Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка)

Диагностика уровня сформированности речевого голоса (высота, сила, тембр)

Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

Звучность голоса создает так называемую «благозвучность» речи. Звучный голос – это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это делает голос ясным и чистым.

Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, с трудом, с напряжением воспринимается ее смысл, который превращается как бы в единый не членимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.

Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.

Широкий диапазон голоса предполагает владение, как самыми тихими  тонами, так и самыми громкими. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность. Слишком форсированный, громкий – утомляет и тоже неудобен для восприятия.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и  громким.

Часто  старшие дошкольники и младшие школьники  читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса ученика при чтении и всех его высказываниях.

Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: ученика просят тихо прочесть четверостишье или прозаический отрывок. Затем предлагают прочесть еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всему классу. Потом педагог просит почитать то же самое громко, еще громче. И только в завершение предлагает читать так, как «хочется голосу» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса.

Высота голоса

В голосе различают высоту (звуковысотность). Если прислушаться к речи окружающих и к своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается , падает … И не в беспорядке, а как мы замечаем, по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним носит название – гибкость голоса.

Задание 1:  Произношение автоматизированных рядов, слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель:  Определить  возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция:  Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и т.д. и наоборот.

Задание 2:  Прочесть сказку, используя разную высоту голоса.

Цель:  Установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок "Теремок", "Рукавичка", "Колобок", "Три медведя" и др.

Инструкция:  Прочитай отрывок из сказки. Приготовься прочитать от лица каждого героя (изобрази голосом, как говорит каждый герой).

Сила голоса

Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.

Обследование предпосылок использования силы голоса

Задание 1:  Произнесение автоматизированных рядов с разной силой голоса (тихий – средний – громкий голос и наоборот).
Цель:  Определить возможность ребенка самостоятельно изменять силу голоса, выявить возможность ребенка в произвольном переключении.

Инструкция:  Назови дни недели (посчитай от 1 до 5 (10)) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и т.д. и наоборот.
Задание 2:  Прочти стихотворение или прозаический текст, изменяя голос по контексту.

Цель:  Определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция:  Прочти про себя текст, подумай, где нужно изменить силу голоса. Прочти вслух.
Тексты см. в приложении.

Какие трудности встречаются у детей

1. Особую трудность вызывает шепот.
2. Переключаемость (выше, ниже, громче, тише).

 
Диагностика уровня сформированности слогового ударения

Ударение – один из важнейших признаков слова, как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Чувствительность к ударению, к ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.

В русском языке ударение является  разноместным,  т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.

Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).

Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены  и высокие стены.

Силовой  характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударным.

Какие трудности встречаются у  детей

Определение ударного слога, как ни странно, вызывает трудности как у старших дошкольников, так и у младших школьников. Хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.

1. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки  детей: «арбуз»,  «простыня», «свекла» и т.д.).
2. В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал»,  «отнял», «положил»)

Задание 1:  Отхлопать слова, ударный слог - громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель:  Выявить умения детей выделять хлопком ударный слог в слове.

Инструкция:  Педагог сначала сам прохлопывает названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог. Затем дети сами простукивают, отхлопывают названия предметов, которые их окружают (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).

Задание 2:  Подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы:  х–Х,  Х–х,  х-х-Х,  х-Х-х,  Х-х-х.
Цель:  Выявить умения детей подбирать по схеме слова, ставя правильно ударения и выделяя ударный слог.

Задание 3:  Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель:  Выявить умения детей со слуха выделять ударный слог в слове.

Инструкция:  Прослушайте слова-омонимы и графически зарисуйте ударения.

Замок – замок        Полки – полки
Атлас – атлас        Мою – мою
Село – село           Уже – уже
Пары – пары           Хлопок – хлопок

Задание 4:  Графически записать предложение.
Дорога  домой.           Дорога каждая минута.
х-Х-х      х-Х               х-х-Х   Х-х-х    х-Х-х

Времени  было  мало.         Дитя  еще   мало.
Х-х-х       Х-х    Х-х            х-Х    х-Х   х-Х

Цель:  Выявить умения детей со слуха выделять ударные слоги в предложении.
Задание 5:  Выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударения.

Цель:  Тренировать способность детей выделять ударный слог в омонимах.

1.Вот старинный красивый замок.
     Надо заменить старый замок.

2. Язык – орган речи.
    Орган – музыкальный инструмент

3. Для костюма был куплен белый атлас.
    В кабинете отца лежал атлас.

4. Полки ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрелки (А.Пушкин)
    Это новые полки для книг.
    Стрелки часов подходят к семи.

5. Спорить с ней была мука.  
    Мука белая.

6. Ваза стоит на столе.
    Сколько стоит эта ваза?

Задание 6:  Прочитайте, следите за изменением места ударения в выделенных словах.
Цель:  Тренировать способность детей выделять ударный слог в словоформах.

Дом учителя                           Учителя приехали
Нет твоего адреса                   Это их адреса
Право голоса                          Голоса птиц
Далеко от берега                    Берега красивы
Он не подал руки                    Помой руки
Часть стены закрыта               Стены белые
Три скалы                              Это скалы

Задание 7:  Прочти стихотворение Я.Козловского «Ударение» и объясни как изменяется смысл от постановки ударения.
Цель:  Формирование понятия в вариантах ударения.

Мне слово «чудно»
Изменить не трудно:
Поставил ударение но «О» -
Исчезло «чудно»
Родилось «чудно»…

Диагностика уровня сформированности логического ударения

Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть четыре способа выделить слово:
1. Более замедленным произношением.
2. Усилением голоса.
3. Изменением высоты голоса.
4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько у д а р я е т с я, сколько   именно  в ы д е л я е т с я.

Логическое ударение является средством передачи смысловых отношений между словами.

Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющегося общепризнанным толкователем значений.

Какие трудности встречаются у детей

1. Недопонимание смысла читаемого текста, не понимание о чем идет речь.
2. Нет навыка и умения – выделить голосом нужное слово.

Задание 1:  Прослушай предложение и выдели голосом главное слово.
Цель:  Научить ребенка делать логическое ударение во фразе.

Инструкция:  Педагог читает предложение ровным голосом, не выделяя слова. Ребенку предлагается самостоятельно сделать ударение на любом слове, какое он считает нужным по смыслу и объяснить почему он выбрал это слово.
Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2:  Выдели в этом и последующем предложении поочередно каждое слово и обрати внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель:  Учить детей делать ударение на каждом слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль.


Девочка играет в саду с куклой.
(играет девочка, а не мальчик)
Девочка играет в саду с куклой.
(не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой.
(а не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не с другой игрушкой)

Задание 3:  Прочти фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Проследи и объясни изменение смысла фразы.
Шуба висела на вешалке.

Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Старик посадил яблоню.

Задание 4:  Прочти стихотворение, делая логические ударения.
Цель:  Учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.

Инструкция:  Прочти про себя текст, определи какие слова главные по смыслу, подумай, как лучше можно выделить слова.
– замедлить это слово,
– прочесть это слово громче,
– изменить высоту голоса,
– сделать паузу перед (или после) слова.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И гладят уныло
Голые кусты.

Примеры можно взять любые из приложения или прозаический текст, доступный ребенку.

 


Страница 2 - 2 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру