Программа по Отечественной истории. Православная школа "Золотое крыльцо" г. Петродворец

1 год обучения (с 6 – ти лет).

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

                 В.А. Жуковский

Пояснительная записка.
Изучение курса истории начинается в раннем возрасте. Учитывая его нежность, отбор предлагаемого материала должен быть очень тщательным. Вся наша история жизнеутверждающая. Несмотря на кажущееся порой поражение, наше Отечество на переломных путях развития каждый раз находит силы для преодоления  внутреннего нестроения и внешней угрозы.

Важно донести до малых детей победительный дух нашей истории. Предваряет собственно историческое повествование работа по составлению генеалогического древа семьи каждого ученика. Своя история есть у любой семьи, и уважение к ней залог уважения к истории своего Отечества. На примере семьи легко донести до ребенка мысль о переплетении судеб семьи с историей Родины. "Творцами истории были прадеды, деды, созидают родители, следовательно, и я должен буду внести свою лепту", - вот важная идея курса.

Содержание программы.
35 уроков в году. (если есть возможность, весь курс можно повторить дважды и трижды, т.е. провести 64 или 96 уроков).
 
Тема: "Русский человек без родни не живет". (1 час)
Составление генеалогического древа семьи. Беседа о родителях, дедушках, бабушках. Семейные предания.

Тема: "Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия". (1 час)
Название Отечества. Столица Москва. Историческое название Святая Русь. Что такое святость. Георгий Победоносец – святой покровитель Москвы.

Тема: "Вот моя деревня, вот мой дом родной". (1 час)
В нашем случае – Санкт-Петербург. Петродворец. Твоя улица, происхождение названия. Святые, покровители твоего города: св. апостол Петр. Первое понятие о Спасителе и его учениках.

Тема: "Кто жил прежде на нашей земле". (1 час)
Древние славяне. Племя Русь. Славяне. Поляне. Древляне. Кривичи.  Их быт. Обычаи. Нравы.

Тема: "Откуда появились древние славяне и остальные народы". (1 час)
Понятие о творце, сотворении человека, грехопадении Адама и Евы, изгнание из Рая. Как вернуть утраченный Рай. Понятие Рай в душе: Авель и Каин.

Тема: " Потоп. Потомки Ноя". (1 час)
Понятие о развращении людей. Потоп. Ковчег. Радуга. Гора Арарат. Сим. Хам. Иафет.  Древние славяне – потомки Иафета.

Тема: "Обобщающая систематизация предыдущих шести уроков". (1 час)
Творец. Сотворение человека. Грехопадение. Изгнание из Рая. Как вернуть утраченный Рай. Потомки Ноя. Славяне – потомки Иафета. Племена: русь, древляне, поляне и т.д. Где они жили. Где мы живем. Святая Русь. Россия. Москва. Петербург (их небесные покровители). Моя улица, моя семья, и её история.

Тема: "Начало русского государства". (1 час)
Племя Русь. Рюрик, Синеус, Трувор. Малолетство Игоря. Вещий Олег. Князь Игорь. Могила Рюрика и первая столица нашего Отечества.

Тема: "Святая равноапостольная княгиня Ольга". (1 час)
Знакомство Прекрасы (Ольги) и Игоря. Сцена в лодке. Женитьба. Гибель Игоря. Месть Ольги. Осуждение мести. Крещение Ольги. Печаль Ольги (сын Святослав).

Тема: "Великий князь Святослав I". (1 час)
Воспитание Святослава. Храбрость его. Воздержанность. Военные подвиги. Разгром хазар, ясов, печенегов. Оставление Киева. Подвиг юноши, спасшего город. Мечта о новой столице. "Мертвые сраму не имут".

Тема: "Крещение Руси". (1 час)
Князь Владимир–язычник. Грехи человеческие. Слепота. Купель крещения. Прозрение. Понятие о преображении. Крещение как второе рождение. Крещение Руси. Добрые дела князя.

Тема: "Первые русские святые Борис и Глеб". (1час)
Дети Владимира. Неблагодарность Святополка. Смерть кн. Владимира. Убийство Бориса и Глеба. Их нежелание поднять меч на брата. Новый тип святости: страстотерпцы. Понятие о других видах святости: чудотворцы, бессребреники,  блаженные.

Тема: "Обобщающее повторение пройденного материала шести уроков".
Начало русского государства. Рюрик. Князь Игорь. Княгиня Ольга. Князь Святослав. Князь Владимир. Крещение Руси. Преображение. Первые русские святые Борис и Глеб.

Тема: "Ссоры князей. Поучение Владимира Мономаха". (1 час)
Понятие о междоусобице. Худой мир лучше доброй ссоры. Целование креста. Ослепление князя Василька. Поучение Мономаха.

Тема: "Житие святого мученика Андрея Боголюбского". (1 час)
Несчастия Руси от разделения на княжества. Желание Андрея Боголюбского объединить князей. Месть Якима. Новый тип святости: мученичество. Твой святой покровитель. Знаешь ли ты его житие? Житие, жизнь. В чем разница между этими словами.  

Тема: "Татары пришли по грехи наши". (1 час)
Татары. Кто они? Откуда. Подвиг Авдотьи Рязаночки (по мотивам русских баллад). Подвиг Евпатия Коловрата. Разорение Рязани Батыем. Мужество жителей Козельска.

Тема: "Россия покоренная". (1 час)
Покорение ряда русских городов. Муром. Гороховец. Чернигов. Суздаль. Владимир. Ростов. Ярославль. Разорение Киева. Унижение Ярослава II в шатре Батыя. Смирение Ярослава ради спасения оставшихся в живых подданных.

Тема: "Святой благоверный великий князь Александр Невский". (1 час)
Новгородское княжение. Вразумление новгородцев. Невская битва. Не в силе Бог, но в Правде. Сражение на Чудском озере с немецкими рыцарями. Первое понятие о католиках. Александр Невский – князь Новгорода, Южной Руси, Киева, Владимира. "Пример" брата. Александр Невский – ангел-хранитель Руси. Его смерть. "Закатилось солнце земли Русской!". Святой благоверный великий князь Александр Невский – покровитель нашего города.

Тема: "Возвышение Москвы". (1 час)
Митрополит Петр. Митрополит Алексей. Переезд в Москву кафедры митрополита. Иоанн Калита.

Тема: "Обобщающее повторение предыдущих шести уроков". (1 час)
Логическая цепь событий от междоусобиц до деятельности митрополитов Московских: "Худой мир лучше доброй ссоры". Осуждение мести, предательства. "Татары пришли по грехи наши". Авдотья Рязаночка. Мужество в терпении. "Не в силе Бог,  но в Правде". Стояние за Веру. (Александр Невский). Возвышение Москвы. Митрополиты Московские. Иоанн Калита.

Тема: "Поле Куликово". (1 час)
Преподобный Сергий. Благословение Дмитрия Донского. Иноки-воины. Поединок Пересвета с Челубеем. Покров матери Божией. Битва в день Рождества Пресвятой Богородицы. "Велик Бог  Христианский!". Димитровская суббота. Поминовение усопших, павших на поле Куликовом и всех воинов до сего дня.

Тема: "Освобождение Отечества". (1 час)
Иоанн III. Великая княгиня Софья. Ханская басма разорвана. "Странное" сражение. Стояние на реке Угре. Отечество освобожденное. Выводы: "Татары приходили по грехи наши". Понятие о каре Божьей.

Тема: "Нравы и обычаи наших предков после падения татарского ига".
Быт. Одежда. Кухня. Набожность. Желание принять ангельский образ перед смертью. Понятие о Схиме.

Тема: "Иоанн Васильевич грозный – первый русский царь". (1 час)
Детство Иоанна IV. Венчание на царство. Смысл царского служения (первое понятие). Выбор невесты. Женитьба на Анастасии. Правление Иоанна IV. Желание объединения Земли Русской под единым законным началом во избежание междоусобиц. Присоединение к России Казанского, Астраханского царства. Покорение Сибири.

Тема: "Смутные времена". (1 час)
Убийство царевича Димитрия (сын Иоанна IV) в Угличе. Время правления Бориса Годунова. Святость убиенного. Происхождение самозванца. Понятие "самозванец". Поведение поляков в покорившейся Москве. Второе упоминание о католиках. Убийство законного наследника Федора (сына Бориса Годунова). Понятие "смута". Смерть самозванца.

Тема: "Изгнание поляков". (1 час)
Подвиг патриарха Гермогена, Авраамия Палицына. Избрание царя. Иван Сусанин. Начало династии Романовых. Минин и Пожарский. Изгнание поляков. Скромность Михаила Романова. Благодарность Романовых  роду Сусанина.

Тема: "Обобщающее повторение предыдущих шести уроков". (1 час)
Преподобный Сергий. Димитрий Донской. Поле Куликово. 21 сентября н.с. Изгнание татар. Ханская басма разорвана. Иоанн IV.  Иоанн Грозный  - первый русский царь. Смысл царского служения. Смута. Убийство царевича Димитрия (Рюриковичи). Борис Годунов. Самозванец. Убийство законного наследника Федора (сана Бориса Годунова). Апогей смуты. Смерть самозванца. Патриарх Гермоген. Иван Сусанин. Династия Романовых. Минин и Пожарский. Изгнание поляков.

Тема: "Воссоединение Украины с Россией". (1 час)
Воссоединение Украины (отпавшей во время татарского ига) с Россией. Киев – мать городов русских. Малая Россия (Малороссия)  у края (Украина) Великой России. Запорожская сечь. Казаки. Богдан Хмельницкий. "Волим под царя восточного, православного!". Третье упоминание понятия "католики".

Тема: "Петр I Великий". (1 час)
Детство Петра. Петр I – преобразователь. Создание русского флота. Военные поражения и победы. Построение Петербурга. Апостол Петр – покровитель нашего города. (Второе упоминание).

Тема: "Екатерина II. Пугачевское восстание". (1 час)
Правление Екатерины II. Пугачевский бунт. "Господь наказал Россию через моё окаянство".
 
Тема: "Правление Павла I". (1 час)
"Мужицкий" царь. Ящик на Зимнем Дворце. Заговор. Коварное злодейство. Наказание убийц. Александр I. Легенда о Федоре Кузьмиче.

Тема: "Нашествие французов (двунадесяти языков)". (1 час)
"Поклонялись всему французскому Францией, и наказал нас Господь". Оставление Москвы. Побежденный победитель. Разгром армии Наполеона. Бородинская битва. Дата.

Тема: "Святые царские мученики и страстотерпцы Николай I, Александра,  Алексий, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия".  (1 час)
Семья царя Николая II. Взаимоотношения родителей и детей. Строгость воспитания. Скромность. I мировая война. Служение Отечеству всех членов Царской семьи. Октябрьский переворот. Предательство и богоотступничество нашего народа. Екатеринбургское злодейство. Чудеса царственных мучеников. Канонизация. Понятие о ней. 

Тема: "Вторая мировая война". (1 час)
Великая Отечественная война. Подвиг нашего народа. Подвиги детей. Ваша семья и Великая Отечественная война. Семейные предания. Разгром фашистской  Германии.

Тема: "Обобщающее повторение последних семи уроков". (1 час)
Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Петр I. Екатерина II. Пугачевский бунт. Правление Павла I. Злодейское убийство. Наказание убийц. Война с Наполеоном. Бородинская битва. Царь Николай II. Семья Романовых. I мировая война. Богоотступничество. Переворот. Убийство царственных мучеников. Чудеса царственных мучеников. Великая Отечественная война. Подвиг нашего народа. Разгром фашистской  Германии. Восстановление. Канонизация царственных мучеников.

Урок № 1

Тема: "Русский человек без родни не живет".Твоя семья и твои предки.
Цели: 1. Выяснить, знают ли дети полное имя и отчество своих родителей, дедушек, бабушек и т.д., фамилии ближайших родственников. 
2. Выяснить, знают ли дети, где они родились, где родились их родители, откуда родом дедушки и бабушки.
3. Научить составлять генеалогическое древо семьи.
4. Пробудить интерес к истории своей семьи, к жизни дедушек и бабушек.
5. Выяснить, знают ли дети, где и с кем работают их родители, кем были их дедушки и бабушки.
6. Воспитывать в детях любовь к родне, уважение к старшим.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Беседа о родителях, дедушках и бабушках.(15 минут).

Хором повторить пословицу: "Русский человек без родни не живет".

"Легко человеку, о котором говорят: "Только и родни, что лапти одни"

III. Составление дерева семьи (15 минут).
IV.  Домашнее задание (10 минут).
1. Попросить родителей помочь дорисовать древо.
2. Если родители не знают, как имя, отчество их бабушек и дедушек, то пусть поинтересуются у своих родственников, напишут письма родственникам в другие города (по необходимости).
3. Узнать, кем работают папы, мамы, кем были дедушка, бабушка.
4. Узнать, где родились родители, откуда родом бабушки и дедушки.
5. Принести фотографии, если есть, прабабушек, прадедушек.
6. Узнать семейные предания. Это задание выполняется и контролируется в течении I года обучения.
7. В семейных альбомах на первых страницах должны быть не внуки, а дедушки, бабушки, родители, тети, дяди.

Урок № 2

Тема:  "Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия …"
Цели:  1. Дать твердое о понятие названия "Отечество", о названии столицы нашей Родины, об историческом названии "Святая Русь".
2. Показать детям фотографии Москвы: Красную Площадь; Кремль; Собор Василия Блаженного.
3. Дать   понятие  о том,  почему наша Родина называлась Святая Русь (Святость на Руси была идеалом, к чему все стремились).
4. Дать первое понятие о том, что такое святость, кто такие святые.  Какой  святой покровитель Москвы? (Все объяснения на детском уровне).
5. Воспитывать в детях гордость за свое Отечество и любовь к нему.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (7-10 минут).
III. Объяснение нового материала "Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия…" (17 минут).

Россия – наша Родина.  Краткий рассказ о ее больших размерах.
Москва – наша столица.  Показ фотографий, картинок (Красная Площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного).
Знают ли дети, для чего стоят церкви?
Святая Русь – историческое название России.  Почему Святая?  Все стремились к святости.  Что такое святость?
Георгий Победоносец – святой покровитель Москвы.  А знаете ли вы своих небесных покровителей, своих святых?
Почему  никто не говорит: "Святая Америка или Святая Германия?" (святость для них не была идеалом, в массе своей народ не хотел уподобляться святым).  В Святой Руси святость – это идеал для всех.

IV. Запись в тетрадях: Россия.  Святая Русь. Москва – столица.  Святость. Святой Георгий Победоносец.
V. Повтор хором пословиц предыдущего урока: "Русский человек без родни не может".  "Только и родни, что лапти одни, и те порваны".
VI. Домашнее задание: Выучить записанные слова, новые сведения о семье (древо).

Урок № 3

Тема:  Санкт – Петербург.  Петродворец.  Петергоф.
Знаешь ли ты, где живешь?
Цели: 1. Систематизировать знание о месте своего проживания.
2. Выяснить, знают ли дети свой адрес, в честь кого названа улица, на которой они живут.
3. Повторить предыдущий материал.
4. Воспитывать в детях любовь к своему городу, к школе, к окружающему миру.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающее повторение (10 минут).
Мы живем в России.  Какой главный город?  Какие достопримечательности Москвы вы знаете?  Кто Святой Покровитель Москвы?  Кто ваш Святой Покровитель?
Как называется наша Родина?  Почему не говорят: "Святая Америка?"
Повторим хором: "Русский человек без родни не живет".  "Только и родни, что лапти одни".
IV. Изложение нового материала (15 минут). 

Предварительная  беседа с детьми.
1. Как называется город, в котором мы живем?
2. Как называется ваш район?
3. Кто основал наш город?
4. На какой реке стоит наш город?
5. В честь кого назван Санкт–Петербург, Петродворец?
6. Были ли вы на фонтанах?

Краткий рассказ о Петербурге, кем построен, трудности строительства, небесный Покровитель Царя Петра I (по рассказу Алексеева "Город на болоте").
V. Запись в тетрадях (10 минут).
Санкт – Петербург.   Св. Апостол Петр (первое понятие о Спасителе и его учениках).  Река Нева.  Балтийское море. Петродворец. Петергоф.  Улица Шахматова.
VI. Домашнее задание (3 минуты): Переписать к.р.,выучить, работа над древом.

Урок № 4

Тема:  Кто жил прежде на нашей земле?  (Древние славяне).
Цели: 1. Дать понятие о тех, кто проживал на нашей земле прежде нас, их  образ жизни (племена).
2. Дать первое понятие о карте.
3. Повторить пройденный на предыдущих уроках материал.
4. Учить детей любви и уважению к прошлому своего Отечества.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обзорное повторение предыдущего материала (5 минут).
Повторить хором: "Мы живем в России, на Святой Руси.
 
Столица наша – Москва. 
Ее небесный Покровитель – Св. Георгий Победоносец.
Моя семья живет в Петербурге.  Небесный Покровитель нашего города – Св. Апостол Петр.  Наш город строил Петр I.  Мы живем в Петродворце.  Моя улица ……(Каждый свою).  Петербург стоит на реке Неве у Балтийского моря".

IV. Изложение нового материала (15 минут). 
Знаете ли вы, что было прежде на месте Москвы, Петербурга?
Краткий рассказ о древних славянах (по книге Имимовой "История России в рассказах для детей"  Гл.: Славяне до 862 года христианского летоисчисления).  Показ картинок.
Как жили славяне: их обычаи, нравы, быт (что ели, во что одевались), их вера (идолы), племена.
V. Зарисовка карты в тетрадях (10 минут).

Днепр. Племена.Русь. Славяне. Поляне. Древляне. Кривичи.

VI. Домашнее задание : Повторить к.р. карту.  Перерисовать, написать названия племен.

Урок № 5

Тема:  Откуда появились древние славяне? Сотворение человека.  Адам и Ева. Изгнание из Рая.  Первые люди.
Цели:
1.  Дать понятие о Творце и о сотворении человека, о грехопадении.
2.  Дать возможность детям задуматься над вопросом: "А можно ли    вернуться в Рай?"
3.  Учить детей быть благодарными Создателю.
 
I Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Краткое повторение предыдущего материала (2 минут).
Повторить хором: "Русь.  Днепр, поляне, древляне, кривичи, вятичи". (По возможности слова и названия из предыдущего материала).
IV. Изложение нового материала (20 минут). 
Откуда появились древние славяне?

Предварительная беседа.

Подвести итоги:  Люди разделились на две половинки.  Одни забыли Бога, и придумали предка обезьяну, и ходят по воскресеньям в гости к своим предкам в зоопарк.  Другие помнят Бога и ходят по Воскресеньям в Храм Божий. 
Какой сейчас год на земле?  2000 от Рождества Христова.
Человечество, даже забыв Спасителя, время считает от его Рождества и седьмой день недели называется Воскресенье.  А почему?  Кто знает?  А про обезьяну, хотя многие в нее верят, человечество ничего в памяти не сохранило.  (Если кто-то слышал об эволюции, спросить у него, что появилось раньше: "Курица или яйцо?").

ИТАК:  Бог.  Господь. Сотворение Неба и Земли.  Сотворение Адама и Евы.  Запретный плод.  Изгнание из Рая.

Показ иллюстраций по Библии.
Можно ли вернуться в Рай?  Рай для чистых душ.  Про святых мы уже немного знаем.  Вот почему мы назывались Святой Русью.  Все страстно желали Рая.  Рай мы можем приблизить к Земле.  Царствие Небесное может быть внутри нас.  Мир, Любовь, Радость. 
V. Запись (7 минут).

Бог.  Господь.  Адам и Ева.  Рай в Эдеме.  Запретный плод.  Познание Добра и Зла.  Грехопадение.  Изгнание из Рая.  Рай в душе.

VI. Домашнее задание: 1 к.р. Переписать и выучить.

Урок № 6

Тема:  Потоп. Послепотопное человечество. Потомки Ноя: Сим, Хам, Иафет.
Цели:
  1. Дать понятие о развращении людей, о Потопе, послепотопном человечестве;
2. Дать понятие о Радуге как напоминании о том, что Потопа больше не будет;  
3. Дать понятие о передвижении людей и их распространении по Земле;
4. Воспитывать в детях боязнь греха.
 
I. Организационный момент (3 минуты).
II.Проверка домашнего задания (2 минуты).
III. Изложение нового материала (20 минут).

Развращение людей. Ной. Ноев Ковчег.
Ной строил 100 лет и предупреждал людей. (Показ иллюстраций)
Допотопные люди, забывшие Бога, стали похожими на обезьян (синантропы, пятикантропы и т.д.)

(Рассказ о парне, которого мать прятала от фронта. После 25 лет сидения в подвале он стал похож на животное. Рассказ об индийских "маугли". Т.е. дети должны понять, что человек, забывая Бога, быстро превращается в зверя. И наоборот: затворники в пещерах сияли, как Солнце, хотя тоже десятилетиями не видели людей, не разговаривали ни с кем, но, пребывая в молитве и в Богообщении, только совершенствовались, и стали Святыми).

Потомки Ноя: Сим, Хам, Иафет – прародители людей после Потопа.
Хамиты - негроидные народы, Сим – арабские и семитские, Мы – потомки Иафета, и европейцы тоже.  Таким образом, древние славяне – потомки Иафета. Они дошли до нашей земли.

(Фото: Ноев Ковчег с американского спутника, Комсомольская правда).
IV. Запись. (7 минут)
Ной. Ноев Ковчег. Потоп. Арарат. Сим, Хам, Иафет. Славяне – потомки Иафета.
V. Зарисовать ковчег. (10 минут).
Дети могут рисовать ковчег и во время рассказа. (Ковчег предварительно учитель рисует на доске).
VI. Домашнее задание: Нарисовать ковчег, запись к.р. переписать и выучить.


Урок № 7

Тема:  Обобщающая систематизация предыдущих шести уроков.
Цели:
1. Помочь ребенку выстроить в уме цепочку от Адама и Евы до сего дня (по пройденному материалу).
2. Учить уважать старших
3. Учить любви, благодарности Богу и страху Божьему.
4. Воспитывать в детях любовь к родной истории, родному городу, родным и близким.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Повтор предыдущего материала в логической последовательности (20-25 минут)
  
Вопросы к детям:
1. Кто сотворил Небо и Землю?
2. Как звали первых людей?
3. Где они жили?
4. Почему они покинули Рай?
5. Можно ли вернуть потерянный Рай?
6. Почему был Потоп?
7. Кто такой Ной?
8. Как звали его детей?
9. Чьи мы потомки?
10. Нарисуйте, как Вы представляете Рай? (Пока дети рисуют, можно     продолжить беседу).
11. Где жили древние славяне?
12. Назовите племена.
13. Где Вы сейчас живете?
14. Назовите столицу.
15. Повторить хором: Россия, Москва, Санкт-Петербург, река Нева, Петродворец, Петергоф, Балтийское море, Царь Петр I.
16. Кто небесные Покровители Москвы и Санкт-Петербурга?
17. Кто ваши небесные покровители?
18. Как зовут твою бабушку? Дедушку?
19. Почему мы назывались Святой Русью?
20. Что такое святость?
21. Кому мы должны быть благодарны за то, что есть Земля, на которой мы живем?
22. Будет ли потоп еще раз? (Радуга)
23. Может ли Господь наказать нас?
24. За что наказывает Господь? (Грех)
25. Любишь ли ты дедушку, бабушку, маму, папу? (Что значит "любить"?)
26. Как ты должен проявлять свою любовь? (Через послушание)
Когда дети закончат рисовать Рай, показать друг другу их рисунки.
Закончить урок показом старых картинок Москвы, (Кр. Площади, Кремля, Собора Василия Блаженного). Сказать, что Москва строилась по образцу Иерусалима (очень красивого города), который строился, как подобие Иерусалима Небесного, значит и Кремль наш нам напоминает о Рае.
IV. Домашнее задание: Закончить рисунок Рая.

Урок № 8

Тема:  Начало Русского государства.
Цели:  1. Дать понятие о начале Русского государства. Воспитывать уважение к родной истории.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Варяги-русь, Рюрик, Синеус, Трувор. В каких городах княжили. Маленький Игорь. Рассказ о вещем Олеге. (Показ картинок Васнецова "Песнь о вещем Олеге").
IV. Зарисовка в тетрадях ШЛЕМ, ДРОТИК. (Учитель  сначала рисует на доске).
V. Запись в тетрадках:
Варяги-русь. Синеус. Трувор. Рюрик. Княгиня Ольга. Вещий Олег. Князь Игорь.
VI. Домашнее задание:Повторить запись,закончить рисунок.


Урок № 9

Тема:   Святая Ольга.
Цель:
  1. Дать понятие о её правлении, о её преображении после крещения.
2.  Осудить месть.
3.  Воспитывать способность прощать.
4.  Воспитывать благородство (момент знакомства Игоря и Ольги в лодке на переправе).
Молитва

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (3 минуты).
III. Повторить пословицу: "Русский человек без родни не живет".
Новый материал.
Знакомство Прекрасы (Ольги) и Игоря. Женитьба. Гибель Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги (Елена). Печаль Ольги (сын Святослав).
IV. Зарисовка. Ольга и Игорь в лодке (по желанию).
V. Запись в тетрадках.
Прекраса. Ольга. Елена. Константинополь. Патриарх. Сын Святослав. Тризна по Игорю.
VI. Домашнее задание: Дорисовать рисунок, повторить запись, выучить.

Урок № 10

Тема:  Великий князь Святослав I (сын Ольги).
Цель:
1. Дать понятие о деятельности Святослава, его военных подвигах.
2.  Учить детей (мальчиков) мужеству, храбрости.
3.  Воспитывать любовь к Отечеству.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III.Новая тема "Великий князь Святослав I".
Сын Ольги Святослав. Воспитание. Храбрость его. Воздержанность. Строгость к себе. (Войлок-постель, подушка-седло, питьё-вода….).
Сравнение с сегодняшней рекламой мягких полотенец, подгузников и т. д. Воспитание неженок, капризных и требовательных. ( Ленор.)
В одежде почти не отличался от дружины. Любовь дружины к Святославу. Военные подвиги. Разгром хазарского каганата, ясов, касогов. Оставление Киева. Нападение печегов на Киев. Подвиг пятнадцатилетнего мальчика, спасшего Киев.  "Мертвые сраму не имут". Гибель Святослава. 
IV. Зарисовка. Кольчуга, шатер. Киев. Церкви - по        выбору.
V. Запись.
Князь Святослав I. Сын Ольги и Игоря. Хазария. Болгария. Печенеги.  Киев. Переяславец. Князь печенегов Курья.
VII. Домашнее задание: Запись к.р. – выучить и переписать, дорисовать рисунки.

Урок № 11

Тема:  Крещение русского народа. Князь Владимир.
Цели:
  1. Дать детям первое понятие о Крещении Руси и о самом крещении.
2. Дать понятие о грехах человеческих (на примере жизни Владимира – язычника).
3.  Дать понятие о Преображении души (на примере жизни князя Владимира).
4. Учить доброте (деятельность князя Владимира крещеного).
5. Воспитывать сострадание к бедным (князь Владимир после крещения).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новая тема (17 минут).

Крещение Руси. Князь Владимир-язычник. Его жизнь. Месть за брата. Крещение князя. Слепота. Прозрение. Осада Корсуни. Стрела Анастаса. Женитьба на Анне. Преображение Владимира. Добрые дела. Крещение русского народа в Днепре.

IV. Беседа (7минут).
Крещение – это второе рождение человека.
1 – Рождение от плоти
2 – Рождение от Воды и Духа Святого
Все ли крещены? Узнать от детей.
V. Зарисовка (во время рассказа).
Крещенская купель (с доски)
VI. Запись (7 минут).
Крещение Руси. Река Днепр. Киевляне. Греческая принцесса Анна. Крещенская купель. Слепота. Преображение души.
VIII.  Домашнее задание: Дорисовать рисунок, запись повторить, выучить слова.


Урок № 12

Тема:  Первые русские святые Борис и Глеб.
Цель:
  1.  Дать понятие о подвиге смирения.
2. Воспитывать в детях любовь к ближнему, любовь к братьям, сестрам.
3.  Воспитывать неприятие мести.
4. Вызвать в детских душах благородное негодование по поводу поступка Святополка Окаянного.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (15-20 минут).
Дети Владимира. Неблагодарность Святополка. Смерть князя Владимира. Убийство Бориса и Глеба. Их нежелание  поднять меч на брата. Русь явила новый тип святости (Страстотерпцы). Понятие о других видах святости (мученики, бессребреники, праведники). Ещё раз. Что же такое святость? Русь Святая? Почему?
IV. Зарисовка. (Св. Борис и Глеб)
V. Запись в тетрадку (10 минут)

Рюрик,Игорь,Ольга,Святослав, Владимир, Святополк, Борис, Глеб, Ярослав (не все сыновья)

VI.Домашнее задание: Дорисовать, переписать схему и выучить.

Урок № 13

Тема: Обобщающее повторение пройденного материала (за 6 уроков).
Цель:
1. Проверить запоминание имен и названий.
2.Вызвать в душе те же эмоции, которые были затронуты в детях во время предыдущих рассказов.
3. Воспитывать любовь к Отечеству.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающее повторение темы "Начало русского государства".

Жили-были древние славяне. Чем они занимались? Жили они племенами. Кто вспомнит хоть одно название?

Варяги Русь стали княжить.

Повторить хором: Синеус, Трувор, Рюрик.

У Рюрика был сын Игорь, когда он был маленьким, то за него правил тот, который погиб от укуса змеи.  Его звали … Олег. Игорь вырос и женился на той, которая перевозила в лодке, и бранила его за плохое поведение. Её звали … Прекраса. Когда Игоря убили  древляне, жена мстила им. Как? Потом Ольга крестилась с именем … Елена. У неё был сын, который завоевал Болгарию, он был храбрый, спал на земле. Как его звали? (Святослав), а у него был  сын, который крестил Русь на реке… Днепр.  Сын был злой, а потом крестился и стал добрым. Его звали Красно-Солнышко … Владимир. У Владимира были дети: плохой сын (Святополк),  и те, которые не захотели поднять руки на брата. Как их имена? Первые русские Святые?… Борис и Глеб.


IV. Запись в тетрадь.

Синеус. Трувор. Рюрик, Игорь, Ольга, (Вещий Олег), Святослав, Владимир, Святополк, Борис, Глеб, Ярополк Окаянный

Урок № 14

Тема:  Ссоры князей. Владимир Мономах  (Поучение).
Цели:
  1. Дать детям  понятие о междоусобице.
2. Учить детей не ссориться. ("Худой мир лучше доброй ссоры" "Лучше плохо помириться, чем хорошо поссориться")
3. Учить добру (на примере  Поучения, которое Владимир Мономах оставил детям).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала. (15 минут).
Ссоры князей. Поучение Мономаха.
Ослепление князя Василька. Владимир Мономах. Поучение. (Пусть не застанет Вас солнце в постели и т.д.)
IV. Зарисовка. (Рисуется во время рассказа, с доски).
Шапка Мономаха.
V. Запись.
Ссоры князей. Съезд князей. Мономах. Василька Ростиславич, Давид Игоревич. Целование креста. Ослепление Василька. Поучение Мономаха.
VI. Домашнее задание: Дорисовать рисунок, запись переписать, выучить имена.

Урок № 15

Тема:  Житие Андрея Боголюбского.
Цель:
  1. Дать понятие о Суздальском (Владимирском княжестве).
2. Дать понятие (вторично) о святых-мучениках.
3. Учить презирать предательство (казначей Анбал), осуждать месть.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новая тема: Житие святого мученика, князя Андрея Боголюбского.
Несчастие Руси от разделения на княжества. Желание князя Андрея объединить князей под своим началом. Месть Якима. Убийство Андрея Боголюбского. Новый тип святости – мученики. (Кто такие святые? Все ли могут быть святыми? Должен ли человек стремиться к святости? Вспомнить, почему мы были Святой Русью. А кто ваш святой? Знаете ли, его житие (мученик ли? Что такое житие, страстотерпец или праведник?).
IV. Зарисовка. (С доски или что-либо своё).
Палаты Андрея Боголюбского. Злодеи идут.
V. Запись.
Житие святого мученика Андрея Боголюбского. Месть. Предательство. Убиение. Владимир. Суздаль.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 16

Тема:  Нашествие татар. Разорение Рязани Батыем.
Цели:
  1.  Дать понятие о татарской орде, их быте, нравах.
2. Учить детей мужеству (на примере Авдотьи Рязаночки, Евпатия Коловрита).
3. Воспитывать гордость за свою историю, за свой народ (подвиг жителей Козельска).
4. Добиться понимания летописной строчки: "Татары пришли по грехи наши".

Молитва
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новый материал.

Нашествие татар.

Татары. Кто они? От куда? Их быт, нравы. Жестокость маленького Темучина (Чингисхана). Разорение Рязани. Евпатий Коловрат. Подвиг Авдотьи Рязаночки (по мотивам русских баллад). Мужество жителей Козельска.
Закрепление нового материала. Беседа о рассказанном.
IV. Зарисовка (во время рассказа, с доски).
Крепость Козельска или Рязани.
VI. Запись. Итоги.
Орда. Татаро-монголы. Чингисхан. Батый. Разорение Рязани. Евпатий Коловрат. Козельск. Авдотья Рязаночка.
VII. Домашнее задание: Закончить рисунок, повторить и выучить запись.
Текст баллады "Авдотья Рязаночка" в обработке В. Максимова, баллада "Братец да сестра" могут быть прочитаны на уроке рисования или во время еды. Желательно в этот день.

После окончания урока всем классом перед иконой помянуть Евпатия Коловрита, Авдотью, жителей Козельска. Приучить детей поминать всех, кто потрудился во Славу Отечества, кто сложил за него голову.

Урок № 17

Тема: Россия покоренная.
Цель:
1. Рассказать о покорении русских городов.
2. Дать понятие, что такое унижение.
3. Дать понятие, что такое смирение перед карой Божией.
4. Дать понятие искупления греха, очищения через унижение, смирение плоти.
5. Воспитывать мужество в условиях покорности.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III.Новый материал.

Россия покоренная.
Покорение ряда русских городов: Муром; Гороховец; Чернигов; Суздаль; Владимир; Ростов; Ярославль. Разорение Киева. Унижение Ярослава II в шатре Батыя. Смирение Ярослава Всеволодовича ради спасения оставшихся в живых поданных.
IV. Итоги. Зарисовка. (С доски)
Шатер татарский. Мурза. 
V. Запись.
Покоренные города: Муром, Гороховец, Чернигов, Суздаль, Владимир, Ростов, Ярославль, Киев. Унижение и смирение Ярослава Всеволодовича.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 18

Тема: Святой Александр Невский.
Цель:
1. Рассказать детям о подвигах Александра Невского на Неве и Чудском озере.
2. Рассказать детям о подвигах смирения А. Невского ради спасения Отечества.
3. Донести до детского сознания смысл изречения А. Невского: "Не в силе Бог, а в правде".
4. Воспитывать в детях мужество и терпение.
5. Воспитывать Веру.
Молитва.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала.
Святой благоверный великий князь Александр Невский. Новгородское княжение. Невская битва. Не в силе Бог, но в правде. Сражение на Чудском озере с немецкими рыцарями. Александр Невский – князь Новгорода, Южной Руси, Киева, Владимира. Пример брата. А.Невский – ангел-хранитель Руси. Смерть его. "Закатилось солнце земли Русской!". Святой благоверный великий князь А.Невский – покровитель нашего города.

IV. Итоги. Выводы:
1. Стоять за Веру на смерть.
2. Умение смирить себя, если не требуют отречения.
Александр Невский был непримирим к католикам, ливонским рыцарям, но мирился с татарами, которые пока не боролись с Верой нашей, и против которых у Руси не было ещё сил восставать. 
V. Зарисовка. (С доски)
А.Невский в шлеме, латах.
VI. Запись.
Святой благоверный великий князь Александр Невский. Невская битва со шведами. Сражение на Чудском озере. Левонские рыцари. Ангел-хранитель Руси. Покровитель Санкт-Петербурга.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 19

Тема: Возвышение Москвы. Митрополит Петр, митрополит Алексей.
Цель:
Рассказать о деятельности митрополитов Московских.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Митрополиты Петр и Алексей.
Переезд в Москву кафедры митрополита. Иоанн Калита. Рассказ об исполнении Тайдулы.
IV. Выводы.
V. Зарисовки.
VI. Запись.

Урок № 20

Тема: Обобщающее повторение предыдущих шести уроков.
Цель:
1. Восстановить в памяти логическую цепь событий, начиная от междоусобных войн до нашествия татар, включая деятельность митрополитов Московских.
2. Параллельно дать детям повторные уроки нравственности:
· "Худой мир лучше доброй ссоры".
· Осуждение мести; предательства.
· "Татары пришли по грехи наши".
· Воспитание мужества.
· Мужество в терпении.
· "Не в силе Бог, а в Правде".
· Воспитание веры.
  
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающие повторение пройденного материала.
Ссоры князей. Нашествие татар. Кто они? Откуда? Разорение Рязани. Подвиг Авдотьи Рязанки, Евпатия Коловрата. Покорение городов русских. Великий князь Александр Невский – ангел-хранитель Руси. Победы над шведами и немцами. Возвышение Москвы. Митрополиты Московский Петр и Алексей.
IV. Выводы:
1. Татары пришли по грехи наши;
2. Терпение наказания Божьего;
3. Не в силе Бог, а в Правде;
4. Стояние за Веру.
V. Запись.
Ссоры князей. Татары пришли по грехи наши. Разорение городов русских. Подвиг жителей Козельска. Святой Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Святители Московские.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, рисунок по пройденному материалу.

Урок № 21

Тема: Преподобный Сергий Радонежский. Поле Куликово.
Цель:
1. Познакомить детей с деятельностью преподобного Сергея Радонежского.
2. Рассказать о первой победе объединенных русских сил.
3. Учить доблести.
4. Донести мысль о Покровительстве Богородицы. (Куликовская битва 8 сент./21 сент. по н. ст.  в Рождество Пресвятой Богородицы).
5. Воспитание благодарности (Димитриевская суббота).

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа-повторение 6-ти уроков.
III. Изложение новой темы.
"Поле Куликово".
Преподобный Сергий. Князь Димитрий Донской. Троице-Сергиева Лавра. Благословение Сергия. Битва-поединок Пересвета с Челубеем. Покров Матери Божией. "Велик Бог христианский" (возглас Мамая). Димитровская суббота.
IV. Выводы:
1. Заступничество Владычицы Небесной. Покров Ее над Русью и Россией.
2. Первая победа объединенных сил – надежда на освобождение.
V. Показ картин Васнецова.
"Мамаево Побоище", "Поле Куликово". Зарисовка "Поединок Пересвета с Челубеем".
VI. Запись в тетради.
Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Ослябя. Пересвет. Поединок Пересвета с Челубеем. Поле Куликово. Святый благоверный князь Димитрий Донской.
VII. Домашнее задание: Рисунок закончить, запись повторить и выучить.

Урок № 22

Тема:  Освобождение Отечества  (Иоанн III).
Цель:
1. Рассказать о правлении Иоанна III; и о супруге его Софье.
2. Рассказать об уничтожении ханской басмы и о "странном сражении".
3. Воспитывать веру.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Освобождение Отечества. Иоанн III. Великая княгиня Софья. Ханская басма разорвана. Стояние на реке Угре. Отечество освобожденное.
IV.Зарисовка. (С доски)
Ханская басма с изображением хана. Спас на Болвановке.

V. Запись.
Иоанн III, княгиня Софья. Стояние на реке Угре. Спас на Болвановке.  Басма разорвана.

VI. Выводы. (10 минут).
1. Татарское иго – наказание за грехи.
2. Стараниями народ от греха очищался.
3. Необходимость терпения.
4. Покров Матери Божией над Россией.
VIII. Домашнее задание: Запись повторить и выучить, рисунок закончить.
     
Урок № 23

Тема: Нравы и обычаи наших предков после падения татарского ига.
Цель:
1. Дать детям представление о русской традиции, одежде, кухне.
2. Дать детям представление об обычаях, об отношении к иностранцам, к своему языку.
3. Рассказать о набожности русских. Дать понятие о схиме.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Нравы и обычаи наших предков. Одежда. Быт. Кухня. Набожность. Желание принять ангельский образ перед смертью. Схима.
IV. Зарисовать в тетрадях. Ковш, кубок, ферязь, сарафан, кокошник.
V. Беседа по пройденному материалу (6 минут).
1. Сколько может служить посуда (серебряная), одежда (шуба соболья)?
2. Нужна ли для жизни мода?
3. Разумно ли выбрасывать целую одежду? И т.д.
VI. Запись (5 минут). Шуба соболья. Тулуп. Косник. Кокошник, шитый жемчугом. Ферязь. Сарафан. Ковши. Калач. Перепеча. Принять ангельский образ. Схима. Рынды.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.


Урок № 24

Тема: Иоанн IV (Грозный) – первый русский царь.
Цель:
1. Дать понятие о венчании на Царство; объяснить, чем царь отличается от   людей (на детском уровне).
2. Упрочении России (Присоединение Казанского и Астраханского царств, Покорение Сибири).
3. Воспитывать в детях уважение к царской власти.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение новой  темы (20 минут).
Детство Иоанна IV. Венчание на Царство. Сущность обряда, смысл царского служения. Женитьба на Анастасии. Выбор невесты. Правление Иоанна IV. Присоединение к России Казанского, Астраханского царств. Начало покорения Сибири.
IV. Зарисовка. (С доски)
Царская невеста. Трон.
V. Беседа по пройденному материалу (6 минут).
1. В чем смысл царского служения?
2. Как упрочилась Россия?
VI. Запись (5 минут).
Первый русский царь Иоанн IV Грозный. Венчание на царство. Царевна Анастасия. Покорение Казанского, Астраханского царств. Начало покорение Сибири. Ермак. Упрочение Отечества при царе Иоанне Грозном.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.
  
Урок № 25

Тема: Смутное время.
Цель:
1. Дать понятие о смуте.
2. Рассказать коротко о смерти царевича Дмитрия.
3. Рассказать сжато (3-4 предложения) о правлении Бориса Годунова и убийстве законных наследников после Бориса Годунова.
4. Дать понятие, кто такой самозванец.
5. Воспитывать в детях понятие, что царская власть священна.
6. Рассказать о бедствиях России во время смуты.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение новой  темы (20 минут).

Смутное время на Руси.  Убийство царевича Дмитрия в Угличе.  Святость убиенного.  Правление Бориса Годунова.  Происхождение Самозванца.  Убийство законного наследника – Феодора.  Самозванец в Москве.  Поведение поляков в покорившейся Москве.  Смерть Самозванца.
IV. Беседа – закрепление (5 минут).
1. Что такое смута?
2. Можно ли безнаказанно убивать царя?
3. Кто такой самозванец?
4. Как вели себя жители Углича, когда узнали об убийстве законного наследника  - царевича Дмитрия? (Изловили убийцу за полчаса.  Соборность).
V. Зарисовка. (С доски)
Терем царский в Угличе.  Царевич Дмитрий на крыльце. Личина.
VI. Запись (5 минут).
Смутное время.  Святой царевич Дмитрий.  Углич.  Борис Годунов.  Польша.  Расстрига.  Самозванец.   Лжедмитрий.  Смерть Феодора – сына Бориса Годунова.   Поляки в Москве.  Личина.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.  

Урок № 26

Тема:   Изгнание поляков.
Цель:
  1.  Рассказать о подвиге патриарха Гермогена, Авраама Палицына.
2.  Рассказать о подвиге Ивана Сусанина.
3.  Рассказать о подвиге Минина и Пожарского.
4.  Воспитывать в детях восхищение славными подвигами наших предков.
5.  Воспитывать гордость за свою Отечественную историю.

I.  Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа. Повторение.  Рисунки.
III. Изложение новой  темы (20 минут).
Изгнание поляков.
Подвиг Патриарха Гермогена, Авраама Палицына.  Избрание нового царя.  Иван Сусанин.  Начало Династии Романовых.  Минин и Пожарский.  Изгнание поляков.  Скромность Романовых.
IV. Беседа – закрепление.
1. Что такое подвиг?
2.Почему мы не забываем людей, которые совершали подвиги ради спасения Отечества? 
V. Зарисовка. (С доски).
 
Грамоты Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. По выбору.

VI. Запись.
Подвиг Патриарха Гермогена, Авраама Палицына.  Подвиг Ивана Сусанина. Подвиг Минина.  Подвиг воеводы Пожарского.  Изгнание поляков.  Избрание царя Михаила Романова.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.  


Урок № 27

Тема: Обобщающее повторение 6-ти предыдущих уроков.
Цель:
  1. Восстановить  в  памяти логическую цепочку, начиная от Куликова поля до   окончания Смуты.
2.  Воспитывать понятие наказания народа за грехи.
        
3.  Воспитывать Страх Божий.
4.  Воспитывать Веру и упование на Бога.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа.  Повторение предыдущего урока.
III. Обобщающее повторение материала 6-ти предыдущих уроков (20 минут).
1. Кто такой преподобный Сергий?
2. Кто возглавил войско объединенное?
3. Дмитрий Донской.
4. В какой день было сражение? (21 сентября н.ст. Рождество Богородицы).
5. Кто участвовал в поединке? (Пересвет, Челубей).
6. Куликово поле.  Первая победа.
7. Окончательное  падение татарского ига.  Ханская басма порвана.  Странное сражение Иоанна III.
8. Русь освобожденная.  Обычаи и нравы.
9. Правление Иоанна IV.  Присоединение Казани, Астрахани, Сибири.
10. Иоанн Грозный – первый царь.
11. В чем смысл царского служения?
12. Когда бывает смута?
13. Убийство Св. царевича Дмитрия.  Святость – что это?
14. Кто такой Самозванец?
15. Что такое подвиг?
16. Имеем ли мы право забывать имена тех, кто их совершил?
17. Что сделал Иван Сусанин?
18. Подвиг Патриарха Гермогена, Авраамия Палицына.  Смерть Лжедмитрия.
19. Избрание нового царя.
20. Подвиг Минина, Пожарского.
21. Изгнание поляков.
22. Можно ли безнаказанно убивать царя?
Обобщающее повторение проходит в виде повторения отдельных эпизодов и вопросов.  Чередовать то и другое.
IV. Обобщающая запись.
Поле Куликово.  Преподобный Сергий.  Дмитрий Донской.  Басма порвана.  Конец татарского ига.  Иоанн Грозный.  Упрочнение Отечества.  Казанское, астраханское царство.  Покорение Сибири.  Убийство царевича Дмитрия.  Борис Годунов.  Смута.  Подвиг Ивана Сусанина.  Минин и Пожарский.  Избрание царя Михаила Романова.  Изгнание поляков.
Запись можно раздать, распечатав ее.
V. Домашнее задание: Запись выучить и переписать,рисунки любые, по выбору, по пройденному материалу.
 
Урок № 28

Тема:  Воссоединение Украины с Россией.
Цель:
  1.  Рассказать, как во время татарского ига Малая Россия оказалась под властью    поляков и Литвы (5-6 предложений).
2. Рассказать о Богдане Хмельницком, казаках.
3. Рассказать о воссоединении Украины с Россией.
4. Воспитывать в детях понимание, что украинские, белорусские и русские народы – едины. (Лучше плохо помириться, чем хорошо поссориться).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа – повторение.
III. Изложение нового  материала (20 минут).
Воссоединение Украины с Россией.  Киев – мать городов русских.  Утрата Малой России.  Украина (у края Великой Руси) во время татарского ига.  Запорожские казаки.  Богдан Хмельницкий.  "Волим  над царя восточного, православного!"  Воссоединение Украины с Россией.
IV. Беседа по пройденному материалу (5 минут).
V. Зарисовка. (С доски). Казаки. Одежда.  Булава.
VI. Запись (5 минут).
Малороссия.  Украина.  Окраина.  У края Великой Руси.  Захват Украины Литвой.  Киев – мать городов русских.  Гетман Богдан Хмельницкий.  Воссоединение Украины с Россией.  Запорожская Сечь.  Казаки.  Католики.
VII. Выводы (3 минуты):
1. Воссоединение  произошло  из-за   притеснения   православных   казаков   католиками Польши и Литвы.
2. Католики издавна хотели окатоличить Русь (Александр Невский и его победы  над католиками). 
VIII. Домашнее задание: Рисунок закончить, запись повторить и выучить.

Урок № 29

Тема:   Петр I Великий.
Цель:
1. Познакомить детей с преобразовательной деятельностью Петра I.
2.   Рассказать о Военных победах.
3. Воспитывать уважение к царской власти.
4. Воспитывать уважение к другим народам.
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут). Сперва перечитываем запись хором.  Всегда.
III. Изложение нового  материала (20 минут). Петр I Великий.  Детство Петра.  ПетрI – Преобразователь.  Нововведения.  Создание флота.  Военные победы.  Новая столица. 
IV. Беседа о Петре I.
1. В честь кого назван наш город?
2. Были ли вы в музеях, связанных с именем Петра I?
3. Были ли вы в Кронштадте?
4. Что означает название нашего города?  Петербург (город Петра) и Петергоф (двор Петра).
5. Все ли хорошо сделал Петр I?
V. Зарисовка. (С доски, во время рассказа и беседы).
Ботик Петра.  Камзол Петра I.  Треух.
VI. Запись в тетрадях.
Петр I Великий.  Преобразования.  Создание русского флота.  Война со шведами.  Полтавский бой.  Петербург – новая столица.  Апостол Петр – Покровитель нашего города.
VII. Домашнее задание: Дорисовать рисунки, запись переписать и выучить.
 


64 часа или 32 часа
1 раз в неделю = 32 часа
Если есть возможность, то 2 – 3 раза в неделю.
Материал тот же, но с повторением.

 

 

 


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру