Российская национальная традиция образования на уроках ОБЖ

План.

С самого начала преподавания предмет ОБЖ у меня вызывал больше вопросов, чем ответов, больше противоречий и неудовлетворённости от ощущения бесполезности и даже вреда. Думаю, что у педагогов, которые ответственно относятся к своему делу, эти ощущения иногда могут возникать. Но в данном случае предмет как-то по особенному не отвечал моим представлениям об образовании, казался каким-то чужим и холодным, цели – размытыми, непонятными. Создавалось впечатление, что предмет ОБЖ – это необходимая замена начальной военной подготовке с целью сохранить рабочие места военрукам и всё. При этом некоторые темы о здоровом образе жизни, о взаимоотношении полов, о профилактике половых инфекций, об основах военной службы излагались учебниками так вольно, что такое образование могло приводить только к негативному результату.

Передо мной стояло противоречие: с одной стороны необходимо готовить юношей и девушек к ответственной жизни, формировать образ  здорового в физическом  и духовном плане гражданина; С другой стороны повсеместно навязывается образ красивой жизни, цель которой – получать от всего удовольствие. В течение более 10-ти лет всё Российское очернялось, армия деморализовывалась, разрушался русский менталитет, искоренялись исторические для России ценности и насаждались ценности, которые Россия отвергала и 1000 лет назад и на протяжении всей своей истории. Всё это можно было воспринимать только как глубокий духовно-нравственный кризис. Параллельно бытовала иллюзия того, что:

Во-первых, здоровье всё же можно поправить тоже не совсем традиционно (экстрасенсы, колдуны, бабки, биодобавки…), не нужно прикладывать никаких усилий, были бы деньги;

Во-вторых, в материальном, экономическом плане нам обязательно помогут (государство, западные страны, чудо);

В-третьих, в армии служить нельзя, там нормальному человеку выжить невозможно, да и вообще нам никто не угрожает.

Возникал замкнутый круг: юношам неприятны темы об основах военной службы, так как они не хотят служить в армии, а поэтому не хотят быть здоровыми, а поэтому или умышленно не заботятся о нём, или вредят, или придумывают болезни, поэтому плохо относятся к урокам о здоровом образе жизни. Совместное обучение юношей и девушек только усугубляло проблему, делало её комплексной.

Решить эту проблему традиционными методами мне не  представлялось возможным, так как и время и учащиеся уже были другими. А кризис в духовно-нравственной сфере уже давал обильные «всходы» - проституция, СПИД, наркомания, преступность. Даже вся страна, её экономика, политика, культура переживают  глубочайшее падение. Нам отказывают в помощи на Западе, сравнивая с алкоголиком («Сколько ни дай – всё пропьёт, а завтра опять просить будет»). В правительстве осознают всю серьёзность сложившегося положения, и что исправить его без патриотического воспитания будет невозможно. Поэтому, начиная с  1998 года, принимается ряд документов, направленных на обеспечение подготовки молодёжи к военной службе и на патриотическое воспитание. Особое место в новой программе по ОБЖ в 10 – 11кл. отводится вопросам военно-патриотического воспитания.

Познакомившись с программой 10 – 11 классов, я понял – чтобы насыщенная, нужная программа заработала на благо самих учащихся, общества и государства, необходимо воспитывать учащихся на российских традиционных ценностях (дружба, товарищество, взаимопомощь, уважение к старшим, терпение, скромность, стыд, совесть…). Необходимо было эти ценности реанимировать в рамках одного предмета в 10-11 классах. Каким образом? – Главная задача предмета  ОБЖ в 10-11 классах – это обучение. За выполнение этой задачи я держусь как за якорь. Есть содержательные линии, есть календарный план прохождения учебного материала. Вторая задача – воспитание. Я решил строить воспитание на русских традиционных ценностях. На что опираются эти ценности? Оказывается, что базовыми понятиями, на которые всегда опирались наши предки, были Вера православная, верность царю и Отечеству. Все вместе и составляло всегда основу патриотизма. То есть истинного патриотизма без православия в России быть не может.

А поскольку школа, как общеобразовательное, светское учреждение, предназначена давать учащимся знания в различных отраслях науки, культуры, то и знания о религиозной культуре нашей страны не должны быть исключением из правил. На проходившей 22-23 мая 2001 года Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт» отмечалось: «…наряду с другими социальными институтами ныне осознана необходимость восстановления в содержании образования (обучения и воспитания) места и значения религиозной культуры». Это совершенно не означает, что все учащиеся или хотя бы существенная их часть должны стать православными, религиозными, живущими согласно церковным правилам. Это не означает снижения и повышения оценок исходя из соображений религиозности. Нет. Это означает, что учащийся должен быть компетентен в определенной части той культуры (в том числе религиозной), которая интегрируется с содержанием предмета ОБЖ. Третья задача – развитие способностей. В рамках предмета необходимо развивать способности логического аналитического мышления, коммуникативные, но особое внимание мною уделяется развитию способности рассудительности, сострадания, сопереживания.

Надежной опорой в моей работе по этой проблеме является сформированная система преподавания патриотической направленности в школе, районе, области, стране, имеющая перспективу минимум до 2005 года и опирающаяся на следующие законы: 1) Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. 2) Письмо Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12. 3) Концепция «Военно-патриотического воспитания» и Постановление правительства РФ о подготовке граждан РФ к военной службе от 31.12.99 г. 4) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.2001 г. 5) Приказ Министра образования РФ от 30. 10. 2001 г. № 35-11 об утверждении подпрограммы к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.». 6) Концепция патриотического воспитания учащейся молодежи Дона. 2001 г. 7) Изучив эти документы, я убедился, что проблема, над которой я работаю, актуальна и имеет длительную перспективу.

В основу моего опыта была положена педагогическая технология (модель) «Русская школа», авторами которой являются Гончаров И.Ф., доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского Педагогического университета и Погодина Л.Н., директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москва. Ее целевые ориентации:

1. Формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина;

2. Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей;

3. Освоение культурного наследия России, одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;

4.Пробуждение русского национального самосознания, русского духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия,
- идея Великой русской земли,
- ощущение исторического долга и преемственности поколений,      служение отеческой Вере, государству, народу,
- идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и  чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте  личных человеческих помыслов,
- идея духовного служения и стремления к истине,
- идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, служения высшим ценностям, богослужения,
- идея чинности «слаженности» бытия,
- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов,
- всечеловечность (всемирная отзывчивость).

Эти целевые ориентации взяты без изменений из авторской модели «Русская школа», так как полностью отвечают моим представлениям и отечественной традиции образования. Соответствуют этим целям и такие ее концептуальные положения, как:

1) Русская школа в современных условиях является средством национальной самозащиты, где только и может сохраниться Великая Русская культура;
2) Русская школа – лучшая форма защиты национального от националистического;
3) Новая русская школа должна давать образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий. При этом она не должна быть технократической, дающей только какую-то сумму ЗУНов. Она органически связана с основной идеей – спасением нации, сохранением ее в истории;
4) Приобщение к нравственности как первооснове человека, приоритет духовных ценностей: добра, истины, Христианских идей Веры, Надежды, Любви.

Эта авторская модель включает в содержание три составляющих: науку, народность, православие. Где наука - это учебные дисциплины, народность – это отечественная культура, православие – это не только и столько уроки о религии, сколько построение всего процесса обучения и воспитания на идеях православия, на Духе, менталитете православия.

Мой опыт переносит на эту модель предмет ОБЖ, где наукой я считаю знания, относящиеся к содержательным линиям программы. Считая составными частями патриотического воспитания такие понятия, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданское воспитание, я в своей работе решил опереться и на ту часть, которая до сих пор необоснованно игнорируется – на национально-патриотическое воспитание.

Интегративный курс ОБЖ предполагает изучение тем, относящихся к содержательным линиям программы; включение вопросов истории, географии, культуры, искусства, ориентируясь на сферу эстетических и нравственных качеств личности; включение в материал уроков размышлений о мире, о Боге, о Церкви, о православии, о духовности человека. Особое внимание уделяется вопросу истинной духовности без излишней мистики и мракобесия. Эти размышления лишь делают жизнь осмысленной при любых обстоятельствах, учат спасать свой народ, порождают Веру, Надежду, Любовь, дают понятие о добре и зле, о страстях, пороках, о грехе, о благодати. Эта работа опирается на самоуправляющие механизмы личности. То есть, учащийся практически не подвергается воспитательному воздействию напрямую, как это ошибочно представляют некоторые – учащийся, получая и анализируя информацию, сам начинает задумываться о свойствах и проявлениях своей личности.

Исходя из особенностей содержания авторской модели «Русская школа», ведущей педагогической идеей я считаю идею гармоничного развития личности, ее интеллектуальной (материальной), эмоциональной (душевной) и мировоззренческой (духовной) составляющих, в том числе через приобщение к знаниям о 1000-летней Российской истории и христианской православной традиции.

Особенность методики для воплощения этой идеи заключается в том, что предполагается использование разнообразных форм и методов работы и контроля. При изучении одних тем – это может быть рассказ, лекция с использованием наглядных пособий, иллюстраций; для других – сотрудничество, сотворчество, тренировки в парах, группах, участие в общешкольных мероприятиях (День защитников Отечества, День Победы и др.). Могут использоваться индивидуальные методы работы с учащимися (помощь в подготовке сообщения, доклада, реферата). А так же работа с учебником, составление конспекта по предложенному плану или самостоятельно. Но особенно эффективной работа учащихся бывает тогда, когда используются методы проблемного обучения, поисковые, коммуникативные, проблемное изложение, беседа.

Опыт работы по проблеме охватывает вообще большинство изучаемых тем курса ОБЖ 10-11 классов, но более всего он приемлем при изучении содержательных линий «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы военной службы». Поэтому далее я буду описывать и свое видение целей и выбор форм и методов работы, которыми эти цели достигаются.

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Начну с того, что, на мой взгляд, является основной целью изучения тем этой содержательной линии. Многие педагоги не задумываются над этим вопросом и просто отрабатывают методику. В результате получается ученик, который, зная теоретический материал, совершенно не владеет духовно-нравственной стороной изучаемых вопросов. Получается своего рода человек-робот, способный все эти знания применять на практике, не задумываясь о последствиях. Поэтому основная педагогическая цель преподавания этих тем, как я считаю, не просто дать информацию, а еще и сформировать у учащихся мотивировку на сохранение и укрепление своего  здоровья, на бережное, заботливое отношение к здоровью окружающих. При этом учащиеся должны понимать, что физическое здоровье не может быть самоцелью – это лишь средство для достижения более возвышенных целей в жизни: служению во имя Отечества, исполнению семейного, общественного, гражданского долга, делам милосердия и другим добрым делам. Наличие такого понимания у учащихся и следует понимать как основной показатель здоровья духовного, а вовсе не наличие знаний и широкий кругозор, как это принято было считать совсем недавно. Это моя педагогическая цель, ее я ставлю для себя и ей подчинены все формы и методы работы, типы уроков.

Например, урок «Нравственность и здоровье. Формирование правильного отношения полов». В учебнике эта тема излагается так, что материал не соответствует названию темы. Тема не предполагает обязательного разговора о современной семье. Речь должна идти о правильном взаимоотношении полов. Когда это соблюдается – это нравственно – это безопасно, то есть способствует сохранению здоровья. Когда не соблюдается – это безнравственно – это опасно, то есть может привести к болезни (это очень упрощённая формула, так как в учебнике все сводится к здоровью физическому и мне часто приходится подчиняться этому порядку).

Урок этот мною проводится обычно методом проблемного изложения. Диалог учителя с учащимися в сочетании с самостоятельной работой учащихся (ответы на вопросы, проблемы, поставленные по ходу урока). Плюс элементы поискового характера (работа с учебником по предложенному плану).

Вопросы:
1. Какие взаимоотношения полов неправильные, т.е. безнравственные?
2. Почему у православных, да и вообще у русских негативное отношение к многоженству?
3. Гомосексуализм – один из самых распространенных способов передачи ВИЧ – инфекции (СПИД). С нравственной точки зрения объяснить почему? (это проблема)

Проблема может быть решена на этом уроке, а может и не решиться, так как не всегда учащиеся подготовлены к её решению. Обычно она переходит в домашнее задание. А на уроке для её решения мною излагается отношение основных религий мира (православия в первую очередь) к вопросу взаимоотношения полов, в том числе: - к полигамии;
- к внебрачным половым контактам;
- отношения мужчин и женщин вне брака;
- половые извращения и другие.

Привожу пример из Библии (общий для 3-х основных мировых религий) о Содоме и Гоморре.
Вопрос: Почему эти города были уничтожены?
(вообще-то этот сюжет является ключевым в решении проблемы).

Рассматривая нравственность и здоровье в семейных отношениях, я, прежде всего, ставлю проблему:
- Какой из перечисленных браков будет крепче и почему?
И рассказываю о: браке по контракту; браке светском; браке религиозном. Говоря о религиозном браке, сравниваю христианский и мусульманский брак. Говоря о христианском браке, сравниваю католический и православный.

На поставленный вопрос-проблему учащиеся могут отвечать неодинаково. Почему? Потому что  одни вообще бравируют, другие рассуждают с точки зрения технократа-потребителя, третьи – нравственности, четвёртые - духовности (это своего рода тест). И третье о чём идёт речь на этом уроке – это взаимоотношения в браке. Рассказываю об основных проблемах семей, особенно молодых; о качествах, которые надо в себе воспитывать; о взаимоуважении, о терпении, о любви.

Вопрос: Что такое любовь?

Даю ответить 2-3 ученикам. Исправляю. Объясняю это понятие с точки зрения православной Веры. В том числе зачитываю (если условия, настроения позволяют) «Гимн Любви». Сравниваю с ответами учащихся. Предлагаю написанный на доске с начала урока алгоритм:

Люблю = Хочу быть любимым, получать удовольствие – это эгоизм.
Люблю = Хочу сделать счастливым и т.д. – это Любовь!

В этой формуле идеал, но для достижения семейного счастья достаточно, чтобы каждый определял для себя – 1 или 2!

На этом уроке решаются и учебные и воспитательные задачи. В итоге достигается формирование знаний о правильном взаимоотношении полов в сочетании с нравственным воспитанием и развитием образного мышления.

Логическим продолжением этой темы являются темы:
- Болезни, передающиеся половым путём;
- СПИД и его профилактика.

На изучение каждой из них отводится по одному уроку, которые проводятся также методом проблемного изложения или поисковым  методом (самостоятельная работа с опорой на  материал учебника). При изложении причин заболевания большее внимание уделяю не на способы предохранения, а на соблюдение нравственных и духовных норм. Поэтому сам собой напрашивается вывод о профилактике этих заболеваний. Какой вывод?

- Я подвожу учащихся к выводу, что:
1) Лучшей профилактикой этих заболеваний является соблюдение не только нравственных, но и духовных законов.
2) Любой половой контакт вне брака – опасен!

Но следует иметь в виду, что учебник отвечает на этот вопрос несколько иначе, а учебники у нас есть. Хотя и говорится о необходимости вести нравственный образ жизни, но здесь же рекомендуется ограничить количество «половых партнеров» и пользоваться презервативами. Думаю, что я не в праве лишать старшеклассников этой информации, но со своей стороны обязательно подчеркиваю, что это информация для падшего человека, что это безнравственно, что это грех, то есть, предохраняясь на физическом уровне, оступившийся человек впускает в свою душу инфекцию, которая  несет еще большую опасность и требует врачевания. Думаю, что, если бы в школе преподавался предмет «Основы православной культуры», объяснить это было бы намного легче. Так же информирую о том, что ни одно из имеющихся средств профилактики не дает надежной защиты.  На этих уроках учащиеся составляют конспект по учебнику и предложенному мной плану основных венерических болезней. Особо подчеркну. Мой опыт работы по этой проблеме в первую очередь направлен на овладение теми знаниями, которые подразумеваются программой. Он лишь способствует смещению некоторых понятий в сторону традиционно русских представлений.

Изучая темы о вредных привычках, и к чему они приводят, я формирую у учащихся представление о том, что именно желание жить в удовольствии, безответственности при попрании духовно – нравственных норм часто приводят к мукам, горю, болезням, уголовной ответственности.… Не страшно, когда законное, естественное удовольствие является вознаграждением за проделанный труд, но опасно стремление подростков к запретным, незаслуженным удовольствиям. Курение, алкоголизм, наркомания, СПИД – всё это результат такого стремления, то есть деформированной жизненной ориентации. Вот, к примеру, элементы урока об алкоголизме, основанного на индуктивном методе и знании психологии.

Учащимся задаются вопросы и даются на них ответы:

1.Каковы причины алкоголизма?

а) желание уйти от проблем (от ответственности)
б) желание получить удовольствие (расслабиться)
в) желание быть раскрепощённым в общении
г) желание быть (выглядеть) взрослым, сильным, независимым.

2. К чему приводит каждое употребление?

а) проблемы добавляются (время потрачено впустую)
б) боль, тяжесть, ломка (синдром похмелья)
в) общение раздражает, никто не нужен
г) хочется быть маленьким, чтобы кто-то помог – зависимость - желание вернуть вчерашнее состояние(!) - только с помощью алкоголя(!)

Вывод: Самая большая ценность – алкоголь!

3. К чему это привело?

а) деградация личности – все устремления сводятся к одному – выпивке.
б) жизнь пустая, короткая, бездуховная, часто трагическая смерть.
в) семьи или нет или сплошная мука.

На этом можно было и остановиться, но это не вся правда. Дело в том, что большая часть антиалкогольной пропаганды  в нашей стране основана на лжи и эта традиция продолжается. На словах говорится, что алкоголь даже в малых дозах – это яд, а на деле, большинство населения его употребляют. Может быть, еще и  поэтому такая пропаганда не дает ожидаемых плодов? Ведь на самом деле даже многие врачи утверждают о полезных свойствах алкоголя в терапевтических дозах, а польза от умеренного пития вина, особенно красного?…  Истина заключается в том, что алкоголь нельзя употреблять с целью изменения сознания, но можно для людей с пониженной секреторной функцией органов пищеварения, то есть для аппетита, можно для веселья в праздники, но в меру.

Вопрос: Неужели употреблять вино совсем нельзя? Два-четыре человека отвечают. Вношу коррективы, опираясь на традицию, в том числе используя изречения христианских подвижников. И вывод:

1. Да детям нельзя, потому что.… Нельзя вообще тем, кому противопоказано врачами;

2. Взрослым в меру даже полезно, но в меру. А она индивидуальна.

Если предыдущая содержательная линия лишь подводит к пониманию необходимости бескорыстного, добровольного служения своему народу, то следующая содержательная линия в 10-ом классе на исторических примерах показывает, как исполняли это служение наши великие предки, а в 11-ом классе – ориентирует на достойное исполнение гражданского долга в качестве военнослужащего.

«Основы военной службы»

Какая основная педагогическая цель этой линии? Особенно если учесть, что законы меняются, меняется военная техника, доктрина, геополитическая обстановка. Нам действительно никто открыто не угрожает, но одновременно и разоружаться вокруг нас никто не хочет. К тому же у нас есть многочисленные примеры нарушения сильными странами международных норм. Это и Югославия и Ирак, и Израиль и постоянные попытки вмешательства Запада во внутренние дела России.… Меняются взгляды политических кругов на процесс формирования Вооруженных Сил. Все ближе мы подходим к такой реальности, когда Армия будет укомплектована по контракту. Зачем же нам держаться за старые представления о подготовке учащихся к военной службе, основанной на таких разделах как: строевая, тактическая, огневая и прочие подготовки? Считаю, что как раз это направление для общеобразовательной школы является второстепенным. А на первый план необходимо уже давно поставить подготовку к любому служению (государственному, военному, общественному, социальному и др.). И эта подготовка должна носить характер общей подготовки личности, ее духовной, душевной и физической составляющих. Для этой цели можно опереться и на те виды деятельности, которые предоставляет нам начальная военная подготовка, но они второстепенны!

Основной педагогической целью для себя я считаю формирование у учащихся гражданской позиции, опирающейся на разносторонние общественно-политические и гуманитарные знания, знания по основам военной службы. Как достигается эта цель? Очень тяжело, особенно по той причине, что уроки проходят одновременно с юношами и девушками. И если эти уроки проводить без национальной традиции, без православия, то тогда только традиционная технология (но это обучение  немотивированное – авторитарное). Считаю ошибочным представление, что, если юноши будут знать Дни воинской славы, памятники, величие нашей страны, то и сами они смогут в нужный момент стать героями – патриотами. Это не так! Все эти знания работают только в комплексе с глубокой Верой в высшие идеалы. Навязывать здесь ничего не нужно, но информировать учащихся о том, что было и что есть – наша обязанность. Поэтому там, где это возможно, я по крупицам включаю исторические  сведения о православной принадлежности, глубокой Вере русских выдающихся полководцев всех времён. Великий русский полководец, генералиссимус Суворов А.В. определял единство обучения и воспитания следующим образом: «Войско необученное, что сабля неотточенная!.. Дух укрепляется в Вере отеческой, Православной. Безверное войско учить, что железо перегорелое точить».

Для достижения поставленной цели обычно пользуюсь общеклассными, групповыми, иногда индивидуальными формами обучения. Использую объяснительно-иллюстративные методы, когда материал теоретический, информационный; методы проблемного обучения; методы самостоятельной познавательной деятельности; элементы репродуктивного метода. Например, урок в 10 кл.: « Памяти поколений – Дни воинской славы». Использую словесно – иллюстративные методы, в том числе метод проблемного изложения, переходящий в беседу и наоборот.

Взять, к примеру, два исторических события: война Отечественная 1812г. И Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Наполеон и Гитлер, Кутузов и Жуков…и Москва.

Вопросы: 1. Почему тогда Москву оставили и даже сожгли, а в 41 стояли насмерть?
2. Благодаря каким качествам Кутузов принял столь        непопулярное решение?
3.А как на ваш взгляд поступили бы наши современники? (объяснить)

Этот блок вопросов, ответы на них и моя корректировка подводят учащихся к осознанию необходимости глубинного духовно – нравственного подхода к изучению темы.
1. Что двигало солдат Кутузова на Бородинском поле идти на смерть?
а) страх наказания, б) материальный интерес, в) что-то другое (назвать)
2. Что заставляло 28 Панфиловцев на Волоколамском шоссе идти на самопожертвование?
а) страх наказания, б) тщеславие, в) материальный интерес, г) что-то другое (назвать).

Учащимся дается время на осмысление, а тем временем я напоминаю, что и в первом и во втором примере это были солдаты, воспитанные или прямо или косвенно на традициях православия, многие даже к 41-му году сохранили Веру, а по православному пониманию: «Нет выше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Общеизвестно так же, что большевистская власть ничего нового не придумала для воспитания – она лишь скопировала у Церкви большинство нравственных принципов, и сделала это очень грубо и поверхностно, варварски истощив энтузиазм советских людей лживыми обещаниями. Но в годы войны большинство наших граждан погибали с верой в высшие идеалы.

Т.о., ответ кроется в духовности (Вере). На изучение темы отводится 4 урока. В конце изучения учащимся предлагается написать сочинение по предложенному мной плану с опорой на материал изученной темы. На следующем уроке проводится анализ этих работ.

Так как при оценивании знаний первостепенное значение придается способности высказывать аргументированное мнение, рассуждать, анализировать, то и методы контроля я выбираю соответствующие. Это все методы устного контроля, письменные контрольные работы. Тестирование для оценивания по этим темам использую там, где ответ должен быть лаконичным и однозначным. Может использоваться комбинированная работа: часть вопросов, требующая самостоятельных формулировок, часть в виде тестовых заданий. Так как большинство тем разнопланового содержания, практикуется такая форма контроля, как контрольный срез. Для проведения тестирования с включением вопросов по дням воинской славы я разработал перечень тестовых вопросов, которые одновременно выполняют и контрольные и учебные задачи, расширяют имеющиеся представления. Например:

Тесты по теме "ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ."

1.Александр Невский – выдающийся русский полководец, одержавший победы в битвах: а) на реке Калка; б) на Чудском озере; в) в Невской битве; г) в Курской битве. Найти ошибки.

2.В битве на Куликовом поле принимали участие: а) Дмитрий Донской;
б) Дмитрий Пожарский; в) монах Пересвет; г) монах Ослябя. Найти ошибку.

3.7 ноября – день воинской славы, установленный в честь:
а) победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917г.;
б) установления дня согласия и примирения в 1995г;
в) освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г;
г) расстрела большевиками царской семьи в 1918 г.

4.Козьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили освобождение Москвы от: а) шведов; б) немцев; в) поляков; г) монголо-татарского ига.

5. Почему Александр Невский, выбирая из двух зол меньшее, уступал монголо-татарам, но воевал с западными врагами?
а) монголо-татары не притесняли зажиточных князей;
б) монголо-татары не создавали духовной угрозы;
в) монголо-татарское иго благоприятно сказывалось на развитии экономики России;
г) монголо-татарское иго способствовало расцвету русской культуры, искусства, зодчества.

6.Народ русский в начале 17 века был далек от политики. Однако Козьма Минин вдохновил людей готовить ополчение против польских интервентов, так как для всех была очевидной угроза:
а) разграбления Москвы поляками;
б) уничтожения поляками веры православной;
в) Уничтожения культурного наследия предков;
г) разрушения мавзолея.

7.При непосредственном руководстве Петра-1 были одержаны победы:
а) В Полтавской битве; б) У мыса Гангут; в) У мыса Тендра; г) У мыса  Синоп.

8.Во взятии Суворовым крепости турецкой Измаил участвовал:
а) фельдмаршал Потемкин; б) генерал Кутузов; в) генерал Мусин-Пушкин;
г) генерал Салтыков.

9.Великим русским полководцем А.В.Суворовым не была одержана победа:  а) в битве под Рымником; б) в сражении за Туртукай; в) в битве у Козлуджи; г) в поимке Пугачева; д) в битве за Измаил; е) в битве при Фокшанах; ж) в битвах на реках Адде и Треббии.

10.В1812 году в Бородинском сражении принимали участие полководцы:
а) Кутузов; б) Багратион; в) Раевский; г) Барклай-де-Толли; д) Рокоссовский; е) Ермолов.
Определите ошибку.

11. 23 февраля является днем воинской славы. В честь какого события определена эта дата?
а) в честь крупной победы войск Красной Армии над Кайзеровскими войсками;
б) в этот день был подписан Декрет о создании Красной Армии и Флота;
в) в этот день была осуществлена благотворительная акция в целях поддержки Красной Армии, закончившаяся праздником, ставшим впоследствии традицией.

12. 5 декабря 1941 года – это: а) дата начала битвы за Москву;
б) начало контрнаступления под Москвой;
в) начало коренного перелома в Великой Отечественной войне;
г) снятие блокады с осажденной Москвы.

13.Общеизвестно, что контрнаступлением советских войск под Москвой руководил Г.К.Жуков. Кто еще из выдающихся военачальников этого периода сражался под Москвой?
а) Рокоссовский, Доватор, Белобородов;
б) Говоров, Конев, Буденный;
в) Баграмян, Ротмистров, Ватутин;
г) Еременко, Василевский, Белов, Ефремов.
Найти ошибку.

14.В ходе Великой Отечественной войны советскими войсками были одержаны победы в следующих битвах:
а) в Сталинградской битве – 2 февраля 1943 года;
б) в битве под Москвой - январь 1942 года;
в) в битве под Москвой – 5 декабря 1941 года;
г) в Курской битве - 23 августа 1943 года.

15.День снятия блокады города Ленинград 27 января 1944 года является днем воинской славы так как:
а) за этот период в городе погибло около 642 тысяч ленинградцев;
б) Все жители с оружием в руках защищали город;
в) Войска, защищавшие город так и не сдали его противнику.

16.В 1812 году Кутузов ради сохранения армии сдает Москву противнику, а в1941 под Москвой и Ленинградом бойцы ложатся под танки, чтобы отстоять эти города любой ценой. Почему эти города стали такими ценными?     /В задании два верных ответа./
а) в них сосредоточилась вся военная промышленность;
б) Из-за памятников и архитектурных сооружений;
в) в 1812 году армия была духовно сильнее и могла не придавать такого символического значения столице;
г) в 1941 году благодаря разрушающему воздействию богоборческого режима бойцы могли подкрепить пошатнувшиеся духовные силы лишь подобными ценностями.

17.День воинской славы в честь победы русского войска под руководством А.Невского над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года установлен:
а) 24 марта; б)18  апреля; в)5 апреля;

18. В настоящее время день победы русского войска во главе с Дм. Донским над монголо-татарами празднуется 21 сентября. Какая историческая дата соответствует этому дню?
а)21 сентября 1380 год; б) 8 сентября 1380 год; в)21 сентября 1382 год;
г)21 сентября 1388 год.

19. П.С.Нахимов, знаменитый русский флотоводец вписал не одну славную страницу в славную историю Отечества. Одна из его славных побед с 1995 года является Днем воинской Славы. Какая?
а)8 сентября 1855 год – защита Севастополя;
б)18 ноября 1853 год – Синопское сражение;
в)7 августа 1714 года – Гангутское сражение;
г)9 августа 1714 года – Гангутское сражение.

20.День воинской Славы 23 августа 1943 года вписан золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Особым событием этого сражения является: а) танковое сражение под Прохоровкой;
б) подвиг 28 панфиловцев, ценой своей жизни остановивших 50 немецких танков у разъезда Дубосеково;
в) Здесь вела в бой  свой танк Таисия Патанина, в одном бою подбившая 3 вражеских танка, уничтожившая 2 пушки, дзот и более 80 гитлеровцев;
г) окружением и пленением танковой группировки Паулюса.

Многие из предложенных вопросов и вариантов ответов на них чрезвычайно сложны для учащихся или вызывают у них противоречия, но благодаря этому возникает проблема, разрешая которую, решаются и учебные и воспитательные задачи. Как видно из этих тестовых заданий, лишь незначительная их часть носит прямо или косвенно религиозный характер, однако это не совсем верное впечатление, например при ответе на вопрос 17 и ему подобные у учащихся возникает проблема:
-во-первых, историческая дата этого события 5 апреля, и учащиеся это хорошо знают;
- во-вторых, День воинской славы 18 апреля, учащиеся об этом знают, но их разум не хочет этого понимать (зачем сделали такую путаницу?).

Как я решаю эту проблему? Можно было бы объяснить это обычной прихотью законодателей (так объясняют очень многие), можно еще добавить информацию о разнице во временных стилях (это уже лучше). Я стараюсь объяснить эту разницу, ссылаясь на религиозную традицию. Ведь в каждой семье поминают умерших или погибших родственников в тот день, когда они закончили свой жизненный путь, а ведь в почитаемые нами дни погибли очень многие, поэтому важно сохранить в памяти не только сам факт, но и наиболее точную историческую дату. Для того чтобы дать правильный ответ на такого рода вопросы, необходимо хорошо знать историю, т.е. учащиеся получают дополнительную мотивацию для изучения истории.

При выставлении оценки за устный ответ или письменную работу нетестового характера мною сохранены следующие требования к ответу:

«3» - учащийся в основном правильно отвечает на поставленный вопрос, но допускает некоторые ошибки в деталях, не знает или путается в терминологии;

«4» - учащийся в целом правильно отвечает на поставленный вопрос, знает терминологию, но испытывает затруднения в применении этих знаний в предлагаемой ситуации. Ответ носит характер заученного материала;

«5» - учащийся свободно владеет знаниями, умениями, навыками по теме, терминологией, связывает их с жизненными, историческими или литературными ситуациями. Умеет анализировать, логически рассуждать. Знания носят характер приобретенных в результате самостоятельной познавательной деятельности.

При изучении военно-патриотической тематики основное внимание обращаю на знание личностей, а не дат. Рассказывая об ордене Александра Невского, ученик должен демонстрировать знания о самом полководце. Говоря о победе на Куликовом поле, - знания о Дмитрии Донском, об отношении к нему православной Церкви, о его связи с другими светочами этого периода. Говоря о Суворове, Ушакове, Кутузове, Жукове и многих других полководцах, знать, что все эти военачальники были людьми высокодуховными (верующими), православными, а потому даже в тех ситуациях, сражениях, где перевес был на стороне противника, находили в себе силы и вдохновляли подчиненных на победу. О том, что российская традиция включает в себя не только советский период, а период более 1000 славных лет, в том числе и современный. Взять, к примеру, подвиг Псковских десантников близ селения Улус-Керт в Чечне, 2000 год… Целая рота, более 80-ти человек осознанно идет на самопожертвование в то время, когда большая часть их сверстников живет  беззаботно, в тепле и уюте – ведь по закону страна ни с кем не воюет, мир. Как же должно быть трудно в такое время идти на смерть! Но это уже тот период, когда наших солдат хотя бы перестали «обливать грязью» в СМИ. А в первую Чеченскую? Кругом измена, предательство, ложь и лицемерие. Сплошь и рядом дезертирство. Государственная власть готова идти на любые соглашения с бандитами и убийцами, лишь бы угодить Западу. А тысячи российских солдат чуть ли не брошены на произвол судьбы, не обучены, не воспитаны, плохо вооружены. Многие попадают в плен.… В этих условиях русский солдат Евгений Родионов сохранил свое имя, лицо, достоинство только потому, что не пошел на сделку с совестью, не изменил Вере, не снял крестик. Сними – и тут же придется делать следующий шаг, принять чужую веру, а потом и вовсе стать пособником бандитов, стрелять и мучить своих. Никто не знает, думал ли он об этом, как никто не знает, о чем думал А. Матросов, летчик Гастелло, каждый из 28 Панфиловцев и многие другие. Но в случае с Евгением именно Вера православная стала цементирующим стержнем и основой подвига нового православного святого мученика. И об этом  должны знать учащиеся, обучающиеся в Российской государственной или муниципальной школе. И вообще, образ русского, советского, российского солдата, памятники которому по всей Европе появились после второй мировой войны – ведь это же феноменально: «Страна, которую считали варварской, учит просвещенную Европу христианской любви и милосердию». Ведь это такое богатое наследие! Поэтому Гуманитарному праву учу, опираясь на русскую традицию, имеющую 1000-летнюю историю, на творения великого Суворова, но и уважая современные институты гуманитарного права.

Какими качествами должен обладать мужчина, женщина? Если мы на уроке будем делать ударение на комфорт, удовольствие, наслаждение и даже красоту, способствовать насаждению культа секса – это даже не тупик, это падение в пропасть, это мы проходили более 10 лет. А если на любовь, жертвенность, терпение, порядочность, … -  к этому нас призывает и история и память предков и христианская православная культура. Девушек надо готовить к семейной жизни, к труду, к рождению детей; мужчин (юношей) – к ответственности не только за себя, но и за семью, детей, за Отечество в целом. Если юноши будут иметь это качество – наркомания им не грозит. А если проводить уроки по вредным привычкам ради отрабатывания методики, не сообразуясь с целью – это только очередная популяризация вредных привычек, и даже не столько как вредных, а просто как существующий факт, от которого никуда не деться. Развивая свой опыт далее, я был вынужден внести определенные коррективы в программы 8 – 9 классов. Так как некоторые темы совершенно не отвечают ни русской, ни даже советской традиции, да и целесообразность их преподавания в рамках предмета ОБЖ не выдерживает никакой критики. В этих классах вместо тем по половому просвещению я ввел темы о традиционном отношении к здоровью, об отношении к здоровью, к болезни, о здоровье духовном и физическом. Я вообще считаю профессиональным преступлением преподавание таких тем лично или передачу их другим преподавателям - это деторастление. Не могу согласиться с бытующим утверждением: «Пусть он лучше об этом узнает в школе или от родителей…». Нет! Пусть он, если ему так этого хочется, узнает это где угодно, но только не от уважаемых людей. Более того, считаю, что если эту практику остановить невозможно, целесообразнее было бы предмет ОБЖ вообще изъять из программы вплоть до 9 класса.

Вместо темы «Психологические основы «выживания» введена тема «Нравственные основы поведения в чрезвычайных ситуациях».

Учащиеся должны иметь четкое представление о таких понятиях как дружба, товарищество, братство, любовь, стыд и совесть, достоинство и честь. Должны безошибочно отличать самоубийство из-за слабости духа от самопожертвования ради блага ближнего. На уроках все чаще не только из моих уст звучат такие понятия как грех, целомудрие, Бог. Основной акцент при изучении тем об основах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях делается на необходимость не только спасаться, но и ближних спасать.

Завершая изложение своего опыта работы по проблеме, вернусь к примеру о помощи алкоголику. За 2 последних года положение в стране несколько изменилось, мы теперь в состоянии жить за свой счет, помогать другим и даже расплачиваться по старым долгам. Происходят изменения и во взглядах на образование. Все больше голосов в пользу традиционно российского образования, основанного на христианских ценностях. Но существенных сдвигов нет. В современной общеобразовательной школе есть предметы, направленные на овладение знаниями в области:

• Физико-математических наук
• Химии и биологии
• Филологии
• Истории и обществознания
• Географии
• Физической, музыкальной и художественной культуры.

Учащимися, начиная с 7 класса, особо изучается предмет Основы правовых знаний, и вчера еще нормальные дети начинают проявлять хамские качества.

А вот предметная область для изучения религиозной культуры не создана, не создана в школе и среда нравственная, среда для патриотического воспитания. Школа продолжает оставаться пристанищем для всевозможных сомнительных экспериментов и технологий. Очень сильно дезориентируют учащихся некоторые новомодные «праздники», носящие антихристианский, сатанинский характер, входящие в явное противоборство с гражданским и патриотическим воспитанием. Так называемый день святого Валентина приходится на самый активный период подготовки ко Дню защитника Отечества, на уроках мы говорим о Любви (жертвенной любви), а этот, так называемый праздник, как блудная инфекция, деморализует всех. Тем более, что при отсутствии в школах предмета по изучению православной культуры очень трудно доказать кому бы то ни было, что эта традиция не имеет ничего общего с православием. А ведь во многих школах это единственно почитаемый праздник, отождествляемый многими с религией и даже с православием, так как  в его названии имеется слово СВЯТОЙ! Или  вот, например,  сейчас появилось очень модное понятие «Здоровьесберегающие технологии». Что это такое и как это понятие влияет на мой предмет, мою работу на ее результаты?

Уже более 10-ти лет чуть ли не основной проблемой страны является ухудшение здоровья школьников. Проблема эта действительно есть, была она и прежде. Но там ли мы ищем ее причины и пути разрешения? От каких факторов зависит уровень здоровья школьников?

Во-первых, это, конечно же, от материальных и бытовых условий, от питания, от духовно-нравственной атмосферы и психологического климата в семье;
Во-вторых, от наследственной предрасположенности;
В-третьих, от образа жизни;
В-четвертых, от санитарно-гигиенических условий в школе;
В-пятых, от загруженности школьных программ;
В-шестых, от экологии;
В-седьмых, от уровня медицинского обеспечения;

Как видно из перечисленных факторов, школа может повлиять на повышение уровня здоровья школьников:
Облегчив школьную программу;
Улучшив санитарно-гигиенические условия в школе;
Дав учащимся знания навыки и умения здорового образа жизни.

Однако вот уже который раз на протяжении 10-ти лет школе навязывается совершенно не свойственная ей функция – здравоохранения! Как же так, ведь для этого учитель должен проходить еще специальную подготовку, приобрести массу очень полезных и интересных знаний, но не учительских знаний. Учитель может быть и врачом, но не обязан – это другая сфера человеческой деятельности, другая культура.

Не может учитель оказывать учащимся медицинские услуги, за исключением ситуаций чрезвычайного характера, услуги должны быть образовательного характера и в большей степени это услуги государству и родителям школьников, а не школьникам. Хотя при определенных обстоятельствах и сами школьники могут быть лично заинтересованы в получении знаний по школьной программе. В этом-то и заключается основная задача опытного педагога, всеми имеющимися методами добиться максимально возможного количества сотрудников, которые будут учиться не только за оценку, но и за интерес к получению знаний. И все учащиеся в той или иной степени всегда были участниками этого процесса, именно все учащиеся – этому всегда служил индивидуальный подход в обучении, в том числе отстающих и слабых учеников.

Но теперь некоторые доверчивые головы вскружила новая «алхимия, астрология, хиромантия…и т.д. и т.п.» - валеология, название новое, а, по сути, тот же оккультизм. И эту «науку» все настойчивей и настойчивей продвигают в образовательные учреждения новые язычники-энтузиасты. Ведь гораздо проще говорить о любви – тяжело любить, в том числе каждого ученика, заботясь о сохранении его здоровья и духовного и физического, чтобы он развивался и поднимался над своими недостатками и изживал их. А валеологи  вместо этого всех уже распределили по кастам: первые – это те, кому знания нужны; вторые – жаждут общения; третьим просто внимание и признание необходимо; а четвертые – это отчаявшиеся. И при этом для того, чтобы всем сохранить здоровье, нельзя никого напрягать, а каждому давать по потребностям, дабы учащийся через пребывание в состоянии удовольствия постиг преподаваемые ему знания. Но, если даже допустить, что все это возможно в среднестатистическом классе на 30 учеников и может повысить уровень физического здоровья, возникает вопрос: Где же здесь неотъемлемая часть образования – воспитание? Где же здесь место здоровью духовному?

К сожалению, большая часть педагогов уже настолько привыкла к этим инициативам, что готовы использовать и внедрять любые методы и технологии, лишь бы это было по-современному, в духе времени. И психологи, которые должны работать с проблемными детьми, а работают с лучшими. И воспитатели, которые занимаются развлечением. Уже и теперь в школе создана среда невыносимая для воспитания гражданского, патриотического, среда эгоистическая. Осталось насытить ее специфическими технологиями. И что самое парадоксальное – это стремление внедрить так называемые здоровьесберегающие технологии в сферу военно-патриотического воспитания, тогда как это воспитание всегда строилось не на удовлетворении эгоизма, а на воспитании жертвенности. Все это очень сильно мешает работе, так как известно, что человек по природе больше склонен на худое чем на доброе.  Работа идет, а результат нулевой. Ведь работа действительно проводится, существует целая система таких мероприятий, как:
1. Месячник военно-патриотического воспитания, посвященный «Дню   защитников Отечества», включающий: Чемпионаты школ по спортивным играм; встречи с ветеранами ВОВ; выпуск стенгазет; соревнования по военно-прикладным видам спорта; конкурсы строя и строевой песни; Военизированные эстафеты; военно-спортивные праздники для старшеклассников; конкурсы и викторины на уроках истории, литературы и ОБЖ; беседы в классах по планам классных руководителей.
1. Вахта памяти и другие мероприятия, посвященные «Дню Победы». Беседы; встречи с ветеранами; подготовка и участие в торжественном прохождении и «Вахте Памяти» у памятника погибшим советским воинам;
2.Участие юношей старших классов в дне допризывника.
Преподавание «Основ военной службы» в рамках предмета ОБЖ в 10-11-х классах, в том числе: История создания  Вооруженных Сил России; дни воинской славы;  дружба и войсковое товарищество; ордена, ритуалы…и другие темы, имеющие прямое отношение к изучению патриотизма, как части Российской истории. 
Поисковая работа.
1. Изучение славных исторических событий, включенных в программу по литературе, истории, ОБЖ.
2. Участие старшеклассников в районных мероприятиях:
• «Орленок»
• «Служу Отечеству!»
3. Прохождение юношами 10-х классов 5-дневных сборов.

Все эти и другие мероприятия в школе проводятся ежегодно, то есть уже имеется определенная традиция. Однако следует иметь в виду, что основным мотивом соревновательной деятельности является вовсе не патриотизм (хотя и он может присутствовать), а обычное человеческое тщеславие, не имеющее с патриотизмом ничего общего. Желание победить, получить грамоту, приз, подарок, а когда и этого нет – хотя бы признание своего превосходства над другими. Это  не русская традиция. К некоторым мероприятиям учащиеся относятся как к шоу и это, так и есть на самом деле – при чем же тут военно-патриотическое воспитание? И вообще воспитание ли это? Наверное, да, если все эти мероприятия входят составной частью в систему воспитания в детях личностных качеств, необходимых гражданину-патриоту. При этом условии в список проведенных школой мероприятий можно было бы включить даже дискотеки, как элемент военно-патриотического воспитания.

Однако господствующей системой воспитания в школе в последние годы стало воспитание гуманистическое. Гуманизм всегда был составной частью патриотического воспитания в России, но как самостоятельная система, он является антагонистом патриотизма, так как всегда ставит интересы личные выше общественных, ценность индивидуума выше ценности государства (Родины). Учащиеся 10-11-х классов не могут должным образом понять, почему наши предки способны были на героические поступки, так как это невозможно объяснить интересами личности.

Говоря о трудностях в воспитании,  мы очень часто ссылаемся на пагубное воздействие телевидения и это так, но, тем не менее, у школы есть моральное право и обязанность игнорировать телевизионные стандарты и технологии, и заниматься своим делом, воспитанием таких качеств личности, как:
Честность, искренность.
Ответственность, порядочность, дисциплинированность.
Дружелюбие.
Уважение старших, почтительное отношение к родителям и учителям.
Милосердие и товарищеская взаимопомощь.
Терпение, трудолюбие, заботливость.
Скромность, нравственная чистота.
Готовность к служению высшим интересам в ущерб своим (жертвенность).
И другие традиционно воспитываемые качества.

Тогда и все проводимые нами мероприятия не будут простым развлечением, а уроки о патриотизме будут находить отклик в душах детей. Не может учитель никакими технологиями остановить процесс ухудшения физического здоровья у учащихся, над этой проблемой должны работать другие специалисты и, как минимум, должны быть созданы экономические условия в государстве. А вот здоровье духовное поднять можно и силами учителя, но для этого нужно воспитывать школьников в соответствии с педагогическими традициями, основанными на ценностях 1000-летней Российской истории.

Как выразился в одном из своих выступлений Президент РФ Путин В.В., Российское образование всегда держало планку высоко. И эту планку нам надо поднимать во всех вопросах образования – и в обучении и в воспитании. Мой опыт показывает, что обучение может воспитывать. Единственное условие для этого – ответственность педагога за свое дело, и, вообще духовно-нравственные качества педагога.

Используя в своей работе элементы религиозной православной культуры, я вовсе не ставлю перед собой цель привлечь детей в Церковь – воцерковить их – это просто невозможно. Воцерковленность – это не «кайф», не наслаждение, не уход от жизненных проблем, по своему опыту я знаю – это большой труд. Человек даже при большом желании не может воцерковить другого – это может только тот другой сам с Божьей помощью. Я в своей работе эксплуатирую церковный опыт, знания, Российскую историю и делаю это в интересах самих учащихся, их родителей и государства. Я хочу, чтобы дети соединили свою судьбу с историей нашей Великой Родины и гордились ей. А история и традиция русской православной Церкви, как известно, составляет значительную, если не основную, часть этой истории. Часто в классах, где я работаю, учатся дети разных национальностей и конфессий. Не было еще такого случая, чтобы родители или сами учащиеся были оскорблены православием или русскостью. Более того, дети из мусульманских семей чаще других откликаются на религиозные беседы, находят общие точки соприкосновения наших культур, активно участвуют во всех военно-патриотических мероприятиях, ведут себя в школе и на уроках более благочестиво, особенно это заметно в мусульманские посты, этим они даже помогают другим детям отряхнуть с себя ложную стыдливость.  У нас нет другого выхода, нам всегда жить вместе, но для того, чтобы нас уважали, нужно с уважением относиться к своей Вере, к своим предкам, истории, традициям. Вряд ли в современной светской школе можно ставить целью воспитание благочестия, но освятить образовательный процесс духом Христианской истины, искоренить злочестие – вполне реальная задача. Предмет мой называется «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ», а жизнедеятельность человека распространяется как на физическую (материальную) сферу, так и на сферу духовную. И поэтому точно так же как в школе мы учим детей истинным наукам: физике, химии, математике,… и другим, а не учим алхимии, астрологии, хиромантии, и другим (хотя здесь я могу ошибиться – кое-где, наверное, учат), так вот точно так же мы должны давать знания об истинной духовности. Тогда дети не будут уходить в тоталитарные секты, причинять своему организму вред пагубными привычками, совершать суицидальные действия, и вообще станут более устойчивы к проявлениям духовной агрессии.

И, наконец, о результативности. Сразу отмечу, что предмет ОБЖ организационно включен в предметную область «Физическая культура». Программа для 10-11-х классов, однако, свидетельствует, что это не совсем так. Я отношусь к предмету как к общепедагогическому, который можно интегрировать и с физической культурой, и историей и географией и биологией и литературой и физикой и с другими предметами. Поэтому главный результат моей работы – это изменение отношения учащихся к самому предмету. Оно стало серьезным. Это сознательное изменение отношения к своему здоровью, к безопасности своей и общественной, к защите Отечества. Два года подряд большинство учащихся с желанием едут на военные сборы, с желанием именно проверить свою готовность, испытать себя. Учащиеся начали задумываться о смысле жизни, о смысле семейной жизни. Учащиеся перестали стыдиться разговоров на религиозные темы. Мы активно участвуем и в общешкольных и в районных мероприятиях, занимаем призовые места в военно-спортивных соревнованиях, но команду комплектуем исходя не только из физических качеств, но, учитывая нравственные качества личности. Часто это выглядит проигрышно, но я стремлюсь на этом не выигрывать. Замечаю, что дети более заботливо относятся друг к другу, уже при проведении военизированных соревнований проявляют такие личностные качества, как: мужественность, ответственность, заботливость, самоотверженность и другие, практически не замечаю пошлости.  Ежегодно 2-3 выпускника поступают в военные ВУЗы, в том числе и в этом году. То есть, мои учащиеся внешне ничем не отличаются от своих сверстников в других школах, но я имею полные основания считать, что на своих уроках делаю максимум  от меня возможного, чтобы не навредить их душам. Думаю, что современный учитель, как и врач, должен в первую очередь руководствоваться знаменитым правилом – «НЕ НАВРЕДИ!». Это правило особенно полезно помнить тем педагогам, которые дерзают использовать знания о религии не имея достаточного собственного религиозного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РФ Об образовании.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 год».
3. Национальная доктрина образования в РФ. Журнал ОБЖ № 1, 2001 г.
4. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
5.Федеральный закон «О Днях воинской Славы (победных днях) России от 10.02. 1995 г.
6. Во имя жизни. Журнал ОБЖ, октябрь 2001 г.
7.Еще раз о патриотическом воспитании. Журнал ОБЖ, март 2001 г.
8. Круглый стол представителей Министерства образования с представителями религиозных конфессий по вопросам воспитания подрастающего поколения. Журнал Народное образование № 7, 2001 г.
9. Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, опыт, традиции». Журнал Народное образование
 № 8, 2001 г.
10. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко, Москва, Народное образование, 1998 г.
11. Основы социальной концепции русской православной церкви. Москва 13-16 августа 2000 г.


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру