Российская национальная традиция образования на уроках ОБЖ

На изучение каждой из них отводится по одному уроку, которые проводятся также методом проблемного изложения или поисковым  методом (самостоятельная работа с опорой на  материал учебника). При изложении причин заболевания большее внимание уделяю не на способы предохранения, а на соблюдение нравственных и духовных норм. Поэтому сам собой напрашивается вывод о профилактике этих заболеваний. Какой вывод?

- Я подвожу учащихся к выводу, что:
1) Лучшей профилактикой этих заболеваний является соблюдение не только нравственных, но и духовных законов.
2) Любой половой контакт вне брака – опасен!

Но следует иметь в виду, что учебник отвечает на этот вопрос несколько иначе, а учебники у нас есть. Хотя и говорится о необходимости вести нравственный образ жизни, но здесь же рекомендуется ограничить количество «половых партнеров» и пользоваться презервативами. Думаю, что я не в праве лишать старшеклассников этой информации, но со своей стороны обязательно подчеркиваю, что это информация для падшего человека, что это безнравственно, что это грех, то есть, предохраняясь на физическом уровне, оступившийся человек впускает в свою душу инфекцию, которая  несет еще большую опасность и требует врачевания. Думаю, что, если бы в школе преподавался предмет «Основы православной культуры», объяснить это было бы намного легче. Так же информирую о том, что ни одно из имеющихся средств профилактики не дает надежной защиты.  На этих уроках учащиеся составляют конспект по учебнику и предложенному мной плану основных венерических болезней. Особо подчеркну. Мой опыт работы по этой проблеме в первую очередь направлен на овладение теми знаниями, которые подразумеваются программой. Он лишь способствует смещению некоторых понятий в сторону традиционно русских представлений.

Изучая темы о вредных привычках, и к чему они приводят, я формирую у учащихся представление о том, что именно желание жить в удовольствии, безответственности при попрании духовно – нравственных норм часто приводят к мукам, горю, болезням, уголовной ответственности.… Не страшно, когда законное, естественное удовольствие является вознаграждением за проделанный труд, но опасно стремление подростков к запретным, незаслуженным удовольствиям. Курение, алкоголизм, наркомания, СПИД – всё это результат такого стремления, то есть деформированной жизненной ориентации. Вот, к примеру, элементы урока об алкоголизме, основанного на индуктивном методе и знании психологии.

Учащимся задаются вопросы и даются на них ответы:

1.Каковы причины алкоголизма?

а) желание уйти от проблем (от ответственности)
б) желание получить удовольствие (расслабиться)
в) желание быть раскрепощённым в общении
г) желание быть (выглядеть) взрослым, сильным, независимым.

2. К чему приводит каждое употребление?

а) проблемы добавляются (время потрачено впустую)
б) боль, тяжесть, ломка (синдром похмелья)
в) общение раздражает, никто не нужен
г) хочется быть маленьким, чтобы кто-то помог – зависимость - желание вернуть вчерашнее состояние(!) - только с помощью алкоголя(!)

Вывод: Самая большая ценность – алкоголь!

3. К чему это привело?

а) деградация личности – все устремления сводятся к одному – выпивке.
б) жизнь пустая, короткая, бездуховная, часто трагическая смерть.
в) семьи или нет или сплошная мука.

На этом можно было и остановиться, но это не вся правда. Дело в том, что большая часть антиалкогольной пропаганды  в нашей стране основана на лжи и эта традиция продолжается. На словах говорится, что алкоголь даже в малых дозах – это яд, а на деле, большинство населения его употребляют. Может быть, еще и  поэтому такая пропаганда не дает ожидаемых плодов? Ведь на самом деле даже многие врачи утверждают о полезных свойствах алкоголя в терапевтических дозах, а польза от умеренного пития вина, особенно красного?…  Истина заключается в том, что алкоголь нельзя употреблять с целью изменения сознания, но можно для людей с пониженной секреторной функцией органов пищеварения, то есть для аппетита, можно для веселья в праздники, но в меру.

Вопрос: Неужели употреблять вино совсем нельзя? Два-четыре человека отвечают. Вношу коррективы, опираясь на традицию, в том числе используя изречения христианских подвижников. И вывод:

1. Да детям нельзя, потому что.… Нельзя вообще тем, кому противопоказано врачами;

2. Взрослым в меру даже полезно, но в меру. А она индивидуальна.

Если предыдущая содержательная линия лишь подводит к пониманию необходимости бескорыстного, добровольного служения своему народу, то следующая содержательная линия в 10-ом классе на исторических примерах показывает, как исполняли это служение наши великие предки, а в 11-ом классе – ориентирует на достойное исполнение гражданского долга в качестве военнослужащего.

«Основы военной службы»

Какая основная педагогическая цель этой линии? Особенно если учесть, что законы меняются, меняется военная техника, доктрина, геополитическая обстановка. Нам действительно никто открыто не угрожает, но одновременно и разоружаться вокруг нас никто не хочет. К тому же у нас есть многочисленные примеры нарушения сильными странами международных норм. Это и Югославия и Ирак, и Израиль и постоянные попытки вмешательства Запада во внутренние дела России.… Меняются взгляды политических кругов на процесс формирования Вооруженных Сил. Все ближе мы подходим к такой реальности, когда Армия будет укомплектована по контракту. Зачем же нам держаться за старые представления о подготовке учащихся к военной службе, основанной на таких разделах как: строевая, тактическая, огневая и прочие подготовки? Считаю, что как раз это направление для общеобразовательной школы является второстепенным. А на первый план необходимо уже давно поставить подготовку к любому служению (государственному, военному, общественному, социальному и др.). И эта подготовка должна носить характер общей подготовки личности, ее духовной, душевной и физической составляющих. Для этой цели можно опереться и на те виды деятельности, которые предоставляет нам начальная военная подготовка, но они второстепенны!

Основной педагогической целью для себя я считаю формирование у учащихся гражданской позиции, опирающейся на разносторонние общественно-политические и гуманитарные знания, знания по основам военной службы. Как достигается эта цель? Очень тяжело, особенно по той причине, что уроки проходят одновременно с юношами и девушками. И если эти уроки проводить без национальной традиции, без православия, то тогда только традиционная технология (но это обучение  немотивированное – авторитарное). Считаю ошибочным представление, что, если юноши будут знать Дни воинской славы, памятники, величие нашей страны, то и сами они смогут в нужный момент стать героями – патриотами. Это не так! Все эти знания работают только в комплексе с глубокой Верой в высшие идеалы. Навязывать здесь ничего не нужно, но информировать учащихся о том, что было и что есть – наша обязанность. Поэтому там, где это возможно, я по крупицам включаю исторические  сведения о православной принадлежности, глубокой Вере русских выдающихся полководцев всех времён. Великий русский полководец, генералиссимус Суворов А.В. определял единство обучения и воспитания следующим образом: «Войско необученное, что сабля неотточенная!.. Дух укрепляется в Вере отеческой, Православной. Безверное войско учить, что железо перегорелое точить».

Для достижения поставленной цели обычно пользуюсь общеклассными, групповыми, иногда индивидуальными формами обучения. Использую объяснительно-иллюстративные методы, когда материал теоретический, информационный; методы проблемного обучения; методы самостоятельной познавательной деятельности; элементы репродуктивного метода. Например, урок в 10 кл.: « Памяти поколений – Дни воинской славы». Использую словесно – иллюстративные методы, в том числе метод проблемного изложения, переходящий в беседу и наоборот.

Взять, к примеру, два исторических события: война Отечественная 1812г. И Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Наполеон и Гитлер, Кутузов и Жуков…и Москва.

Вопросы: 1. Почему тогда Москву оставили и даже сожгли, а в 41 стояли насмерть?
2. Благодаря каким качествам Кутузов принял столь        непопулярное решение?
3.А как на ваш взгляд поступили бы наши современники? (объяснить)

Этот блок вопросов, ответы на них и моя корректировка подводят учащихся к осознанию необходимости глубинного духовно – нравственного подхода к изучению темы.
1. Что двигало солдат Кутузова на Бородинском поле идти на смерть?
а) страх наказания, б) материальный интерес, в) что-то другое (назвать)
2. Что заставляло 28 Панфиловцев на Волоколамском шоссе идти на самопожертвование?
а) страх наказания, б) тщеславие, в) материальный интерес, г) что-то другое (назвать).

Учащимся дается время на осмысление, а тем временем я напоминаю, что и в первом и во втором примере это были солдаты, воспитанные или прямо или косвенно на традициях православия, многие даже к 41-му году сохранили Веру, а по православному пониманию: «Нет выше той любви, как если кто душу свою положит за други своя». Общеизвестно так же, что большевистская власть ничего нового не придумала для воспитания – она лишь скопировала у Церкви большинство нравственных принципов, и сделала это очень грубо и поверхностно, варварски истощив энтузиазм советских людей лживыми обещаниями. Но в годы войны большинство наших граждан погибали с верой в высшие идеалы.

Т.о., ответ кроется в духовности (Вере). На изучение темы отводится 4 урока. В конце изучения учащимся предлагается написать сочинение по предложенному мной плану с опорой на материал изученной темы. На следующем уроке проводится анализ этих работ.

Так как при оценивании знаний первостепенное значение придается способности высказывать аргументированное мнение, рассуждать, анализировать, то и методы контроля я выбираю соответствующие. Это все методы устного контроля, письменные контрольные работы. Тестирование для оценивания по этим темам использую там, где ответ должен быть лаконичным и однозначным. Может использоваться комбинированная работа: часть вопросов, требующая самостоятельных формулировок, часть в виде тестовых заданий. Так как большинство тем разнопланового содержания, практикуется такая форма контроля, как контрольный срез. Для проведения тестирования с включением вопросов по дням воинской славы я разработал перечень тестовых вопросов, которые одновременно выполняют и контрольные и учебные задачи, расширяют имеющиеся представления. Например:

Тесты по теме "ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ."

1.Александр Невский – выдающийся русский полководец, одержавший победы в битвах: а) на реке Калка; б) на Чудском озере; в) в Невской битве; г) в Курской битве. Найти ошибки.

2.В битве на Куликовом поле принимали участие: а) Дмитрий Донской;
б) Дмитрий Пожарский; в) монах Пересвет; г) монах Ослябя. Найти ошибку.

3.7 ноября – день воинской славы, установленный в честь:
а) победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917г.;
б) установления дня согласия и примирения в 1995г;
в) освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г;
г) расстрела большевиками царской семьи в 1918 г.

4.Козьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили освобождение Москвы от: а) шведов; б) немцев; в) поляков; г) монголо-татарского ига.

5. Почему Александр Невский, выбирая из двух зол меньшее, уступал монголо-татарам, но воевал с западными врагами?
а) монголо-татары не притесняли зажиточных князей;
б) монголо-татары не создавали духовной угрозы;
в) монголо-татарское иго благоприятно сказывалось на развитии экономики России;
г) монголо-татарское иго способствовало расцвету русской культуры, искусства, зодчества.

6.Народ русский в начале 17 века был далек от политики. Однако Козьма Минин вдохновил людей готовить ополчение против польских интервентов, так как для всех была очевидной угроза:
а) разграбления Москвы поляками;
б) уничтожения поляками веры православной;
в) Уничтожения культурного наследия предков;
г) разрушения мавзолея.

7.При непосредственном руководстве Петра-1 были одержаны победы:
а) В Полтавской битве; б) У мыса Гангут; в) У мыса Тендра; г) У мыса  Синоп.

8.Во взятии Суворовым крепости турецкой Измаил участвовал:
а) фельдмаршал Потемкин; б) генерал Кутузов; в) генерал Мусин-Пушкин;
г) генерал Салтыков.

9.Великим русским полководцем А.В.Суворовым не была одержана победа:  а) в битве под Рымником; б) в сражении за Туртукай; в) в битве у Козлуджи; г) в поимке Пугачева; д) в битве за Измаил; е) в битве при Фокшанах; ж) в битвах на реках Адде и Треббии.

10.В1812 году в Бородинском сражении принимали участие полководцы:
а) Кутузов; б) Багратион; в) Раевский; г) Барклай-де-Толли; д) Рокоссовский; е) Ермолов.
Определите ошибку.

11. 23 февраля является днем воинской славы. В честь какого события определена эта дата?
а) в честь крупной победы войск Красной Армии над Кайзеровскими войсками;
б) в этот день был подписан Декрет о создании Красной Армии и Флота;
в) в этот день была осуществлена благотворительная акция в целях поддержки Красной Армии, закончившаяся праздником, ставшим впоследствии традицией.

12. 5 декабря 1941 года – это: а) дата начала битвы за Москву;
б) начало контрнаступления под Москвой;
в) начало коренного перелома в Великой Отечественной войне;
г) снятие блокады с осажденной Москвы.

13.Общеизвестно, что контрнаступлением советских войск под Москвой руководил Г.К.Жуков. Кто еще из выдающихся военачальников этого периода сражался под Москвой?
а) Рокоссовский, Доватор, Белобородов;
б) Говоров, Конев, Буденный;
в) Баграмян, Ротмистров, Ватутин;
г) Еременко, Василевский, Белов, Ефремов.
Найти ошибку.

14.В ходе Великой Отечественной войны советскими войсками были одержаны победы в следующих битвах:
а) в Сталинградской битве – 2 февраля 1943 года;
б) в битве под Москвой - январь 1942 года;
в) в битве под Москвой – 5 декабря 1941 года;
г) в Курской битве - 23 августа 1943 года.

15.День снятия блокады города Ленинград 27 января 1944 года является днем воинской славы так как:
а) за этот период в городе погибло около 642 тысяч ленинградцев;
б) Все жители с оружием в руках защищали город;
в) Войска, защищавшие город так и не сдали его противнику.

16.В 1812 году Кутузов ради сохранения армии сдает Москву противнику, а в1941 под Москвой и Ленинградом бойцы ложатся под танки, чтобы отстоять эти города любой ценой. Почему эти города стали такими ценными?     /В задании два верных ответа./
а) в них сосредоточилась вся военная промышленность;
б) Из-за памятников и архитектурных сооружений;
в) в 1812 году армия была духовно сильнее и могла не придавать такого символического значения столице;
г) в 1941 году благодаря разрушающему воздействию богоборческого режима бойцы могли подкрепить пошатнувшиеся духовные силы лишь подобными ценностями.

17.День воинской славы в честь победы русского войска под руководством А.Невского над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года установлен:
а) 24 марта; б)18  апреля; в)5 апреля;

18. В настоящее время день победы русского войска во главе с Дм. Донским над монголо-татарами празднуется 21 сентября. Какая историческая дата соответствует этому дню?
а)21 сентября 1380 год; б) 8 сентября 1380 год; в)21 сентября 1382 год;
г)21 сентября 1388 год.

19. П.С.Нахимов, знаменитый русский флотоводец вписал не одну славную страницу в славную историю Отечества. Одна из его славных побед с 1995 года является Днем воинской Славы. Какая?
а)8 сентября 1855 год – защита Севастополя;
б)18 ноября 1853 год – Синопское сражение;
в)7 августа 1714 года – Гангутское сражение;
г)9 августа 1714 года – Гангутское сражение.

20.День воинской Славы 23 августа 1943 года вписан золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Особым событием этого сражения является: а) танковое сражение под Прохоровкой;
б) подвиг 28 панфиловцев, ценой своей жизни остановивших 50 немецких танков у разъезда Дубосеково;
в) Здесь вела в бой  свой танк Таисия Патанина, в одном бою подбившая 3 вражеских танка, уничтожившая 2 пушки, дзот и более 80 гитлеровцев;
г) окружением и пленением танковой группировки Паулюса.

Многие из предложенных вопросов и вариантов ответов на них чрезвычайно сложны для учащихся или вызывают у них противоречия, но благодаря этому возникает проблема, разрешая которую, решаются и учебные и воспитательные задачи. Как видно из этих тестовых заданий, лишь незначительная их часть носит прямо или косвенно религиозный характер, однако это не совсем верное впечатление, например при ответе на вопрос 17 и ему подобные у учащихся возникает проблема:
-во-первых, историческая дата этого события 5 апреля, и учащиеся это хорошо знают;
- во-вторых, День воинской славы 18 апреля, учащиеся об этом знают, но их разум не хочет этого понимать (зачем сделали такую путаницу?).

Как я решаю эту проблему? Можно было бы объяснить это обычной прихотью законодателей (так объясняют очень многие), можно еще добавить информацию о разнице во временных стилях (это уже лучше). Я стараюсь объяснить эту разницу, ссылаясь на религиозную традицию. Ведь в каждой семье поминают умерших или погибших родственников в тот день, когда они закончили свой жизненный путь, а ведь в почитаемые нами дни погибли очень многие, поэтому важно сохранить в памяти не только сам факт, но и наиболее точную историческую дату. Для того чтобы дать правильный ответ на такого рода вопросы, необходимо хорошо знать историю, т.е. учащиеся получают дополнительную мотивацию для изучения истории.

При выставлении оценки за устный ответ или письменную работу нетестового характера мною сохранены следующие требования к ответу:

«3» - учащийся в основном правильно отвечает на поставленный вопрос, но допускает некоторые ошибки в деталях, не знает или путается в терминологии;

«4» - учащийся в целом правильно отвечает на поставленный вопрос, знает терминологию, но испытывает затруднения в применении этих знаний в предлагаемой ситуации. Ответ носит характер заученного материала;

«5» - учащийся свободно владеет знаниями, умениями, навыками по теме, терминологией, связывает их с жизненными, историческими или литературными ситуациями. Умеет анализировать, логически рассуждать. Знания носят характер приобретенных в результате самостоятельной познавательной деятельности.

При изучении военно-патриотической тематики основное внимание обращаю на знание личностей, а не дат. Рассказывая об ордене Александра Невского, ученик должен демонстрировать знания о самом полководце. Говоря о победе на Куликовом поле, - знания о Дмитрии Донском, об отношении к нему православной Церкви, о его связи с другими светочами этого периода. Говоря о Суворове, Ушакове, Кутузове, Жукове и многих других полководцах, знать, что все эти военачальники были людьми высокодуховными (верующими), православными, а потому даже в тех ситуациях, сражениях, где перевес был на стороне противника, находили в себе силы и вдохновляли подчиненных на победу. О том, что российская традиция включает в себя не только советский период, а период более 1000 славных лет, в том числе и современный. Взять, к примеру, подвиг Псковских десантников близ селения Улус-Керт в Чечне, 2000 год… Целая рота, более 80-ти человек осознанно идет на самопожертвование в то время, когда большая часть их сверстников живет  беззаботно, в тепле и уюте – ведь по закону страна ни с кем не воюет, мир. Как же должно быть трудно в такое время идти на смерть! Но это уже тот период, когда наших солдат хотя бы перестали «обливать грязью» в СМИ. А в первую Чеченскую? Кругом измена, предательство, ложь и лицемерие. Сплошь и рядом дезертирство. Государственная власть готова идти на любые соглашения с бандитами и убийцами, лишь бы угодить Западу. А тысячи российских солдат чуть ли не брошены на произвол судьбы, не обучены, не воспитаны, плохо вооружены. Многие попадают в плен.… В этих условиях русский солдат Евгений Родионов сохранил свое имя, лицо, достоинство только потому, что не пошел на сделку с совестью, не изменил Вере, не снял крестик. Сними – и тут же придется делать следующий шаг, принять чужую веру, а потом и вовсе стать пособником бандитов, стрелять и мучить своих. Никто не знает, думал ли он об этом, как никто не знает, о чем думал А. Матросов, летчик Гастелло, каждый из 28 Панфиловцев и многие другие. Но в случае с Евгением именно Вера православная стала цементирующим стержнем и основой подвига нового православного святого мученика. И об этом  должны знать учащиеся, обучающиеся в Российской государственной или муниципальной школе. И вообще, образ русского, советского, российского солдата, памятники которому по всей Европе появились после второй мировой войны – ведь это же феноменально: «Страна, которую считали варварской, учит просвещенную Европу христианской любви и милосердию». Ведь это такое богатое наследие! Поэтому Гуманитарному праву учу, опираясь на русскую традицию, имеющую 1000-летнюю историю, на творения великого Суворова, но и уважая современные институты гуманитарного права.

Какими качествами должен обладать мужчина, женщина? Если мы на уроке будем делать ударение на комфорт, удовольствие, наслаждение и даже красоту, способствовать насаждению культа секса – это даже не тупик, это падение в пропасть, это мы проходили более 10 лет. А если на любовь, жертвенность, терпение, порядочность, … -  к этому нас призывает и история и память предков и христианская православная культура. Девушек надо готовить к семейной жизни, к труду, к рождению детей; мужчин (юношей) – к ответственности не только за себя, но и за семью, детей, за Отечество в целом. Если юноши будут иметь это качество – наркомания им не грозит. А если проводить уроки по вредным привычкам ради отрабатывания методики, не сообразуясь с целью – это только очередная популяризация вредных привычек, и даже не столько как вредных, а просто как существующий факт, от которого никуда не деться. Развивая свой опыт далее, я был вынужден внести определенные коррективы в программы 8 – 9 классов. Так как некоторые темы совершенно не отвечают ни русской, ни даже советской традиции, да и целесообразность их преподавания в рамках предмета ОБЖ не выдерживает никакой критики. В этих классах вместо тем по половому просвещению я ввел темы о традиционном отношении к здоровью, об отношении к здоровью, к болезни, о здоровье духовном и физическом. Я вообще считаю профессиональным преступлением преподавание таких тем лично или передачу их другим преподавателям - это деторастление. Не могу согласиться с бытующим утверждением: «Пусть он лучше об этом узнает в школе или от родителей…». Нет! Пусть он, если ему так этого хочется, узнает это где угодно, но только не от уважаемых людей. Более того, считаю, что если эту практику остановить невозможно, целесообразнее было бы предмет ОБЖ вообще изъять из программы вплоть до 9 класса.

Вместо темы «Психологические основы «выживания» введена тема «Нравственные основы поведения в чрезвычайных ситуациях».

Учащиеся должны иметь четкое представление о таких понятиях как дружба, товарищество, братство, любовь, стыд и совесть, достоинство и честь. Должны безошибочно отличать самоубийство из-за слабости духа от самопожертвования ради блага ближнего. На уроках все чаще не только из моих уст звучат такие понятия как грех, целомудрие, Бог. Основной акцент при изучении тем об основах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях делается на необходимость не только спасаться, но и ближних спасать.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру