Программа по Отечественной истории. Православная школа "Золотое крыльцо" г. Петродворец

1 год обучения (с 6 – ти лет).

Урок № 17

Тема: Россия покоренная.
Цель:
1. Рассказать о покорении русских городов.
2. Дать понятие, что такое унижение.
3. Дать понятие, что такое смирение перед карой Божией.
4. Дать понятие искупления греха, очищения через унижение, смирение плоти.
5. Воспитывать мужество в условиях покорности.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III.Новый материал.

Россия покоренная.
Покорение ряда русских городов: Муром; Гороховец; Чернигов; Суздаль; Владимир; Ростов; Ярославль. Разорение Киева. Унижение Ярослава II в шатре Батыя. Смирение Ярослава Всеволодовича ради спасения оставшихся в живых поданных.
IV. Итоги. Зарисовка. (С доски)
Шатер татарский. Мурза. 
V. Запись.
Покоренные города: Муром, Гороховец, Чернигов, Суздаль, Владимир, Ростов, Ярославль, Киев. Унижение и смирение Ярослава Всеволодовича.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 18

Тема: Святой Александр Невский.
Цель:
1. Рассказать детям о подвигах Александра Невского на Неве и Чудском озере.
2. Рассказать детям о подвигах смирения А. Невского ради спасения Отечества.
3. Донести до детского сознания смысл изречения А. Невского: "Не в силе Бог, а в правде".
4. Воспитывать в детях мужество и терпение.
5. Воспитывать Веру.
Молитва.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала.
Святой благоверный великий князь Александр Невский. Новгородское княжение. Невская битва. Не в силе Бог, но в правде. Сражение на Чудском озере с немецкими рыцарями. Александр Невский – князь Новгорода, Южной Руси, Киева, Владимира. Пример брата. А.Невский – ангел-хранитель Руси. Смерть его. "Закатилось солнце земли Русской!". Святой благоверный великий князь А.Невский – покровитель нашего города.

IV. Итоги. Выводы:
1. Стоять за Веру на смерть.
2. Умение смирить себя, если не требуют отречения.
Александр Невский был непримирим к католикам, ливонским рыцарям, но мирился с татарами, которые пока не боролись с Верой нашей, и против которых у Руси не было ещё сил восставать. 
V. Зарисовка. (С доски)
А.Невский в шлеме, латах.
VI. Запись.
Святой благоверный великий князь Александр Невский. Невская битва со шведами. Сражение на Чудском озере. Левонские рыцари. Ангел-хранитель Руси. Покровитель Санкт-Петербурга.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 19

Тема: Возвышение Москвы. Митрополит Петр, митрополит Алексей.
Цель:
Рассказать о деятельности митрополитов Московских.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Митрополиты Петр и Алексей.
Переезд в Москву кафедры митрополита. Иоанн Калита. Рассказ об исполнении Тайдулы.
IV. Выводы.
V. Зарисовки.
VI. Запись.

Урок № 20

Тема: Обобщающее повторение предыдущих шести уроков.
Цель:
1. Восстановить в памяти логическую цепь событий, начиная от междоусобных войн до нашествия татар, включая деятельность митрополитов Московских.
2. Параллельно дать детям повторные уроки нравственности:
· "Худой мир лучше доброй ссоры".
· Осуждение мести; предательства.
· "Татары пришли по грехи наши".
· Воспитание мужества.
· Мужество в терпении.
· "Не в силе Бог, а в Правде".
· Воспитание веры.
  
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающие повторение пройденного материала.
Ссоры князей. Нашествие татар. Кто они? Откуда? Разорение Рязани. Подвиг Авдотьи Рязанки, Евпатия Коловрата. Покорение городов русских. Великий князь Александр Невский – ангел-хранитель Руси. Победы над шведами и немцами. Возвышение Москвы. Митрополиты Московский Петр и Алексей.
IV. Выводы:
1. Татары пришли по грехи наши;
2. Терпение наказания Божьего;
3. Не в силе Бог, а в Правде;
4. Стояние за Веру.
V. Запись.
Ссоры князей. Татары пришли по грехи наши. Разорение городов русских. Подвиг жителей Козельска. Святой Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Святители Московские.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, рисунок по пройденному материалу.

Урок № 21

Тема: Преподобный Сергий Радонежский. Поле Куликово.
Цель:
1. Познакомить детей с деятельностью преподобного Сергея Радонежского.
2. Рассказать о первой победе объединенных русских сил.
3. Учить доблести.
4. Донести мысль о Покровительстве Богородицы. (Куликовская битва 8 сент./21 сент. по н. ст.  в Рождество Пресвятой Богородицы).
5. Воспитание благодарности (Димитриевская суббота).

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа-повторение 6-ти уроков.
III. Изложение новой темы.
"Поле Куликово".
Преподобный Сергий. Князь Димитрий Донской. Троице-Сергиева Лавра. Благословение Сергия. Битва-поединок Пересвета с Челубеем. Покров Матери Божией. "Велик Бог христианский" (возглас Мамая). Димитровская суббота.
IV. Выводы:
1. Заступничество Владычицы Небесной. Покров Ее над Русью и Россией.
2. Первая победа объединенных сил – надежда на освобождение.
V. Показ картин Васнецова.
"Мамаево Побоище", "Поле Куликово". Зарисовка "Поединок Пересвета с Челубеем".
VI. Запись в тетради.
Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Ослябя. Пересвет. Поединок Пересвета с Челубеем. Поле Куликово. Святый благоверный князь Димитрий Донской.
VII. Домашнее задание: Рисунок закончить, запись повторить и выучить.

Урок № 22

Тема:  Освобождение Отечества  (Иоанн III).
Цель:
1. Рассказать о правлении Иоанна III; и о супруге его Софье.
2. Рассказать об уничтожении ханской басмы и о "странном сражении".
3. Воспитывать веру.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Освобождение Отечества. Иоанн III. Великая княгиня Софья. Ханская басма разорвана. Стояние на реке Угре. Отечество освобожденное.
IV.Зарисовка. (С доски)
Ханская басма с изображением хана. Спас на Болвановке.

V. Запись.
Иоанн III, княгиня Софья. Стояние на реке Угре. Спас на Болвановке.  Басма разорвана.

VI. Выводы. (10 минут).
1. Татарское иго – наказание за грехи.
2. Стараниями народ от греха очищался.
3. Необходимость терпения.
4. Покров Матери Божией над Россией.
VIII. Домашнее задание: Запись повторить и выучить, рисунок закончить.
     
Урок № 23

Тема: Нравы и обычаи наших предков после падения татарского ига.
Цель:
1. Дать детям представление о русской традиции, одежде, кухне.
2. Дать детям представление об обычаях, об отношении к иностранцам, к своему языку.
3. Рассказать о набожности русских. Дать понятие о схиме.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Нравы и обычаи наших предков. Одежда. Быт. Кухня. Набожность. Желание принять ангельский образ перед смертью. Схима.
IV. Зарисовать в тетрадях. Ковш, кубок, ферязь, сарафан, кокошник.
V. Беседа по пройденному материалу (6 минут).
1. Сколько может служить посуда (серебряная), одежда (шуба соболья)?
2. Нужна ли для жизни мода?
3. Разумно ли выбрасывать целую одежду? И т.д.
VI. Запись (5 минут). Шуба соболья. Тулуп. Косник. Кокошник, шитый жемчугом. Ферязь. Сарафан. Ковши. Калач. Перепеча. Принять ангельский образ. Схима. Рынды.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.


Урок № 24

Тема: Иоанн IV (Грозный) – первый русский царь.
Цель:
1. Дать понятие о венчании на Царство; объяснить, чем царь отличается от   людей (на детском уровне).
2. Упрочении России (Присоединение Казанского и Астраханского царств, Покорение Сибири).
3. Воспитывать в детях уважение к царской власти.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение новой  темы (20 минут).
Детство Иоанна IV. Венчание на Царство. Сущность обряда, смысл царского служения. Женитьба на Анастасии. Выбор невесты. Правление Иоанна IV. Присоединение к России Казанского, Астраханского царств. Начало покорения Сибири.
IV. Зарисовка. (С доски)
Царская невеста. Трон.
V. Беседа по пройденному материалу (6 минут).
1. В чем смысл царского служения?
2. Как упрочилась Россия?
VI. Запись (5 минут).
Первый русский царь Иоанн IV Грозный. Венчание на царство. Царевна Анастасия. Покорение Казанского, Астраханского царств. Начало покорение Сибири. Ермак. Упрочение Отечества при царе Иоанне Грозном.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.
  
Урок № 25

Тема: Смутное время.
Цель:
1. Дать понятие о смуте.
2. Рассказать коротко о смерти царевича Дмитрия.
3. Рассказать сжато (3-4 предложения) о правлении Бориса Годунова и убийстве законных наследников после Бориса Годунова.
4. Дать понятие, кто такой самозванец.
5. Воспитывать в детях понятие, что царская власть священна.
6. Рассказать о бедствиях России во время смуты.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение новой  темы (20 минут).

Смутное время на Руси.  Убийство царевича Дмитрия в Угличе.  Святость убиенного.  Правление Бориса Годунова.  Происхождение Самозванца.  Убийство законного наследника – Феодора.  Самозванец в Москве.  Поведение поляков в покорившейся Москве.  Смерть Самозванца.
IV. Беседа – закрепление (5 минут).
1. Что такое смута?
2. Можно ли безнаказанно убивать царя?
3. Кто такой самозванец?
4. Как вели себя жители Углича, когда узнали об убийстве законного наследника  - царевича Дмитрия? (Изловили убийцу за полчаса.  Соборность).
V. Зарисовка. (С доски)
Терем царский в Угличе.  Царевич Дмитрий на крыльце. Личина.
VI. Запись (5 минут).
Смутное время.  Святой царевич Дмитрий.  Углич.  Борис Годунов.  Польша.  Расстрига.  Самозванец.   Лжедмитрий.  Смерть Феодора – сына Бориса Годунова.   Поляки в Москве.  Личина.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.  

Урок № 26

Тема:   Изгнание поляков.
Цель:
  1.  Рассказать о подвиге патриарха Гермогена, Авраама Палицына.
2.  Рассказать о подвиге Ивана Сусанина.
3.  Рассказать о подвиге Минина и Пожарского.
4.  Воспитывать в детях восхищение славными подвигами наших предков.
5.  Воспитывать гордость за свою Отечественную историю.

I.  Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа. Повторение.  Рисунки.
III. Изложение новой  темы (20 минут).
Изгнание поляков.
Подвиг Патриарха Гермогена, Авраама Палицына.  Избрание нового царя.  Иван Сусанин.  Начало Династии Романовых.  Минин и Пожарский.  Изгнание поляков.  Скромность Романовых.
IV. Беседа – закрепление.
1. Что такое подвиг?
2.Почему мы не забываем людей, которые совершали подвиги ради спасения Отечества? 
V. Зарисовка. (С доски).
 
Грамоты Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. По выбору.

VI. Запись.
Подвиг Патриарха Гермогена, Авраама Палицына.  Подвиг Ивана Сусанина. Подвиг Минина.  Подвиг воеводы Пожарского.  Изгнание поляков.  Избрание царя Михаила Романова.
VII. Домашнее задание: Запись в тетрадь, рисунок.  


Урок № 27

Тема: Обобщающее повторение 6-ти предыдущих уроков.
Цель:
  1. Восстановить  в  памяти логическую цепочку, начиная от Куликова поля до   окончания Смуты.
2.  Воспитывать понятие наказания народа за грехи.
        
3.  Воспитывать Страх Божий.
4.  Воспитывать Веру и упование на Бога.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа.  Повторение предыдущего урока.
III. Обобщающее повторение материала 6-ти предыдущих уроков (20 минут).
1. Кто такой преподобный Сергий?
2. Кто возглавил войско объединенное?
3. Дмитрий Донской.
4. В какой день было сражение? (21 сентября н.ст. Рождество Богородицы).
5. Кто участвовал в поединке? (Пересвет, Челубей).
6. Куликово поле.  Первая победа.
7. Окончательное  падение татарского ига.  Ханская басма порвана.  Странное сражение Иоанна III.
8. Русь освобожденная.  Обычаи и нравы.
9. Правление Иоанна IV.  Присоединение Казани, Астрахани, Сибири.
10. Иоанн Грозный – первый царь.
11. В чем смысл царского служения?
12. Когда бывает смута?
13. Убийство Св. царевича Дмитрия.  Святость – что это?
14. Кто такой Самозванец?
15. Что такое подвиг?
16. Имеем ли мы право забывать имена тех, кто их совершил?
17. Что сделал Иван Сусанин?
18. Подвиг Патриарха Гермогена, Авраамия Палицына.  Смерть Лжедмитрия.
19. Избрание нового царя.
20. Подвиг Минина, Пожарского.
21. Изгнание поляков.
22. Можно ли безнаказанно убивать царя?
Обобщающее повторение проходит в виде повторения отдельных эпизодов и вопросов.  Чередовать то и другое.
IV. Обобщающая запись.
Поле Куликово.  Преподобный Сергий.  Дмитрий Донской.  Басма порвана.  Конец татарского ига.  Иоанн Грозный.  Упрочнение Отечества.  Казанское, астраханское царство.  Покорение Сибири.  Убийство царевича Дмитрия.  Борис Годунов.  Смута.  Подвиг Ивана Сусанина.  Минин и Пожарский.  Избрание царя Михаила Романова.  Изгнание поляков.
Запись можно раздать, распечатав ее.
V. Домашнее задание: Запись выучить и переписать,рисунки любые, по выбору, по пройденному материалу.
 
Урок № 28

Тема:  Воссоединение Украины с Россией.
Цель:
  1.  Рассказать, как во время татарского ига Малая Россия оказалась под властью    поляков и Литвы (5-6 предложений).
2. Рассказать о Богдане Хмельницком, казаках.
3. Рассказать о воссоединении Украины с Россией.
4. Воспитывать в детях понимание, что украинские, белорусские и русские народы – едины. (Лучше плохо помириться, чем хорошо поссориться).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
Беседа – повторение.
III. Изложение нового  материала (20 минут).
Воссоединение Украины с Россией.  Киев – мать городов русских.  Утрата Малой России.  Украина (у края Великой Руси) во время татарского ига.  Запорожские казаки.  Богдан Хмельницкий.  "Волим  над царя восточного, православного!"  Воссоединение Украины с Россией.
IV. Беседа по пройденному материалу (5 минут).
V. Зарисовка. (С доски). Казаки. Одежда.  Булава.
VI. Запись (5 минут).
Малороссия.  Украина.  Окраина.  У края Великой Руси.  Захват Украины Литвой.  Киев – мать городов русских.  Гетман Богдан Хмельницкий.  Воссоединение Украины с Россией.  Запорожская Сечь.  Казаки.  Католики.
VII. Выводы (3 минуты):
1. Воссоединение  произошло  из-за   притеснения   православных   казаков   католиками Польши и Литвы.
2. Католики издавна хотели окатоличить Русь (Александр Невский и его победы  над католиками). 
VIII. Домашнее задание: Рисунок закончить, запись повторить и выучить.

Урок № 29

Тема:   Петр I Великий.
Цель:
1. Познакомить детей с преобразовательной деятельностью Петра I.
2.   Рассказать о Военных победах.
3. Воспитывать уважение к царской власти.
4. Воспитывать уважение к другим народам.
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут). Сперва перечитываем запись хором.  Всегда.
III. Изложение нового  материала (20 минут). Петр I Великий.  Детство Петра.  ПетрI – Преобразователь.  Нововведения.  Создание флота.  Военные победы.  Новая столица. 
IV. Беседа о Петре I.
1. В честь кого назван наш город?
2. Были ли вы в музеях, связанных с именем Петра I?
3. Были ли вы в Кронштадте?
4. Что означает название нашего города?  Петербург (город Петра) и Петергоф (двор Петра).
5. Все ли хорошо сделал Петр I?
V. Зарисовка. (С доски, во время рассказа и беседы).
Ботик Петра.  Камзол Петра I.  Треух.
VI. Запись в тетрадях.
Петр I Великий.  Преобразования.  Создание русского флота.  Война со шведами.  Полтавский бой.  Петербург – новая столица.  Апостол Петр – Покровитель нашего города.
VII. Домашнее задание: Дорисовать рисунки, запись переписать и выучить.
 


64 часа или 32 часа
1 раз в неделю = 32 часа
Если есть возможность, то 2 – 3 раза в неделю.
Материал тот же, но с повторением.

 

 

 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру