Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы

У п р а ж н е н и е 10.

Быстрый вдох на раз. Общий счет до пятнадцати, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти - остановка - счет до десяти - остановка - счет до пятнадцати.

У п р а ж н е н и е 11.

Прыгая на носках, считать до десяти вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до десяти также на одном вы дохе, после чего спокойно маршировать и дышать без шума. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.

У п р а ж н е н и е 12.

Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины, и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Эти упражнения желательно проводить на любом уроке как динамические паузы.

Формирование речевого голоса

Голос - важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Эти обстоятельства значимы для каждого человека  в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Основные свойства голоса - высота, сила, тембр.  Эти свойства голоса отрабатываются в игровых специальных заданиях и упражнениях.

В зависимости от возраста ребенка (подготовительная группа или 1-ый класс), совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях (скажи как говорит зайчик, лисичка, медведь), либо с опорой на показ педагога. А позже на специальном фольклорно-литературном материале.

Педагогу не нужно забывать о том, что правильная осанка сама по себе создает верные условия для оформления звука.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что предает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких его качеств как чистота дикции, а также  звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса. Звучный голос - это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляющиеся в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это сделает голос ясным и чистым.

Диапазон голоса - умение варьировать высоту, силу, громкость, тембр звука. Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, с трудом, с напряжением воспринимается ее смысл, который превращается как бы в единый нечленимый поток мыслей, растворяющихся в нечленимом потоке звуков.

Широкий диапазон голоса - его гибкость и подвижность: чередование повышений и понижений тона, громкого и тихого звучания, смены тембра. Все это подчеркивает те или иные элементы смысла, делает звучание разнообразным, выразительным. При этом необходимо помнить, что широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно  на среднем  уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса - лишь в нужных местах повышая или понижая его, изменяя тон; варьирование голоса не должно превращаться в его слишком резкие перепады: нельзя постоянно срываться то на визгливые, то на угрожающе низкие тона. Вообще частый,  резкий переход от высокого тона к низкому, от тихого к громкому делает речь претенциозной, привлекает внимание к самой звуковой форме (в ущерб содержанию), и если эта форма не совершенна - такая речь может оказаться смешной, иронически воспринимаемой. Подобные приемы демонстрации широкого диапазона голоса возможны в художественной,  театрализованной речи. В обычной речи они применяются лишь изредка, если мотивированы содержанием фразы.

Широкий диапазон голоса предполагает владение как самым тихим, так и самым громким. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком форсированный, громкий - утомляет и тоже неудобен для восприятия.

Полетность голоса  определяется таким его качеством, как сила звука. Полетность голоса - его "далекий полет",  умение послать  голос, не  особенно повышая его, на необходимое, даже большее расстояние, даже в самый дальний уголок большой аудитории. Для этого необходимо тренировать диафрагму и грудное дыхание: удерживая звук в грудном резонаторе, предельно увеличивать его силу - голос обретает мощь, легко преодолевает верхние резонаторы (ротовую и носовую полость), не срываясь на визг и повышенный тон,  становится "полетным". Необходимое условие полетности голоса - умение включать в речевую работу  грудной и головной резонаторы звука одновременно: головной мозг управляет всеми речевыми процессами, в том числе и голосом.

Рекомендуется систематически выполнять упражнения такого типа: "Встаньте перед группой стоящих на разном от вас расстоянии людей и бросайте им мяч, произнося при этом какое-то слово одинаково по громкости. Представляйте, что слово как будто "летит" вместе с мячом, Это упражнение  можно выполнять и без мяча,  и не в классе, а дома. Стоя у двери, произносите слово, мысленно посылая его в самые отдаленные уголки комнаты: к окну, в противоположный угол и т.д. Обратите внимание  на позу: плечи расправлены, подбородок приподнят, что и обеспечивает нужное направление звука. Таким упражнением можно добиться хорошей слышимости голоса без напряжения говорящего".

Адаптированость (приспосабленность) голоса. Адаптивность голоса связана с умением соответствующим образом приспособить его к акустическим возможностям помещения: комнаты, класса, зала и т.д. - вообще ко всем внешним условиям говорения...  Ведь голос требует разных усилий и по-разному ведет себя в зависимости от того, где приходится говорить: на улице, в большом, среднем или маленьком; заполненном или полупустом помещении, в тишине или при некотором шуме и т.д.  Приспосабливаясь к месту говорения необходимо точно выбрать нужную громкость, высоту, полетность голоса. Он должен приспосабливаться и к различным шумовым помехам, то есть обладать помехоустойчивостью. Может мешать чей-то кашель, шепот, посторонние звуки из коридора, соседнего помещения, с улицы. На эти шумы надо реагировать голосом, нельзя их не замечать: можно сделать небольшую паузу, немного изменить тембр голоса, громкость, полетность - тогда, несмотря на помехи, которые нельзя устранить, речь будет слышна и воспринимаема.

Суггестивность голоса - связанное с тембром и интонацией качество голоса - способность передать дополнительное эмоциональное значение слова,  внушить эмоцию. Суггестивность - это выразительная окраска голоса, выразительность тембра и интонации, заключенных в слове. У голоса есть возможность влиять на поведение и ощущения адресата речи независимо от значений произносимых слов. Осуждение, например, можно передать обидным словом, а можно нейтральным словом, только посредством голоса выразить самые разные оттенки осуждающей эмоции: сдержанное, горячее, шутливое осуждение; холодность, твердость, сожаление, недоумение, крайнюю степень возмущения, мягкую иронию, сарказм, строгость, нерешительность осуждения, предупреждение, угрозу, увещевание, мягкую просьбу и т.д. Различные модуляции голоса способны обозначать самые тонкие и бесконечно разнообразные смысловые и оценочные нюансы.

Выносливость голоса. Выносливость голоса определяется тем, как долго в процессе говорения он может сохранять чистоту, ясность, управляемость по всем признакам - высоты, громкости, диапазона, тембра. Повышать выносливость голоса надо осторожно: не перенапрягая его. При слабом, невыносливом голосе осторожно и постепенно увеличивают нагрузку на голосовые связки читая вслух.

Кроме этого, голосовые связки необходимо беречь от простуды: нельзя громко говорить в морозную и сырую погоду: и холод, и сырость вредны для дыхательных путей и голосовых связок.

В случаях не умения варьировать (регулировать) высоту, силу громкость, тембр голоса, детям предлагаются специальные, дополнительные упражнения-задания.

Эти упражнения проводятся с детьми как индивидуально, так и по подгруппам.

Если в процессе дополнительных заданий, дети с трудом овладевают умениями и навыками регулировать голос, то им предлагаются дополнительные упражнения, в которых сочетаются дыхание и голос.

 


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру