточнения мыслей и выражений, а так же эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее   его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Дети, слыша правильную, выразительную речь взрослых, самостоятельно начинают использовать нужные интонации.

Упражнения по развитию интонационной выразительности строятся на основе сформированности у детей умений и навыков речевого дыхания, владения собственным голосом, четкой дикции.

Игровые упражнения и специальные занятия для работы над интонационной выразительностью
 
Особое внимание этого раздела требует на уроках чтения.

Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Основа интонации - это паузы и ударения.


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру