Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка)

Определение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка

1. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.1.  Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция:  слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:
• ба - па -                па - ба -
• са - ша -                ша - са -
• ша - жа - ша -        жа - ша - жа –
• ца - са -ца -           са - ца - са -
• ра- ла - ра -           ла - ра - ла -    

Вначале предъявляется первая пара (ба - па), затем вторая (па - ба). Оценивается воспроизведение слогов в целом (ба - па - па - ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

1.2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

• губы в улыбке;
• язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
• язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
• «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
• чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо вы¬полнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже - головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезий могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

1.3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:

• собака - маска - нос                              
• сено - василек - высь
• замок - коза
• зима - магазин

• цапля - овца - палец
• шуба - кошка - камыш 
• жук - ножи
• щука - вещи - лещ

• чайка - очки - ночь
• рыба - корова – топор
• река - варенье - дверь
• лампа - молоко - пол
• лето - колесо- соль

При необходимости можно уточнить произношение других соглас¬ных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и И. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.
1.4. Исследование сформированности  звуко - слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:
• танкист
• космонавт
• сковорода
• аквалангист
• термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.
2.  Исследование грамматического строя речи
2.1. Повторение предложений

Инструкция; послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо.
• В саду было много красных яблок.
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет 'гулять, потому что холодно.
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

2.2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
• Над большим деревом была глубокая яма.

2.3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• Петя, купить, шар, красный, мама

2.4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Лена наливает чай ... чашки.
• Почки распустились ... деревьях.
• Птенец выпал ... гнезда.
• Щенок спрятался ... крыльцом.
• Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
- 1-й - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»);
- 2-ой - в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

2.5. Образование существительных множественного числа в именительном  и родительном падежах.
Инструкция: один - дом, а если их много, то это - дома.
• один - стол, а много - это...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо -

Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.

• один - стол, а много чего? - ...
• стул -
• окно -
• звезда -
• ухо -                    

3. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки - котята, а у...

• козы -                      собаки -
• волка -                     курицы -
• утки -                       свиньи -
• лисы -                       коровы -
• льва -                       овцы -

3.2. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги - бумажная.

• шляпка из соломы -            кисель из клюквы -
• горка изо льда -                 салат из моркови -
• варенье из вишни -             суп из грибов -
• варенье из яблок -              лист дуба -
• варенье из сливы -              лист осины -

б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если...

• мороз -
• солнце -                         
• снег -
• ветер -
• дождь -

в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

• кошки -
• волка -
• льва -
• медведя -
• лисы-

4. Исследование связанной речи
4.1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:
- рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
- допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей,нет связующих звеньев;
- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
- рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
- наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
- рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
- самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
- картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
- раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
- задание недоступно даже при наличии помощи.

4.2. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.

а) Критерий смысловой целостности:
- воспроизведены все основные смысловые звенья;
- смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
- пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
- невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления:
- пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
- отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены неадекватное использование слов;
 - пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения:
- самостоятельный пересказ после первого предъявления;
- пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
- пересказ по вопросам;
- пересказ не доступен даже по вопросам.
 


Страница 4 - 4 из 7
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру