Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы

Культура речи состоит не только в использовании большого числа слов, строящих повествование, но и в том, как произносятся эти слова, каковы интонация, громкость, темп речи. Педагог и к этим сторонам речи ребенка должен относиться с пристальным вниманием. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности маленьких детей. Если педагог говорит, четко произнося  слова, если его интонации интеллигентны (глубоки, многообразны и др.), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии своего педагога.

Учителю полезно знать о том, что хотя у детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечается усиление тормозного влияния слова, хотя они уже способны правильно реагировать на смысловое содержание слова, но эмоциональные компоненты речи играют значительную роль, специальные исследования взаимодействия первой и второй сигнальных систем посредством ЭЭГ - анализа электроэнцефалограммы - показали, что у этих детей первая сигнальная система играет значительную роль в высшей нервной деятельности: первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую - это значит, что психологически ребенок обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, что ребенок в этом возрасте легко подражает. Это значит, что ребенок будет копировать своего учителя в речевой экспрессии, в общей речевой культуре. Именно старший дошкольник и младший школьник отличается наибольшей подражательностью. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в более старших классах будет лишен возможности непосредственного образного воздействия.

Помните, что Ваша речь образец для детей.

Развитие речевого дыхания

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы  и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, больший объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дыхательные упражнения можно использовать на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках, - то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и сред него звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Обращайте внимание на правильное дыхание во время любого речевого высказывания на уроке.

Таким образом, речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением. С этой целью учителю предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Упражнения для развития речевого дыхания

У п р а ж н е н и е 1.

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт), так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и за тем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва все время с закрытым ртом.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.

У п р а ж н е н и е 2.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки - большой палец впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем - вдох носом, на одну секунду задержать грудную в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

У п р а ж н е н и е 3.

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение сидя.

У п р а ж н е н и е 4.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

У п р а ж н е н и е 5.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

У п р а ж н е н и е 6.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность вы доха - на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох - шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 7.
 
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

У п р а ж н е н и е 8.

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

У п р а ж н е н и е 9.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановками после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ, счет до 10 - 12. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка-выдох счет десять-двенадцать.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру