Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка)

ВВЕДЕНИЕ

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо, так как эмоционально окрашенное слово является важным инструментом.

О проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много.

Широко освещается в прессе, обращают внимание учителя на снижение культуры устной речи – наблюдается снижение орфоэпических норм, отсутствие "чувства" языка, не владение логикой языка и т.д.

Ребенок попадает в школу с шести-семи лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные конструкции одних и образная эмоциональная речь других детей. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать эту работу в школе.

Что же считать выразительной речью?

"Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя"– писал Рождественский Н.С.

Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Диагностика уровня сформированности темпо-ритмической организации речи.

Темп речи

Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков темпа речи придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий  темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Обследование изменения темпа речи детей.

Задание:  произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель:  обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2:  прослушай три стихотворения и исходя из текста, скажи какое нужно читать в медленном темпе, какое в среднем темпе, какое в быстром.

Цель:  Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция:  педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно прочесть все три стихотворных отрывка.

1. Ходит кот по лавке -
   Мягонькие лапки,
   Ушки пушисты,
   Глазки золотисты

2. Очень медленны движенья,
   И "походка" как скольженье,
   В дом свой прячется от страха,
   Хвост поджавши черепаха.
   (В. Талызин)


3. С горки мчится паровоз
   Без трубы и без колес
   С паровозом - три вагона:
   Михаил и два Антона.

   (О. и К. Соловьевы)

Задание 3:  Чтение стихотворения с разным темпом речи.

Цель:  Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция:  Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,
Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
(Тексты см. в приложении)

Ритм речи

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи, например, чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.

Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Это также относится и к декламированию стихов. Лучшие стихи прозвучат как «вирши», если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность доходчивость смысла. Ребенок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

Обследование и воспроизведение ритма речи.

Задание 1:  Узнать ритмический рисунок фразы по простукиванию.

Цель:  Выявить возможности ребенка узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).

Инструкция:  Прослушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов (та-та-та) или простучу, затем я их произнесу и ты попробуешь угадать какую я произнесла первой, какую второй.

- Много снега – много хлеба.
- От топота копыт,  пыль по полю летит.

Задание 2:  Узнать ритмический рисунок 2-х стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

Цель:  Выявить возможности ребенка узнавать ритмо-интонационный рисунок  предложенных педагогом текстов.

Инструкция:  Прослушай внимательно тексты, как я буду произносить, и попробуй угадать, какой из 2-х к нему относится. А теперь я произнесу один из текстов без слов с помощью слогов (та-та-та) или простукаю. Узнай, какой это текст 1-ый или 2-ой?

Зима недаром злится
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
и гонит со двора.

(Ф. Тютчев)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А между кочками жемчужины
На тонких ниточках висят
.
(С. Маршак)

Задание 3:  Прочесть два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нужно читать, затем прочесть эти стихи без слов или прохлопать.

Цель:  Выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция:  Прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения,  прочти стихи вслух, затем прохлопай эти стихи.

Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

(А. Пушкин)

Задание 4:  Прочти стихотворение, вставь пропущенные слова.

Цель:  Выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.

Инструкция:  Прослушай стихотворение
а) подбери из нескольких слов  нужное.
б) подбери сам слово, которое подходит по ритму и по смыслу.

На шесте, ветвях, на крыше
Гнезда вьет он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый
……
(попугай, аист, лебедь)
(В. Талызин)

В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся.
Может съесть даже ножку от стула
Если пахнет съедобным
……
(рыба, кит, акула)
(В. Талызин)

Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина
……..
(птичка, бабочка, стрекоза)
(В.Талызин)

Какие трудности встречаются у детей.

1. Дети не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм.
2. Дети самостоятельно затрудняются прохлопать ритм стихотворения.
3. Дети затрудняются в определении ритмического рисунка стихотворения и не могут вставить слово
(Тексты см. в Приложении).

 

Диагностика уровня сформированности речевого голоса (высота, сила, тембр)

Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса создает так называемую «благозвучность» речи. Звучный голос – это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это делает голос ясным и чистым.

Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, с трудом, с напряжением воспринимается ее смысл, который превращается как бы в единый не членимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.

Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.

Широкий диапазон голоса предполагает владение, как самыми тихими  тонами, так и самыми громкими. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком форсированный, громкий – утомляет и тоже неудобен для восприятия.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и  громким.

Часто  старшие дошкольники и младшие школьники  читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса ученика при чтении и всех его высказываниях.

Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: ученика просят тихо прочесть четверостишье или прозаический отрывок. Затем предлагают прочесть еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всему классу. Потом педагог просит почитать то же самое громко, еще громче. И только в завершение предлагает читать так, как «хочется голосу» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса.

Высота голоса

В голосе различают высоту (звуковысотность). Если прислушаться к речи окружающих и к своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается , падает … И не в беспорядке, а как мы замечаем, по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним носит название – гибкость голоса.

Задание 1:  Произношение автоматизированных рядов, слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель:  Определить  возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция:  Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и т.д. и наоборот.

Задание 2:  Прочесть сказку, используя разную высоту голоса.

Цель:  Установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок "Теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя" и др.

Инструкция:  Прочитай отрывок из сказки. Приготовься прочитать от лица каждого героя (изобрази голосом, как говорит каждый герой).

Сила голоса

Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.

Обследование предпосылок использования силы голоса

Задание 1:  Произнесение автоматизированных рядов с разной силой голоса (тихий – средний – громкий голос и наоборот).
Цель:  Определить возможность ребенка самостоятельно изменять силу голоса, выявить возможность ребенка в произвольном переключении.

Инструкция:  Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и т.д. и наоборот.
Задание 2:  Прочти стихотворение или прозаический текст, изменяя голос по контексту.

Цель:  Определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция:  Прочти про себя текст, подумай, где нужно изменить силу голоса. Прочти вслух.
Тексты см. в приложении.

Какие трудности встречаются у детей

1. Особую трудность вызывает шепот.
2. Переключаемость (выше, ниже, громче, тише).

 
Диагностика уровня сформированности слогового ударения

Ударение – один из важнейших признаков слова, как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Чувствительность к ударению, к ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.

В русском языке ударение является  разноместным,  т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.

Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).

Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены  и высокие стены.

Силовой  характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударным.

Какие трудности встречаются у  детей

Определение ударного слога, как ни странно, вызывает трудности как у старших дошкольников, так и у младших школьников. Хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.

1. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки  детей: «арбуз»,  «простыня», «свекла» и т.д.).
2. В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал»,  «отнял», «положил»)

Задание 1:  Отхлопать слова, ударный слог - громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель:  Выявить умения детей выделять хлопком ударный слог в слове.

Инструкция:  Педагог сначала сам прохлопывает названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог. Затем дети сами простукивают, отхлопывают названия предметов, которые их окружают (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).

Задание 2:  Подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы:  х–Х,  Х–х,  х-х-Х,  х-Х-х,  Х-х-х.
Цель:  Выявить умения детей подбирать по схеме слова, ставя правильно ударения и выделяя ударный слог.

Задание 3:  Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель:  Выявить умения детей со слуха выделять ударный слог в слове.

Инструкция:  Прослушайте слова-омонимы и графически зарисуйте ударения.

Замок – замок        Полки – полки
Атлас – атлас        Мою – мою
Село – село           Уже – уже
Пары – пары           Хлопок – хлопок

Задание 4:  Графически записать предложение.
Дорога  домой.           Дорога каждая минута.
х-Х-х      х-Х               х-х-Х   Х-х-х    х-Х-х

Времени  было  мало.         Дитя  еще   мало.
Х-х-х       Х-х    Х-х            х-Х    х-Х   х-Х

Цель:  Выявить умения детей со слуха выделять ударные слоги в предложении.
Задание 5:  Выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударения.

Цель:  Тренировать способность детей выделять ударный слог в омонимах.

1.Вот старинный красивый замок.
     Надо заменить старый замок.

2. Язык – орган речи.
    Орган – музыкальный инструмент

3. Для костюма был куплен белый атлас.
    В кабинете отца лежал атлас.

4. Полки ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрелки (А.Пушкин)
    Это новые полки для книг.
    Стрелки часов подходят к семи.

5. Спорить с ней была мука.  
    Мука белая.

6. Ваза стоит на столе.
    Сколько стоит эта ваза?

Задание 6:  Прочитайте, следите за изменением места ударения в выделенных словах.
Цель:  Тренировать способность детей выделять ударный слог в словоформах.

Дом учителя                           Учителя приехали
Нет твоего адреса                   Это их адреса
Право голоса                          Голоса птиц
Далеко от берега                    Берега красивы
Он не подал руки                    Помой руки
Часть стены закрыта               Стены белые
Три скалы                              Это скалы

Задание 7:  Прочти стихотворение Я.Козловского «Ударение» и объясни как изменяется смысл от постановки ударения.
Цель:  Формирование понятия в вариантах ударения.

Мне слово «чудно»
Изменить не трудно:
Поставил ударение но «О» -
Исчезло «чудно»
Родилось «чудно»…

Диагностика уровня сформированности логического ударения

Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть четыре способа выделить слово:
1. Более замедленным произношением.
2. Усилением голоса.
3. Изменением высоты голоса.
4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько у д а р я е т с я, сколько   именно  в ы д е л я е т с я.

Логическое ударение является средством передачи смысловых отношений между словами.

Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющегося общепризнанным толкователем значений.

Какие трудности встречаются у детей

1. Недопонимание смысла читаемого текста, не понимание о чем идет речь.
2. Нет навыка и умения – выделить голосом нужное слово.

Задание 1:  Прослушай предложение и выдели голосом главное слово.
Цель:  Научить ребенка делать логическое ударение во фразе.

Инструкция:  Педагог читает предложение ровным голосом, не выделяя слова. Ребенку предлагается самостоятельно сделать ударение на любом слове, какое он считает нужным по смыслу и объяснить почему он выбрал это слово.
Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2:  Выдели в этом и последующем предложении поочередно каждое слово и обрати внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель:  Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.


Девочка играет в саду с куклой.
(играет девочка, а не мальчик)
Девочка играет в саду с куклой.
(не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой.
(а не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не с другой игрушкой)

Задание 3:  Прочти фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Проследи и объясни изменение смысла фразы.
Шуба висела на вешалке.

Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Старик посадил яблоню.

Задание 4:  Прочти стихотворение, делая логические ударения.
Цель:  Учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.

Инструкция:  Прочти про себя текст, определи какие слова главные по смыслу, подумай, как лучше можно выделить слова.
– замедлить это слово,
– прочесть это слово громче,
– изменить высоту голоса,
– сделать паузу перед (или после) слова.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И гладят уныло
Голые кусты.

Примеры можно взять любые из приложения или прозаический текст, доступный ребенку.

 

Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности

Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация – явление сложное,  целостное. Однако в ней выделяются следующие компоненты:  сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения…

Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость и т.д.).

В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Однако не все учащиеся начальной школы и даже средней справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно «читать» знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлено коммуникацией с взрослым. Таким образом, исходной формой общения человека в онтогенезе является непосредственно эмоциональное общение, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Задание 1: 
а) Произнеси предложение:
Мы любим школу.
с повествовательной интонацией.

Предложить детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то…), Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Изобразить повествовательную интонацию графически

Предложить ребенку прочесть фразу «Мы любим школу» с повествовательной интонацией.
б) Произнеси предложение:
Мы любим школу!
с радостью, восторгом.

Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с восклицательной интонацией.
в) Произнеси предложение:
Мы любим школу?
с удивлением, сомнением.

Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с вопросительной интонацией.

Цель:  Выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция:  в заданиях.

Задание 2:  Изобразить графически, воспринимаемое на слух предложение.
Цель:  Выявить умение детей графически изображать предложение.

Инструкция:  Педагог читает отдельные предложения или отрывок из текста, дети графически отображают восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения. Тексты приведены в приложении.

Задание 3:  Прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.
Цель:  Выявить умение детей, читая текст, использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.

Инструкция:  Прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, как ты будешь читать. Прочти текст с интонацией.

Задание 4:  Произнеси фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково и т.д.
Мы поедем на экскурсию.
Цель:  Выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Инструкция:  Педагог прилагает ребенку сказать фразу так, чтобы поняли, что ты рад поехать на экскурсию;  у тебя были другие планы, и ты огорчен, что ты едешь на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии и т.д.

Задание 5:  Прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную  окраску, исходя из содержания текста.
Цель:  Выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция:  Прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочти, как ты считаешь нужным, объясни почему ты так прочитал. Текст приведен в приложении.

Какие трудности встречаются у  детей
1. Повышение или понижение тона голоса на одном из слов в предложении (во фразе) затруднено.
2. Не всегда ребенок может передать голосом, «Эмоционально окрасить» текст исходя из содержания.
 

Определение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка

1. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.1.  Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция:  слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:
• ба - па -                па - ба -
• са - ша -                ша - са -
• ша - жа - ша -        жа - ша - жа –
• ца - са -ца -           са - ца - са -
• ра- ла - ра -           ла - ра - ла -    

Вначале предъявляется первая пара (ба - па), затем вторая (па - ба). Оценивается воспроизведение слогов в целом (ба - па - па - ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

1.2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

• губы в улыбке;
• язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
• язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
• «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
• чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо вы¬полнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже - головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

1.3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:

• собака - маска - нос                              
• сено - василек - высь
• замок - коза
• зима - магазин

• цапля - овца - палец
• шуба - кошка - камыш 
• жук - ножи
• щука - вещи - лещ

• чайка - очки - ночь
• рыба - корова – топор
• река - варенье - дверь
• лампа - молоко - пол
• лето - колесо- соль

При необходимости можно уточнить произношение других соглас¬ных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и И. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.
1.4. Исследование сформированности  звуко - слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:
• танкист
• космонавт
• сковорода
• аквалангист
• термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.
2.  Исследование грамматического строя речи
2.1. Повторение предложений

Инструкция; послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо.
• В саду было много красных яблок.
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет 'гулять, потому что холодно.
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

2.2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
• Над большим деревом была глубокая яма.

2.3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Петя, купить, шар, красный, мама

2.4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Лена наливает чай ... чашки.
• Почки распустились ... деревьях.
• Птенец выпал ... гнезда.
• Щенок спрятался ... крыльцом.
• Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
- 1-й - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);
- 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

2.5. Образование существительных множественного числа в именительном  и родительном падежах.
Инструкция: один - дом, а если их много, то это - дома.
• один - стол, а много - это...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо -

Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.

• один - стол, а много чего? - ...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо -                    

3. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки - котята, а у...

• козы -                      собаки -
• волка -                     курицы -
• утки -                       свиньи -
• лисы -                       коровы -
• льва -                       овцы -

3.2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.

• шляпка из соломы -            кисель из клюквы -
• горка изо льда -                 салат из моркови -
• варенье из вишни -             суп из грибов -
• варенье из яблок -              лист дуба -
• варенье из сливы -              лист осины -

б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если...

• мороз -
• солнце -                         
• снег -
• ветер -
• дождь -

в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

• кошки -
• волка -
• льва -
• медведя -
• лисы-

4. Исследование связанной речи
4.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:
- рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
- допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей,нет связующих звеньев;
- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
- рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
- наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
- рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
- самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
- картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
- раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
- задание недоступно даже при наличии помощи.

4.2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.

а) Критерий смысловой целостности:
- воспроизведены все основные смысловые звенья;
- смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
- пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
- невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления:
- пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
- отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены неадекватное использование слов;
 - пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения:
- самостоятельный пересказ после первого предъявления;
- пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
- пересказ по вопросам;
- пересказ не доступен даже по вопросам.
 

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Алексеева М.М., Яшина В..И. Речевое развитие дошкольников   Москва,  Академия, 1998 г.  
2.  Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В.   Искусство речи   Москва,  Искусство, 1977 г.  
3.  Воропаева И.П.   Коррекция эмоциональной сферы младших школьников,  Москва, 1993 г.
4.  Выготский Л.С.  Собрание сочинений в 6 томах,   Москва, 1982 г.
5.  Германова М.Г.  Книга для чтецов, Профиздат, 1964 г.
6.  Горбушкина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста   Москва, Просвещение, 1985 г.
7.  Иванова С.Ф.   Речевой слух и культура речи   Москва, Просвещение, 1970 г.
8.  Максаков А.И.   Правильно ли говорит ваш ребенок  Москва, Просвещение, 1988 г.
9.  Мухина В.С.   Шестилетний ребенок в школе   Москва, Просвещение, 1986 г.
10.  Сохин Ф.А.   Развитие речи детей дошкольного возраста  Москва, Просвещение, 1984 г.
11.  Сценическая речь  под редакцией Козляниновой И.П.   Москва, Прсвещение, 1976 г.
12.  Федорова Н.В.   Основы риторики   Даугавпилс, 1995 .
13.  Фомичева М.Ф.   Воспитание у детей правильного произношения Моссква, Просвещение, 1989 г.
14.  Фотекова Т.А.  Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников    Аркти,  Москва, 2000 г.
15.  Ястребова А.В., Лазаренко О.И.  Хочу в  школу    Аркти,  Москва, 1999 г.
16.  Ястребова А.В., Лазаренко О.И.  Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи    Аркти,  Москва, 2001 г.

 
П Р И Л О Ж Е Н И Е

Речевой  материал для диагностики уровня  сформированности  ритма речи.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Лермонтов)

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежеймглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М. Лермонтов)

И стоит береза
В сонной тишине.
И горят снежинки
В золотом огне.
(С. Есенин)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
(И. Никитин)

Я земной шар
Чуть не весь обошел, -
И жизнь хороша,
И жить хорошо.
(В. Маяковский)

В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты ее не бей!
Эта птичка …. (воробей)
(В. Талызин)

Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Очень много сил затратил
Для такого стука ….. (дятел)
(В. Талызин)

Молоко ее полезно,
В огород она полезла,
И глядит во все глаза –
Длиннорогая …. (коза)
(В. Талызин)

Кто с хвостом своим играет,
Остры когти убирает,
Отдыхает у окошка
И мурлычит нежно? … (кошка)
(В. Талызин)
Наш Полкан попал в капкан.

Возле горки на пригорке
Жили тридцать три Егорки.

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

У елки иголки остры и колки

На осинке росинки
Засверкали утром перламутром.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.

У сени и Сани в сетях сом с усами.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакл шагал, Шакл скакал.

Речевой  материал для диагностики уровня  сформированности  темпа  речи

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей, быстрей бегом.
Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.

Ходит важно, с гордым видом
И жену не даст в обиду
Зашипит, и … - трусь, не трусь –
Ущипнуть вас может гусь.

Пузом по земле ползет
За собою хвост везет
В страхе вся моя семья
Напугала нас змея.

Торопиться он не хочет
Листья ест, деревья точит.
Слышен нам жужжащий звук –
То летит обедать жук.
(В. Талызин)

 

Во дворе он сельском ходит,
Все неладным там находит.
Не встречал я злее злюк!
Птица та – болтун индюк.

Очень медленны движенья,
И походка, как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, черепаха.
(В. Талызин)

Все быстрее, все быстрее
Я слова читать умею.
Строчки весело мелькают
Ах! Как быстро я читаю.

По дорожке полевой
От реки спешу домой,
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
(Г. Лодонщиков)

Гуси к ручью умываться ходили,
Чинно животики с лапками мыли
Красные лапки на солнце блестят,
Гуси идут величаво назад.
(О. Александрова)
 
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)

Идет бульдог, идет бульдог,
Звенит медалями бульдог.
Бульдог такой уродливый,
Такой неповоротливый.
(Э. Машковская)

Вот шагает гражданин
Он один. Совсем один.
Он ужасно одинок
Вслед за ним бежит щенок.
(И. Токмакова)

Щенок бежал, и уши у щенка
Так хлопали, мотались и взлетали,
Что сам щенок взлетел под облака!
С тех пор его мы больше не видали.
(С. Махотин)

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятах,
Внуки на козлятах.
Слон шагает по дороге,
Вот так хобот,
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост
У слона огромный рост.
(А. Шибаев)

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
(М. Лермонтов)

Мчусь как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
(С. Черный)

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
(А. Пушкин)

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов
(А. Ахматова)

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
(А. Фет)

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзшей воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде!
(Н. Некрасов)

С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум проворный
Все вторит весело громам.
(Ф. Тютчев)

Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
(А. Пушкин)

Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
(А. Плещеев)
 
Речевой  материал для диагностики уровня  сформированности  силы голоса

Ударяй тихонечко:
Стук-стук-стук.
И тогда услышишь нежный звук.
Ударяй сильнее:
Стук-стук-стук.
И тогда услышишь громкий звук.

Шепчет солнышко листочку:
Не робей голубчик! –
И берет его из почки
За зеленый чубчик
(В. Орлов)

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже
И ребенок был у них –
Очень тихий ежик.
(С. Маршак)

Потихоньку ветер
За калитку вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше.

Тихо входит синий вечер
В комнату мою.
Спите, куклы-человечки,
Баюшки-баю.
(Г. Ладонщиков)

Шесть мышат
В камышах шуршат.

Тени серые, как мышь,
Все уснули, всюду тишь…
Но кому-то сниться сон
И совсем не серый он.
(И. Михайлова)

Тихо, тихо, тихо, тихо
Не шумите
Спит ежиха.
Как колючие комочки
Рядом спят
Ее сыночки.

Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько
Ты слышишь?…

Гром грохочет – бух, трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге – Ах
Затыкает уши.
(А. Чилыгин)

Скажите погромче слово «Гром» -
Грохочет слово словно гром.
Скажите потише – «Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат…
(А. Барто)

Я в лесу закричал: Эге-гей,
Кто тут есть, - отвечай скорей!
И ответил мне лес: Эге-гееей,
Ктооо тууут ееесть, - от-вее-чай ско-рееей!
(Ж. Дашдондог)

Звон вечерний раздается,
Спят долины в сладком сне;
Звездный свет отрадно льется,
Навевая слезы мне…
(Л. Мозгалевский)

Заводь спит, Молчит вода зеркальная.
Только так, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится, печальная,
Как последний вздох души.
(К. Бальмонт)

Все спит кругом; Одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады…
(А. Пушкин)

Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и Руслана,
И Лелем свитый им венец.
(А. Пушкин)

Тихие сумерки
Солнце садится
Слышно, как плачет
Какая-то птица!
Ку-ку, ку-ку!
(М. Джалиль)

Над рекою наклонясь,
Что-то шепчет камыш.
А кругом, на полях,
Непробудная тишь.
(И. Суриков)

 

 

Речевой  материал для диагностики уровня  сформированности  высоты голоса

Педагог: - Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит:
Ребенок: - Что за терем-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
(Высокий  голос)

- Кто-кто в невысоком живете?
Педагог: - Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает:
Ребенок: - Что за терем-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
(Средний голос.)
- Кто-кто в невысоком живет?
Педагог: - Идет мимо медведь и говорит:
Ребенок: - Что за теремок-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
(Низкий голос)
- Кто-кто в невысоком живет?
(фрагмент указки "Теремок").

Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Михаил Иванович посмотрел на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
А Мишутка увидел свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую комнату.
- Кто ложился на мою постель и смял её?
- заревел Михаил Иванович страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял её?
- зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал:
- Вот она! Держи, держи! Ай-яяй!
Девочка открыла глаза, увидела медведей, выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.
(Русская народная сказка)


Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнёшенько зовёт:
- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати.

А из реки ему отвечают:

- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Жёлты пески на грудь легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.
(Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")


Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

- Сяду на пенёк,
Съем пирожок.

А Машенька из короба:

- Вижу, вижу!
Не садись на пенёк!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

- Ишь, какая глазастая, - говорит медведь, - все видит.
Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

- Сяду на пенёк,
Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

- Вижу, вижу!
Не садись на пенёк!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

(Русская народная сказка "Маша и медведь")

Волк подслушал, как поёт коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
- Вы» детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы.

Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок. Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
- Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю.

(Русская народная сказка "Волк и семеро козлят")

Речевой  материал для диагностики умения составлять графическую схему текста.

- Который час? - Двенадцать бьет.
- Кто вам сказал? - Знакомый кот.
- А мышка где? - В своем гнезде.  
- Чем занята? - Штанишки шьет.
- Кому? - Супругу своему.
- А кто ее супруг? - Барон Кукарекук.

- Кумушка Сова! Дома ли кум Воробей?
- Дома.  
- Что он делает?
- Болен лежит.              
- Что у него болит?
- Пяточки.
- Сходи, кума, в огород!
Сорви травки мяточки!
Попарь ему пяточки!      
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек.
- Это снег? Не может быть!
- На дворе? Не может быть!
- На траве? Не может быть!
- В октябре? Не может быть!
- Неужели это снег?
Не поверил человек.

Речевой  материал для диагностики сформированности  умения воспринимать и воспроизводить эмоциональную окраску текста.
     
Мне грустно
Папе на меня,
Нажаловалась мама.
Конечно, я, не слушался
Я вел себя упрямо,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила
Не ябедничать
(С. Махотин)

Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
(А. Барто)

Плачет киска в коридоре
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
(Б. Заходер)

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может ей кого-то жалко?
Может ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
(И. Токмакова)

Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
(П. Воронько)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо плачет темный лес.
(Н. Некрасов)

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: "Какой позор!"
(Г. Ладонщиков)

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона
(С. Есенин)

Тронь ее нечаянно –
Сразу – караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
(А. Барто)

Звенит звонок
Рассыпав смех веселый
Он стосковался
В летний час по нас.
День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный, светлый класс!
(М. Чернявский)

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он…
(Е. Баратынский)

Что, дремучий лес,
Призадумался?
Грустью темною
Затуманился?
(А. Кольцов)

Здравствуй, лес,
 Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
(С. Погореловский)

Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но  не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
"Ну, прости в последний раз…!"
Я не плачу, слезы сами
Сами кадятся из глаз.
(Г. Лодонщиков)

А. МИЛН

Глава четвертая, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит Старый серый ослик Иа-Иа стоял один одинешенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он. собственно, думает.

Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжелые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

- Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил он. - А как твое? - спросил Винни-Пух. И а покачал головой. - Не очень как! - сказал он. - Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.
- Ай-ай-ай, - сказал Пух, - очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.
Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошел вокруг него.

- Ой, что это случилось с твоим хвостом? - спросил он удивленно.
- А что с ним случилось? - сказал Иа-Иа. - Его нет! - Ты не ошибся? - Хвост или есть, или его нет. Помоему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.  - А что же тогда там есть? - Ничего.

- Ну-ка, посмотрим, - сказал Иа-Иа. И он медленно повернулся к тому месту; где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удается его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая: - Кажется, ты прав. - Конечно, я прав, - сказал Пух. - Это вполне естественно, - грустно сказал Иа-Иа. - Теперь все понятно. Удивляться не приходится.
- Ты, наверное, его где-нибудь позабыл, - сказал Винни-Пух.

- Наверно, его кто-нибудь утащил...- сказал Иа-Иа. - Чего от них ждать! - добавил он после большой паузы.
Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

- Иа-Иа, - торжественно произнес он, - я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.
- Спасибо, Пух, - сказал Иа. - Ты настоящий друг. Не то, что некоторые:
И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.
А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и обтрепанной рядом с березками, надевшими новые зеленые кружева. Винни шагал мимо сосен и елок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьев и речек, шагал среди груды камней и снова среди зарослей, и вот, наконец, усталый и голодный, он вошел в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

«А если кто-нибудь что-нибудь о чем-нибудь знает, - сказал медвежонок про себя, - то это, конечно. Сова. Или я не Винни-Пух, - сказал он. - А я - он, добавил Винни-Пух. - Значит, все в порядке!»

Речевой  материал для диагностики сформированности   умения пользоваться ударением

Был бы друг,
Будет и  …. (досуг)

Сладок он друзья на вкус,
А зовут его …. (арбуз)
(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели … (водопровод)
(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я … (свекла)
(Н. Френкель)

Цапля важная, носатая,
Целый день стоит как …. (статуя)
(С. Маршак)

Плачет кукла Аленка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Стоит она в тесном …. (портфеле)
(Л. Фадеева)

В России красивые города.
База туристов недалеко от города.

Мы увидели каменистые острова.
Часть острова покрыта лесом.

Поезда прибывали рано.
Твоего поезда пока нет.

У Волги крутые берега.
Около берега лодка.

Не забудь взять адреса.
У меня нет ее адреса.

Наступили холода.
Лицо горит от холода.

Нина дома.
Вот новые дома.

Позови доктора.
Все доктора на обходе.

Бурные воды.
Налей воды.

Первые главы книги.
Часть главы.

Весенние грозы.
Не боюсь грозы.

Азартные игры.
Начало игры.

Деревянные избы.
Нет избы.

Трудовые руки.
Не подал руки.

Все семьи.
Часть семьи.

Стройные сосны.
Стол из сосны.

 


Страница 1 - 7 из 7
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру