Российская национальная традиция образования на уроках ОБЖ

Завершая изложение своего опыта работы по проблеме, вернусь к примеру о помощи алкоголику. За 2 последних года положение в стране несколько изменилось, мы теперь в состоянии жить за свой счет, помогать другим и даже расплачиваться по старым долгам. Происходят изменения и во взглядах на образование. Все больше голосов в пользу традиционно российского образования, основанного на христианских ценностях. Но существенных сдвигов нет. В современной общеобразовательной школе есть предметы, направленные на овладение знаниями в области:

• Физико-математических наук
• Химии и биологии
• Филологии
• Истории и обществознания
• Географии
• Физической, музыкальной и художественной культуры.

Учащимися, начиная с 7 класса, особо изучается предмет Основы правовых знаний, и вчера еще нормальные дети начинают проявлять хамские качества.

А вот предметная область для изучения религиозной культуры не создана, не создана в школе и среда нравственная, среда для патриотического воспитания. Школа продолжает оставаться пристанищем для всевозможных сомнительных экспериментов и технологий. Очень сильно дезориентируют учащихся некоторые новомодные «праздники», носящие антихристианский, сатанинский характер, входящие в явное противоборство с гражданским и патриотическим воспитанием. Так называемый день святого Валентина приходится на самый активный период подготовки ко Дню защитника Отечества, на уроках мы говорим о Любви (жертвенной любви), а этот, так называемый праздник, как блудная инфекция, деморализует всех. Тем более, что при отсутствии в школах предмета по изучению православной культуры очень трудно доказать кому бы то ни было, что эта традиция не имеет ничего общего с православием. А ведь во многих школах это единственно почитаемый праздник, отождествляемый многими с религией и даже с православием, так как  в его названии имеется слово СВЯТОЙ! Или  вот, например,  сейчас появилось очень модное понятие «Здоровьесберегающие технологии». Что это такое и как это понятие влияет на мой предмет, мою работу на ее результаты?

Уже более 10-ти лет чуть ли не основной проблемой страны является ухудшение здоровья школьников. Проблема эта действительно есть, была она и прежде. Но там ли мы ищем ее причины и пути разрешения? От каких факторов зависит уровень здоровья школьников?

Во-первых, это, конечно же, от материальных и бытовых условий, от питания, от духовно-нравственной атмосферы и психологического климата в семье;
Во-вторых, от наследственной предрасположенности;
В-третьих, от образа жизни;
В-четвертых, от санитарно-гигиенических условий в школе;
В-пятых, от загруженности школьных программ;
В-шестых, от экологии;
В-седьмых, от уровня медицинского обеспечения;

Как видно из перечисленных факторов, школа может повлиять на повышение уровня здоровья школьников:
Облегчив школьную программу;
Улучшив санитарно-гигиенические условия в школе;
Дав учащимся знания навыки и умения здорового образа жизни.

Однако вот уже который раз на протяжении 10-ти лет школе навязывается совершенно не свойственная ей функция – здравоохранения! Как же так, ведь для этого учитель должен проходить еще специальную подготовку, приобрести массу очень полезных и интересных знаний, но не учительских знаний. Учитель может быть и врачом, но не обязан – это другая сфера человеческой деятельности, другая культура.

Не может учитель оказывать учащимся медицинские услуги, за исключением ситуаций чрезвычайного характера, услуги должны быть образовательного характера и в большей степени это услуги государству и родителям школьников, а не школьникам. Хотя при определенных обстоятельствах и сами школьники могут быть лично заинтересованы в получении знаний по школьной программе. В этом-то и заключается основная задача опытного педагога, всеми имеющимися методами добиться максимально возможного количества сотрудников, которые будут учиться не только за оценку, но и за интерес к получению знаний. И все учащиеся в той или иной степени всегда были участниками этого процесса, именно все учащиеся – этому всегда служил индивидуальный подход в обучении, в том числе отстающих и слабых учеников.

Но теперь некоторые доверчивые головы вскружила новая «алхимия, астрология, хиромантия…и т.д. и т.п.» - валеология, название новое, а, по сути, тот же оккультизм. И эту «науку» все настойчивей и настойчивей продвигают в образовательные учреждения новые язычники-энтузиасты. Ведь гораздо проще говорить о любви – тяжело любить, в том числе каждого ученика, заботясь о сохранении его здоровья и духовного и физического, чтобы он развивался и поднимался над своими недостатками и изживал их. А валеологи  вместо этого всех уже распределили по кастам: первые – это те, кому знания нужны; вторые – жаждут общения; третьим просто внимание и признание необходимо; а четвертые – это отчаявшиеся. И при этом для того, чтобы всем сохранить здоровье, нельзя никого напрягать, а каждому давать по потребностям, дабы учащийся через пребывание в состоянии удовольствия постиг преподаваемые ему знания. Но, если даже допустить, что все это возможно в среднестатистическом классе на 30 учеников и может повысить уровень физического здоровья, возникает вопрос: Где же здесь неотъемлемая часть образования – воспитание? Где же здесь место здоровью духовному?

К сожалению, большая часть педагогов уже настолько привыкла к этим инициативам, что готовы использовать и внедрять любые методы и технологии, лишь бы это было по-современному, в духе времени. И психологи, которые должны работать с проблемными детьми, а работают с лучшими. И воспитатели, которые занимаются развлечением. Уже и теперь в школе создана среда невыносимая для воспитания гражданского, патриотического, среда эгоистическая. Осталось насытить ее специфическими технологиями. И что самое парадоксальное – это стремление внедрить так называемые здоровьесберегающие технологии в сферу военно-патриотического воспитания, тогда как это воспитание всегда строилось не на удовлетворении эгоизма, а на воспитании жертвенности. Все это очень сильно мешает работе, так как известно, что человек по природе больше склонен на худое чем на доброе.  Работа идет, а результат нулевой. Ведь работа действительно проводится, существует целая система таких мероприятий, как:
1. Месячник военно-патриотического воспитания, посвященный «Дню   защитников Отечества», включающий: Чемпионаты школ по спортивным играм; встречи с ветеранами ВОВ; выпуск стенгазет; соревнования по военно-прикладным видам спорта; конкурсы строя и строевой песни; Военизированные эстафеты; военно-спортивные праздники для старшеклассников; конкурсы и викторины на уроках истории, литературы и ОБЖ; беседы в классах по планам классных руководителей.
1. Вахта памяти и другие мероприятия, посвященные «Дню Победы». Беседы; встречи с ветеранами; подготовка и участие в торжественном прохождении и «Вахте Памяти» у памятника погибшим советским воинам;
2.Участие юношей старших классов в дне допризывника.
Преподавание «Основ военной службы» в рамках предмета ОБЖ в 10-11-х классах, в том числе: История создания  Вооруженных Сил России; дни воинской славы;  дружба и войсковое товарищество; ордена, ритуалы…и другие темы, имеющие прямое отношение к изучению патриотизма, как части Российской истории. 
Поисковая работа.
1. Изучение славных исторических событий, включенных в программу по литературе, истории, ОБЖ.
2. Участие старшеклассников в районных мероприятиях:
• «Орленок»
• «Служу Отечеству!»
3. Прохождение юношами 10-х классов 5-дневных сборов.

Все эти и другие мероприятия в школе проводятся ежегодно, то есть уже имеется определенная традиция. Однако следует иметь в виду, что основным мотивом соревновательной деятельности является вовсе не патриотизм (хотя и он может присутствовать), а обычное человеческое тщеславие, не имеющее с патриотизмом ничего общего. Желание победить, получить грамоту, приз, подарок, а когда и этого нет – хотя бы признание своего превосходства над другими. Это  не русская традиция. К некоторым мероприятиям учащиеся относятся как к шоу и это, так и есть на самом деле – при чем же тут военно-патриотическое воспитание? И вообще воспитание ли это? Наверное, да, если все эти мероприятия входят составной частью в систему воспитания в детях личностных качеств, необходимых гражданину-патриоту. При этом условии в список проведенных школой мероприятий можно было бы включить даже дискотеки, как элемент военно-патриотического воспитания.

Однако господствующей системой воспитания в школе в последние годы стало воспитание гуманистическое. Гуманизм всегда был составной частью патриотического воспитания в России, но как самостоятельная система, он является антагонистом патриотизма, так как всегда ставит интересы личные выше общественных, ценность индивидуума выше ценности государства (Родины). Учащиеся 10-11-х классов не могут должным образом понять, почему наши предки способны были на героические поступки, так как это невозможно объяснить интересами личности.

Говоря о трудностях в воспитании,  мы очень часто ссылаемся на пагубное воздействие телевидения и это так, но, тем не менее, у школы есть моральное право и обязанность игнорировать телевизионные стандарты и технологии, и заниматься своим делом, воспитанием таких качеств личности, как:
Честность, искренность.
Ответственность, порядочность, дисциплинированность.
Дружелюбие.
Уважение старших, почтительное отношение к родителям и учителям.
Милосердие и товарищеская взаимопомощь.
Терпение, трудолюбие, заботливость.
Скромность, нравственная чистота.
Готовность к служению высшим интересам в ущерб своим (жертвенность).
И другие традиционно воспитываемые качества.

Тогда и все проводимые нами мероприятия не будут простым развлечением, а уроки о патриотизме будут находить отклик в душах детей. Не может учитель никакими технологиями остановить процесс ухудшения физического здоровья у учащихся, над этой проблемой должны работать другие специалисты и, как минимум, должны быть созданы экономические условия в государстве. А вот здоровье духовное поднять можно и силами учителя, но для этого нужно воспитывать школьников в соответствии с педагогическими традициями, основанными на ценностях 1000-летней Российской истории.

Как выразился в одном из своих выступлений Президент РФ Путин В.В., Российское образование всегда держало планку высоко. И эту планку нам надо поднимать во всех вопросах образования – и в обучении и в воспитании. Мой опыт показывает, что обучение может воспитывать. Единственное условие для этого – ответственность педагога за свое дело, и, вообще духовно-нравственные качества педагога.

Используя в своей работе элементы религиозной православной культуры, я вовсе не ставлю перед собой цель привлечь детей в Церковь – воцерковить их – это просто невозможно. Воцерковленность – это не «кайф», не наслаждение, не уход от жизненных проблем, по своему опыту я знаю – это большой труд. Человек даже при большом желании не может воцерковить другого – это может только тот другой сам с Божьей помощью. Я в своей работе эксплуатирую церковный опыт, знания, Российскую историю и делаю это в интересах самих учащихся, их родителей и государства. Я хочу, чтобы дети соединили свою судьбу с историей нашей Великой Родины и гордились ей. А история и традиция русской православной Церкви, как известно, составляет значительную, если не основную, часть этой истории. Часто в классах, где я работаю, учатся дети разных национальностей и конфессий. Не было еще такого случая, чтобы родители или сами учащиеся были оскорблены православием или русскостью. Более того, дети из мусульманских семей чаще других откликаются на религиозные беседы, находят общие точки соприкосновения наших культур, активно участвуют во всех военно-патриотических мероприятиях, ведут себя в школе и на уроках более благочестиво, особенно это заметно в мусульманские посты, этим они даже помогают другим детям отряхнуть с себя ложную стыдливость.  У нас нет другого выхода, нам всегда жить вместе, но для того, чтобы нас уважали, нужно с уважением относиться к своей Вере, к своим предкам, истории, традициям. Вряд ли в современной светской школе можно ставить целью воспитание благочестия, но освятить образовательный процесс духом Христианской истины, искоренить злочестие – вполне реальная задача. Предмет мой называется «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ», а жизнедеятельность человека распространяется как на физическую (материальную) сферу, так и на сферу духовную. И поэтому точно так же как в школе мы учим детей истинным наукам: физике, химии, математике,… и другим, а не учим алхимии, астрологии, хиромантии, и другим (хотя здесь я могу ошибиться – кое-где, наверное, учат), так вот точно так же мы должны давать знания об истинной духовности. Тогда дети не будут уходить в тоталитарные секты, причинять своему организму вред пагубными привычками, совершать суицидальные действия, и вообще станут более устойчивы к проявлениям духовной агрессии.

И, наконец, о результативности. Сразу отмечу, что предмет ОБЖ организационно включен в предметную область «Физическая культура». Программа для 10-11-х классов, однако, свидетельствует, что это не совсем так. Я отношусь к предмету как к общепедагогическому, который можно интегрировать и с физической культурой, и историей и географией и биологией и литературой и физикой и с другими предметами. Поэтому главный результат моей работы – это изменение отношения учащихся к самому предмету. Оно стало серьезным. Это сознательное изменение отношения к своему здоровью, к безопасности своей и общественной, к защите Отечества. Два года подряд большинство учащихся с желанием едут на военные сборы, с желанием именно проверить свою готовность, испытать себя. Учащиеся начали задумываться о смысле жизни, о смысле семейной жизни. Учащиеся перестали стыдиться разговоров на религиозные темы. Мы активно участвуем и в общешкольных и в районных мероприятиях, занимаем призовые места в военно-спортивных соревнованиях, но команду комплектуем исходя не только из физических качеств, но, учитывая нравственные качества личности. Часто это выглядит проигрышно, но я стремлюсь на этом не выигрывать. Замечаю, что дети более заботливо относятся друг к другу, уже при проведении военизированных соревнований проявляют такие личностные качества, как: мужественность, ответственность, заботливость, самоотверженность и другие, практически не замечаю пошлости.  Ежегодно 2-3 выпускника поступают в военные ВУЗы, в том числе и в этом году. То есть, мои учащиеся внешне ничем не отличаются от своих сверстников в других школах, но я имею полные основания считать, что на своих уроках делаю максимум  от меня возможного, чтобы не навредить их душам. Думаю, что современный учитель, как и врач, должен в первую очередь руководствоваться знаменитым правилом – «НЕ НАВРЕДИ!». Это правило особенно полезно помнить тем педагогам, которые дерзают использовать знания о религии не имея достаточного собственного религиозного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РФ Об образовании.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 год».
3. Национальная доктрина образования в РФ. Журнал ОБЖ № 1, 2001 г.
4. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
5.Федеральный закон «О Днях воинской Славы (победных днях) России от 10.02. 1995 г.
6. Во имя жизни. Журнал ОБЖ, октябрь 2001 г.
7.Еще раз о патриотическом воспитании. Журнал ОБЖ, март 2001 г.
8. Круглый стол представителей Министерства образования с представителями религиозных конфессий по вопросам воспитания подрастающего поколения. Журнал Народное образование № 7, 2001 г.
9. Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, опыт, традиции». Журнал Народное образование
 № 8, 2001 г.
10. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко, Москва, Народное образование, 1998 г.
11. Основы социальной концепции русской православной церкви. Москва 13-16 августа 2000 г.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру